Тема 11. Методы и методики измерения сенсорной чувствительности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 11. Методы и методики измерения сенсорной чувствительности.

2017-11-17 397
Тема 11. Методы и методики измерения сенсорной чувствительности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания для лабораторных работ

Тема 10.

ЦЕЛЬ: исследовать влияние субъективного восприятия на искажение информации.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст, тетрадь, ручки, карандаши, калькулятор.

Используя приведённый ниже материал, составьте план экспериментального исследования субъективных особенностей восприятия. В том числе сформулируйте его цель, определите объект и предмет исследования, предложите адекватную гипотезу, выделите круг возможных зависимых переменных, составьте инструкции испытуемым и т.д.

Ход эксперимента:

Данная методика проводится по типу игры «Испорченный телефон». Из аудитории выходит 4 испытуемых остальным читается достаточно простой (не более 300 слов) текст (который следует указать в приложении). Затем входит первый испытуемый, которому кто-то из аудитории пересказывает текст (без подсказок аудитории), остальные испытуемые слушают текст и фиксируют количество воспроизведенных слов. Затем входит второй испытуемый и ему пересказывает текст испытуемый один, остальные также фиксируют количество воспроизведенных слов и т.д. В конце эксперимента текст зачитывается еще раз.

Делается количественный и качественный анализ искажений текста. Желательно представить искажение каждым испытуемым количества текста (в%), а так же графически (рис.7).

Средний арифметический показатель в группе:

Выводы:

(…)..

Анализ результатов осуществляется самостоятельно в соответствии с задачей и гипотезой исследования. По результатам эксперимента составляется отчет.

 

 

 


Рис.1. Примерный образец графически представленных результатов

Тема 11. Методы и методики измерения сенсорной чувствительности.

Задание

Исследование проводится в группе, состоящей из трех человек: экспериментатор, испытуемый, протоколист. В комнате для лабораторных занятий одновременно могут проводить свои исследования несколько групп при условии, что каждая находится на расстоянии не менее 2,5 м от другой.

Испытуемому надевают на глаза повязку, просят вытянуть руки вперед, не напрягая их, ладонями вверх. На ладони лежат листки бумаги, на которые затем экспериментатор кладет разновесы в 4 и 5 г. Задача испытуемого – определить, в какой руке вес тяжелее. Затем последовательно добавляют 1-, 2– и 3-граммовые гири пока испытуемый не сможет определить различие веса. Данный опыт повторяют как минимум три раза. Если руки у испытуемого устанут, то ему нужно дать отдых в течении 1,5 – 3 минут после соответствующего опыта. В каждом опыте руки, на которые накладывают исходные 4 и 5 г, сменяют.

Инструкция испытуемому: «На Ваши ладони будут положены разновесы. С завязанными глазами определите, в какой из Ваших вытянутых рук груз тяжелее».

Показатели оценки различительной чувствительности веса

  Оценка различительной чувствительности веса
Оценка в баллах                  
Различаемая величина (в г) Пк 1,0-1,9 2,0-2,4 2.5-2,9 3,0-3,4 3,5-3,9 4,0-4,9 5,0-6,9 7,0-7,9 8,0 и более

Задание 3

 

ЦЕЛЬ: формирование навыков исследования ощущений аппаратными методами.

ОБОРУДОВАНИЕ: аппарат «Активациометр универсальный».

Задание

Аппаратная диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе с помощью прибора «Активациометр»

Процедура диагностики

1. Из главной формы программы «Активациометр универсальный» осуществите выбор диагностики. В меню «Переход к диагностике» выберите «Диагностика психических процессов» и далее – «Абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе». После этого появляется экранная форма с титульной надписью «Диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе».

2. Линейку координациометра установите таким образом, чтобы была видна шкала с делениями. Для начала процедуры диагностики следует нажать кнопку «Начать». В результате будет выведено сообщение, предлагающее развести до краёв ползунки линейки, установив их в исходное состояние. До разведения ползунков кнопка «Ок», закрывающее это диалоговое окно, не будет активирована и нажать её будет невозможно. После сброса ползунков она станет доступной. После её нажатия диалоговое окно исчезнет и опять появится окно диагностики. Надпись на кнопке «Начать» сменится на «Далее>>».

3. Испытуемый с закрытыми глазами передвигает левый ползунок от крайнего левого положения вправо до ограничителя и назад. Для закрепления в памяти это движение повторяется три раза.

