СЕМИНАР «Предмет, задачи, методы психологии развития» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

СЕМИНАР «Предмет, задачи, методы психологии развития»

2017-11-27 95
СЕМИНАР «Предмет, задачи, методы психологии развития» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕМИНАР «Предмет, задачи, методы психологии развития»

Вопросы

1. Что подразумевается под термином развитие. Каковы цели изучения развития. Что такое преформизм? Чем различаются эволюционный и революционный пути развития?

2. В чем состоит содержание спора «природа или воспитание»?

3. В чем отличие прикладных исследований от фундаментальных?

4. Охарактеризуйте методы, используемые при изучении детского развития?

5. Назовите круг задач возрастной психологии.

6. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития вам известны?

7. Чем отличается предмет психологии развития от предмета общей психологии.

8. Что явилось причиной выделения психологии развития в самостоятельную область психологического знания?

9. Каковы основные принципы и категории психологии развития.

10. На каких основаниях построены периодизации следующих авторов: (Ф.Ариес, Л.ДеМоз, Ж.-Ж.Руссо, С.Холл, В.Штерн, А.Бине, А.Гезелл, К.Бюлер)

11. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.

 

 

Основная литература

  1. Возрастная психология. Л.Ф.Обухова, М., МГППУ, 2006.
  2. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2005.
  3. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  4. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана, СПб, 2006.

 

 

Дополнительная литература

1. Психология развития. Г.Крайг. СПб, 2000.

2. Развитие личности ребенка. Н.Ньюкомб, М., Питер, 2003.

3. Развитие ребенка. Лаура Е.Берк, М., Питер, 2006.

4. Психология развитие человека. Е.Е.Сапогова, М., 2005.

5. Психология развития. М.В.Ермолаева, Москва-Воронеж, 2006.

6. Принципы психологии развития. Дж.Баттерворт, М.Харрис, М., 2000.

 


СЕМИНАР «Пренатальное развитие, новорожденность, младенчество»

 

Вопросы

  1. Кратко опишите три основных периода пренатального развития.
  2. Какие факторы среды в пренатальный период влияют на развитие плода, состояние здоровья, и адаптивность ребенка в будущем.
  3. Перечислите и дайте характеристику известных вам генетически обусловленных отклонений в развитии.
  4. В чём заключаются особенности сна новорожденных, чем он отличается от сна взрослых?
  5. Каковы особенности восприятия новорожденного, обуславливающего особенности его внимания к один объектам окружающей среды и игнорирование других объектов?
  6. Каковы перцептивные навыки новорожденного? Какие из них претерпевают изменения, а какие находятся на уровне развития перцептивных навыков взрослого человека?
  7. Младенцы оказываются способными объединять информацию разных модальностей. Каково значение этой способности?
  8. Какие рефлексы новорожденного необходимы для его выживания? Объясните, почему?
  9. Что такое комплекс оживления?
  10. В чем состоят особенности развития «телесного» Я-образа в младенческом возрасте?
  11. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым?

Основная литература

1. Возрастная психология. Л.Ф.Обухова, М., МГППУ, 2006.

2. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.

3. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.

4. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.

 

Дополнительная литература

 

  1. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана, СПб, 2006.
  2. Психология развития. Г.Крайг. СПб, 2000.
  3. Развитие личности ребенка. Н.Ньюкомб, М., Питер, 2003.
  4. Развитие ребенка. Лаура Е.Берк, М., Питер, 2006.
  5. Психология развитие человека. Е.Е.Сапогова, М., 2005.
  6. Психология развития. М.В.Ермолаева, Москва-Воронеж, 2006.
  7. Принципы психологии развития. Дж.Баттерворт, М.Харрис, М., 2000.

