Тема 4: Основы национального таможенного законодательства — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 4: Основы национального таможенного законодательства

2017-11-17 480
Тема 4: Основы национального таможенного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система таможенных органов Республики Беларусь.

Таможенные процедуры Евразийского экономического союза.

Товарная номенклатура Внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь (ТН ВЭД).

Таможенное декларирование товаров в Республике Беларусь.

Таможенные платежи: понятие, виды, порядок исчисления.

 

 

Специальная литература по теме:

 

Анохина, О.Н. Комментарий к таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2011. - 134 с.

Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб. для вузов / А.Г. Чернявский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 841 с.

Гражданский кодекс Республики Беларусь // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр», 2016.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр», 2016.

О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2014 г., № 129-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 22.07.2016.

Козырин, А.Н. Правовое регулирование таможенных процедур. Комментарий законодательства / В.В. Егазарова // Право и экономика. - 2010. - № 9.

Молчанова, О.В. Таможенное дело: учебник / М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314 с.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр», 2016.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр», 2016.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр», 2016.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ратифицирован Законом Республики Беларусь от 02.07.2010 г. № 158-З) // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр», 2016.

 

 

Современные экономические отношения отличаются особой динамикой. На их развитие оказало влияние вступление Республики Беларусь в Таможенный союз, в Единое экономическое пространство с Российской Федерацией, Республикой Казахстан и другими государствами, стремящимися к экономической и политической интеграции, создание Евразийского экономического союза. Возникновение новых экономических отношений порождает необходимость изменения и принятия правовых норм, регулирующих движение товаров, услуг в данном экономическом пространстве, а также четкого контроля государственных органов за исполнением этих норм.

Таможенные органы Республики Беларусь — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти.

Система таможенных органов – это обусловленная функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующаяся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. Каждый орган данной системы выполняет свои функции, возложенные на него государством.

В соответствии со статьей 8 Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании» № 129-З от 10.01.2014 г. (далее – Закон № 129-З) систему таможенных органов образуют:

- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

- таможни;

- государственные учреждения, создаваемые для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни являются государственными правоохранительными органами.

Государственному таможенному комитету Республики Беларусь подчинены таможни и государственные учреждения, входящие в систему таможенных органов.

Таможни – государственные органы, являющиеся юридическими лицами и действующие на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Со статей 9 Закона № 129-З Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает в соответствии с законодательством Республики Беларусь подчиненные ему таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, информационно-вычислительные центры и другие организации, не входящие в систему таможенных органов, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – членов Таможенного союза – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств – членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Основные функции таможенных органов Республики Беларусь определены статьей 12 Закона № 129-З.

В соответствии с пунктом 26 статьи 4 ТК ТС, таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Таким образом, требования и условия характеризуют каждую таможенную процедуру, которые подлежат соблюдению при выполнении действий, входящих в содержание процедуры, но предварительно необходимо раскрыть содержание указанных понятий.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров статье 202 ТК ТС устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 статьи 202, устанавливаются международными договорами государств-членов таможенного союза.

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии.

Электронная копия не потребуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. Если в этих документах, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в некоторых случаях – после выпуска товаров.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации.

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру является уплата таможенных платежей, кроме случаев предусмотренных ТК ТС.

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае, при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен - до выпуска товаров.

Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.

Кроме того, для товаров к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией Таможенного союза, срок выпуска сокращен до четырех часов с момента регистрации декларации на товары.

Введение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификация и кодирование товаров являются важными составными элементами таможенного дела и функциями, возложенными на таможенные органы Республики Беларусь. Выполнение этих функций с точки зрения правильного применения к тем или иным товарам мер таможенного регулирования,

Товарная номенклатура – это совокупность названий товаров,с которыми в своей профессиональной деятельности сталкиваются должностные лица таможенных органов и декларанты.

При осуществлении таможенного регулирования внешнеторговых товаропотоков необходима систематизация товаров, которая осуществляется с помощью классификации.

В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным разделам, группам и подгруппам присваивают специальные шифры.

Кодовая система товарной номенклатуры создается для того, чтобы информация была представлена в таможенный орган в форме, удобной для ее сбора, проверки, передачи, обработки, выдачи и последующего экономического анализа.

ТК ТС не дает легального определения понятия Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Сфера применения ТН ВЭД – это:

- осуществление мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности;

- нетарифное регулирование внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности (лицензирование, квотирование, установление ограничительных мер по импорту/экспорту товаров и др.);

- ведение таможенной статистики.

Таможенно-тарифные меры – это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.

Таможенный тариф – свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таким образом, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа.

Каждый товар, включенный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также разделы схожих по каким-либо признакам товаров.

