Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-16 | 355 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Международное право (МП) как особая система правовых норм.
МП – совокупность юридич. норм, создаваемых совместно гос-ми для регулирования межгос. отношений. Сосуществуют две реальные правовые системы:
1) Право как совокупность юр. норм гос-ва (внутригос. правовая (ВГП) система)
2) Право как совокупность норм межгос. и иного международого общения (международнж правовая система).
МП отличается от национальной правовой системы или (ВГП - внутригос права) по своей сущности, предмету, методу регулирования, субъектами права, способами создания норм и их реализации. Парадокс: МП не входит в систему нац права гос-ва. Но общепризнанные нормы и принципы МП, а также международные договора становятся частью правовой системы того или иного гос-ва. Закрепляется в конституциях.
Международные нормы создаются самими гос-вами. Гос-ва нельзя заставить подписать международные договора, но если подписал, то обязан выполнять.
•Конституция РФ 1993– общепризнанные нормы и принципы МП; междунар договора РФ составляют часть ее правовой системы. Если междунар договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила междунар договоров.
Предметом регулирования МП являются международные, межгосуд и межвластные отношения. Т.е. выходит за пределы одного гос-ва.
Субъекты МП – гос-ва, нации, международные организации.
В основе разграничения – метод правового регулирования:
1) внутригосуд право создается в результате властных решений компетентных органов гос-ва.
2) МП – в процессе согласования интересов различных гос-в.
Предмет правового регулирования:
1) внутригосуд право – отношения в пределах юрисдикции отдельного гос-ва.
|
2) МП – межгос. и иные отношения, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих гос-в либо международн сообщества гос-в в целом.
Особенности МП:
- гл. решающими участниками явл гос-ва, суверенные образования, над которыми нет суверенной власти.
- МП не знает законодат., исполнит., карающих судебн. органов, кот играют решающую роль в создании норм МП и их исполнении. Это делают сами субъекты МП, в первую очередь гос-ва, путем заключения соглашений м/у ними (явно выраженное – договор, молчаливое – обычай). ООН не мир. парламент и не мир. правительство.
- в МО нет органов, кот могли бы в необходимых случаях принуждать субъекты МП к соблюдению его норм. Нет мирового жандарма. Принуждение осущ-ся самими субъектами МП.
Принудительные меры в МП осуществляются самими субъектами МП, бывают:
•индивидуальные: 1)реторсии – (встречные ограничитальные меры, они ограничивают не стандартные права, а особые привилегии)и 2)репрессалии(ответное нарушение права гос-ва нарушителя. невыполнение условия договора, нарушаемого другой страной)).
•коллективные(в соответствие с уставом ООН в целях устранении угрозы мире.). 1) военные, 2) невоенные (эмбарго)
Первая категория:
1) основные принципы МП, составляющие ядро и имеющие определяющие значение для всего комплекса МП регулирования
2) общие для МП институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального значения – о международ правосубъектности, о междунар правотворчестве, о мж правоприменении, о МП ответственности.
Вторая категория – отрасли МП, т.е. комплексы однородных и сложившихся норм. Общепризнанные – право межджунар договоров, право внешних сношений, право междунар орга-ций, право мж без-ти, междунар экологическое право, мж гуманитарное право, etc.
В пределах отраслей есть подотрасли и правовые институты: право внешних сношений делится на дипломат. право, консульское право, П. постоянных представительств при Междунар орг, право спецмиссий; институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий.
|
Принцип нерушимости границ.
Содержание каждого из принципов базируется на положении устава ООН, конкретизированы Декларацией о принципах МП(1970) и в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Каждый принцип рассматривается в контексте с другими принципами.
Суть: признание существующих границ в качестве юр-ки установленных в соответствии с МП; отказ от каких-либо терр притязаний на данный момент и на будущее; отказ от любых иных посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение.
1.Идея возникла в договорах м/у СССР и ФРГ в 1970. (затем еще договор м/у СССР, ФРГ, ГДР). Здесь признавалось существование границ (обязались неукоснительно соблюдать терр целостность всех гос-в Европы в их нынешних границах) и отказ от каких-либо терр притязаний (не будет никаких претензий).
2. Декларация о принципах МП (1970). нормы о нерушимости границ здесь являются составной частью принципов неприменения силы и угрозы силой. (гос-ва должны воздерживаться от применения силы с целью нарушения терр границ другого гос-ва, или в качестве средств разрешения споров).
3. заключительный акт СБСЕ 1975. Нормы нерушимости границ выделили как отдельный принцип взаимоотношения между гос-вами: участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех го-св Европы как нерушимые, страны обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей терр любого гос-ва-участника. Гос-ва СБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских гос-в. Это признание явл междунар-правовым и его нельзя аннулировать.
