Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-16 | 409 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
П С И Х О Л О Г И Я – наука о закономерностях появления, проявления и развития психики.
Психические явления
Психические процессы психические состояния психические свойства
(ощущение, восприятие, (сосредоточенность, (характер, интересы,
память, мышление, невнимательность. темперамент,
воображение и др.) апатия и др.) способности и др.)
ПСИХИКА присуща животным и человеку.
Философские направления | Первичное | Вторичное |
Идеализм Материализм | идея, дух, бог (психика) материя, которая вечно двигается, развивается | материя психика, сознание |
П С И Х И К А - это особое свойство особым образом организованной материи – мозга, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир.
|
психика не материальна, хотя и продукт материи - мозга.
психика - отражение мозгом внешнего объективного мира.
ВСЯ МАТЕРИЯ ИМЕЕТ СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ
Виды отражения:
Психическое
мозг, нервная система
|
органическая материя
|
неорганическая материя
Особенности психического отражения:
а) психическое отражение - это активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс познания этого мира;
б) психика - единство объективного и субъективного, это субъективный образ объективного мира;
в) психическое отражение - это правильное отражение, критерием правильности психического отражения является практика.
|
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
|
психология труда социальная
военная психология спорта
космическая юридическая
патопсихология зоопсихология
инженерная медицинская и др.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод – способ действия.
Метод психологического исследования – способ изучение психических процессов и психологических особенностей человека, различных видов деятельности (способ лучения научной информации).
Методы
Основные: Дополнительные (частные):
наблюдение беседа
эксперимент анкетирование
тестирование
изучение продуктов деятельности
социометрия
Наблюдение – целенаправленное, планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. Является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования.
Эксперимент — исследование каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы в специально созданных условиях. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:
– констатирующий (изучение состояния педагогического явления);
|
– формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);
– контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов. Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской (творческой) деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.
Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективными необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.
№ | Название метода | Определение | Краткая характеристика (требования) | Преимущества (положительное) | Недостатки (негативное) |
|
МОЗГ И ПСИХИКА
Б е з у с л о в н ы й
/врожденный /
- ответная реакция наступает
о б я з а т е л ь н о, если действует раздражитель;
- происходит автоматически, никакой предварительной тренировки не требуется;
- постоянный, неизмененный;
- обеспечивает приспособление к постоянным условиям внешней среды;
-дает лишь строго ограниченное ориентирования в окружающей среде.
У с л о в н ы й
/приобретенный/
- требует определенных условий для возникновения:
многократное совпадение во времени действия условного и безусловного раздражителей; отсутствие постороннего раздражителя; большая физиологическая сила безусловного раздражителя; деятельное состояние коры головного мозга;
- временный, меняется;
- обеспечивает приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;
- обеспечивает универсальное ориентирование в окружающей среде.
явление ф и з и о л о г и ч е с к о е
Р Е Ф Л Е К С
явление п с и х и ч е с к о е
Физиологическая О С Н О В А:
Б е з у с л о в н ы й рефлекс У с л о в н ы й рефлекс
- постоянные нервные связи - временные нервные связи
Рефлекторное кольцо - путь, по которому нервные импульсы, возникшие в рецепторах, передаются в центральную нервную систему, из нее на органы, отвечающие на раздражение, а оттуда снова в центральную нервную систему - сигнал о состоянии исполнительного органа.
Р Е Ф Л Е К С – это результат взаимодействия двух противоположных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Н Е Р В Н Ы Е П Р О Ц Е С С Ы:
В о з б у ж д е н и е – активная деятельность коры головного мозга, образование новых условных нервных связей.
Т о р м о ж е н и е – изменение активной деятельности, прекращение возникшего возбуждения, блокировки временных нервных связей.
Б е з у с л о в н о е
В н е ш н е е– возникает при изменении видов деятельности: новое возбуждения затормаживает старое.
О х р а нительное
/з а п р е д е л ь н о е / –
возникает при воздействии очень сильных или длительно действующих раздражителей.
