Техника составления матрицы № 2. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Техника составления матрицы № 2.

2017-11-16 1231
Техника составления матрицы № 2. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика № 6. Социометрия.

Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимодействий, состав группировок.

Ход проведения

эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику даётся лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии троих своих одноклассников, кого бы они хотели бы выбрать для совместной деятельности.

Варианты вопросов:

1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?

2. Если бы ваш класс реформировали, то с кем из своих одноклассников ты хотел бы продолжить учёбу?

3. Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы его совершить?

Обработка: сначала определите статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, заносятся в матрицу №1.

Матрица № 1

            n
  Апанович   +   +      
  Астровик +       +    
...                
n                
Всего выборов              
Из них взаимных              

Далее следует подсчитать число выборов, полученных каждым учеником в результате эксперимента, и записать его в графе «Всего выборов». Затем на матрице отмечаются взаимные выборы, и отмечается их количество в графе «Из них взаимных». Проанализировав полученные результаты, дать характеристику социометрического статуса школьников на основе полученных ими выборов:

· «социометрические звёзды» - 6 и более выборов,

· «предпочитаемые» - 4-5 выборов,

· «принятые» - 1-3 выбора,

· «изолированные» - 0 выборов.

Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.

Данные матрицы позволяют вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):

Кол-во взаимных выборов

КВ = ------------------------------------- 100%

Общее кол-во выборов

Высокий показатель взаимности - 67-100%, средний показатель - 33-67%, низкий - 0-33%.

Далее следует определить уровень благополучия межличностных отношений, для чего сравнивают количество учащихся, имеющих низкий статус («принятые» и «изолированные»). Уровень благополучия считается высоким, если большинство учащихся имеют высокий статус; средним, если учащихся с высоким статусом столько же, сколько с более низким; низким - если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом. Уровень благополучия межличностных отношений тем выше, чем меньше коэффициент изолированности (КИ), который вычисляется по формуле:

Кол-во изолированных учащихся

КИ = ------------------------------------------- 100%

Общее кол-во учащихся

КИ считается высоким, начиная с 15%.

Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микроклимат группы.

Матрица № 2

Фамилия         n
  Апанович   + +      
  Астровик +          
  Бобр +          
               
             
n              

 

Данная матрица позволяет определить кол-во микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и не официальные микрогруппы. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппы, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе с другими и т.д.



Матрица №1

 

Фамилия, имя                                           Всего
  Гладкий Клим   +               +                   ©    
  Воробьёв Глеб     +             +             ©          
  Булавко Александр       ©     © ©                            
  Деринговский Артём     ©             +             ©          
  Вакулик Виктория           ©     + +                        
  Бохонко Анастасия         ©       © ©                        
  Гончар Денис     ©         ©                 +          
  Мартинович Кирилл     ©       ©             ©                
  Невмержицкая Валерия           ©       +         ©              
  Переходская Юлия         ©                   + +            
  Гайдаш Мелисса         +       +               +          
  Зубрицкая Татьяна     +               +         +            
  Шкурко Денис     +                     +       +        
  Уласевич Влад               ©             ©   +          
  Ильюк Кристина                 ©         ©   ©            
  Булова Анастасия     +           +           ©              
  Процко Александр   ©   ©           +                        
  Худой Павел     +       +             +                
  Хлыстун Степан                         + +       +        
  Осташев Слава © + +                                      
  Лупенко Анастасия           +     +     +           +        
Всего выборов                                     -   -  
Из них взаимных                     -   -         - -   -  

 

 

Матрица №2

 

Фамилия, имя                                                
1. Гладкий Клим   ©                                            
20. Осташев Слава ©                                              
2. Воробьёв Глеб       ©                                        
17. Процко Александр     ©   ©                                      
4. Дериговский Артём       ©   ©                                    
3. Булавко Александр         ©   © ©                                
7. Гончар Денис           ©   ©                                
8. Мартинович Кирилл           © ©   ©                              
14. Уласевич Влад               ©   ©                            
15. Ильюк Кристина                 ©   ©       ©                  
9. Невмержицкая Валерия                   ©   ©                        
6. Бохонко Анастасия                     ©                          
5. Вакулик Виктория                       ©                        
10. Переходская Юлия                         ©                      
16. Булова Анастасия                   ©                            
11. Гайдаш Мелиса                                                
12. Зубрицкая Татьяна                                                
13. Шкурко Денис                                                
18. Худой Павел                                                
19. Хлыстун Степан                                                
21. Лупенко Анастасия                                                
                                                   
                                                   
                                                   


Микрогруппы в классе

Количество микрогрупп в классе – 2.

