Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-16 | 632 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель урока: познакомить детей с тембрами русских народных музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, ел. Т.Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В.Поплянова, ел В.Татаринова.
Проблема урока: как появились музыкальные инструменты?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков.
Ход урока
Организационный момент.
- Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.
- А на чем исполняли услышанную вами музыку? (На музыкальных инструментах).
- А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструменты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза.
Работа с учебником.
- Откроем наш учебник-тетрадь.
- Что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).
- Мы видим мальчика-пастушка. Читаем текст «Пастушьей песни».
- На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).
- Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. У Музы есть песня о камышинке-дудочке.
«Камышинка-дудочка», В. Поплянова, ел В.Татаринова - разучивание.
- Эта песня может звучать каждый раз по-разному, если импровизировать мелодию дудочки.
Можно устроить импровизацию «вопросов - ответов» по такту или по фразе.
|
З.Углубление темы урока.
- Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.
- В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему? (За ее необыкновенный звук, похожий на свист).
- А сейчас мы побываем на одном из концертов оркестра русских народных инструментов.
- Представьте, что в руках у вас свирель. Сыграйте на ней.
Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). (Дети имитируют исполнение на свирели).
- Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.
«Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т.Сикорской - разучивание (метод эха).
- О чем рассказывается в песне?
- Как поет свирель?
Работа с учебником.
- Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение еще одного мальчика.
- На что похож его инструмент? (На рог животного).
- Что его отличает от свирели?
- Может ли быть пастушком мальчик?
- А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок).
- Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Чтобы собирать заблудившихся животных).
- Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. Царь Петр 1 создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Каждый рожок в этом оркестре мог исполнять только свой звук-ноту. А по умелой руке дирижера вместе они исполняли много красивой музыки. Называли его «Роговой оркестр».
- Сейчас мы с вами попробуем стать таким оркестром.
- Для этого нам надо сделать рожок.
- Взять листочки, которые приготовлены у вас на столе и свернуть их в рупор.
Игра «Оркестр рожечников».
На доске записаны ноты. Каждому ребенку раздается по одной ноте. Учитель выступает в роли дирижера, напоминает детям о коротких и долгих звуках.
Показывает, как это выглядит в записи вместе с нотами на доске. Звучит фрагмент р.и.п. «Во кузнице».
|
- А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники. «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).
- Услышали ли вы знакомые звуки?
- Сколько рожков звучало?
- Вся ли мелодия знакома?
(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).
(Если кто-то из детей раньше исполнял уже эту песню, можно ее исполнить).
- А теперь послушаем еще одну русскую народную песню.
Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русскойнародной песни (гусли).
- Какой инструмент звучал?
- Чем отличается его звучание?
- Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?
6. Домашнее задание:
Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.
- В завершении урока послушаем, а на следующем уроке разучим и споем песню.
Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К Алемасовой.
Пастораль (от лат. - «пастушеский») - музыкальное произведение, связанное с изображением сельской жизни, природы. Л. Бетховен отмечал, что его «Пасторальная» симфония является не столько звуковой живописью, сколько передачей чувств, возникающих у слушателей от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.
Вывод:
- Что сегодня нам рассказала Муза?
- Где сегодня мы встретились с музыкой?
- Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие -рожку?
- С каким струнным инструментом мы сегодня познакомились?
ТЕМА: «Садко»
Цель урока: знакомство с жанрами музыки.
Музыкальный материал: «Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли), песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой.
Проблема урока: о чем поют гусли?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Садко».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня мы ещё раз будем слушать музыку, которую написал великий немецкий композитор Л. Бетховен.
Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К. Алемасовой.
- Какое настроение присутствует в музыке?
|
- Какие инструменты вы услышали? (Слышно, как свирель беседует с рожком).
- Дня чего композитор использовал свирель и рожок? (Чтобы они исполнили песню пастушка). (Мелодия, которую они исполняют, похожа на песнь пастушка. Неторопливая, светлая).
- Прошло много времени с тех пор, как рожок и свирель исполняли только народную музыку.
Сейчас свирель и рожок исполняют не только народную музыку, но и симфоническую.
Углубление темы урока.
- «Былинные наигрыши», Д.Локшин (гусли).
Дети слушают «Былинные наигрыши» в исполнении на гуслях, при этом имитируя переборы струн на воображаемом инструменте.
- Как звучала музыка? (Звучал старинный напев).
- На прошлом уроке мы познакомились с этим инструментом. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных залах. Но он очень часто бывает одним из главных героев сказок и былин. Появились гусли очень давно.
Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высоким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе. Дома вы его читали с родителями и отметили в сказе те места, где звучит музыка. (Еще раз читаем) Выяснить, где в сказе звучит музыка, в каком характере она могла бы звучать.
Звучит песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.
- Какая была музыка? (Удалая, задорная, наполненная острыми ритмами). - В каком темпе исполнялась? Какое настроение передавала? (Звучала в быстром темпе, передающем радостное настроение Садко). - Какой жанр музыки звучал? (Танец (пляска)). - Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» И.Римского -Корсакова. - Как звучала музыка? (Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями).
- Какой жанр музыки? (Песня, колыбельная).
- Запишем теперь определения характера этих двух сочинений в нашем учебнике.
ТЕМА: «Музыкальные инструменты»
|
Цель урока: сопоставить звучание народных и профессиональных инструментов.
Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта), «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа), «Кукушка», Л-К. Дакен (арфа).
Проблема урока: о чем могут рассказать музыкальные инструменты? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкальные инструменты».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня у нас не простой урок, а урок-концерт. Муза приглашает нас в концертный зал.
- Что бывает в концертных залах?
(В концертных залах бывают концерты).
- Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).
- Кто выступает на сцене?
(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).
- Что делают зрители? (Слушают).
- Кем мы сегодня будем? (Слушателями).
Работа с учебником.
- Откроем учебник и посмотрим, на какой концерт приглашает нас Муза? На каких музыкальных инструментах она играет?
- Что напоминает внешний вид этих музыкальных инструментов? (Дети находят сходство и различие гуслей и свирели).
- Давайте и мы сейчас подумаем, глядя на страницы учебника, что мы можем услышать нового, что нам может быть неизвестно?
- Какие инструменты будут звучать в концерте? Какая музыка будет исполняться?
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!