Ограничителем служит правый ползунок, фиксируемый экспериментатором таким образом, чтобы амплитуда движения испытуемого равнялась 30 делениям шкалы. Затем уберите ограничитель и предложите испытуемому по памяти пять раз воспроизвести заданный интервал. Каждый раз при воспроизведении испытуемым интервала нажимайте кнопку «Далее>>» для заполнения таблицы экспериментальными данными.

4. Вышеуказанную процедуру повторите при длине интервала, равной 230 делениям, также пять раз. Также обозначайте нажатием кнопки «Далее>>» воспроизведение испытуемым заданного интервала.

Результаты по ходу эксперимента автоматически заносятся в протокол диагностики (таблица 5).

При вводе ошибочных данных можно вернуться на один или несколько шагов назад, нажимая кнопку «<<Назад». После ввода всех необходимых экспериментальных данных в нижней части окна диагностики показываются результаты расчёта.

Сохранение данных производится нажатием кнопки «Сохранить».

Обработка результатов

Обработка результатов осуществляется программой автоматически или диагностом в ручном режиме по следующему алгоритму:

1. Из данных столбца 3 таблицы 13 вычислите среднеарифметическую величину отклонения А1.

Аналогичным образом вычислите среднеарифметическую А2 из данных столбца 5.

2. Далее вычислите среднеарифметические величины задаваемых интервалов (М1 и М2) для столбцов 2 и 4.

3. Вычислите абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе для малых интервалов по формуле:

(1),

где: АПОДмал – абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе

для малых интервалов,

А1 – среднеарифметическая величина отклонения интервалов,

М1 - среднеарифметическая величина задаваемых интервалов.

 

Аналогичным образом вычислите абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе для больших интервалов (АПОДбольш).

4. Используя результаты предыдущего пункта, вычислите общий показатель абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе (АПОДобщ) как среднеарифметическую величину абсолютного порога ощущений для малых и больших интервалов.

Интерпретация результатов

Об абсолютном пороге ощущений можно судить по процентной величине отклонений выставляемых испытуемым интервалов. Эта величина прямо пропорциональна величине абсолютного порога ощущений и обратно пропорциональна показателю абсолютной чувствительности.

Разные виды деятельности включают в себя движения разной протяженности. При этом точность воспроизведения малых движений зависит от абсолютного порога ощущений для малых интервалов (АПОДмал). Точность воспроизведения больших движений - от абсолютного порога ощущений для больших интервалов (АПОДбольш). Общий показатель точности воспроизведения движений зависит от общего показателя абсолютного порога ощущений (АПОДобщ).

Для интерпретации названных показателей абсолютной чувствительности в двигательном анализаторе используется универсальная диагностическая шкала 1 приложения 1.

Кроме того, в качестве нормативных показателей для разных видов деятельности можно использовать средние значения, полученные на выборках специалистов соответствующих профилей.

Пример протокола диагностики дифференциального порога проприорецептивной чувствительности (данные взяты произвольно)

Выбранные малые интервалы из гра-фы 2 таблицы 12 Отклонения на малых интервалах из граф 4 и 6 таблицы 12 Выбранные большие интервалы из графы 2 таблицы 12 Отклонения на больших интервалах из граф 4 и 6 таблицы 12
       
           
М1 = 42,3 А1 = 2,9 М2 = 184,3 А2 = 4,7
ДППЧмал = 4,5 % ДППЧбольш = 2,0 %

 

Аналогичным образом вычисляется дифференциальный порог проприорецептивной чувствительности для больших интервалов (ДППЧбольш).

Вычисляется общая величина дифференциального порога проприорецептивной чувствительности (ДППЧобщ) как среднеарифметическую величину порога для малых (ДППЧмал) и больших (ДППЧбольш) интервалов.

Например, проставив значения из таблицы 13, получаем:

 

4,5% + 2,0%

ДППЧобщ = ------------------ = 3,3% (3)

2

Интерпретация результатов

Величина дифференциального порога проприорецептивной чувствительности прямо пропорциональна величине погрешности дифференцирования движений и обратно пропорциональна чувствительности.

Для интерпретации результатов диагностики дифференциальной чувствительности в двигательном анализаторе можно использовать диагностическую шкалу 1 (приложение 1).