У с л о в н о е
У г а с а тельное– возникает при неподкрепленные условных рефлексов.
|
З а п о з дывающее – возникает в том случае, когда соответствующая реакция наступает не сразу, а через некоторый период времени, когда подкрепление опаздывает.
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е -
возникает при подкреплении одних и
неподкреплении других раздражителей той же зоны.
ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. ЗАКОН и р р а д и а ц и и – распространение нервных процессов по коре больших полушарий мозга.
и к о н ц е н т р а ц и и – сосредоточение нервных процессов в определенном участке коры больших полушарий мозга.
2. ЗАКОН в з а и м н о й индукции – возникновение в соседних участках противоположного нервного процесса /негативная и позитивная индукция/
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ:
п е р в а я – предметы и явления окружающего мира.
в т о р а я – слова и словосочетания /”сигналы, сигналов”/
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях.
Л И Ч Н О С Т Ь
Личность – конкретный человек как член общества, который занимает определяющее положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль; носитель сознания и самосознания.
Человек
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность – активность человека, направленная на реализацию поставленной цели.
Движение Действие Д еятельность
Любая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех зависит от овладения способом их выполнения.
СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ
умение навык привычка
Умение – освоенный способ выполнения действий, применения знаний на практике.
УРОВНИ УМЕНИЯ:
- мастерство;
- элементарный способ выполнения действий.
Навык – действие, в составе которого отдельные операции, элементы / движения / стали автоматизированными в результате упражнений, то есть частично автоматизированное действие.
ВИДЫ НАВЫКОВ:
- двигательные / моторные /;
- интеллектуальные;
- сенсорные.
Упражнения – это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.
ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ:
Ø наличие четко осознанной цели и стремление ее достичь;
Ø планирование правильной последовательности действий;
Ø постепенное усложнение действий;
Ø равномерное распределение действий во времени;
Ø наличие успеха в выполнении действий /роль оценки действий /;
Ø наличие интереса к выполняемым действиям.
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ
1. Перенос навыков – положительное влияние ранее усвоенных навыков на овладение новыми.
СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК
2. Интерференция навыков – негативное влияние старых навыков на усвоение новых.
СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК
Привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.
НАВЫК – возможность ПРИВЫЧКА - потребность
выполнения действия выполнения действия
ВИДЫ ПРИВЫЧЕК:
- гигиенические
- моральные
- эстетические
- учебные
- трудовые
- профессиональные
- навыки культурного поведения
- и другие
ПРИВЫЧКИ
ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ
Физиологическая основа навыков, умений, привычек- динамические стереотипы, то есть системы твердо закрепленных временных нервных связей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Название | Определение | Физиологические основы |
Ощущение | познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств человека. | деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение. Анализатор состоит из: • рецептора; • ведущего отдела; • центрального отдела. |
Восприятие | это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент. | деятельность анализаторов: • образование межанализаторных связей; • образование внутрианализаторных связей; • роль вторичных корковых полей анализаторов; • роль II сигнальной системы. |
Память | отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека. | • создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление; • пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения. |
Мышление Речь (выступает: как способ общения и способ мышления) | это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях; - это процесс общения людей посредством языка. | • сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, • образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. |
Воображение | это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше, это создание новых образов на основе имеющегосяопыта. | • образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, которые сформировались ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом; • совместная работа обеих сигнальных систем. |
ВНИМАНИЕ
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Физиологические основы:
- взаимодействие процессов возбуждения и торможения (взаимная индукция)
- образование оптимального очага возбуждения в коре больших полушарий;
- роль ретикулярной формации как службы внимания;
- роль II сигнальной системы.
Виды внимания | Наличие цели | Волевые усилия |
1. Непроизвольное | - | - |
2. Произвольное | + | + |
3. Послепроизвольное | + | - |
Свойства внимания:
· Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности.
· Сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
· Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть «охватываются одномоментно».
· Распределение - одновременное внимание к 2 или несколько объектов при одновременном выполнении действий с ними.
· Переключение - перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новой задачей.
