Вопрос № 3. Менеджмент как наука и практика управления — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос № 3. Менеджмент как наука и практика управления

2017-11-16 1311
Вопрос № 3. Менеджмент как наука и практика управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

Управленческое решение – результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений: выработка и постановка цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизация решения для его исполнителей.

Управленческое решение – процесс из 3 стадий:

1. Подготовка. Экономический анализ ситуации, поиск и обработка информации, выявление проблем, требующих решения.

2. Принятия решения. Разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, отбор критериев выбора оптимального решения, выбор и принятие наилучшего решения.

3. Реализации решения. Меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы, оценка полученного результата. Цель управленческой деятельности: достижение оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными. Решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов. Руководители должны постоянно и всесторонне изучать постурпающую информацию. Огромный поток информации => необходимость использования электронно-вычислительной техники.

Методы принятия решений: 1. Метод основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием накопленного у него опыта и знаний в конкретной области. 2. Метод, основанный на понятии «здравого смысла». Управляющий, принимая решения, обосновывает их доказательствами, содержание которых основывается на накопленном им опытом. 3. Метод, основанный на научно-практическом подходе. Выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации. Требует применения технических средств. Руководитель несет ответственность за свои решения. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией, поэтому должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Требования к управленческому решению: обоснованность, оптимальность выбора, правомочность решения, краткость и ясность, конкретность времени, адресность к исполнителям, оперативность выполнения.

 

24. Основные принципы менеджмента.

Принципы менеджмента – общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.

Основной - 1. Принцип оптимального сочетания центр-ции и децентр-ции. Распределение полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимально: централизованные решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегий фирмы в целом; децентрализованные решения – относящиеся к оперативному управлению. Децентрализация – передача права принятия решения низовому опертивно-хозяйственному звену – производственным отделениям => высокая степень координации деят-ти на всех уровнях.

2. Единоначалие. Предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.

3. Коллегиальность. Выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и, прежде всего, исполнителей конкретных решений – руководителей производственных отделений => объективность и обоснованность таких решений.

4. Коллективность. Решения принимаются большинством голосов.

Вопрос № 3. Менеджмент как наука и практика управления

Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.

4 концепции (заруб. практика):

1. Научного управления.

2. Административного управления.

3. Управления с позиции психологии и человеческих отношений.

4. Управления с позиции науки о поведении. 3

Три подхода (соврем.):

1. Подход к управлению как к процессу.

2. Системный подход.

3. Ситуационный подход.

1. Концепция научного управления. Развитие в США с начала XX в. Основоположник Ф.Тейлор, книга «Принципы научного управления». Считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Работа по управлению – определенная специальность и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Благодаря данной концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Авторы данной концепции посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством.

2. Концепция административного управления. Направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках нее в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Организация – замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Организацией можно управлять систематизировано. Концепция получила название классической теории управления. Представитель А.Файоль. Управлять-предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Рассматривал управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как план-ие, организация. контроль. Разработка принципов построения струк. орган-ии и управ. производством.

3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. А. Маслоу. Мотивами поступков людей являются не экономические силы, и различные потребности, которые могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. 30-50е годы, применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

4. Концепция управления с позиций науки о поведении. Современная теория, 60е годы. Повышение эффективности организации в результате повышения эффективности её человеческих ресурсов. Исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти, содержания работы, качества трудовой жизни. Цель: Оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производ-сти труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

1. Подход к управлению как к процессу. Определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.(Планирование, организация, командование. мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок).

2. Системный подход. Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Ситуационный подход. Пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Т.к. существует много факторов как в самой организации так и в окр. среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самый эффективный в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуация-набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функц-ние организаций в данное время.

 

Вопрос № 6. Классификация фирм по виду и характеру деятельности.