В случае необходимости получения раздельного диагноза по точности дифференцирования мелких и крупных движений следует использовать показатели дифференциального порога проприорецептивной чувствительности для малых (ДППЧмал) и больших (ДППЧбольш) интервалов.

В качестве нормативных показателей для той или иной деятельности можно использовать также средние значения, полученные для группы представителей соответствующей деятельности.

 

Задание 1

В исследовании наблюдательности может принимать участие один испытуемый или группа при условии, что картинки достаточных для зрительного восприятия размеров и их можно вывесить на доске или стене.

Обе картинки предъявляются испытуемым одновременно в течение 60 с, то есть 1 мин.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!»

После экспонирования картинок и записи найденных отличий дать отчет.

Задание 2

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция. Работа выполняется в парах. Один участник – экспериментатор, другой – испытуемый.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: «Как можно быстрее прочитайте слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»

После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым.

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте.

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. «Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова.

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

П = Т3 – T2,

 

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Анализ результатов

Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель «П» к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде «Начали!» выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель «П» может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если П оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек «как можно быстрее». В этом случае исследование нужно повторить.

Дополнительным способом, позволяющим установить причину «отклонения» показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.

Задание 4

 

ЦЕЛЬ: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

ОБОРУДОВАНИЕ: секундомер и таблица-протокол исследования.

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с. и др.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе «А».

 

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

Кт – коэффициент точности оценки времени;
А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;
С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Задание 5

ЦЕЛЬ: формирование навыков исследования восприятия аппаратными методами.

ОБОРУДОВАНИЕ: аппарат «Активациометр универсальный»

Задание

Диагностика восприятия пространственных отрезков (глазомера) с помощью прибора «Активациометр»

Процедура диагностики

1. Из главной формы программы «Активациометр универсальный» осуществите выбор диагностики. В меню «Переход к диагностике» выберите «Диагностика психических процессов» и далее – «Восприятия пространственных отрезков (глазомера)». После этого появляется экранная форма с титульной надписью «Диагностика восприятия пространственных отрезков (глазомера)».

2. Расположите прибор АЦ-9К прямо перед сидящим за столом испытуемым. Для начала процедуры диагностики следует нажать кнопку «Начать». В результате будет выведено сообщение, предлагающее развести до краёв ползунки линейки, установив их, таким образом, в исходное состояние. До разведения ползунков кнопка «Ок», закрывающая это диалоговое окно, не будет активирована и нажать её будет невозможно. После сброса ползунков она станет доступной. После её нажатия диалоговое окно исчезнет и опять появится окно диагностики. Надпись на кнопке «Начать» сменится на «Далее>>».

Передвиньте линейку со шкалой так, чтобы вместо нее стала видимой линейка без шкалы («слепая» линейка с чертой посередине).

Установите правый ползунок в исходное положение.

3. Объясните испытуемому, что после того, как на левой половине линейки высветится риска, он должен «на глаз» симметрично установить стрелку правого ползунка таким образом, чтобы расстояние от стрелки до черты в центре было равным расстоянию от высветившейся риски до черты в центре.

Испытуемый выполняет задание в удобном для него темпе и не ограничен временем выполнения. Он имеет право корректировать местоположение устанавливаемого ползунка. Интервалы устанавливаются в диапазоне от 40 до 90 делений шкалы линейки включительно и имеют случайный порядок.

4. Нажмите кнопку «Далее>>» или клавишу «Enter» на клавиатуре.

После выполнения испытуемым задания следует нажать кнопку «Далее>>» и программа занесет результат в протокол. Затем экспериментатор пошагово повторяет вышеописанную процедуру. Испытуемый каждый раз устанавливает риску правого ползунка вначале в исходное (крайнее правое) положение, а затем - симметрично подсвеченной слева риске. После каждого шага следует нажимать кнопку «Далее>>» или клавишу «Enter» на клавиатуре.

5. При вводе ошибочных данных можно вернуться на один или несколько шагов назад, нажимая кнопку «<<Назад». После ввода всех необходимых экспериментальных данных в нижней части окна диагностики показываются результаты расчёта.

Обработка результатов

Обработка результатов осуществляется программой автоматически или диагностом в ручном режиме по следующему алгоритму:

1. Три первые процедуры исследования считаются пробными. Их результаты, занесенные в три первые строки протокола (табл. 15), не учитываются.