 


СЕМИНАР «Ранний возраст»

 

Вопросы

  1. Что скрывается за симптомами кризиса трех лет? Чем объясняется их возникновение? В чем проявляется эгоцентризм детей?
  2. Как вы понимаете выражение «системное и смысловое строение сознания»? Какие эмпирические факты позволяют утверждать, что самосознание имеет социальную природу. Особенности развития самосознания в раннем детстве.
  3. Какова роль взрослого в возникновении и развитии коммуникативной деятельности у ребенка. Проведите сравнительный анализ следующих четырех систем отношений: «ребенок-общество», «ребенок-предмет», «ребенок-отдельный взрослый», «ребенок-общественный взрослый».
  4. Какова роль общения ребенка со взрослым в развитии его эмоциональных процессов? Покажите связь речевых и эмоциональных процессов.
  5. Каковы психологические механизмы влияния общения на становление предметной и игровой деятельности ребенка? Каковы механизмы, связывающие новообразование «гордость за свои достижения»с общением и предметной деятельностью ребенка раннего возраста?
  6. В чем принципиальное отличие «орудий» человека от вспомогательных средств у животного?
  7. Какова структура предметного действия как единицы анализа психического развития ребенка? Приведите пример предметно-опосредствованных действий. Какое значение для познавательного развития детей раннего возраста они имеют?
  8. Как связана «игровая деятельность» ребенка раннего возраста с его общим умственным развитием?
  9. Каковы характеристики мышления в раннем возрасте? Каким образом восприятие влияет на развитие мышления в раннем возрасте?
  10. Какие виды деятельности являются наиболее значащими для развития восприятия и мышления в первые годы жизни и почему?

 

 

Основная литература

  1. Возрастная психология. Л.Ф.Обухова, М., МГППУ, 2006.
  2. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.
  3. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  4. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.
  5. Хрестоматия «Ребенок и семья» под ред. Д.Я.Райгородского. – М., 2002.

 

 

Дополнительная литература

    1. Уайт Б. Первые три года жизни. М., Педагогика, 1982
    2. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. Развитие личности ребенка. М., Прогресс, 1987
    3. Развитие личности ребенка. Н.Ньюкомб, М., Питер, 2003.
    4. Развитие ребенка. Лаура Е.Берк, М., Питер, 2006.
    5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб – Союз, 1997.
    6. К.Флейк-Хобсон, Б.Е.Робинсон, П.Скин Развитие ребенка и его отношений с окружающими. –М., 1993.
    7. Д.Б.Эльконин «Детская психология», М – 2006.

Вопросы

  1. Каковы основные характеристики понятия «форма общения» по М.И.Лисиной. Проведите их сравнительный анализ.
  2. Опишите основные особенности «мировоззрения» дошкольника. Какова роль сверстника в психическом развитии ребенка?
  3. Какова специфика воображения как одной из высших психических функций? Охарактеризуйте этапы развития воображения.
  4. Каким образом можно способствовать развитию воображения детей дошкольного возраста?
  5. С какими видами детской деятельности связано развитие воображения? Какова роль изобразительной деятельности в развитии ребенка?
  6. Каковы психологические особенности игровой деятельности дошкольника? Чем отличается игра ребенка дошкольника от ребенка раннего возраста?
  7. Какова роль правила в игре? Каковы виды правил выделяет Л.С.Выготский? Обоснуйте тезис Л.С.Выготского о том, что «игра создает для ребенка зону ближайшего развития».
  8. Что происходит с игрой за пределами дошкольного детства? Каковы механизмы влияния игровой деятельности на становление произвольности?
  9. Какие функции выполняют эмоции на разных стадиях дошкольного детства?
  10. Каковы составляющие психологической готовности к обучению в школе? Без каких показателей психического развития готовность ребенка-дошкольника к школьному обучению не эффективна?
  11. Что означает симптом потери непосредственности?
  12. Назовите причины возникновения синдрома трудновоспитуемости?

 

 

Основная литература

  1. Возрастная психология. Л.Ф.Обухова, М., МГППУ, 2006.
  2. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.
  3. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  4. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.
  5. Хрестоматия «Ребенок и семья» под ред. Д.Я.Райгородского. – М., 2002.

