Понятие социального возраста — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие социального возраста

2017-11-16 224
Понятие социального возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во многих языках слова “старший” и “младший” используются не только для обозначения возраста, но и для указания на место в социальной иерархии. “ Младший научный сотрудник” – “ старший лейтенант”. Возрастные метафоры используются для определения социального статуса. Однако социальный возраст может не совпадать с хронологическим, а впериод социальных преобразований возрастная иерархия может и вовсе переворачиваться.

Во многих архаических культурах нет понятия хронологического возраста (разница не в годах, а в поколении). Все дети – сверстники, если вместе проходили обряд инициации.

Это же противоречие наблюдается и в современном обществе. В армию призывают по окончанию школы или техникума, т.е. при выходе из периода социального детства. В качестве ритуального события(инициации) – экзамены на аттестат об окончании средней школы.

Таким образом, инициация – это переход в новое состояние. В древнем обществе инициация заключалась преимущественно в переходе из животного состояния в человеческое или из состояния ребенка в состояние взрослого, полноправного члена общества.Современная жизнь состоит, если задуматься, из гораздо большего числа более «мелких» инициаций, начиная от рождения, т.е. перехода из состояния небытия в бытие, и заканчивая смертью, т.е. уходом обратно в небытие. Между этими вехами стоят такие переходы в новые состояния, как поступление в школу, университет, окончание их, получение водительских прав и сдача любого другого экзамена, помолвка и бракосочетание, рождение ребенка, переезд в новый дом и многие другие. Инициация в нашей жизни может быть и регулярной, циклической, например, день рождения человека. Мы вступаем в новый год нашей жизни, а значит, переходим в новое и, как мы считаем, лучшее качество. Даже национальные или общечеловеческие праздники являются, по сути, инициацией. Такие праздники, как Новый Год, Рождество и Пасха тоже символизируют обновление. Известно выражение «Начать новую жизнь с нового года», в Англии в Новый Год принято составлять список обещаний, (т.н. resolutions), которые должны будут изменить жизнь к лучшему. Пасха, помимо своего религиозного значения, которое, как известно, символизирует Воскресение Христово, всегда празднуется весной, которая ассоциируется с началом новой жизни.

Японский этикет весь строится на почитании возраста. Старший всегда начальник для младшего, даже в семье. В японском нет слов “брат” и “сестра”, а только “старший брат”, «младшая сестра». Старший по возрасту получает зарплату больше младшего.

В современных западных обществах возрастная иерархия сохранилась лишь в замкнутых субкультурах (молодежные и криминальные группировки, армия, publicschool). Как армейская дедовщина, этот порядок носит “добровольно-принудительный характер”. Несмотря на унижение и несправедливость, никто не бунтует против неписаных правил.

Конфликт поколений возникает, когда разрушаются традиционные для данного общества социальные институты – семейные, сословные, бюрократические.

В СССР все командные посты были в руках представителей старшего поколения. Все атрибуты социального престижа – научные звания, титулы, правительственные награды – были связаны с достижением возраста. Ордена и звания не за конкретные заслуги, а в связи с 60-летием. Известная строчка из песни “Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет”, в какой-то мере отражала этот порядок.

Любые перемены (технические, культурные, экономические) приводят к тому, что диктатура стариков сменяется диктатурой молодых. Научно-технический прогресс привел к созданию общества, основанного на культе молодости. Старшее поколение больше не носитель мудрости. Вместо того, чтобы гордиться годами, современный человек пытается продлить молодость. Любая реклама «продаёт» не знание, ни даже показатели престижа (дорогая машина, отдых на Канарах), а именно молодость. Типичный текст рекламы: «Благодаря крему Х и лосьону У в 45 я выгляжу на 35».

Культ молодости вторгается в сферу бизнеса и профессиональной карьеры. Никого не удивляет 27-летний директор крупного банка.Газетные объявления о вакансиях (до 40 лет) ставят многих людей в заведомо неравные условия.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.