Показатели граф 2 и 3 оставшихся десяти строк сопоставляются между собой. Абсолютная разность между этими показателями (ошибка) заносится в графу 4 таблицы 15.

2. Из десяти, вычисленных таким образом, ошибок, вычисляются «выскакивающие», т.е. отклоняющиеся от среднеарифметической на величину более трех s. Для определения «выскакивающих» ошибок следует среднеарифметическую ошибку умножить на 1,7. Ошибки, которые оказались равными или превосходят полученный результат, являются «выскакивающими» и вычеркиваются из протокола.

3. Из оставшихся ошибок (после вычеркивания «выскакивающих») вычисляется среднеарифметическую ошибку, которая и является искомым результатом.

Интерпретация результатов

Точность глазомера обратно пропорциональна величине среднеарифметической ошибки воспроизведения интервала.

Глазомер оценивается по диагностической шкале 2 приложения 1.

Задание 1

Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу «Говорите!», назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!»

Обработка результатов

По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

Протокол исследования

 

Слова, воспроизведенные Опыт 1 Опыт 2
правильно неправильно    

Анализ результатов

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

Если в исследовании приняло участие несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы ими для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы завязан бантом».

Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.

Задание

Данное исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой не более 9 человек. В последнем случае участники исследования должны быть удобно рассажены за столами так, чтобы была обеспечена самостоятельность их решения задач. Условия каждой задачи экспериментатор записывает на доске или предъявляет на отдельных плакатах.

Инструкция испытуемым: «Вам будут предложены для решения арифметические задачи. Каждую задачу решайте на отдельном листке бумаги. Все действия, которые Вы совершаете в ходе решения задачи, записывайте на этом же листке. Листок с решенной задачей переверните. Перевернутый листок – это знак экспериментатору о том, что Вы данную задачу решили. Время решения задач контролируется и ограничено двумя минутами. По прошествии двух минут экспериментатор скажет: «Стоп! Решение прекратить!» Для решения следующей задачи берите новый листок бумаги».

Арифметические задачи экспериментатор должен предъявлять, строго соблюдая их последовательность.

Задачи

№1. Даны три сосуда объемом – 37, 21 и 3 литра; как отмерить ровно 10 литров воды?

№2. Даны три сосуда объемом – 37, 24 и 2 литра; как отмерить ровно 9 литров воды?

№3. Даны три сосуда объемом – 39, 22 и 2 литра; как отмерить ровно 13 литров воды?

№4. Даны три сосуда объемом – 38, 25 и 2 литра; как отмерить ровно 9 литров воды?

№5. Даны три сосуда объемом – 29, 14 и 2 литра; как отмерить ровно 11 литров воды?

№6. Даны три сосуда объемом – 28, 14 и 2 литра; как отмерить ровно 10 литров воды?

№7. Даны три сосуда объемом – 26, 10 и 3 литра; как отмерить ровно 10 литров воды?

№8. Даны три сосуда объемом – 27, 12 и 3 литра; как отмерить ровно 9 литров воды?

№9. Даны три сосуда объемом – 30, 12 и 3 литра; как отмерить ровно 15 литров воды?

№10. Даны три сосуда объемом – 28, 7 и 5 литров; как отмерить ровно 12 литров воды?

Специфика данного исследования предполагает, что экспериментатор будет следить за временем, потраченным каждым испытуемым на решение каждой задачи, фиксируя его в протоколе, и сможет ненавязчиво проверять запись решения первых пяти задач. В случае необходимости дается индивидуальная подсказка тем, кто первые пять задач затрудняется решать или неверно записывает их решение.

Суть подсказки испытуемым состоит в том, чтобы напомнить, что воду можно только доливать и отливать с помощью сосудов. Следовательно, арифметические операции, отражающие действия с водой, – это сложение и вычитание. Если испытуемый пишет скобки, то это означает, что он пользуется иным сосудом, равным по объему числу, полученному в скобках, а это – нарушение условий задали. Всех можно предупредить о том, что скобки при записи решения данных задач неправомерны. Также воду нельзя делить и умножать. Все действия состоят в доливании и отливании лишней воды с помощью сосудов указанных объемов.

При решение испытуемыми задач №№6 – 10 подсказывать ничего нельзя, равно нежелательно проверять способ их решения. Время решения испытуемыми каждой задачи контролируется экспериментатором по секундомеру в момент перевертывания испытуемым очередного листка с решением предъявлявшейся задач, и фиксируется в отдельном протоколе.