Индивидуальные особенности:
1. Внимательность.
2. Невнимательность
частое непроизвольное чрезмерная
отвлечение от сосредоточенность
работы на работе
Условия развития:
Ø активная, интересная творческая деятельность ребенка;
Ø развитие речи ребенка;
Ø воспитание чувства ответственности и долга;
Ø развитие наблюдательности;
Ø четкая организация деятельности, режим;
Ø учет индивидуальных особенностей.
ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение - познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.
Физиологические основы:
- деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение.
Анализатор состоит из:
• рецептора;
• ведущего отдела;
• центрального отдела.
Особенности ощущений:
а) Пороги ощущений:
- абсолютный - минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение;
- различения - относительная величина, показывающая, на какую долю должна увеличиться (уменьшиться) сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущений.
б) Адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.
в) Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одного анализатора под влиянием работы других анализаторов.
Виды ощущений:
· ощущения, возникающие в результате отражения свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные; слуховые; обонятельные; вкусовые; кожные;
· ощущение, отражающие состояние организма: органические, двигательные, чувство равновесия;
· отдельные (особые) ощущения : осязательные, болевые.
Индивидуальные особенности:
- разный уровень чувствительности
разных анализаторов.
Условия развития:
- разнообразная, активная, интересная творческая деятельность;
- тренировка анализаторов;
- бережное отношение к анализаторам.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие – это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент.
Деятельность анализаторов:
Ø образование межанализаторных связей;
Ø образование внутрианализаторных связей (связей на отношение);
Ø роль вторичных корковых полей анализаторов;
Ø роль II сигнальной системы.
Процессы:
Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений, тесно связанное с мышлением.
Виды восприятия:
1. По участии анализаторов:
- зрительное;
- слуховое;
- осязательное.
2. По степени волевой регуляции:
- непроизвольное;
- произвольное.
3……. 4………..
Особенности восприятия:
1. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его интересов, отношений к жизни, от богатства знаний, то есть от особенностей личности.
2. Избирательность - преимущественное выделение, одних объектов по сравнению с другими, выделение объекта из фона.
3. Осознанность и обобщенность восприятия.
4. Активность восприятия.
5. Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предметов при изменении расстояния, освещенности.
6. Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие.
Индивидуальные особенности:
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся в стремлении и умение замечать особенности предметов и явлений, изменения в них.
Условия развития:
Ø разнообразная, активная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и др.)
Ø правильная организация наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных, трудом людей; обучения сравнению предметов и явлений, их анализу.
П А М Я Т Ь
Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека.
Физиологические основы:
- создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление;
- пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения;
- стадии закрепления следов возбуждения:
а) электрохимическая реакция;
б) биохимическая реакция.
- современные теории механизмов памяти:
а) нейронная теория;
б) молекулярная теория.
Особенности памяти:
· Избирательность.
· Установление связей (ассоциаций) между предметами и явлениями.
Ассоциации
простые: сложные
а) по сходству; (например, причинно-следственные)
б) по контрасту;
в) по смежности.
Процессы памяти:
1. Запоминание
непроизвольное произвольное
механическое осмысленное
2. Сохранение и забывание
3. Узнавание и воспроизведение
непроизвольное произвольное
припоминание
Условия развития памяти:
Ø активная, разнообразная, творческая, интересная деятельность;
Ø формирование установки на длительное сохранение информации;
Ø развитие познавательных интересов;
Ø постоянное соотнесение нового материала с ранее усвоенным;
Ø овладение приемами рационального запоминания;
Ø учет индивидуальных особенностей памяти.
Виды памяти:
1. По объекту запоминания:
а) образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)
б) словесно-логическая;
в) эмоциональная;
г) двигательная (моторная).
2. По степени волевой регуляции:
а) непроизвольная;
б) произвольная.
3. По длительности сохранения информации:
а) кратковременная (КП);
б) долговременная (ДП);
в) оперативная (ОП).
Индивидуальные особенности:
1. В зависимости от того, что запоминается лучше:
а) наглядно-образный тип;
б) словесно-логический тип;
в) гармоничный тип памяти.
