Особенности составления психокоррекционных программ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности составления психокоррекционных программ

2017-11-28 1099
Особенности составления психокоррекционных программ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осн.принципы составл. Ψкоррекционных программ

1. Принцип системности коррекционных, профилактичес­ких и развивающих задач. Этот принцип указывает на необ­ходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и раз­вивающих.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот прин­цип отражает целостность процесса оказания психологичес­кой помощи в развитии клиента как вида деятель­ности психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррек­ции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

4. Деятельностный принцип коррекции. Деятельностный принцип кор­рекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воз­действия, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.7. Принцип активного привлечения ближайшего соци­ального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психи­ческих процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические про­цессы и использовать методы, их активизирующие.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эф­фективно работают программы, состоящие из ряда после­довательных операций, выполнение которых сначала с пси­хологом, а затем самостоятельно приводит к формирова­нию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда со­впадает с его психологической сложностью.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после отно­сительной сформированности того или иного умения.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Про­водимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый ма­териал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.

Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необхо­димы создание и реализация определенной модели коррек­ции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции — это система условий опти­мального возрастного развития личности в целом. Она пред­полагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними.

Типовая модель коррекции основана на организации прак­тических действий на различных основах; направлена на ов­ладение различными компонентами действии и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя опре­деление индивидуальной характеристики психического раз­вития клиента, его интересов, обучаемости, типичных про­блем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий.

Существуют также стандартизированные программы (четко расписаны эта­пы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы) и свободные (психолог составляет самостоятель­но, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумы­вая ход встреч, намечая ориентиры результата)

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формиро­вание общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимо­действовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси­хологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятель­ности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и дина­мики реакций, способствование появлению позитивных по­веденческих реакций и переживаний, стабилизация пози­тивной самооценки.

 

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

— четко формулировать цели коррекционной работы;

— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

— выбрать стратегию и тактику проведения коррекцион­ной работы;

— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

— отобрать методики и техники коррекционной работы;

— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

— определить частоту необходимых встреч.

— определить длительность каждого коррекционного за­нятия.

— разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

— планировать формы участия других лиц в работе.

— реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной ра­боты, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

— подготовить необходимые материалы и оборудование.

 

По завершении коррекционных мероприятий составля­ется психологическое или психолого-педагогическое заклю­чение о целях, задачах и результатах реализованной коррек­ционной программы с оценкой ее эффективности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.