Карта - наблюдения за активизацией внимания школьников на уроке (по В. Д. Шадрикову, с изменениями) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Карта - наблюдения за активизацией внимания школьников на уроке (по В. Д. Шадрикову, с изменениями)

2017-11-27 409
Карта - наблюдения за активизацией внимания школьников на уроке (по В. Д. Шадрикову, с изменениями) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проведите анализ посещенного урока по следующим критериям:

1. Какие методы стимулирования использует учитель для поддержания интереса к содержанию урока и деятельности?

2. Укажите слова, дающие установку на внимание.

3. Указывает ли учитель на значимость изучаемого материала с целью сосредоточения внимания при восприятии?

4. Используется ли дополнительный материал для привлечения внимания, если «да», то как?

5. Какие виды деятельности были использованы учителем с целью снятия утомляемости и привлечения внимания?

6. Учитываются ли возрастные особенности внимания, как?

7. Были ли случаи массового отключения внимания от деятельности, почему?

8. Какие особенности мастерства и стили деятельности учителя способствовали поддержанию внимания (речь, интонация, темп, реакция, эмоция и т.д.)?

9. Как организуется деятельность детей, у которых наблюдаются недостатки внимания?

10. Влияет ли объем работы на организацию внимания школьников?

11. Ведется ли индивидуальная работа по организации внимания детей? Как?

12. Зависит ли успех деятельности детей от внимательности их на уроке, в какой степени?

13. Удается ли учителю распределить собственное внимание между своей деятельностью и деятельностью учащихся?

14. Учит ли учитель концентрировать внимание на главном, переключать его (собственное и учащихся) с одного вида деятельности на другой?

МЕТОДИКА 3

ПИКТОГРАММА.

Цель: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал: Чистый лист бумаги, один простой и несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово».

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более чем в 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание во избежание повторения должны произноситься отчетливо. В процессе выполнения задания не допускается написание испытуемым отдельных букв или слогов. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Исследователь не должен вмешиваться в процесс работы испытуемого, какими бы странными ни казались ему его рисунки, и тем более не должен делать ему замечаний. Только в том случае, если ребенок рисует неоправданно много предметов в ответ на предъявление одного слова или больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?» и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.

Пример набора слов и словосочетаний

1. Веселый праздник 1. Глухая старушка

2. Тяжелая работа 2. Война

3. Развитие 3. Строгая учительница

4. Вкусный ужин 4. Голодный человек

5. Смелый поступок 5. Слепой мальчик.

6. Болезнь. 6.Богатство.

7.Счастье. 7.озябшая девочка.

8.Разлука. 8. Власть

9.Дружба. 9. Больная женщина

10. Темная ночь 10. Обман

11.Печаль 11. Веселая компания

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40-60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Интерпретация результатов:

При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на 5 основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

Знаково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.п.). Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла; так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символьным типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метаморфические изображения, составляют группу людей с образным мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10 - 11 лет, второе – руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

 

МЕТОДИКА 4.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.