 

 

Дополнительная литература

  1. Д.Б.Эльконин «Детская психология», М – 2006.
  2. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана, СПб, 2006.
  3. Развитие личности ребенка. Н.Ньюкомб, М., Питер, 2003.
  4. Развитие ребенка. Лаура Е.Берк, М., Питер, 2006.
  5. К.Флейк-Хобсон, Б.Е.Робинсон, П.Скин Развитие ребенка и его отношений с окружающими. –М., 1993.
  6. Р.Бернс Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  7. Л.С.Выготский. Психология развития ребенка, М., 2006.

 

 


Вопросы

  1. В чем состоит специфика социальной ситуации в младшем школьном возрасте?
  2. Какой вид общения по М.И.Лисиной позднее других складывается в дошкольном детстве?
  3. Назовите и обоснуйте преимущества спонтанного обучения перед реактивным в конце дошкольного – начале младшего школьного возраста.
  4. В чем состоит структура учебной деятельности по Д.Б.Эльконину. Назовите четыре особенности школьного обучения по Д.Б.Эльконину.
  5. В чем заключается различие между теоретическим и эмпирическим мышлением по В.В.Давыдову? Какие фактические примеры дают В.В.Давыдову основания утверждать, что традиционное школьное обучение ориентировано на эмпирическую форму мышления?
  6. Почему по В.В.Давыдову формирование учебной деятельности предполагает возникновение теоретической формы обобщения?
  7. Как понимаются Л.С.Выготским абсолютная и относительная успешность в обучении?
  8. Как соотносятся в мышлении младшего школьника житейские и научные понятия?
  9. Перечислите особенности мотивационной сферы младшего школьника. В чем состоит структура учебных мотивов?
  10. Причины неуспеваемости младшего школьника. Обоснуйте свою позицию с точки зрения разных подходов.
  11. Объясните, что такое «школьная дезадаптация»?Перечислите параметры школьной дезадаптации по Д.Стотту.

 

Основная литература

  1. Возрастная психология. Л.Ф.Обухова, М., МГППУ, 2006.
  2. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.
  3. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  4. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.

 

Дополнительная литература

1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Школьная дезадаптация. Карта наблюдений Д.Стотта. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. Карандашев В.Н., Питер, 2006.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Неуспевающие дети. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. Карандашев В.Н., Питер, 2006.

3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. Карандашев В.Н., Питер, 2006.

4. М.И.Лисина. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляуис. Изд-во МГУ, 1981.

5. Л.С.Выготский. Психология развития ребенка, М., 2006.

6. Г.Г.Кравцов. Психологические проблемы начального образования, Красноярск, 1994.

7. Д.Б.Эльконин «Детская психология», М – 2006.

8. В.В.Давыдов «Проблемы развивающего обучения», М – 2004 (Учебная деятельность в младшем школьном возрасте; Теория эмпирического мышления в педагогической психологии)


Вопросы

 

  1. Как изменяется социальная ситуация развития в подростковом возрасте? Какие изменения происходят в отношении ко взрослым и сверстникам в подростковом возрасте?
  2. Почему подростковый возраст называют кризисным? В чем состоит инфантилизм подростка.
  3. Дайте общую характеристику процессов социального развития в подростковом возрасте.
  4. Перечислите основные психологические новообразования в подростковом возрасте, с точки зрения разных исследователей.
  5. В чем состоит психологическое содержание чувства взрослости? Каковы основные проявления взрослости у подростка?
  6. Охарактеризуйте способность к самоопределению как личностное новообразование подросткового возраста.
  7. Какие этапы становления самосознания можно выделить на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста? Как соотносятся понятия Я-концепция и образ –Я в представлениях отечественных и зарубежных исследователей?
  8. В чем состоит идея обретения идентичности в теории Э.Эриксона и Джеймса Марсиа?
  9. Выделите и дайте общую характеристику стадиям развития гендерной идентичности.
  10. В чем состоит психологический смысл проблемы отношений «отцов и детей»? Отметьте достоинства и недостатки каждого из семи видов родительской власти, выделенных Элдером.
  11. Какие формы проявления нарушений поведения у подростков вам известны.
  12. В чем состоят особенности потребностно - мотивационной сферы старшеклассника.
  13. Каковы особенности развития познавательных процессов у подростков? Сделайте сравнительный анализ с младшим школьным и юношеским возрастами.

