Физическое движение и воспринимаемое движение — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Физическое движение и воспринимаемое движение

2017-11-17 531
Физическое движение и воспринимаемое движение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вслед за Г.Уоллахом укажем на одно кардинальное отличие физического движения от движения воспринимаемого [22]. С точ­ки зрения физики движение — это перемещение одного объекта относительно других объектов. Движение — атрибут системы от­счета. Из этого следует, что мы сами должны определить, какой объект движется, а какой — неподвижен.

В отличие от физического зрительно воспринимаемое движе­ние лишено подобной относительности — оно является атрибу­том самого движущегося объекта (хотя и временно, на протяже­нии нашего наблюдения). При отсутствии данного воспринимае­мого нами свойства мы видим его неподвижным. Таким образом, с точки зрения воспринимающего субъекта движение и отсут­ствие движения — это абсолютные свойства, присущие объекту, которые представлены в нашем субъективном перцептивном про­странстве. Мы особенно ярко переживаем это, как только ранее неподвижный объект начинает двигаться. Естественно, что мы осознаем, что наблюдаемый нами движущийся объект смещается в нашем поле зрения относительно других объектов, но такое осо­знание относительности его перемещения не делает ее отличи­тельной особенностью самого движения, она остается свойством самого движущегося объекта.

Восприятие времени

Понятие времени является фундаментальным для человека. В каждом языке закреплены представления о прошлом, настоящем и будущем, имеется множество слов, точно обозначающих опре­деленный момент времени — вчера, сегодня, недавно, в течение часа, с тех пор, после и др. Несмотря на то, что переживание течения времени — это фундаментальное чувство, изучать восприятие вре­мени сложно. Один из известных исследователей этой проблемы Герберт Вудроу писал, что время — это не та вещь, которая, по­добно яблоку, может быть нами воспринята непосредственно. Про­блема, которую он поставил более 50 лет назад, до сих пор оста­ется актуальной и недостаточно исследованной: «Вопрос о том, являются ли психические переменные, такие, как длительность или протяженность, непосредственными качествами нашего вос­приятия временных стимулов или психических процессов вооб­ще, не нашел еще своего решения» [30, 874\.


Определенная специфика восприятия времени заключается в том, что не существует особой стимульной энергии, воздейству­ющей на соответствующий рецепторный аппарат и создающий, таким образом, сенсорную основу для временной перцепции. Вме­сте с тем мы, безусловно, умеем измерять физическое время и у нас нет основания сомневаться в том, что его течение каким-то образом фиксируется нашим восприятием. Из того, что данный перцептивный процесс не связан прямо с какой-либо конкрет­ной сенсорной репрезентацией, никоим образом не следует, что у субъекта не складывается полноценный образ изменения физи­ческого времени, поскольку построение перцептивного образа может носить весьма опосредствованный, косвенный характер. Например, образный мир у слепоглухонемых людей строится не на основе зрительной или слуховой модальностей, но тем не ме­нее картина мира у них формируется вполне адекватная [84], [98]. Таким образом, при рассмотрении проблемы восприятия времени стимульно-ориентированный подход не имеет преиму­щества, что не исключает необходимости рассмотрения субъект-ориентированного, т.е. поиска различного рода внутренних, по­знавательных механизмов, опосредующих процессы временной перцепции.

Чрезвычайно важный вопрос о том, что же составляет непо­средственную чувственную основу восприятия времени, давно ста­вится и психологами, и физиологами. Одна из наиболее устояв­шихся точек зрения состоит в том, что ощущения длительности обусловлены в основном висцеральной чувствительностью и опо­средствованы течением ряда эндогенных процессов внутри наше­го организма [94, 119]. Тем не менее, как справедливо подчерки­вает один из самых известных отечественных психологов С.Л.Ру­бинштейн, время неотделимо от реальных, во времени протека­ющих процессов, и видеть в качестве сенсорной основы лишь вис­церальную (интероцептивную) чувствительность было бы непра­вильно, поскольку восприятие времени обусловлено в значитель­ной степени и тем содержанием, которое заполняет эту сенсор­ную основу [94]. Например, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лу-рия, Д.Г.Элькин, Б.И.Цуканов и другие отмечают важность слу­хового, кинестетического и зрительного анализаторов как сен­сорной основы временной перцепции.