Принцип нерушимости границ касается только стран Европы и США, Канады(т.к. только эти гос-ва явл участниками заключ акта). А другие гос-ва придерживаются традиционного принципа МП – неприкосновенности границ(обязанность гос-в соблюдать линию границ на местности, не допускать перемещения лини границ). Этот принцип действует везде, независимо от континента и того, существуют ли соглашения м/у гос-вами.
Принцип разоружения
Суть: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договоров, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим междунар контролем.
|
1. В 11 статье Устава ООН говорится, что принцип разоружения явл общим принципом сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности. Юридич содерж принципа разоружения, закрепленное в Уставе ООН, состоит в обязанности го-св и главных органов ООН (Совет Безопасности и Ген- Ассамблея) разработать мероприятия по практическому осуществлению разоруж. Практически в современных усл это требование выражается в необходимости заключения специального соглаш гос-в. При этом отказ от заключ такого соглаш означает нарушение самого принципа разоруж. Устав ООН не определяет конкретных форм и объема разоруж. Решение этих вопросов Устав предоставляет самим гос-вам. Никаких пределов, до кот могло бы идти разоруж, здесь не устанавливается.
2. На 15 сессии Ген Ассамблеи в 1959 гоc-ва— члены ООН признали, что сокращ вооружений в современных усл явл уже недостаточным и в резолюции 1378 (XIV). по предложению СССР провозгласили необходимость осуществ разоруж в форме всеобщего и полного разоруж. Эта резолюция провозглашает новый принцип — принцип всеобщего и полного разоруж, являющийся конкретизацией и развитием общего принципа разоруж, закрепленного в Уставе ООН
3. Заключ акт СБСЕ 1975 содержит Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоруж.
Основным источником норм в области разоруж явл междунар договоры: универсальные (Договор о нераспространении ЯО 1968), региональные (Договор о запрещении ЯО в Лат Америке 1967), двусторонние (Дог м/у СССР и США об ограничении систем ПРО обороны 1972). Договоры в этой области могут классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; дог, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям. (ДОВСЕ 1991).
|
Действующее междунар право не содержит нормы, прямо обязывающей гос-ва разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключ в том, чтобы "в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным междунар контролем (договор 1968 о нераспространении ЯО)
Действующее междунар право запрещает испытывать ЯО в атмосфере, в косм пространстве и под водой (Дог о запрещении испытаний ЯО в атмосфере, в косм пространстве и под водой 1963). Любые яд взрывы, а также размещение ЯО запрещены в Антарктике (Дог об Антарктике 1959), Лат Америке (Дог о запрещении ЯО в Лат Америке 1967), южной части Тихого океана (Дог о безъядерной зоне в юж части Тихого океана 1985), на морском дне и в его недрах (Дог о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ЯО и других видов оружия массового уничтожения 1971), на Луне и других небесных телах (Соглаш о деятельности гос-в на Луне и других небесных телах 1984).
Междунар арбитраж.
МА - это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которых являются гос-ва и междунар организации. Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно. В первом случае его правовой основой явл соглашение сторон в споре (компромисс), во втором – статУт (постановление, акт).
Некоторые многосторонние и двусторонние договоры предусматривают использование арбитража в одних случаях как един средства решения споров, в других - как применимого в ситуациях, когда согласительные средства не дали результата.
Формируется арбитраж из членов, назначаемых сторонами, и избранного ими суперарбитра.
Междунар суд.
МС - учреждение, сущ на постоянной основе, состоящее из 15 независимых судей, (избираемых в личном качестве (т.е. не как представителей гос-в) Ген Ассам и Советом Безоп сроком на девять лет) призванное решать споры на основе МП и принимать юр-ки обязательные решения. (сущ такой институт с 1922).
Согласно Уставу ООН, Мж суд ООН явл главным судебным органом ООН. Но практически его роль более значительна. Он явл главным судебным органом междунар сообщества в целом, центром всей системы мирного разрешения споров.
Его влияние на МП значительнее, чем арбитража. Сторонами в споре могут быть только гос-ва.
Если в составе междунр суда нет судьи гражданства стороны в споре, то Ген Ассамб может назначить судью для данного дела (судья ad hoc).
МС обычно рассматривает дела в полном составе. Но есть и возможность учреждения «камер», кот. специализируются на рассмотрении опред. категорий дел, в составе трех и более судей.
МС не вправе рассматривать дела по собственной инициативе, он может рассматривать только те дела, которые будут переданы ему по соглашению сторон.
|
МС решает споры на основе МП. Решение междунар суда окончательно и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено самим междунвр судом лишь в случае вновь открывшихся обстоятельств, кот могут оказать решающее влияние на исход дела. Решение Мж суда явл юр-ки обязательным, и невыполнение его влечет междунар-правовую ответственность.