Для обеспечения унификации тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в международной торговле применяется Гармонизированная система классификации и кодирования товаров Всемирной торговой организации (ГС ВТО). Данная система включает товарную номенклатуру ВЭД, участвующую во внешнеторговом обороте, и соответствующую систему кодирования. ГС ВТО вступила в силу в 1988 году, постоянно развивается и имеет уже несколько изданий. Сначала ГС имела 6-значный цифровой код, в настоящее время система кодирования ГС ВТО имеет 8-значный цифровой код товаров. Эта система является основой классификации и кодирования товарной номенклатуры ВЭД различных стран.

После распада СССР была разработана и принята Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств (ТН ВЭД СНГ). 3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств. Правительства 12 государств — членов СНГ, стремясь к унификации форм таможенной статистики и упрощению таможенных процедур, договорились о принятии единой ТН ВЭД СНГ, основанной на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Ввод в действие ТН ВЭД СНГ состоялся 1 января 1997 года.

В соответствии с договором от 6 октября 2007 года, подписанным в городе Душанбе, в рамках ЕврАзЭС был сформирован Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном (далее – ТС). В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации с 01.01.2010 г. были введены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18.

ТН ВЭД ТС – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее – ТН ВЭД СНГ).

Согласно ТК ТС, вступившему в силу на территории государств - членов ТС в июле 2010 года, ТН ВЭД ТС утверждается Комиссией Таможенного союза, которая также принимает решения о внесении в нее изменений (в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. учреждена Евразийская экономическая комиссия, как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, которой передаются полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. № 850 утверждена новая редакция ТН ВЭД ТС, основанная на 5 издании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, применяемые с 1 января 2012 г (утратило силу с 23.08.2012 г.).

С 23 августа 2012 г. введены единая ТН ВЭД ТС и единый Таможенный тариф ТС, утвержденные Решением Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в вышеуказанное Решение ЕЭК были внесены изменения (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 г № 112), в соответствии с которыми под понятием «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» понимается «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (ТН ВЭД ЕАЭС); под понятием «Единый таможенный тариф Таможенного союза» - «Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза» (ЕТТ ЕАЭС).

Товарная номенклатура Гармонизированной системы (НГС) состоит из 21 раздела, 99 групп, 33 подгрупп (в группе, но могут отсутствовать), 1241 товарной позиции (в подгруппе), 3558 подпозиций (в позициях), 5019 субпозиций (в подпозициях). Для кодирования разделов и подгрупп используются римские цифры, на других уровнях - арабские.

Основу классификации товаров по 21 разделу НГС составляет совокупность различных признаков товаров, основными из которых являются: происхождение (разделы I, II, V), функциональное назначение (разделы IV, XI, XII, XVIII, XIX, XX, XXI); химический состав (разделы III, VI, VII); вид материалов, из которых создан товар (разделы VIII, IX, X, XIII, XIV, XV).

При образовании групп в НГС используется принцип последовательной обработки товаров: сырье, полуфабрикаты, готовые изделия. Группировка товаров производится на уровне позиций и субпозиций. Как правило, из позиций или субпозиций выделяют один или несколько видов продукции, наиболее широко обращающихся в мировой торговле, для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка «прочие».

Таким образом, НГС состоит из пяти уровней: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, субпозиции.

Конвенция о ГС допускает более глубокую степень детализации субпозиций отдельной страной или союзом стран (например, Европейским Союзом). Основным требованием, выдвигаемым в данном случае Конвенцией, является то, что подразделы национальных номенклатур могут быть дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в Номенклатуре ГС.

Комбинированная номенклатура Европейского сообщества (КНЕС) построена на основе Гармонизированной системы. Но при этом шестизначный код товара дополняется седьмым и восьмым знаками, т.е. система кодирования товаров КНЕС включает коды Гармонизированной системы, а кроме этого, дополнительную детализацию субпозиций ГС до восьми знаков. В результате КНЕС содержит цифровые восьмизначные коды субпозиций, из которых первые шесть соответствуют кодам ГС.

Классификация товаров во внешней торговле в Республике Беларусь до июля 2002 г. осуществлялась на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Сегодня функционирует ТН ВЭД ЕАЭС.

Структура ТН ВЭД ЕАЭС, ее составные части, принципы построения соответствуют описанию, рассмотренному применительно к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Она состоит из 21 раздела и 97 групп. Группировка товаров основана на тех же признаках: по функциональному назначению, виду материалов, происхождению, химическому составу.

В Республике Беларусь и Российской Федерации используется 10-значное кодирование ТН ВЭД. Первые 6 цифр ТН ВЭД ЕАЭС – это кодовое обозначение товаров по НГС, следующие 2 цифры соответствуют коду КНЕС (Комбинированной номенклатуры Европейского союза), 9-я цифра используется для возможности выделить товары, имеющие значимость на территории СНГ, а десятая цифра учитывает интересы Беларуси. Полный 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭСсодержит:

2 первые цифры - товарная группа ТН ВЭД (например, 72 - черные металлы);

4 первые цифры - товарная позиция в группе (например, 7201 - чугун);

6 первых цифр - товарная субпозиция;

10 цифр - полный код, товарная подсубпозиция.