 

Основная литература

  1. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.
  2. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  3. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.
  4. Хрестоматия «Подросток и семья» под ред. Райгородского, М – 2002.
  5. Хрестоматия по возрастной психологии под ред.Д.И.Фельдштейна, М., – 1994.
  6. Хрестоматия по психологии развития. Под ред. А.К.Болотовой и О.Н.Молчановой, М., 2005

 

Дополнительная литература

  1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  2. П.Экман Почему дети лгут? М., 1993.
  3. А.В.Мудрик О воспитании старшеклассника. М., 1981.
  4. А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. Психология сиротства. Питер, 2005.
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л – Медицина, 1983.
  6. Кон И.С. Психология старшеклассника. М – Просвещение, 1982.
  7. Кле М. Психология подростка. М –Педагогика, 1991.
  8. Э.Эриксон Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

Вопросы

  1. Перечислите основные задачи этого возрастного этапа.
  2. Какие психофизиологические изменения позволяют говорить «жизнь начинается после сорока».
  3. В чем состоят особенности эмоциональной сферы взрослых людей?
  4. Какая способность, согласно Л.И.Божович, указывает на достижение человеком уровня психологической зрелой личности?
  5. На каких основаниях предпринимаются попытки выделить стадии жизненного цикла в данный период онтогенеза? В чем состоит содержание выделенных фаз взрослой жизни?
  6. В чем психологический смысл понятия «кризис середины жизни»?
  7. Что такое «нормативный кризис»? В чем состоит психологический смысл нормативных кризисов в жизни мужчины и женщины?
  8. В чем состоят особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла? Чем характеризуется первичная и вторичная социализация?
  9. Какие элементы в структуре самосознания можно выделить на данном этапе онтогенеза?
  10. Дайте психологическую характеристику взрослости с позиций К.- Г. Юнга.

 

Основная литература

  1. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.
  2. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  3. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.
  4. Хрестоматия «Психология зрелости» под ред. Райгородского, М – 2003.

 

Дополнительная литература

  1. Л.А. Петровская К вопросу о своеобразии социализации взрослого, Мир психологии №2, 1999.
  2. Э.Эриксон идентичность: юность и кризис, М – 1996.
  3. Ниемеля П. Проблемы психологии личности, М – 1982.
  4. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста, Спб -1999.
  5. Б.Ливехуд Кризисы жизни – шансы жизни, Калуга – 1994.
  6. И.Г.Малкина – Пых Возрастные кризисы, М- 2004.
  7. Т.З. Козлова Социальная идентификация личности, отв. ред. В.А.Ядов, М – 1993.
  8. К.-Г.Юнг Сознание и бессознательное. Спб. –М., 1997.
  9. Э.Фромм Здоровое общество/ Психоанализ и культура. М., 1995.
    СЕМИНАР «Психология старости»

