Карта наблюдения за особенностями организации познавательной деятельности учащихся на уроке. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Карта наблюдения за особенностями организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

2017-11-27 453
Карта наблюдения за особенностями организации познавательной деятельности учащихся на уроке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В какой мере обеспечивались условия продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

A) как достигалась осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

Б) какие использовались установки, и в какой форме (убеждение, внушение);

B) как достигалась сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

Г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).

2. Организация деятельности мышления и воображения, учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытых» выведенных формул, и т.д.);

б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий её выполнения, обучению отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3. Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

 

МЕТОДИКА 12

Карта наблюдения за стилем урока.

1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

A) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

Б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

B) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, ученика, пособия и т. д.) и самостоятельного поиска;

Г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие - учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует её, кто решает);

Д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

Е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей, принуждения, напоминания об отметке, резкие замечания, нотации);

Ж) педагогический такт учителя;

3) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).

 


Задания по педагогике

Содержание практической деятельности студента-практиканта

1. Изучение классного коллектива.

2. Знакомство с деятельностью классного руководителя.

3. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.

4. Посещение и анализ уроков, различных внеклассных мероприятий, анализ конкретных педагогических ситуаций.

5. Постановка воспитательных задач, планирование воспитательной работы на период педпрактики.

6. Участие в жизнедеятельности класса и школы, организация внеучебной деятельности учащихся.

7. Сотрудничество с учителями школы, учениками, преподавателем кафедры педагогики.

 

Заданияпрактики

(последовательность выполнения заданий определяется студентом индивидуально и указывается в плане и дневнике педагогической практики)

Задание 1. Знакомство со школой.

В беседе с директором школы или его заместителем, в ходе экскурсии по школе выяснить и записать в дневнике:

  1. Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
  2. Материальная база (здание - типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок - детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники; школьные кабинеты; ТСО, лингафонные классы, классы информатики; спортивный комплекс - зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; кино- и актовый залы, зал ритмики и хореографии; библиотека и читальный зал; мастерские для трудового обучения и творческой деятельности; медицинские кабинеты; столовая; оформление и озеленение школы и классов.
  3. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
  4. Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает образовательное заведение, их оценка.
  5. Основные направления учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, имеющиеся проблемы, традиции и новации в деятельности коллектива.
  6. Режим работы школы.

 

Задание 2. Знакомство с системой воспитательной работы в школе.

 

  1. Проанализировать план воспитательной работы в школе.
  2. По возможности посетить и проанализировать общешкольное воспитательное мероприятие, проводимое в период практики.
  3. Побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе о системе воспитания в школе, организации внеклассной воспитательной работы.

 

 

Задание 3. Знакомство и беседа с классным руководителем.

В беседе с классным руководителем познакомиться с особенностями работы классного руководителя, его основными функциями; выяснить основные сведения о классе, получить его общую характеристику, узнать о проблемах в работе с классом, направлениях воспитательной работы, активе класса.

Изучить план работы классного руководителя, сделать выписку из него (мероприятия в период практики), обсудить возможность включения студентов в подготовку и проведение отдельных воспитательных дел.

 

Задание 4. Составление индивидуального плана работы.

План согласовывается с групповым руководителем и классным руководителем. (План может корректироваться в ходе прохождения педагогической практики).

 

Задание 5. Изучение школьной документации.

В ходе практики изучить школьную документацию: личные дела школьников, классный журнал и др. Результаты изучения должны быть отражены в дневнике педпрактики и в диагностической карте.

 

Задание 6. Составление диагностической карты.

Работа по составлению диагностической карты осуществляется на протяжении педагогической практики с использованием информации, полученной в ходе предварительной беседы с классным руководителем, посещения уроков, работы со школьной документацией, изучения читательских формуляров учащихся в школьной библиотеке, беседы со школьным психологом, общения с учащимися и др. Сделать соответствующие записи в дневнике и диагностической карте (см. приложение).

 

Задание 7. Посещение уроков.