Определение кода перемещаемого через таможенную границу товара возлагается на декларанта, но контролируется таможенными органами. Коды ТН ВЭД используются для начисления подлежащих уплате таможенных платежей и применения других мер, предусмотренных таможенным законодательством.

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Декларирование – это заявление по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующем от имени и по поручению декларанта.

Как правило, декларирование производится:

- при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- при изменении таможенной процедуры;

- в других случаях, определяемых актами таможенного законодательства Республики Беларусь.

На основании пункта 1, 2 статьи 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации с необходимыми документами и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Лицом, уполномоченным на подачу таможенной декларации, может быть декларант либо таможенный представитель.

Статьей 186 ТК ТС предусмотрено, кто может выступать декларантам.

Статьями 187-189 ТК ТС предусмотрены права и обязанности декларанта, а также его ответственность.

В соответствии со статьей 12 ТК ТС таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 ТК ТС.

В соответствии со статьей 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации.

Основной формой декларирования товаров является письменная форма декларирования. При письменной форме используется письменная таможенная декларация.

В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенная декларация это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

В соответствии со статьей 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Пассажирская таможенная декларация предназначена для декларирования в письменной форме сведений о перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами товарах (в том числе и транспортных средствах), не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, о целях их перемещения и других сведений, необходимых для таможенных целей, а также использования в качестве разрешительного документа таможенных органов, отражающего результаты таможенного оформления

Таможенной декларации на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки, которое осуществляется при:

1) временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с территории таможенного союза

2) временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на территорию таможенного союза.

Под декларацией на товары понимается письменная декларация либо декларация в виде электронного документа, а также транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита)

Транзитная декларация представляется таможенному органу при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. Перечень таких документов предусмотрен пунктом 1 статьи 183 ТК ТС.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенный орган может отказать в регистрации таможенной декларации.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.

В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.

Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Одной из основных составляющих доходной части бюджета стран ЕАЭС являются платежи, взимаемые таможенными органами.

Все платежи, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на таможенные органы, условно можно разделить на две категории:

· таможенные платежи;

· иные платежи, взимаемые таможенными органами.

Статьей 70 ТК ТС определен перечень платежей, которые относятся к категории таможенных платежей:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

К категории иных платежей, взимаемых таможенными органами, относятся:

- специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;

- утилизационный сбор;

- проценты, уплата которых предусмотрена таможенным законодательством (например, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины, налога);

- пени, начисляемые в случае неуплаты или неполной уплаты плательщиками в установленный срок таможенных платежей;

- штрафы и т.д.

В законодательстве также употребляется термин «авансовые платежи», определение которому дано в статье 73 ТК ТС. В соответствии с положениями указанной статьи, авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборови не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ЕАЭС.

Таможенные пошлины

В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Статьей 71 ТК ТС определены следующие виды ставок таможенных пошлин:

1) адвалорные- установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

примеры адвалорных ставок: 15%; 5% и т.п.;

2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

примеры специфических ставок: 2 евро за 1 л; 250 долларов США за 1000 кг;

3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) указанной статьи.

примеры комбинированных ставок: 10%, но не менее 2,5 евро за 1 кг; 15% плюс 1,4 евро за 1пару.

Ввозные таможенные пошлины

«Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза» (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Единый таможенный тариф ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

В соответствии с положениями статьи 77 ТК ТС, для целей исчисления ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ЕАЭС.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году и которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

Вывозные таможенные пошлины

В соответствии с положениями Договора о ЕАЭС, для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами между государствами-членами.

В Республике Беларусь вывозными таможенными пошлинами облагаются следующие категории товаров:

· нефть сырая и отдельные категории товаров, выработанных из нефти;

· кожевенное сырье;

· лесоматериалы;

· калийные удобрения;

· семена рапса.

Указанное соглашение не распространяется на уплату (взыскание), возврат вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь и вывозимой с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории ЕАЭС.

В целях выполнения указанного соглашения Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин» определен перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1932 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» установлены ставки.

В отношении иных категорий товаров ставки вывозных таможенных пошлин установлены:

Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2011 № 40 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье»;

Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2010 № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы»;

Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2015 № 490 «О ставке вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения»;

Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2010 № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса».

Налоги

Налоги – это налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В Республике Беларусь ставки налогов определены Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК).

Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов ЕАЭС, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена ЕАЭС, применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена ЕАЭС.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.