Вопросы

  1. Что такое старение? Дайте определение понятия в рамках разных психологических школ.
  2. В чем состоит развитие в поздний период онтогенеза с точки зрения разных теорий старения? Примеры исследований старости с точки зрения различных теорий старения.
  3. Почему периодизация пожилого и старческого возраста это психологическая проблема?
  4. Особенности психического развития в позднем возрасте. Каковы формы интеллектуального развития на поздних этапах онтогенеза.
  5. Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста? Как происходит изменение когнитивных функций при старении?
  6. Своеобразие характеристик интеллекта в пожилом возрасте. С чем связаны нарушения памяти у пожилых и старых людей?
  7. В чем заключается роль механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям?
  8. В чём заключается феномен витаукта и явление пресбиакусиса?
  9. Как проходит социализация в пожилом возрасте? Каковы критерии социально-психологической адаптации в позднем возрасте?
  10. Дайте развернутую характеристику эмоциональной сферы пожилых людей.
  11. В чем состоит гипотеза о психологическом содержании кризиса пожилого возраста? В чем состоит психологическое содержание кризиса «встречи со старостью»?
  12. Какие стереотипы о пожилых вам известны? Объясните их влияние на представления о себе у людей позднего этапа онтогенеза.
  13. В чем состоит явление эйджизма? Приведите пример.

 

Основная литература

  1. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2001.
  2. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  3. Психология развития. Сборник текстов. Под ред. Разиной Н.В., Сысоевой И.В., Карловой-Ильиной Е.В.
  4. Хрестоматия Психология старости и старения, под ред. А.Г.Лидерса, О.В.Красновой.
  5. Хрестоматия Психология старости, под ред. Д.Я.Райгородского.
  6. Хрестоматия Психология развития, под ред. А.К.Болотовой, О.Н.Молчановой.

 

Дополнительная литература

  1. М.А.Холодная, Н.Б.Маньковский, Н.Ю.Бачинская, Е.А.Лазовская, В.Н.Демченко Психология зрелости и старения, № 2, 1998.
  2. А.Г.Лидерс Психология зрелости и старения, № 2, 2000.
  3. Т.Д.Марцинковская Психология зрелости и старения, № 3, 1999.
  4. Н.С.Пряжников Мир психологии, № 2, 1999.
  5. О.В.Краснова Психология зрелости и старения, № 3, 2000 г.
  6. Л.И.Анцыферова Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. Психологический журнал № 6, 1996.
  7. Н.Ф.Шахматов Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1966.
  8. И.Кемпер, Легко ли не стареть? М., 1996.
  9. О.В.Краснова Стереотипы пожилых и отношение к ним. М., 1998.

 

СЕМИНАР «Предмет, задачи, методы психологии развития»

Вопросы

1. Что подразумевается под термином развитие. Каковы цели изучения развития. Что такое преформизм? Чем различаются эволюционный и революционный пути развития?

2. В чем состоит содержание спора «природа или воспитание»?

3. В чем отличие прикладных исследований от фундаментальных?

4. Охарактеризуйте методы, используемые при изучении детского развития?

5. Назовите круг задач возрастной психологии.

6. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития вам известны?

7. Чем отличается предмет психологии развития от предмета общей психологии.

8. Что явилось причиной выделения психологии развития в самостоятельную область психологического знания?

9. Каковы основные принципы и категории психологии развития.

10. На каких основаниях построены периодизации следующих авторов: (Ф.Ариес, Л.ДеМоз, Ж.-Ж.Руссо, С.Холл, В.Штерн, А.Бине, А.Гезелл, К.Бюлер)

11. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.

 

 

Основная литература

  1. Возрастная психология. Л.Ф.Обухова, М., МГППУ, 2006.
  2. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской, М., 2005.
  3. Возрастная психология. И.В.Шаповаленко, М., Гардарики, 2004.
  4. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана, СПб, 2006.

 

 

Дополнительная литература

1. Психология развития. Г.Крайг. СПб, 2000.

2. Развитие личности ребенка. Н.Ньюкомб, М., Питер, 2003.

3. Развитие ребенка. Лаура Е.Берк, М., Питер, 2006.

4. Психология развитие человека. Е.Е.Сапогова, М., 2005.

5. Психология развития. М.В.Ермолаева, Москва-Воронеж, 2006.

6. Принципы психологии развития. Дж.Баттерворт, М.Харрис, М., 2000.

 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.