Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация»

2017-11-16 414
Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задача – это объект мышления.

По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определённых условиях.

 

Мышление как субъект-объектное отношение между решающим и задачей. Задача – объект мышления.

С точки зрения объективных условий задача предполагает наличие требований и искомого.

Происходит переход из объективной структуры в субъективную через акт принятия задачи. Средства и цель. Каждый субъект индивидуальным образом достраивает условия задачи.

Над задачей стоит проблемная ситуация. Она предшествует возникновению задачи. Проблемная ситуация – это особое состояние субъекта, характеризующаяся удивлением и желанием что-то узнать. Проблемная ситуация имеет три компонента:

· познавательная мотивация

· возможности субъекта

· открытие нового и интересного

Внутренняя мотивация – основа мышления. Иначе мышление носит поверхностный характер.

 

Классификации типов задач:

По особенностям условий:

· с избыточными условиями

· с недостаточными условиями

По типу:

· действенные

· образные

· словесные

 

Задача имеет две структуры: объективную (объективные условия и требование) и психологическую (цель и средства ее достижения).

Мышление – процесс, а не продукт решения и иногда постановки (когда цель неясна) задачи.

Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

 

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления.

Отношение:

· по модальности (позитивное или негативное отношение)

· по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы)

· по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

 

Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

 

Задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы челове­ка. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи. Осо­бенности структуры задачи влияют (конечно, не однозначно) на деятельность по ее решению, поэтому психологу важно их учитывать. Тот факт, что одни задачи решаются человеком легко, а другие (конечно, при прочих равных услови­ях) трудно, известен достаточно хорошо, но практически не вы­являются факторы, детерминирующие это различие.

Детерминанты трудностей решения задачи (эксперимент Л.П. Гурьевой).

 

Вискусственно составленной задаче обычно выделяют требование и условия, которые определяют пути реализации этого требования.

Условия задачи могут быть словесно описаны, доступны не­посредственному восприятию (предметы и их изображения), быть представляемыми. Напомним, что в структуру задачи входят не только условия, но и требования. Задачу характеризуют также соотношения между условиями и требованиями: все элементы условий нужны для решения, есть лишние элементы, отсутствуют необходи­мые элементы

 

При характеристике условий, определяющих дея­тельность по решению задачи, обычно используются следующие признаки:

1) привычность — непривычность ситуации (от этой характе­ристики зависит развернутость ориентировки в ситуации, возмож­ность или невозможность достижения желаемого результата гото­вым способом);

2) характер представленности условий (словесное описание, изображение, реальная ситуация);

3) степень выделенности в ситуации существенного отноше­ния, учет которого является ключевым для решения.

 

Под идеей задачи имеют в виду не заданные прямо промежу­точные стратегические и тактические цели, которые нужно по­ставить и достигнуть, чтобы получить решение задачи, известное ее составителю.

 

Опыт составления искусственных задач привел к формулиро­ванию ряда требований к задаче и замыслу ее решения:

а) решение, замысел должны быть скрытыми. Для этого вво­дится парадоксальный первый ход, противоречащий правилам ведения данного вида деятельности, создающий видимость отхо­да от решения. Иногда в задаче создается так называемый «лож­ный след» — действие, кажущееся сильным, но на самом деле не приводящее к решению;

б) решение должно быть динамичным, острым, обе стороны должны быть активными;

в) замысел должен быть оригинальным;

г) задача должна удовлетворять художественным требованиям. Суть всех приемов маскировки решения задачи сводится к тому, чтобы у решающего оказалось как можно меньше возможностей обнаружить в начальной позиции те ориентировочные вехи, ко­торые могли бы подсказать ему путь к решению.

 

Элементы ситуации. Элементы условий могут находиться между собой в различных соотношениях. К их числу относятся пространствен­ные отношения и функциональ­ные. Отношения эти определяются допустимыми правилами преобразования ситуации.

Решение задачи (а в искусственных задачах оно всегда извест­но) часто заключается в выборе определенного элемента из мно­гих и выборе определенного действия с этим элементом. Отсюда возникает такая характеристика ситуации, как объективная сво­бода выбора, то, из чего может быть сделан выбор.

 

Заданный ситуацией набор альтернатив преобразования ситуа­ции характеризуется числом правильных, т. е. ведущих к нужному результату.

 

К изменившейся ситуации применимы все те характеристики, которые применяются к исходным ситуациям, но только кон­кретное их значение может измениться.

 

Конечная ситуация, т.е. ситуация, полученная после всех за­висимых и независимых преобразований исходной ситуации, ха­рактеризуется степенью и конкретной формой участия каждого элемента этой конечной ситуации в достижении результата.

 

Функциональные взаимодействия в ситуации обладают разной ценностью, то же относится и к разным изменениям ситуации.

 

Существуют по крайней мере два разных источника создания ценности:

а) через отноше­ние к конечному результату — способствует или не способствует достижению результата,

б) через отношение осуществляемого из­менения ситуации к определенному типу, к общим принципам осуществления данного вида деятельности, воплощенность в этом конкретном изменении ситуации общих принципов (которые сами приобрели положительную ценность), т.е. как бы через отноше­ние к ценностям более высокого порядка.

Замысел есть некоторое возможное преобразование наличной ситуации, установление не­которого определенного взаимодействия. Замысел может быть различным в зависимости от того, какое именно функциональное взаимодействие было выбрано соста­вителем.

 

Проблемная ситуация: ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а потребность решить задачу есть -> формулировка задачи.

 

Проблемная ситуация – это далеко не одно и то же, что задача.

Проблемная ситуация может выступать как часть видимо лёгкой на первый взгляд задачи.

И задача может выступать как часть большой проблемной ситуации.

 

Проблемная ситуация характеризует­ся тем, что ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а со стороны потребностно-мотивационной сферы как раз проблемная ситуация и есть не что иное, как актуализация новой познавательной потребно­сти: «А что мне делать дальше?», «Как быть?». Эта потребность в рассмотренном случае возникает лишь на определенном этапе решения задачи. Однако чаще соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, поэтому словесно сформулированная за­дача — это частный объект даже для человеческого мышления. Более общим является ситуация.

В психологической литературе теория проблемных ситуаций была разработана А.М.Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную по­требность, побуждающую человека к интеллектуальной деятель­ности;

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия (т.е. предмет потребности);

в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт, которые как бы определяют диапазон возникновения по­знавательной потребности. Если для выполнения задания доста­точно усвоенных знаний, то проблемная ситуация не возникает. Она не возникает и в том случае, если наличные знания не позво­ляют человеку понять поставленное перед ним интеллектуальное задание.

А. М. Матюшкин предложил трехмерную модель основ­ных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких пара­метрах, как степень трудности, этапы становления действия, струк­турные компоненты действия.

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.