Пространственно-временные представления — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Пространственно-временные представления

2017-11-16 276
Пространственно-временные представления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и другие.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.

К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения (даются на двух уровнях).

Уровень А (планируемый минимум образования)

1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

3) Умение находить части целого и целое по известным частям.

4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.

10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Уровень Б (желаемый уровень)

1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 – 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки <, >, =.

3) Умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10 на основе предметных действий.

4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -,=.

5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.

7) Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамиду, параллелепипед (коробку), куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

 

Тематическое планирование по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Полугодие

№ занятия Тема Кол-во занятий
1-3 Вводное занятие. Диагностика  
4-8 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.  
9-11 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.  
  Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).  
  Пространственные отношения: на, над, под.  
14-15 Пространственные отношения: справа, слева.  
  Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).  
  Пространственные отношения: между, посередине.  
  Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.  
  Число 1 и цифра 1.  
  Пространственные отношения: внутри, снаружи.  
  Число 2 и цифра 2. Пара.  
  Представление о точке и линии.  
  Представление об отрезке и луче.  
  Число 3 и цифра 3.  
  Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.  
  Представления о ломаной линии и многоугольнике.  
  Число 4 и цифра 4.  
  Представление об углах и видах углов.  
  Представление о числовом отрезке.  
  Число 5 и цифра 5.  
  Пространственные отношения: впереди, сзади.  
  Сравнение групп предметов по количеству (на наглядной основе). Обозначение отношений: больше – меньше.  
  Временные отношения: раньше, позже. Упражнения по выбору детей.  
  Новогодняя елка для ребят  

Полугодие

№ заня- тия   Тема Кол-во занятий
1-2 Полугодовое тестирование  
3-4 Выявление математических представлений детей.  
5-6 Число 6 и цифра 6.  
7-10 Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.  
11-13 Число 7 и цифра 7.  
14-16 Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.  
17-19 Число 8 и цифра 8.  
20-21 Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.  
22-24 Число 9 и цифра 9.  
25-26 Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки(большая клетка – маленькая клетка).  
27-28 Число 0 и цифра 0.  
  Число 10. Представления о сложении и вычитании чисел в пределах 10 на наглядной основе.  
  Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.  
31-32 Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.  
33-34 Работа с таблицами.  
35 -38 Упражнения по выбору детей. Диагностика и тестирование  

 

 

Программа дошкольной подготовки по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте.

Пояснительная записка.

Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте – русский язык – чтение и литература» для 1-11классов, который создается в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию, которая понимается как «…система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему» (А.А.Леонтьев. Педагогика здравого смысла.)

Одним из способов достижения этой цели видится создание непрерывных курсов. Непрерывность на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы – описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с программами «Школа 2100» для начальной и средней школы.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. При этом готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям, определяющим готовность к школьному обучению: 1) линия формирования произвольного поведения; 2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; 3) линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей; 4) линия мотивационной готовности (А.А.Леонтьев. Психология учения и обучения в дошкольном возрасте.).

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок при чтении и письме.

Цель курса – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

2) развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

3) формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

4) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

5) развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

6) развитие умений общения с взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

7) развитие умений говорения, слушания и чтения;

8) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

9) Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

10) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

11) развитие звуковой культуры речи; расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте. Занятия проводятся по учебнику-тетради «По дороге к Азбуке» ч.3,4, «Наши прописи», ч.1 и 2

Содержание курса «По дороге к Азбуке» ч.3, 4.

Основным содержанием при обучении является развитие звуковой культуры речи, звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям, описанным выше.

Работа ведется по следующим направлениям:

  1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

  1. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов;

- чтение слогов.

  1. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление в словах повторяющихся слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

  1. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

В течение всего обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Курс занятий построен по принципу «минимакса», т.е. детям дается знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребенок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития.

Тематическое планирование занятий по курсу «По дороге к Азбуке» ч.3,4

1 полугодие 2 полугодие
ч.3 Тема №. ч.4 Тема  
1-3 Вводное занятие. Диагностика. 35-36 Полугодовое тестирование  
  Звуки и буквы   Звук {Л}  
  Слова. Звуки.   Звук {Л,}  
  Звук {А}   Дифференциация звуков {Л,} и {Й}  
  Звук {О}   Звуки {В} и {В,}  
  Звук {Э}   Дифференциация звуков{В}- {Ф}, {В,}и {Ф,}. Звонкие и глухие согласные  
  Звук {И}   Звук {Ч,}  
  Звук {Ы}   Звук {Щ,}  
  Звук {И-Ы}   Дифференциация звуков {Ч,}-{Щ,}  
  Звук {У}   Звуки {Б} и {Б,}  
  Гласные звуки.   Дифференциация звуков {Б} - {П}, {Б,} - {П,}  
  Звук {М} Согласные звуки. Слоги.   Звуки {Д}, {Д,}  
  Звук {М,} Твердые и мягкие согласные звуки.   Дифференциация звуков {Д}-{Т}, {Д,}- Т,}  
  Звук {Н}   Звук {С}  
  Звук {Н,}   Звук {С,}  
  Звук {П}   Звук {Ц}  
  Звук {П,}   Дифференциация звуков {Ц}- {С}, {Ц}- {Ч,}  
  Звук {Т}   Звуки {Г} и {Г,}  
  Звук {Т,}   Дифференциация звуков {Г} - {К}, {Г,} - {К,}  
  Звук {К}   Звук {З}  
  Звук {К,}   Звук {З,}  
  Звук {Х}   Дифференциация звуков {С}- {З}, {С,}- {З,}. Свистящие согласные звуки  
  Звук {Х,}   Звук {Ш}  
  Звук {К-Х}, {К,,}   Звук {Ш}-{С}, {Ш}-{Щ,} Дифференциация звуков  
  Звук {Ф}   Звук {Ж}  
  Звук {Ф,}   Звук {Ж}-{З}, {Ж}-{Ш} Шипящие согласные звуки  
  Звук {Й}   Звук {Р}  
  Звук {ЙО}. Дружные звуки.   Звук {Р,}  
  Звук {ЙУ}   Дифференциация звуков {Р}- {Л}, {Р,}- {Л,}  
  Звук {ЙА}   Страна Азбука  
  Звуки {ЙЭ}, {ЙО}, {ЙУ}, {ЙА}. 66-68 Закрепление и отработка ранее изученного  
  Новогодняя елка 69-72 Диагностика и тестирование, анкетирование  
           