1. Промышленные фирмы. В основе деятельности имеют производство товаров (обычно 50% оборота-производство промышленной продукции). Выпуск подавляющей части продукции и значительная часть междун. торговли сосредоточены в руках небольшой группы крупнейших промышленных фирм-гигантов, среди которых особо выделяются по размерам и масштабам деятельности транснациональные корпорации(ТНК). Занимают господствующее положение в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг. Крупнейшие промышленные фирмы выступают основными экспортерами производительного капитала, направляемого на создание заграницей собственной сети филиалов и дочерних компаний, при этом значит. часть продукции импортируют со своих заграничных предприятий. Экспорт замещается производством на заграничных предприятиях. Превращение крупных компаний в многоотраслевые комплексы---следствие процесса диверсификации производства.(соединение в рамсках комплекса все более широкого круга отраслей промышленного производства путем проникновения одной компании в совершенно новые отрасли пр-ва, технологически не связанные между собой.

2. Торговые фирмы. Занимают осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Могут входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо и осуществлять посреднические операции. Бывают узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий. Выделяют монополистические объединения(торговля сахаром, цветными металлами, зерном. каучуком, хлопком, лесоматеримлами, др).

3. Транспортные фирмы. Осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно специализируются на отдельных видах перевозок: судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.

4. Страховые фирмы. Осущ. страхование грузов при международных перевозках.

5. Транспортно-экспедиторские фирмы. Осуществление операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения других фирм. Функции: проверка тары, упаковки, маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки, осуществление погрузочных работ, хранение, др.

 

Вопрос № 7. Классификация фирм по правовому положению.

Определяет кто, в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы. Фирмы зарегистрированные - юр. лица (объединения лиц и капиталов, наделенные присущими им правами и обязанностями, имеющими имущественную обособленность).

Юр. лица публичного права - имеют публичный характер преследуемых целей, властные полномочия, особый характер членства. – государственные органы, учреждения, организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Юр. лица частного права –объединения лиц и капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от характера деятельности, собственности, принадлежности капитала.

Фирмы:

1. Единоличные предприятия. Собственность одного лица или семейства, кот. несет ответственность по его обязательствам всем капиталом предприятия и всем личным имуществом. Может быть зарегистрировано как самостоятельное или как филиал другого предприятия того же предпринимателя. Фирменное наименование может совпадать или нет с фамилией и именем того, кому принадлежит. Все дела ведет собственник или менеджеры. Обычно мелкие и средние фирмы, но встречаются компании-гиганты.

2. Объединение предпринимателей. Деление их в зависимости от характера объединения и от степени участников объединения по обязательствам фирмы. Объединения лиц основаны на личном участии их членов в ведении дел фирмы. Цель: концентрация капиталов и освобождение участников от риска. Деление на:

ü Полное товарищество. Товарищество-объединение лиц, общество-объединение капиталов. Полн. тов.-объединение двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Каждый участник лично участвует в деятельности и несет полную ответственность по обязательствам капиталом и имуществом. Убытки и прибыли распределяются между участниками пропорционально доле в общем имуществе. Не обязано публиковать сведения о результатах хоз. и фин. деятельности. Число членов не ограничивается. Может быть распущено, если один участник пожелает их него выйт. В форме полного товарищества создаются корпоративные объединения-капитал складывается из взносов-паев, размер определяется уставом кооператива и одинаков для всех членов. Число членов может меняться

ü Коммандитное товарищество. Коммандитное товарищество – объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в кот. одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом так и имуществом, а другие(вкладчики) отвечают только своим вкладом. Представлять товарищество могут только полные товарищи. Не обязано публичной отчетностью.

ü Общество с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью – форма объединения капиталов. Участники несут ответственность только вкладом. Капитал подразделяется на доли – именные паи. Выдается письменное свидетельство об уплате, кот. не явл. ценной бумагой, не может дробиться и быть продано другому лицу без разрешения общества. Пай дает право на участие в общих собраниях, на получение дивидендов и части имущества компании при её ликвидации. Число может быть ограниченно законодательно. Не обязано публичной отчетностью

ü Акционерное общество. Акционерное общество – объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, которые явл. документом на предъявителя, котируются на фондовой бирже и могут переходить от одного лица к другому. Ответственность ограничивается суммой уплаченной за акции. Руководство поручается одному распорядителю, которые несут ответственность за действия всем своим имуществом. Обязаны публиковать отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года. Образуются на основе устава.

