В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

2017-11-16 397
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отно­шения говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собесед­ник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновид­ностью диалогического общения является беседа, при которой диа­лог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связ­ное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимичес­кое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологи­ческой речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с вырази­тельной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конс­трукцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеоб­разного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность моноло­гической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает от­сутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности, ка­чественно отличающейся от внешней речи, которая направлена пре­жде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказы­ваний. Внутренняя речь выступает как фаза планирования в прак­тической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при воспри­ятии ситуации, в связи с чем внутренняя речь чрезвычайно ситуа­тивна — в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь фор­мируется на основе внешней. Отечественный психолог Л. С. Вы­готский обнаружил, что внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической, которая появляется у младших дошколь­ников в возрасте 3—4 года. Эгоцентрическая речь, или «речь для себя», хотя и вслух, позволяет ребенку осуществлять умственные размышления, планировать свои действия, как бы разговаривать вслух с самим собой. Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразо­вываясь во внутреннюю речь.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) со­провождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, пос­троения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и с грамматическими.

Внешняя сторона речи (овладение языком как средством обще­ния) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух-трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений. Внутренняя или смысловая, семантическая речь выполняет функции мышле­ния и развивается в противоположном направлении: ребенок начи­нает в эгоцентрической речи с полного предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, рас­членяя свою слитную мысль на ряд словесных значений, сокращая структуру внутренней речи (убираются подлежащие, сокращается фонетическая сторона речи, преобладает смысл слова над его зна­чением). Структура внутренней речи иная, чем внешней, поэтому и возникают определенные трудности, когда человек пытается свои мысли из внутренней речи перевести во внешнюю форму звуковой речи, понятной для других людей.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности со­общаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содер­жания, во-вторых, от ее языковых особенностей, в-третьих, от соот­ношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем разви­тия, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступ­ления, ясность и отчетливость произношения, правильную интона­цию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Речевые нарушения могут происходить в любом звене речевого механизма: произносительном, воспринимающем, смысловом. Рас­пространенным произносительным дефектом является заикание, а также несовершенство произнесения отдельных звуков или их соче­таний. Отклонения в восприятия устной речи связаны с нарушени­ем слухового анализатора, как в периферической части (ослабление слуха или глухота), так и в центральной части (слышит звуки, но не понимает слова). Нарушения смыслового звена речи обычно насту­пают в результате повреждения мозговых речевых зон. Возникаю­щая полная или частичная потеря речи называется афазией. Сущес­твуют различные ее формы: моторная (человек испытывает трудно­сти в произнесении слов); сенсорная (человек не понимает устную речь или написанные слова); синтаксическая (человек не может со­единять слова или не понимает фразы); амнестическая (человек ис­пытывает затруднения в назывании предметов, не может вспомнить нужные слова для обозначения предмета, выражения вслух мысли); глобальная (сочетание различных форм речевых нарушений).

При патологии речи требуется помощь специалистов разного профиля: медиков, логопедов, психологов, педагогов.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.