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем сопоставления способов решения испытуемым экспериментальных задач с возможными способами их решения. На основании этого сопоставления устанавливают: характер выработки установки, чувствительность к установке, особенности ее фиксации и гибкость либо ригидность мышления. Дополнительно можно охарактеризовать скорость мышления. Для этого используют показатель быстроты.

Показатель быстроты, мышления выводится как среднеарифметическое время, затраченное на решение задач. Среднеарифметическое время решения первых пяти задач характеризует скорость выработки установки, а среднеарифметическое время решения последних пяти задач показывает зависимость поиска решения от установки. В последнем случае важно учитывать, решена или нет задача №10.

Характер выработки установки выясняется по тому, как испытуемый решал первые пять задач и с какой скоростью он это делал. Если испытуемый третью, четвертую и пятую задачи решал быстро установленным способом, от большего объема вычитал меньшее и без подсказок, то выработку установки считают оптимальной. Если испытуемому давались подсказки или он менял способы записи решения задачи, а также в случае большой величины пoкaзaтeля быстроты мышления первых пяти задач, то выработка установки была неоптимальной, шла с затруднениями.

Степень чувствительности испытуемого к установке проверяется по способу решения задач №6 и №7. Если эти задачи решены установочным способом, т.е. из большей величины вычиталась меньшая, то степень чувствительности к установке высокая.

Если одна из задач решена установочным способом, а другая – неустановочным, то чувствительность к установке средняя. Например, задача №6 помимо установочного способа может быть решена так: 14-2-2=10, а задача №7 вообще не требует вычисления, т.к. воду можно сразу налить объемом 10 литров.

Если обе задачи решены неустановочным способом, то можно констатировать слабую чувствительность испытуемого к установке.

Особенности фиксации установки определяются по способу решения испытуемым задач №8 и №9.

Если обе задачи под номерами 8 и 9 решены установочным способом, то установка фиксированная, а степень ее фиксации высокая.

Если одна из задач решалась установочным способом, а другая – неустановочным, то степень фиксированности установки характеризуется как средняя. Например, задача №8 возможно решить так: 12-3=9, а задачу №9 легко решить сложением, которое в логике переливания воды с помощью сосудов означает доливание, т.е. 12+3=15.

Когда обе задачи решены неустановочным способом тогда это свидетельство отсутствия фиксации установки. Однако данный вывод будет правомочным, если у испытуемого слабая чувствительность к установке. В противном случае фиксация установки слабая.

 

Определение ригидности или гибкости мышления производится по результату решения задачи №10. Эта задача имеет одно, правильное неустановочное решение: 7+5=12. Если испытуемый задачу решил, то его мышление – гибкое, независимо от чувствительности или фиксированности установки, поскольку он смог переориентироваться на поиск неустановочного способа решения.

Если последняя задача испытуемым не решена, и он продолжает действовать путем вычитания, то его мышление ригидно.

Анализ результатов

После обработки результатов исследования важно проанализировать связи между быстротой мышления как показателем его активности, характером выработки установки, степенью чувствительности к установке, особенностями фиксации и ригидностью либо гибкостью мышления.

Анализируя условия, при которых вырабатывается установка испытуемого, следует обратить внимание на их постоянство, с одной стороны, и количество повторяемости одного и того же способа решения – с другой. То же относится и к особенностям фиксации установки.

В случаях обнаружения ригидности мышления необходимо продумать рекомендации испытуемым для развития его гибкости. Многие задачи решаются несколькими способами, поиск разных способов решения – это уже признак творчества. Можно настроить себя на этот поиск. Хорошо помогает в развитии гибкости тренировка смены представлений и решение специальных творческих задач. Для испытуемых с медленным мыслительным процессом составляются формулы настроя на быстроту работы. Показатели быстроты мышления улучшаются с опытом соревновательного взаимодействия с другими людьми. Однако следует иметь в виду, что полученные результаты быстроты мышления могут зависеть от самочувствия испытуемого во время эксперимента и от его заинтересованности исследованием.

Задание 2

ЦЕЛЬ: определить уровень продуктивности воображения; определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор черно-белых фотографий теста Роршаха размером 9х12 см. Три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш, секундомер, бумага и ручка для записи.

Задание 3

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Задание 1

Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буква


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.