Философская система и метод Г. Гегеля. Понятие абсолютной идеи, ее смысл, мировоззренческое значение, основные формы проявления. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Философская система и метод Г. Гегеля. Понятие абсолютной идеи, ее смысл, мировоззренческое значение, основные формы проявления.

2017-11-28 675
Философская система и метод Г. Гегеля. Понятие абсолютной идеи, ее смысл, мировоззренческое значение, основные формы проявления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Им была создана система предельно рационального объективного рационализма. Главное в его творчестве – диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные, и духовные явления. В ходе саморазвития мировой разум проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного (простого) к конкретному (сложному) состоянию. «Клеточкой» абсолютной идеи является понятие как непосредственный источник всех конкретных вещей, их духовный стержень. В теоретической системе Гегеля исходным является принцип тождества мышления, сознания и бытия. Мир представляет собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Философская система состоит из трех частей: логика (развитие идеи в собственном лоне), философия природы (раскрытие идеи в форме вещей и процессов) и философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества). Логика – диалектический метод мышления и законы развития действительности. Бытие – некий зачаточный акт движения абсолютной идеи, как по сути дела чистое ничто. Бытие обретает количество и качество. Единство качества и количества есть мера, за пределами которой происходит разрушение предмета. Развитие есть органическое единство постепенных (количественных) и скачкообразных, резких (качественных) изменений. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник (импульс) развития. Действительность – единство сущности и многообразия всего реально существующего. Понятие природы имеет три ступени развития: механика, физика и органика. Уделом природы является не развитие, а всего лишь развертывание в пространстве присущего ей разнообразия. Философия Гегеля весьма противоречива и непоследовательна. Новое порождается только в сфере Духа. В учении о субъективном духе Гегель рассматривал такие вопросы как физиология человека, соотношение души и тела и т.д. Важнейшее свойство духа – свобода, состояние творчества. В учении об объективном духе философ дал анализ таким проявления, как семья, право, нравственность, государство. Весьма важное место занимает учение о развитии всемирной истории. История – это процесс в сознании свободы, развитие Духа во времени. Важнейшие ступени мировой истории: восточный, греческий, римский и германский миры. В учении об абсолютном Духе Гегель рассмотрел искусство, религию и философию как важнейшие формы общественного сознания. Искусство – воплощение идеи в чувственном образе, органическое единство формы и содержания. Задача философии – вскрывать всеобщее в получаемых знаниях о мире. Философия Гегеля стала «душой» марксизма как теории единства и развитии мира, познания и революционного преобразования общества.

 

9.Антропологический материализм Л. Фейербаха, его исходные принципы, идеи, содержание и значение.

Наиболее последовательным отрицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Фейербаха. Его философия называется антропологическим материализмом, основным предметом был реальный живой человек и рассматривал его с материалистической позиции. Цель философии – возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Человек – это неотъемлемая часть природного мира и его существование с комплексом наук: физиология, психология, история. Антропологический принцип означает рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы. Антропологизм в философии – это тесное единство человека и окружающей его природы, восприятие человека как венца, посредством которого природа узнает и познает себя. Главная задача антропологии – научное объяснение человека, взятого в единстве тела и души. Окружающая среда – единственная реальность, а человек – продукт, завершение эволюции. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени. Все в ней находится во взаимосвязи. Природа познается человеком, а особую роль играют органы чувств и ощущения. Сущность человека он сводил к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизменны во времени. Религия – проявление слабости человека пред природными и социальными силами. Основой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабости человека. Религиозное чувство неискоренимо, оно имеет глубокие психологические корни: неудовлетворенные желания человека и переживания в связи с этим. Стремление к Богу есть выражение желания преодолеть свои слабости и несовершенства. Бог – идеал и духовная опора человека. Фейербах пытался разработать религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Любовь – это альтруизм, подлинное самоотречение во имя другого человека. Фейербах надеялся, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Однако Фейербах не сумел далеко пойти в развитии основ философского материализма, не смог разработать фундаментальные учения об общественной жизни и развитии всемирной истории.

