Проанализируйте структуру дефекта детей с ЗПР в дошкольном возрасте. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проанализируйте структуру дефекта детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

2017-11-27 179
Проанализируйте структуру дефекта детей с ЗПР в дошкольном возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опишите характерные нарушения устной речи у дошкольников с ЗПР. Какие два типа дошкольников с ЗПР выделяю в соответствии с характером нарушения речевой деятельности?

В чем проявляется недостаточность волевой сферы у детей в дошкольном возрасте?

Каковы специфические особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР?

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 672 с.

2. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2002. - № 5. – С. 40.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.

4. Киселева В.А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. – 2005. №6. – С. 41-46.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.

6. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудиса. – М.: Просвещение, 2002. – 420 с.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

9. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. Для учителя. – М.: Нар. Асвета, 1992. – 64 с.

10. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

Семинарское занятие №13 (2 часа)

Тема: Готовность ребенка с ЗПР к школьному обучению

План:

1. Общие преставления о психологической готовности к школьному обучению в психологической науке. Компоненты готовности к школьному обучению.

2. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР:

а) интеллектуальная готовность;

б) личностная готовность;

в) произвольная готовность.

3. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.

4. Психолого-педагогическая коррекция готовности к школьному обучению.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

В чем состоит значение игровой деятельности в формировании психологической готовности к обучению в школе?

2. Что такое кризис 6-7 лет и какое место он занимает в структуре психологической готовности ребенка к обучению в школе?

3. Проведите сравнительную характеристику психологической готовности к обучению в школе нормальноразвивающихся детей и детей с ЗПР и отразите данные сравнения в виде таблицы.

4. Подберите диагностические методики, способные оценить готовность ребенка с ЗПР к обучению в школе.

Литература

1. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1989.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – 136 с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.

5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 66-76, 125-150.

6. Ульенкова У.В., Кисова В.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. - 2001.- №1.- С. 26.

Семинарское занятие №14 (2 часа)

Тема: Развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР

План:

1. Общая характеристика развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста в норме.

2. Особенности восприятия младших школьников с ЗПР.

3. Особенности памяти младших школьников с ЗПР.

4. Особенности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.

5. Особенности внимания младших школьников с ЗПР.

6. Особенности устной и письменной речи младших школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Охарактеризуйте основные особенности и новообразования младшего школьного возраста.

2. Составьте таблицу, отражающую парциальность нарушений познавательной сферы младших школьников с ЗПР.

3. В чем проявляются трудности усвоения письменной речи младших школьников с ЗПР?

4. Опишите организующую роль внимания в познавательной деятельности ученика. Как отражается недостаточность внимания младших школьников на протекании познавательных функций младших школьников с ЗПР7

5. Выделите недостатки мнемической деятельности детей с ЗПР.

6. Охарактеризуйте причины, механизмы и характер парциальной недостаточности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.

2. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной дея­тельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. – 2005. - №2. С. 57-65.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 105-143.

4. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1978. - № 3.

5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

6. Петрунек В., Таран Л. Младший школьник: заметки врачей-психоневрологов. – М.: Знание, 1981. – 93 с.

7. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.


Семинарское занятие №15 (2 часа)

Тема: Развитие личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в младшем школьном возрасте

План:

1. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР.

2. Особенности формирования самосознания младших школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. В чем состоят аффективные нарушения младших школьников с ЗПР?

2. Раскройте понятие произвольной регуляции психической деятельности и поведения и опишите особенности нарушения данной регуляции у детей с ЗПР.

3. Охарактеризуйте 3 группы детей с ЗПР в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые (по наблюдениям Т.А. Власова, М.С. Певзнер).

4. Дайте определение самосознания, охарактеризуйте структуру самосознания, возрастные особенности его формирования в норме и при задержанном психическом развитии.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С.14-24.

6. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1985.

7. Основы специальной психологии.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

8. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

9. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 210-217, 229-240.

10. Шамарина Е.В., Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР: Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.

 

Семинарское занятие №16 (2 часа)

Тема: Развитие межличностных отношений у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте

План:

1. Общее понятие о личности, межличностных отношениях и общении в психологической науке.

2. Возрастные особенности развития личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

3. Особенности развития личности детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.

4. Особенности коммуникативной деятельности и коммуникативных качеств младших школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составьте сравнительную таблицу развития межличностных отношений и общения младших школьников в норме и при ЗПР.

2. Опишите механизмы нарушений коммуникативной деятельности детей с ЗПР.

3. В чем состоит различие межлчностны отношений и формирования классного коллектива в классе КРО и классе общеобразовательной школы?

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 217-223, 256-293.

Семинарское занятие №17 (2 часа)

Тема: Психическое развитие подростков при ЗПР

План:

1. Возрастные закономерности развития личности подростка в норме.

2. Кризис пубертантного периода и его проявления у подростков с ЗПР.

3. Девиации поведения и акцентуации характера как вторичные нарушения подростков с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Охарактеризуйте причины и механизмы возникновения и протекания подросткового кризиса.

2. Проведите сравнительный анализ протекания возрастного кризиса у нормальноразвивающихся подростков и подростков с ЗПР.

3. Опишите классификации акцентуированных личностей по Леонгарду и А.Е.Личко.

4. Какие виды девиаций поведения выделяют? Дайте характеристику данным отклонений и психологический анализ механизму их возникновения у нормально развивающихся подростков т подростков с ЗПР.

 

Литература

1. Иванов Е.С., Борисова Ю.В. Соотношение прошлого и будущего в психологичес­кой автобиографии подростков-сирот с задержкой психического развития // Дефектология. – 2005. №2. – С. 27-31.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С.167-179.

5. Фурманов и.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351 с.

Семинарское занятие №18 (2 часа)

Тема: Особенности учебной деятельности школьников с ЗПР

План:

1. Понятие учебной деятельности Структура учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте.

2. Особенности учебной деятельности и мотивации школьников с ЗПР.

3. Особенности усвоения учащихся с ЗПР математических знаний.

4. Особенности нарушений чтения и письма у школьников с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Исходя из знания общей структуры учебной деятельности и ее развития в онтогенезе и дизонтогенезе составьте сравнительную таблицу состояния учебной деятельности у нормальноразвивающихся школьников и школьников с ЗПР.

2. Охарактеризуйте уровень развития учебной деятельности и ее нарушения у детей с ЗПР.

3. Какие трудности наблюдаются у младших школьников при усвоении математических понятий и вычислительных умений?

4. В чем проявляются нарушения письменной речи у школьников с ЗПР?

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.

2. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной дея­тельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. – 2005. - №2. С. 57-65.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 172-205.

4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997.

5. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высшего и среднего педагогических заведений./ Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

7. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 308-321, 344-357.

8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 3-е издание, стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

9. Тригер РД., Владимирова Е.В. Инициативная письменная речь учеников классов коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 2002. - №4. – С. 40.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.