Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-22 | 310 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Социально-перцептивное предвидение предполагает, с одной стороны развитые перцептивные свойства, позволяющие составить основания для прогнозирования, с другой — наличие в памяти эталонов восприятия и определенных классификационных схем. Значит, одним из возможных путей актуализации способности к социально-перцептивному предвидению может быть развитие наблюдательности как одного из свойств сенсорной организации человека. В диссертационном исследовании Е. К. Чераневой [233], выполненном под нашим руководством, проверялась гипотеза о влиянии целенаправленного развития наблюдательности студентов на развитие их способности к социально-перцептивному предвидению. Проводился тренинг наблюдательности, разработанный Л. А. Регуш [181]. В качестве оснований для таких предвидений выступает восприятие лицевой экспрессии, поэтому до и после тренинга наблюдательности замерялись умения студентов «читать» эмоции по лицу человека, а также исследовались их прогнозы о речевых высказываниях сокурсников в ситуациях, содержащихся в тестах С. Розенцвейга. В исследовании приняли участие студенты 4 курса, 150 человек.
Для проверки умения читать эмоции по лицу использовался тест на чувствительность к значениям выражения лица (The Facial Meaning Sensitive Test (FMST)).
Он состоит из 30 фотографий, на которых изображено лицо девушки, отражающее переживание 10 эмоций с различной степенью интенсивности. Для различения степени интенсивности той или иной эмоции, нужно проявить свою способность к видению в динамике эмоций, переживание которых отражается в лицевой экспрессии. На фотографиях были изображены следующие эмоции: счастье, грусть, удивление, гнев, страх, презрение, отвращение, интерес, решительность, смущение.
|
Под влиянием тренинга достоверные сдвиги в сторону положительных значений произошли в способности оценивать эмоции презрения, интереса и решительности. Презрение и решительность относятся к эмоциям, распознавание которых опирается как на мимические, так и на пантомимико-соматические эталоны восприятия. Поэтому они опознаются успешнее. Развитие умений читать эти эмоции говорит о том, что в результате развития наблюдательности повысилась чувствительность к мимическим проявлениям при восприятии другого человека. Улучшение чтения эмоции интереса, по нашему мнению, связано с уменьшением «ошибки тождества» и переструктурированием основных социально-перцептивных эталонов.
Мимические проявления интереса студенты в основном «путали» с мимическими проявлениями радости. Положительные изменения в чтении эмоций грусти, удивления, страха, гнева и отвращения после тренинга не являются статистически достоверными и их можно рассматривать только как тенденцию к повышению. На возможность дальнейшего совершенствования умения читать эмоции по лицу указывает и тот факт, что по завершении тренинга студенты выразили желание совершенствовать полученные знания и навыки.
Анализ индивидуальных показателей студентов позволил сделать вывод о том, что после тренинга профессиональной наблюдательности произошли достоверные положительные изменения в умении чтения эмоций по лицу (р £ 0,01). Доказательством этому служит также и то, что количество студентов с высоким уровнем данного умения (выше 19 баллов) увеличилось более, чем в два раза (10 человек до тренинга и 21 – после тренинга).
Среди качественных изменений наиболее ярко прослеживаются четкая дифференциация по эмоциям предъявляемых фотографий и уменьшение количества ответов, отражающих недифференцированный характер восприятия. При этом уменьшилось количество ошибок, связанных с «путаницей эмоций». Отмечено также повышение скорости чтения эмоций по лицу: при первом предъявлении методики среднее время выполнения составило 12,5 мин, после тренинга, при повторном предъявлении – 9,3 мин. Как известно, оперативность и дифференцированность социальной перцепции с опорой на существенные признаки значительно повышают эффективность социально-перцептивного предвидения.
|
Динамика результатов, которые показали студенты при чтении эмоций по лицу, обозначена на графике, представленном на рис. 3. На оси абсцисс графика находятся названия эмоций, которые требовалось распознать по предъявленным фотографиям, а на оси ординат – средние значения по группе (в баллах) при опознании каждой эмоции. Наиболее ярко изменения прослеживаются в умении чтения эмоций презрения, интереса, решительности. Можно сказать, что изменения социальной перцепции, наблюдаемые после тренинга наблюдательности, обусловлены изменением структуры и обобщенности социально-перцептивных эталонов восприятия.
Другим показателем развития способности к социально-перцептивному предвидению явились прогнозы студентов о речевых высказываниях сокурсника, которого они хорошо знают.
В качестве объекта анализа выступали интонационные характеристики речевых реакций на ситуации теста С. Розенцвейга. Мера их совпадения у прогнозиста и того человека, в отношении которого строился прогноз, позволяла говорить о точности прогноза.
У студентов, прошедших тренинг, показатели способности к предвидению интонационных характеристик речи изменились в лучшую сторону у 55,7% студентов (44 человека).
Отсутствие изменений в точности прогнозов после тренинга наблюдалось у 20,25% студентов. У 24,05% испытуемых (19 человек) показатель умения предвидеть интонационные изменения речи уменьшился. Отрицательный сдвиг возможен в силу того, что после тренинга студенты предсказывали ответы менее знакомого человека, чем до тренинга. Наличие почти 50% студентов, имеющих нулевой или отрицательный результат позволяет усомниться в обусловленности успешности социально-перцептивного предвидения только таким механизмом как проекция, т. е. перенос своего ответа на ответ другого. Возможно, на результат предвидения в процессе социальной перцепции оказывает влияние идентификация субъекта с объектом восприятия, что тоже будет способствовать точности предвидения. Аналогичные данные получены в исследовании Л. В Лежниной [125], которая проверяла влияние тренинга наблюдательности на точность эмпирических прогнозов и также использовала в качестве стимульного материала для построения прогнозов ситуации из теста С. Розенцвейга. Корреляционная связь между результатами наблюдательности и точностью прогнозов выражена величиной коэффициента корреляции 0,51, что соответствует значимости р < 0,01.
|
Таким образов, в цикле проведенных нами работ удалось доказать, что в педагогической деятельности широко используются эмпирические прогнозы, качество которых зависит от уровня развития социально-перцептивных способностей действующих и будущих педагогов. Во-вторых, нами разработаны и внедрены в практику профессиональной подготовки будущих педагогов тренинги по развитию наблюдательности, которые служат основанием для развития способности к социально-перцептивному предвидению.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!