Решение обязательно лишь для сторон в деле и лишь по данному делу. Т.е, решение не создает суд. прецедента, кот был бы обязателен и для других гос-в в аналогичных случаях.
Специализированные суды: Тк. Междунар суд все с большим трудом справляется с возросшим объемом передаваемых на его рассмотрение дел, то учреждаются спец. суды. (прим: Трибунал по морскому праву).Специфика в том, что спец суды решают дела с участием не только гос-в, но и мж организаций и даже физич и юридич лиц.
Заключение междунар договоров.
Право заключать дог. – «договорная правоспособность», как элемент междунар правосубъектности. Им обладает каждое гос-во. Правоспособность междунар организ-ии заключать дог-ры регулируется правилами этой орг-ии.
Заключение МД – процесс, сост. из ряда стадий:
1.согласование текста договора;
2.разные способы выражения согласия сторон с усл договора.
Подстадии: подписание, ратификация, (не)присоединение и т.д. Не все подстадии обязательны.
Гос-ва закл. дог-ры в лице высших гос. органов, установленных в конституции. Междунар организации – через свои органы, указанные в уставах/нормат. Актах.
Органы гос-ва действуют через спец. уполномоченных лиц, у которых есть на это спец. разрешение, документ, кот. выдается тем органом, кот. уполномочивает данное лицо (главы гос-в, правительств и МИДы в них не нуждаются, они действуют «exofficio» - по должности).Уполномоченные лица должны действовать строго в пределах своих полномочий + они получают от своего гос-ва инструкции, в кот. определены позиции делегации по обсуждаемым вопросам.
1ая обяз. стадия дог-ра: выработка его согласованного текста - принятие текста МД и установление его аутентичности (согласование на разных языках). Основной метод подготовки текста: переговоры. Они могут вестись по дип. каналам (через посольства, мин-ва), могут в порядке конференций или в рамках междунар организаций.
В результате составляется дог. из 3х частей:
1.преамбула (вступительная) – указ. стороны, цели, мотивы, причины;
2.условия, права и обязанности сторон (делится на статьи);
3.заключительная: оговор. срок действия, порядок ратификации, дату и место подписания, возможность расторжения).
Переговорщики высказывают свое согласие с формулировкой текста дог-ра. Условия принимаются единогласно (при 2стор.), а при многостор. 2\3 голосов (квалиф. больш-во).
Возможно парафирование договора – предварит. подписание, подтвержд. договоренности между его участниками (в форме проставления инициалов и подписей на каждой странице), но потом ещё можно внести изменения.
После одобрения текста всеми правительствами – торжественное подписание. С момента подпис. до вступл. договора в силу, гос-во уже не должно предпр. противоречащих действий.
Действует принцип «альтерната» (чередования). В экземпляре двустороннего договора, предназначенного для данного договаривающегося гос-ва, наименование этого гос-ва, его подписи, печати, и текст договора на языке данного гос-ва помещаются на первом месте.
При многосторонних – этого нет.
Ратификация - 2ая стадия - окончательное утверждения договора высшим органом гос. Власти.
Воплощается в 2х актах: 1)внутригосуд. (закон РФ о ратификации); 2)междунар-правовой: ратификационная грамота (подтверждает ратиф., ими обмениваются стороны).
Ратификация – не обязанность, а право. Отказ от неё – не нарушение МП. Но многочисл отказы ослабляют доверие.
«Оговорки»: Гос-во может заявить о том, что какие-то полож. дог-ра для него неприемлемы и требовать изменить/искл. какие-то пункты, положения. Эта «оговорка» должна быть подтверждена при утверждении текста дог. Междунар организация может возражать, но это не препятствует вступлению дог-ра в силу (просто не вступят в силу положения, по поводу кот сделана оговорка). Иногда оговорки запрещаются прямо в тексте дог-ра. Оговорка может быть снята (согласие сторон не требуется).
Регистрация предусматривает опубликование в «Treaty Series» ООН. Регистр и опубликование дог-ра явл выражением гласности. Если дог. не был зарегистрирован, то ни одна из сторон не может ссылаться на него.
Открытые и закрытые.
Мж экономические договоры.
Многосторонние договора. Составляют серцевину МЭП. Но соглашение по тарифам и торговле 1947 + многосторонние соглаш по сырьевым товарам.
Двусторонние договоры – регулируют подавляющую часть сотр-ва. Бывают:
• Рамочного политического характера(договор о дружбе, взаимоhelp)
• Общего
• Срециальные виды:
1. Торговые договоры – закрепление принципов и определенного торгово-эконом режима во взаимных отношениях госв и их физич лиц.(can закреплять режим наибольшего благоприятствования, нац режим итд)
Они определяют конкретную отрасль(строительная, реконструкция, поставка оборудования, совместное предпринимат-во).