Разделение:

1. Компании публичного типа. По правовому положению соответствует акционерному обществу, капитал образуется путем публичной подписки на акции. Акции передаются свободно другим акционерам.

2. Компания частного типа. Соответствует по правовому положению обществу с ограниченной ответственностью. Ограничена статьями об ассоциации, кот. устанавливают особый порядок передачи паев, ограничивают число участников, запрещают выпуск информации и определяют порядок предоставления публичной отчетности.

 

Вопрос № 8. Классификация фирм по характеру собственности.

1. Частные. Могут существовать в виде самостоятельных, независимых компаний или в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. Фирма может быть юридически самостоятельной или быть лишена хоз. и юр. самостоятельности. Типы объединений:

ü Картель. Объединение фирм в одной отрасли, кот. вступают в соглашение касающееся совместной коммерческой деятельности. Договорный характер, сохранение права собственности участников на свои предприятия и обеспечиваемая самостоятельность, совместная деятельность по реализации продукции.

ü Синдикат. Разновидность картельного соглашения, предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Функции могут быть поручены одному из участников. Участники сохраняют юр. и коммерч. самостоятельность.

ü Пул. Объединение картельного типа. Объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников – в общий котел и распределяются по заранее установленной пропорции.

ü Трест. Объединение, в кот. различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственной комплекс, теряя юр. и хоз. самостоятельность. Объединяются все стороны хоз. деятельности. Предприятия подчиняются одной головной компании.

ü Концерн. Объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний. Объединение производственного характера, в кот. входят предприятия различных отраслей.

ü Промышленные холдинги. Не занимаются производственной деятельностью, а осуществляют контроль за деятельностью входящих предприятий. Компании обладают самостоятельностью, заключают сделки от своего имени. Решение основных вопросов принадлежит холдинговой компании.

ü Финансовая группа. Объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей хозяйства. Во главе стоит один или несколько банков, кот. распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний.

2. Государственные фирмы. Распространенная форма - объединения предпринимателей - акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

3. Кооперативные фирмы (союзы ). Паевые объединения потребителей, фермеров, мелких производителей для осуществления хоз. деятельности, преследующей коммерческие цели. Задача: устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках.

Вопрос № 9. Классификация фирм но капиталу и контролю.

1. Национальные. Капитал принадлежит предпринимателям своей страны. Определяется местоположением и регистрацией основного общества.

2. Иностранные. Капитал принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Создаются в форме филиалов дочерних и ассоциированных компаний заграничных головных фирм и регистрируются в стране местонахождения. Возможность пользоваться льготами. Образуются либо путем создания акционерного общества либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к изменению национальности контроля.

3. Смешанные. Капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран. Регистрация осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет нахождение её штаб-квартиры. Называют совместными предприятиями, когда целью их создания явл. осуществление совместной предпринимательской деятельности. Фирмы, капитал кот. принадлежит предпринимателям нескольких стран, назыв. многонациональным. Они образуютс путем слияния активов фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании.

 

Вопрос № 10. Классификация фирм по сфере деятельности.

К международным относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Особенности: наличие подконтрольных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией на выпуск определенных видов продукции либо на снабжение материнской компании компонентами и сырьевыми ресурсами, использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий, контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра.

Филиал не имеет юр. самостоятельности и не может вести дела от своего имени. Обязанность: выпуск продукции, в кот. заинтересована материнская компания и реализация на рынках, кот. она определит. Филиал действует по инструкциям материнской фирмы и не имеет свободы действий на зарубежных рынках.

Дочерние компании обладают юр. самостоятельностью, выступают от своего имени и за свой счет. Материнская компания не несет никакой ответственности за выполнение заказов и обязательств дочерней компанией. Транснациональная корпорация- ТНК-любая компания, имеющая производственные мощности за границей. ТНК- особая форма организации хоз. деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на средства производства, такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.