Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-28 | 1464 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основными принципами библиотечного обслуживания являются: доступность, приоритет читательских потребностей, запросов и прав читателя. Соответствие обслуживания читательским потребностям рассматривается как закон «конгруэнтности», из которого вытекают особенности библиотечного обслуживания в зависимости от господствующего политического режима (тоталитарного, авторитарного, либерального, демократического). Кроме перечисленных соблюдаются такие принципы, как полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход, а также систематичность, плюрализм, диалогичность, наглядность, краеведческий подход [7, с. 13–23].
Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы:
Принцип целесообразности, развития, демократизации, комфортности (технологической и психолого-педагогической). Каждый из них включает еще несколько принципов.
Так, принцип целесообразности включает следующие составляющие: конгруэнтность, востребованность, включенность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную ипсихолого-педагогическую эффективность, экономичность.
Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг и т. д.
Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма в идеологическом, содержательном и организационно –методическом аспектах и т. д.
Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, компетентности, корпоративности и т. д.
|
Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу:
·снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг;
·постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей в целях наиболее полного их удовлетворения;
·расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
·содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей;
·продвижение чтения в нечитающие слои общества.
При осуществлении библиотечного обслуживания помимо принципов необходимо опираться на фундаментальные положения(законы), сформулированные еще классиками библиотековедения(Ш. Ранганатаном, Дж. Шира, Н. А. Рубакиным): «Книги предназначены для использования»; «Библиотека – растущий организм»; «Каждому читателю – его книгу».
Влияние социально-философских теорий на формирование теоретических основ библиотечного обслуживания
Цели, задачи, направления библиотечного обслуживания определяются исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и, прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое доминирует в этот период времени в общественном сознании.
Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть та или иная концепция читателя.
Исследование, проведенное В. Я. Аскаровой, показывает, что на протяжении всего времени развития России как читающего государства (X–XXвв.) «бытовали и сложно, часто конфликтно взаимодействовали четыре концепции читателя: консервативно-охранительная, либеральная, революционно-радикальная и коммерческая»[4]. Каждая из этих концепций прошла определенный путь развития и главной становилась та из них, которая наиболее полно отвечала социальной и социокультурной ситуации в стране.
|
Приведем концепции библиотечного обслуживания [22]:
·идеологическая концепция (основана на отношении к библиотеке как к идеологическому учреждению);
·педагогическая концепция (существовала с первых лет Советской власти, но стала наиболее выражена в период ослабления администра-тивно-команднойсистемы управления в стране);
·просветительская концепция (сформировалась в период пере-
стройки, с введением плюрализма);
·социализирующая концепция (основывается на теории социализации личности, сформулированной в XX в. как альтернатива теории воспитания);
·информационная концепция (стала формироваться в последнее десятилетие XX в. Она базируется на свободном доступе к информации и ориентирована на читателя).
Необходимо заметить, что в разных типах библиотек главенствовать будут разные концепции, например, для научной библиотеки– информационная, для юношеской – социализирующая, для детской – педагогическая.
Задание
I.Сравните основные концепции библиотечного обслуживания
вРоссии и в одной из зарубежных стран.
II. Проанализируйте и расскажите о влиянии социально-философ-ских концепций на формирование теоретических основ библиотечного обслуживания:
· воспитательной ценности знания;· личность – субъект воспитания;
· личность – субъект и объект социализации;· суверенность развития личности;
· основа развития личности – свободный доступ к информации;· просвещения;· руководства чтением;
· библиотечной педагогики;
· библиотечного обслуживания как средства социализации личности и др.
Семинарское занятие
Тема: «Основные теоретические концепции библиотечного - об служивания».
Задание Подготовить ответы на вопросы:
1.Кто провел исследование по изучению концепций библиотечного обслуживания в России?
2Сколько и какие концепции были выявлены?
3.Исторические периоды нашей страны, в которые главенствующей становилась та или иная концепция.
4.Чем определялась и на чем основывалась каждая из названных концепций?
5.Суть и цели концепций читателя.
6.Кем поддерживалась та или иная концепция читателя?
7.Какая концепция наиболее ярко была выражена во взглядах выдающегося ученого и просветителя Н. А. Рубакина?
8.Отношение современных исследователей к концепциям читателя.
9.Сколько и какие концепции читателя присутствуют в современном российском обществе, какая из них наиболее отчетливо проявляется сегодня?
10. Чем вызвано укрепление существующей концепции читателя в России?
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!