В первую микрогруппу входят Гресько Сергей, Давыдчик Евгений, Леончик Анна, Кожемяко Ксения. Лидер микрогруппы, Леончик Анна, существенно влияет на межличностные взаимоотношения в микрогруппе (но не в классе). Причина возникновения этой микрогруппы — общие интересы, а также в том, что ее некоторые члены живут в одном многоэтажном доме и хорошо знают друг друга.

Во вторую микрогруппу входят Жильская Ирина и Михед Елизавета. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.

В третью микрогруппу входят ЗборовскаяЕкатерина,Коржеский Антон, Минойть Вячеслав, Фролов Антон, Лаворенко Матвей, Понаморёва Полина, Панфиленко Ксения, Савенко Полина. Лидер данноймикрогруппы–Минойть Вячеслав – «социометрическая звезда», имеет высокий статус в классе. Другие члены микрогруппы имеют низкий статус, кроме Понаморёвой Полины. Лидерство Мийтя Вячеслава в микрогруппе основано на том, что это одни из наиболее популярных и активных учащихся класса. Причина возникновения этой микрогруппы – актив класса и на основе общности интересов, дружбы, особенно с девчонками, немаловажно, что они сидят вместе, рядом партами.

В четвертую микрогруппу входят КрысенкоАнасасия и Терех Юлия. Это учащиеся с низким статусом в группе. Эта микрогруппа не имеет выраженных лидеров, она возникла потому, что ее члены сидят за одной партой.

В пятую микрогруппу входят Лукина Ярослава и Фибик Юлиана. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.

В шесттуюмикрогруппу входят Понагайбо Анастасия и Яцко Татьяна. Это учащиеся с низким статусом в группе. Эта микрогруппа не имеет выраженных лидеров, она возникла потому, что ее члены сидят за одной партой.

В седьмую микрогруппу входят Суховеева Юлия и Сущик Ирина. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.

Аккерман Ирина и Палазник Валентина не входят ни в одну из данных микрогрупп.

Наиболее влиятельной, авторитетной является третья микрогруппа. Ее члены являются самыми уважаемыми в группе, так что их лидерство бесспорно. Это актив класса.

Имеет место эпизодическое соперничество первой и третьей микрогрупп.

Вывод: на основании данных полученных при проведении социометрии можно сделать анализ социометрического статуса каждого ученика в классе. «Социометрические звёзды» составляют 5% от общего количества. Это, как правило, учащиеся, отличающиеся своей яркостью, умом, общительностью, неординарностью, способностью объективно оценивать своих одноклассников и тактично указывать на недостатки, умением дать полезный совет и вовремя придти на помощь. «Предпочитаемые» составляют 30% от общего количества. Они отличаются жизнерадостностью, способностью настраивать класс на «хорошую волну», создавать «приподнятое» настроение, избежать «острых углов» в процессе обучения. «Принятые» составляют 65% от общего количества. Это учащиеся, для которых характерны следующие черты: робость, спокойный характер, неумение показать себя, выделить себя и свои качества, заниженная самооценка и неправильное представление о себе и своей значимости. Коэффициент взаимных выборов составляет 44,4%, т.е. является средненьким. Все это является следствием того, что раньше учащиеся учились в школах и не так давно образовали химико-биологический класс в лицее. Поскольку чем старше, тем труднее привыкать к смене обстановки, то некоторые ученики предпочитают проводить время с друзьями и подругами из своих старых классов, хотя в целом все учащиеся стараются общаться между собой.

 

Методика № 6. Социометрия.

Цель: изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимодействий, состав группировок.