 

10. Принципиально новым явлением общественной мысли 19 столетия стал марксизм. Марксизм зарождался как теоритическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всемирно-исторической миссии (призвание, роль). Теоретическим стержнем марксизма явилось всестороннее обоснование неизбежности исторической гибели капитализма как общественного строя и утверждения в будущем новой общественно-экономической формации – коммунизма. К числу социально-экономических предпосылок возникновения марксизма относится утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран, что стало подлинной революцией во всем укладе общественной жизни. Основатели марксистского учения Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечали, что буржуазия как класс собственников сыграла в истории человечества «чрезвычайно революционную роль». Это роль проявилась еще и в том, что она произвела на свет пролетариат – класс наемных работников, который по природе своей призван создать социально справедливое общество (коммунизм). Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось основной социальной предпосылкой возникновения марксизма. К началу 40-х г прошлого века рабочие ряды европейских стран в целях борьбы с буржуазией стали создавать проф-е и иные союзы. В среде рабочих появились полит-е требования. Возникли зародыши первых полит-х партий пролетариата, что свидетельствовало о значительном росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоритическим ответом на те вопрос, которые были поставлены рабочим движением и передовой общест-й мыслью. Кроме соц-эконом-х имели место и идейные предпосылки возникновения марксизма. В.И. Ленин отмечал, что Маркс явился «продолжателем и гениальным завершителем трех гл. идейных течений 19 века, принадлежащим трем наиболее передовым странам человечества: класс-й нем. фил-и, класс-й англ. полит-й экономии и франц.-го социализма». Эти идейные течения и явл-ся тремя непосредственными идейными источниками марксизма. Марксизм формировался путем усвоения традиций нем.класс-й фил-и. Переработка этой фил-и Марксом и Энгельсом означала сохр-е и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в кач-ве теории развития всего сущего и способа фил-го мышления. Основатели марксизма считали его свои учителем и подчеркивали революционное значение метода его фил-и. Т.к. гегелевская диалектика развивалась в идеалистической, весьма абстрактной и мистической форме, то делом Маркса и Энгельса стало придание диалектике естественной формы – теории развития и метода мышления, применимых к объективному исследованию природы, общества и чел-го мышления. «…Спустится из мира мысли в действительный мир» - такую задачу ставил себе Маркс, разрабатывая собственную фил-ю систему. Важной составляющей марксизма стала материалистическая диалектика. Она есть, по опр. Ленина «душа марксизма», его научный метод. Освобожденная от мистики гегельянщины, она стала в марксизме основным орудием мышления. В марксизме диалектика была применена прежде всего для исследования противоречивой логики развития чел-й истории. Важнейшим в материалистической диалектике явл-ся такие ее принципы, как связь всего со всем, противоречивость всего сущего. Вторым важнейшим завоеванием нем-й класс-й фил-и основатели марксизма считали материализм Л. Фейербаха. Это мировоззрение проявилось в учении нем-го философа о природе и человеке. Его фил-я носила «трезвый» характера и тем самым противостояла «пьяной» гегелевской мистике. В материализме Фейнрбаха не осмысливался вопрос о необходимости революционно-практического преобразования соц. среды в интересах чел. И сам чел. рассматривался Фейрбахом как страдающее существо, а не как деятельный субъект истории. Взяв из фил-и Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исх. принципа исследования совокупностей общественной жизни. Сформулировав и проанализировав понятие «общественное бытие» как реальный процесс жизни люде, основоположники марксизма создали «исторический материализм». Материальное производство было взято ими в кач-ве субстанции (основы) всей чел-й истории, «ключа» к пониманию ее «тайн». Ограниченно соединив диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, Маркс и Энгельс создали новый тип фил-и – диалектический и исторический материализм. Основное предназначение своего творчества классики марксизма видели в том, чтобы максимально способствовать практическому решению наиболее актуальных проблем общественной жизни, ее преобразованию на началах гуманизма. К числу теорет-х предпосылок возникновения марксизма относится также англ-я полит-я экономия(А.Смит, Д.Рикардо). Эти ученые внесли большой вклад в осмысление роли труда и материального производства в общественной жизни. Изучение Марксом и Энгельсом работ анг-х экономистов позволило им глубже и полнее развить материалистическое понимание чел-й истории. Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всего – франц-му в лице Ш.Фурье и К.Сен-Симона. В нем присутствовала острая и всесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности. В рамках соц-х учений была осмыслена идея коммунизма как некоего идеального общества. Опираясь на теор-й потенциал социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса как «могильщика» капитализма. Рабочий класс по природе своей призван преодолеть отчуждение чел, осуществить соц. революцию и создать соц. справедливое общество. Таким образом, марксизм стал продолжением и развитием передового теоритического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли. В истории марксизма можно выделить две крупные ступени: первая (до 1848) – становление марксизма, формирование его исходных принципов и базовых идей, или «ранний» марксизм; вторая (после 1848) – это развертывание данной теории вширь и вглубь, или «поздний» марксизм. Следует подчеркнуть, что философия марксизма представлена во всех периодах его развития и пронизывает все творчество Маркса и Энгельса.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.