Тематическое планирование занятий по курсу подготовка к обучению письму («Наши прописи», ч.1 и 2)

1 полугодие 2 полугодие
№ зан. ч.1 Тема № зан. ч.2 Тема
1-2 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Звуки и буквы. Диагностика. 35-36 Полугодовое тестирование
3 -4 Слова. Звуки. Звук { А}, буква А 37-38 Звуки {Л},{Л,}Буква Л. Слоги.
5-6 Звук {О}Звук {Э}Буквы О, Э, А.   39-40 Звуки {В} и {В,}Буквы В.
7-8 Звуки {И},{Ы} Буквы Ы, И, А, О, Э. 41-42 Звуки {В}, {В,}, {Ф}, {Ф,}. Буквы В, Ф. Слоги.
9-10 Звук {У} Гласные звуки и буквы. 43-44 Звуки{Ч,}, {Щ,}. Буквы Ч, Щ.
11-12 Звуки {М} и {М,} Буква М 45-46 Звуки{Ч,}, {Щ,}. Буквы Ч, Щ.
13-14 Звуки {Н}, {Н,} Буквы Н, М. Согласные звуки и буквы. Слоги. 47-48 Звуки {Б}, {П}, {Б,},{П,}. Буквы Б, П. Звуки {Д}, {Т}, {Д,}, {Т,}. Буквы Д, Т.
15 -16 Звуки {П}, {П,} Буквы П, Н, М, гласные буквы. 49-50 Звуки {С}, {С,}.Буква С.
17-18 Гласные звуки и буквы (А, О, У, И, Ы, Э). Согласные звуки и буквы (М, Н, П). 51-52 Звуки {Ц}, {С}, {Ч,} Буквы Ц, Ч..
19-20 Звуки {Т}, {Т,} Буквы П, Т, Н, М. 53-54 Звуки {Г}, {К}, {Г,}, {К,}Буквы Г, К.
21-22 Звуки {К}, {К,} Буквы К, Т. Слоги с буквами К, Т. 55-56 Звуки {Г}, {К}, {Г,}, {К,} Буквы Г, К. Звуки {З}, {З,},{С}, {С,} Буквы З, С.
23-24 Звуки {Х}, {Х,} Буквы Х, К, Н, Т, П, М. 57-58 Звуки {З}, {З,}, {С}, {С,} Буквы З, С.
25-26 Звуки {Х}, {Х,} Буквы Х, К, Н, Т, П, М. 59-60 Звук {Ш}, Буква Ш.
27-28 Звуки {Ф}, {Ф,} Буквы Ф. Слоги с буквой Ф. Согласные буквы. 61-62   Звуки {Ш}, {Ж}, {З}. Буква Ж.
29-30 Звук {Й} Буквы Й и И. Буква Ё. 63-64 Звуки {Р}- {Р,}. Буквы Р.
31-33   Звуки {ЙУ}, {ЙО}, {ЙА}. Буквы Ю, Ё, Я. Слоги. 65-66 Звуки {Р}- {Л}, {Р,}- {Л,}. Буквы Р, Л.
  Новогодняя елка. 67-72 Повторение звуков и букв Закрепление и отработка ранее изученного Диагностика и тестирование, анкетирование

 

 

Методическое обеспечение.

Приложение 1.

Тестирование 1 полугодие «Раз ступенька, два ступенька»

Расшифровка: задание выполнено правильно, без ошибок – 3 задание выполнено менее 50 %, есть з и более ошибок - 1
задание выполнено правильно, есть 1-2 ошибки – 2 задание не выполнено - 0

Итого:

Высокий уровень: 15 – 11;

Средний уровень: 10 – 6;

Низкий уровень: 5 и ниже

  ФИО Задание 1 Подбери подходящую цифру, а остальные зачеркни Задание 2 Пронумеруй игрушки справо налево, напиши порядковый номер игрушки Задание 3 Дорисуй в пустых половинках недостающие точки Задание 4 Игра «Парашю-тисты» Соедини пример с ответом Задание 5 Реши выражения по картинке Итого
  Группа 1            
1.              
2.              
3.              
4.              
5.              
6.              
7.              
8.              
9.              
10.              
11.              
12.              
13.              
14.              
15.              

 

 

Приложение 2.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.