 

В течение всей практики посетить уроки по всем предметам в своем классе (2-3 урока ежедневно; за весь период практики посетить не менее 18 уроков) для наблюдения за деятельностью учащихся, более глубокого изучения их: работоспособности, отношения к отдельным учебным предметам, взаимоотношений учащихся между собой и др.

В дневнике фиксируются этапы урока, деятельность учащихся, делаются выводы и общая оценка урока (что больше всего понравилось на уроке, как проявились способности учащихся, какое воспитательное воздействие оказал наблюдаемый урок).

 

Записи рекомендуется вести по форме:

Класс _______ Предмет _____________ Урок по расписанию ______________

Ф.И.О. учителя _____________________________________________________

Цель посещения ____________________________________________________

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Общий анализ этапов урока
       

 

Задание 8. Знакомство с системой работы классного руководителя с родителями.

Выяснить:

- что входит в содержание работы классного руководителя с родителями учащихся класса;

- каковы функции родительского комитета;

- какую помощь оказывают родители классному руководителю;

- как часто проводятся в классе родительские собрания и с какой целью;

- какие проблемы детей обсуждает классный руководитель на собрании;

- как организуется работа с родителями отдельных учащихся.

По результатам сделать соответствующие записи в дневнике.

 

Задание 9. Организация и проведение воспитательного мероприятия.

Согласно плану классного руководителя на период практики студент-практикант оказывает помощь в организации и проведении воспитательного мероприятия.

Схема разработки мероприятия

  1. Тема внеклассного воспитательного мероприятия.
  2. Форма проведения мероприятия.
  3. Воспитательно-образовательные задачи.
  4. Характеристика подготовительной работы (определение содержания, участников, оформление, материально-техническая часть), характер педагогического руководства при подготовке мероприятия.
  5. Содержание и ход мероприятия (сценарий).
  6. Список используемой литературы.

 

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия:

  1. Педагогическое обоснование выбора темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы). Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств). Влияние подготовки к мероприятию на сплочение учащихся.
  2. Отношение учащихся к мероприятию (заинтересованность, безразличие и т.д.).
  3. Содержание и методика проводимого мероприятия:

1) соответствие содержания форме, теме, целям и задачам, определенным при планировании;

2) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

3) эмоциональная насыщенность, активность детей;

4) приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

5) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса.

  1. Степень участия студента в подготовке и проведении мероприятия. Особенности личности воспитателя, проводящего мероприятие, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.
  2. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе.
  3. Самооценка мероприятия и его оценка классным руководителем, преподавателем педагогики, студентами, проходящими практику и учащимися. Предложения по совершенствованию проведения подобных мероприятий.

 

Задание 10. Оценка эффективности воспитательной работы в классе.

По результатам наблюдений в ходе педагогической практики, общения с классным руководителем, учителями, учащимися оценить результативность воспитательной работы, определить ее перспективные задачи, попытаться предложить свои варианты решения возникающих проблем.

 

Задание 11. Посещение уроков по рекомендации учащихся.

Цель - выяснить, почему уроки данного педагога привлекают учащихся, определить “источник” авторитета, дать характеристику эмоциональной атмосферы урока.

Целесообразно посетить 2-3 урока этого учителя в разных классах на одну и ту же тему.

В ходе наблюдений на уроках обратить внимание на следующие моменты:

- каким было настроение учащихся на уроке;

- как поддерживался мажорный тон урока;

- как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению;

- какими приемами пользовался преподаватель;

- насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель и как это сказывается на деятельности учащихся;

- как эмоциональность урока влияли на работоспособность учащихся;

- в чем причины предпочтения учащимися уроков данного педагога, “ложный” или “истинный” авторитет среди учащихся.

 

Примерная схема отчета (форма отчета – свободная):

1. что сделано за период педпрактики?

2. какие знания и умения приобретены в ходе практики;

3. виды деятельности, которыми студент овладел за период практики;

4. предложения по улучшению педагогической практики и совершенствованию учебного процесса в университете.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.