На принципиальную важность наличия некой сенсорной ос­новы указывал У.Джемс: «...Мы не можем сознавать ни длитель­ность, ни протяжение без какого бы то ни было чувственного содержания... как бы мы ни старались опорожнить наше сознание от всякого содержания, некоторая форма сменяющегося процес­са всегда будет осознаваться нами, представляя неустраняемый из сознания элемент. Наряду же с сознаванием этого процесса и с его ритмами мы сознаем и занимаемый им промежуток времени.


Таким образом, сознавание смены (событий. — А. Г.) является ус­ловием для сознавания течения времени, и нет никаких основа­ний предполагать, что течение абсолютно пустого времени доста­точно, чтобы породить в нас сознание смены» [45, 237\. Много­численные опыты с многочасовой или многосуточной сенсорной изоляцией и депривацией, которые проводились в нашей стране и США при подготовке первых космонавтов, показали, что сни­жение притока внешних раздражителей приводит к различным нарушениям в точности оценки и воспроизведения временных интервалов как в сторону удлинения, так и укорочения субъек­тивного времени [65].

Время включает по меньшей мере два перцептивных качества, которые не могут быть сведены к каким-либо простым физичес­ким характеристикам, — это переживание настоящего момента и чувство течения времени [94; 119; 183]. Известный исследователь восприятия времени Дж. Мичо обозначил эти чувства понятиями «сейчас» и «течением времени», соответственно [183]. О понятии «сейчас» писал еще У.Джеймс в «Принципах психологии» как о куполе времени определенной величины, внутри которого мы сидим и из которого мы смотрим в оба направления внутри само­го времени, иногда его называют субъективным настоящим, гово­ря о нескольких мгновениях нашего текущего содержания созна­ния, понимая, что все вне его — это прошлое или будущее.

Хотя чувство «течения времени» — это такой же фундамен­тальный перцептивный атрибут времени, его можно разделить на несколько аспектов, представленных субъекту дифференцированно в плане образа [94, 142]. Во-первых, это то, что называют оценкой времени, или осознанное чувство протяженности времени от од­ного события до другого. Для описания своего чувственного опы­та мы используем физические меры времени — секунды, мину­ты, часы. Во-вторых, мы воспринимаем последовательность собы­тий, с помощью которой мы можем определить, что было рань­ше, а что — позже. Особый случай восприятия последовательнос­ти событий — это восприятие их одновременности. В-третьих, это нечто в меньшей степени воспринимаемое, но также требующее оценки времени — это предвосхищение наступающего события еще до того, как оно наступит. Последний аспект восприятия вре­мени чрезвычайно важен, например, при игре на музыкальных инструментах или в такой сложной деятельности, как речевая, в ходе которых мы непроизвольно планируем и выполняем слож­ную последовательность скоординированных во времени действий.

Многие авторы указывают на имеющиеся индивидуальные раз­личия в восприятии времени. Так, дети по сравнению со взрослы­ми склонны сильно переоценивать временные промежутки. На­правленные тренировки увеличивают точность оценки и воспро­изведения временных интервалов. По-видимому, исходя из обще-


психологических закономерностей развития восприятия, можно говорить о формировании особого рода сенсорных эталонов, хра­нящихся в памяти и опосредствующих процесс временной пер­цепции. Об этом определенно пишут отечественные исследовате­ли (например, Н.Н.Данилова, Н.Н.Корж, В.А.Садов). С.Л.Ру­бинштейн особо подчеркивает роль обучения и знакового опо­средствования в восприятии времени: «Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия, года, месяца и т. д., что в дне столько-то часов и минут и т.д. Притом, чтобы подлинно реализовать зна­чение этой количественной характеристики, необходимо... пра­вильно осознать реальную, содержательную вместимость часа, дня и т.д.» [94, 296—297]. Таким образом, можно говорить о форми­руемое™ временной перцепции в процессе индивидуального раз­вития человека.

Целый ряд исследований обнаружил разнообразные индиви­дуальные различия в восприятии времени: установок, доотиваци-онно-потребностной сферы, индивидуально-личностных особен­ностей субъекта, особенностей его профессиональной деятельно­сти и др. [85].

При рассмотрении механизмов восприятия времени в совре­менной психологии выделяют два подхода, или две теории, кото­рые касаются вопроса о том, как мы отслеживаем течение време­ни. Первый подход включает представление о биологических часах, основанное на том, что восприятие времени имеет свою биологи­ческую, или физиологическую, основу. Во втором — в той или иной мере присутствует представление о когнитивных часах, вре­мя рассматривается как чисто субъективный, когнитивный про­цесс, никак не связанный с объективным отсчетом времени, а основанный на процессах переработки информации.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.