Ход проведения

эксперимент проводится с учащимися всего класса. Каждому школьнику даётся лист бумаги. В правом верхнем углу ученики пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии троих своих одноклассников, кого бы они хотели бы выбрать для совместной деятельности.

Варианты вопросов:

1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?

2. Если бы ваш класс реформировали, то с кем из своих одноклассников ты хотел бы продолжить учёбу?

3. Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы его совершить?

Обработка: сначала определите статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, заносятся в матрицу №1.

Матрица № 1

            n
  Апанович   +   +      
  Астровик +       +    
...                
n                
Всего выборов              
Из них взаимных              

Далее следует подсчитать число выборов, полученных каждым учеником в результате эксперимента, и записать его в графе «Всего выборов». Затем на матрице отмечаются взаимные выборы, и отмечается их количество в графе «Из них взаимных». Проанализировав полученные результаты, дать характеристику социометрического статуса школьников на основе полученных ими выборов:

· «социометрические звёзды» - 6 и более выборов,

· «предпочитаемые» - 4-5 выборов,

· «принятые» - 1-3 выбора,

· «изолированные» - 0 выборов.

Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика.

Данные матрицы позволяют вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ):

Кол-во взаимных выборов

КВ = ------------------------------------- 100%

Общее кол-во выборов

Высокий показатель взаимности - 67-100%, средний показатель - 33-67%, низкий - 0-33%.

Далее следует определить уровень благополучия межличностных отношений, для чего сравнивают количество учащихся, имеющих низкий статус («принятые» и «изолированные»). Уровень благополучия считается высоким, если большинство учащихся имеют высокий статус; средним, если учащихся с высоким статусом столько же, сколько с более низким; низким - если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом. Уровень благополучия межличностных отношений тем выше, чем меньше коэффициент изолированности (КИ), который вычисляется по формуле:

Кол-во изолированных учащихся

КИ = ------------------------------------------- 100%

Общее кол-во учащихся

КИ считается высоким, начиная с 15%.

Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микроклимат группы.

Техника составления матрицы № 2.

1. Заготовить сетку, аналогичную матрице №1.

2. Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющий взаимный выбор с кем-либо из учеников.

3. Вписать, сохранив номер 1-й матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку, поставить его сохранившийся номер.

4. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляют во второй колонке.

5. В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора.

6. В последующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими.

7. После того как исчерпан круг уч-ся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии составляют одну микрогруппу.

8. Аналогичная работа проделывается с остальными учащимися. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.

Матрица № 2

Фамилия         n
  Апанович   + +      
  Астровик +          
  Бобр +          
               
             
n              

 

Данная матрица позволяет определить кол-во микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и не официальные микрогруппы. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппы, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе с другими и т.д.



Матрица №1

 

Фамилия, имя                                           Всего
  Гладкий Клим   +               +                   ©    
  Воробьёв Глеб     +             +             ©          
  Булавко Александр       ©     © ©                            
  Деринговский Артём     ©             +             ©          
  Вакулик Виктория           ©     + +                        
  Бохонко Анастасия         ©       © ©                        
  Гончар Денис     ©         ©                 +          
  Мартинович Кирилл     ©       ©             ©                
  Невмержицкая Валерия           ©       +         ©              
  Переходская Юлия         ©                   + +            
  Гайдаш Мелисса         +       +               +          
  Зубрицкая Татьяна     +               +         +            
  Шкурко Денис     +                     +       +        
  Уласевич Влад               ©             ©   +          
  Ильюк Кристина                 ©         ©   ©            
  Булова Анастасия     +           +           ©              
  Процко Александр   ©   ©           +                        
  Худой Павел     +       +             +                
  Хлыстун Степан                         + +       +        
  Осташев Слава © + +                                      
  Лупенко Анастасия           +     +     +           +        
Всего выборов                                     -   -  
Из них взаимных                     -   -         - -   -  

 

 

Матрица №2

 

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};
Фамилия, имя                                                
1. Гладкий Клим   ©                                            
20. Осташев Слава ©                                              
2. Воробьёв Глеб       ©                                        
17. Процко Александр     ©   ©        
Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.