2. В зависимости от участия анализаторов в процессе памяти:
а) зрительный тип;
б) слуховой тип;
в) двигательный тип;
г) смешанный тип.
3. В зависимости от качества памяти (скорость запоминания, точность, длительность сохранения, объем памяти, готовность к воспроизведению):
а) быстрое запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;
б) быстрое запоминание, быстрое забывание;
в) медленное запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;
г) медленное запоминание, быстрое забывание.
М Ы Ш Л Е Н И Е
Мышление - это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.
Физиологические основы:
- сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий,
- образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.
Особенности мышления:
- опосредованный характер мышления;
- обобщенный характер мышления;
- проблемный (поисковый) характер мышления;
- мышление связано с чувственным познанием;
- мышление связано с практикой (результаты мышления проверяются и применяются на практике);
- мышление неразрывно связано с речью, что характеризует общественно-историческую природу мышления.
Умственные операции:
1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходные и отличительные признаки и свойства объектов.
2. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
3. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части.
4. Абстракция - мысленное выделение одних свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от других (порой существенных) свойств и признаков и самих предметов.
Абстракция лежит в основе обобщения.
5. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы, на основе общих и существенных признаков, выделенных в процессе абстрагирования.
6. Конкретизация - мысленный переход от общего к частному, которое соответствует этому общему.
Формы мышления:
1. Понятие - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений (например, треугольник, психика, память).
2. Суждение - утверждение или отрицание любого положения о предметах, явлениях, их свойства, установление связей между ними (например, психика - свойство мозга).
Суждения бывают:
· Простые:
- единичные («Иванов А. – победитель олимпиады»);
- частичные ("Некоторые ученики не выполнили задание")
- общие ("Все люди смертны")
· Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений ("В равностороннем треугольнике все стороны и углы одинаковы»).
· Утвердительные ("Психика - это функция мозга")
· Отрицательные («Эта пища не полезна»).
3. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение:
а) индуктивное - способ рассуждения от частных (единичных) суждений к общему суждения;
б) дедуктивное - способ рассуждения от общего суждения к частным (единичным) суждениям.
Виды мышления:
1. Наглядно (предметно) – действенное мышление - это такое мышление, которое связано с практическими действиями над предметами.
2. Наглядно-образное мышление - это такое мышление, при котором решение мыслительной задачи опирается на восприятие или представление.
3. Абстрактное (словесно-логическое, понятийное, теоретическое) - это мышление понятиями.
Стадии развития мышления:
Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое (абстрактное)
Индивидуальные особенности (качества ума):
Ø широта ума;
Ø глубина ума;
Ø гибкость мышления;
Ø самостоятельность мышления;
Ø скорость ума;
Ø критичность ума.
Условия развития мышления:
Ø роль предметной деятельности и общения;
Ø роль игровой деятельности;
Ø роль учебной деятельности, обогащения опыта детей;
Ø создание проблемных ситуаций,
Ø использование творческих заданий.
РЕЧЬ
Речь - это процесс общения людей посредством языка.
Язык - это выработанная обществом в ходе исторического развития система знаков.
Физиологические основы:
Деятельность анализаторов:
¾ сложная скоординированная работа многих групп нервных клеток коры больших полушарий, ее второсигнальная деятельность;
¾ центры речи:
а) слуховой (центр Вернике)
б) двигательный (центр Брока)
в) зрительный.
Функции:
Речь выступает:
- как способ общения;
- как способ мышления.
Индивидуальные особенности:
- темп;
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- эмоциональность;
- точность;
- убедительность и др.
Виды речи:
внешняя внутренняя
устная письменная
диалогичная монологическая
Условия развития:
- роль языкового общения ребенка со взрослыми;
- роль игровой, трудовой и других видов деятельности;
- изучение языка в процессе учебной деятельности, овладения чтением, усвоения системы грамматических понятий, правил, лежащих в основе устной и письменной речи.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение - это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком рань
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!