2. Программы сотp-ва, обычно носят рекомендательный хар-р
3. Соглашение по оказании технического содействия
4. Валютно-финансовое договорное обеспечение торговли – о валютных расчетах и кредитах,о конвертированности валюты.
5. Соглаш о товарообороте – о взаимных поставках – договариваются об определенных квотах экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях. (use, когда госво имеет трудности в сведении торгового, платежного балансов, защита собственной промышленности от ин. конкуренции, при общем расстройстве экономики и т.д.)
Унифицированные и гармонизированные мж-правовые акты – заключ на двустороннем или многостороннем уровне в целях применения в сделках купли-продажи и в других коммерческих сделках на мж уровне. (документы, кот готовит Мж торговая палата - Мж правила толкования торговых терминов – «Инкотермс», для повсеместно применяемых терминов, Унифицированные правила для гарантий по требованиям).
Мж конвенции - высшая форма унификации гражд-правовых усл частных коммерческиских сделок, т.е. отношения между поставщиком и покупателем(1986 Гаагская конвенция о праве, применяемом к договорам мж купли-продажи товаров.- Конвенция о мж частном праве. РФ в ней нет)
Международное право (МП) как особая система правовых норм.
МП – совокупность юридич. норм, создаваемых совместно гос-ми для регулирования межгос. отношений. Сосуществуют две реальные правовые системы:
1) Право как совокупность юр. норм гос-ва (внутригос. правовая (ВГП) система)
2) Право как совокупность норм межгос. и иного международого общения (международнж правовая система).
МП отличается от национальной правовой системы или (ВГП - внутригос права) по своей сущности, предмету, методу регулирования, субъектами права, способами создания норм и их реализации. Парадокс: МП не входит в систему нац права гос-ва. Но общепризнанные нормы и принципы МП, а также международные договора становятся частью правовой системы того или иного гос-ва. Закрепляется в конституциях.
Международные нормы создаются самими гос-вами. Гос-ва нельзя заставить подписать международные договора, но если подписал, то обязан выполнять.
•Конституция РФ 1993– общепризнанные нормы и принципы МП; междунар договора РФ составляют часть ее правовой системы. Если междунар договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила междунар договоров.
Предметом регулирования МП являются международные, межгосуд и межвластные отношения. Т.е. выходит за пределы одного гос-ва.
Субъекты МП – гос-ва, нации, международные организации.
В основе разграничения – метод правового регулирования:
1) внутригосуд право создается в результате властных решений компетентных органов гос-ва.
2) МП – в процессе согласования интересов различных гос-в.
Предмет правового регулирования:
1) внутригосуд право – отношения в пределах юрисдикции отдельного гос-ва.
2) МП – межгос. и иные отношения, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих гос-в либо международн сообщества гос-в в целом.
Особенности МП:
- гл. решающими участниками явл гос-ва, суверенные образования, над которыми нет суверенной власти.
- МП не знает законодат., исполнит., карающих судебн. органов, кот играют решающую роль в создании норм МП и их исполнении. Это делают сами субъекты МП, в первую очередь гос-ва, путем заключения соглашений м/у ними (явно выраженное – договор, молчаливое – обычай). ООН не мир. парламент и не мир. правительство.
- в МО нет органов, кот могли бы в необходимых случаях принуждать субъекты МП к соблюдению его норм. Нет мирового жандарма. Принуждение осущ-ся самими субъектами МП.
Принудительные меры в МП осуществляются самими субъектами МП, бывают:
•индивидуальные: 1)реторсии – (встречные ограничитальные меры, они ограничивают не стандартные права, а особые привилегии)и 2)репрессалии(ответное нарушение права гос-ва нарушителя. невыполнение условия договора, нарушаемого другой страной)).
•коллективные(в соответствие с уставом ООН в целях устранении угрозы мире.). 1) военные, 2) невоенные (эмбарго)
Первая категория:
1) основные принципы МП, составляющие ядро и имеющие определяющие значение для всего комплекса МП регулирования
2) общие для МП институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального значения – о международ правосубъектности, о междунар правотворчестве, о мж правоприменении, о МП ответственности.
Вторая категория – отрасли МП, т.е. комплексы однородных и сложившихся норм. Общепризнанные – право межджунар договоров, право внешних сношений, право междунар орга-ций, право мж без-ти, междунар экологическое право, мж гуманитарное право, etc.
В пределах отраслей есть подотрасли и правовые институты: право внешних сношений делится на дипломат. право, консульское право, П. постоянных представительств при Междунар орг, право спецмиссий; институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!