Матрица педагогического анализа урока — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Матрица педагогического анализа урока

2017-11-16 452
Матрица педагогического анализа урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

критерии Уровень
Ситуативный Активный Творческий
       
Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных   Педагог начинает урок без предварительной организации внимания учащихся, использует общепринятые по данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности. Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны учащимся. Организационный этап длится продолжительное время и носит только дидактический характер Педагог создает психологическую ситуацию быстрой настройки, сосредоточения на учебном занятии. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность. Учитель умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, определить результат урока и отдельных его этапов. Цели и задачи конкретны, четко сформулированы   Учитель умеет настроить учеников на предстоящее восприятие знаний, обеспечивает быстрое включение класса в рабочий ритм. Цели и задачи конкретны, доступны, реальны и понятны Обучающимся Определены задачи по содержанию и организации деятельности. Учащиеся способны сами формулировать учебные задачи урока (познавательные цели)
Оптимальный отбор учебного материала При отборе учебного материала пользуется методическими рекомендациями и/или учебником, Содержание учебного материала по степени сложности не всегда соответствует уровню учебных возможностей класса. Объем материала урока недостаточен (либо избыточен) для реализации задач урока Педагог отбирает учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися и соответствия его основной цели занятия с опорой на опыт школьников и учетом межпредметных связей. Объем материала оптимален для реализации целей урока Учитель умеет связать материал с потребностями и интересами учащихся, выделить ведущие идеи по теме и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Материал подбирается учителем с опорой на современные научные знания, формирующие межпредметное взаимодействие, комбинирование информации (сравнение, дополнение, выявление взаимосвязей)
Логика построения урока, обоснованное соотношение его частей Не все этапы урока взаимосвязаны и логичны. На отдельных этапах урока не подводится промежуточный итог; не всегда ставятся частные задачи. Учебный материал нерационально распределен по этапам урока. УУД не формируются, урок организован с опорой на предметные ЗУН Структура урока соответствует типу учебного занятия. Последовательность этапов урока позволяет успешно решать учебные задачи. Педагог использует элементы научной организации труда, способствующие активизации познавательной деятельности гимназистов, определению основной и второстепенной информации Структура урока соответствует его целям и типу. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к следующему осуществляется с помощью проблемной ситуации либо логической связки, обеспечивающей выделение причинно-следственных связей
Создание познавательной атмосферы урока, формирование познавательных УУД Необходимый минимум знаний, общих представлений, закономерностей предлагается в готовом виде, хотя отдельные фрагменты урока выделяются наличием заданий развивающего характера. Учащиеся воспринимают смысл деятельности, принимают учебную задачу; выполняют учебные действия вместе с учителем и под его контролем по освоенному алгоритму; наблюдается неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи учащиеся не могут самостоятельно внести коррективы в действия) Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, Наличие заданий развивающего характера инициирует познавательную активность обучающихся, формирует адекватность переноса учебных действий на самостоятельное построение новых учебных действий на основе анализа ранее усвоенных способов действий. Применяются методы информационного поиска, в т. ч. с использованием компьютерных технологий Урок проходит на высоком эмоциональном уровне и интеллектуальном подъеме, предлагаемые задания носят деятельностно-творческий характер с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления: моделирование (составление таблиц, кластеров, схем, алгоритмов, синквейнов), проблематизация, самостоятельная постановка учебных задач, преобразование модели, формирование обобщенных знаний
Организация учебной деятельности учащихся, формирование коммуникативных, личностных УУД Преобладающим является фронтальное взаимодействие. Активность учащихся проявляется эпизодически (на от- дельных этапах урока). Применяются формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий. Элементы научной организации труда используются фрагментарно. В диалог с учителем вступают только «сильные» учащиеся Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса. Отработана система учебных действий между учителем и учащимися; в соответствии с задачами урока применяется парное, групповое, межгрупповое взаимодействие. Ученики охотно вступают в диалог при соблюдении норм коммуникации; умеют находить альтернативные способы разрешения конфликтов Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, познавательной, творческой сферах): самостоятельная при выраженной обратной связи, в группах — при соблюдении принципов полисубъектного взаимодействия. Учащиеся умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учителем и учащимся совместно создаются возможности для самореализации, самоопределения личности, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
Развитие мотивационной сферы учащихся. Формирование регулятивных, личностных УУД, ценностного подхода к содержанию изучаемого материала Для формирования положительной мотивации к учению учитель применяет похвалу; другие средства отсутствуют или используются фрагментарно. Ценностный подход к предметному содержанию не прослеживается либо используется в качестве назидания. Учитель не формирует у учащихся умение организации своей учебной деятельности Целенаправленно формируется ситуация успеха, обеспечивающая сохранение самооценки учащихся, развитие мотивации к предмету. На этапе постановки учебных задач раскрывается смысл и содержание предстоящей деятельности с позиции ценностного подхода к изучаемому материалу; при подведении итогов, при сопоставлении задач и результатов деятельности учитывается данный аспект. Педагог на основе соотнесения известного и того, что не известно, что мешает найти способ действия, учит постановке учебных задач, планированию учебной деятельности, прогнозированию результатов Учитель рационально использует методы формирования мотивационной сферы учащихся, в частности, применяет систему творческих заданий. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создает условия для эмоциональности, открытости, доверия; умеет связывать знания с личностными ценностями обучающихся, обеспечивающими личностный моральный выбор. Учит не основе контроля и анализа выполненной деятельности находить пути коррекции способа действий и постановки новых задач
Реализация принципов личностно ориентированного подхода в организации обучения В планировании учебного материала не учитываются разные уровни учебных возможностей учащихся. дифференцированный подход применяется фрагментарно (в качестве адресных вопросов) Квалифицированный учет на уроке индивидуальных особенностей: учитель осуществляет дифференцированный подход (разные по уровню сложности учебные задания, контрольные работы, тесты), наблюдается обратная связь Учителем формируется система дифференцированных заданий для индивидуального обучения; используется индивидуализация по содержанию учебного материала (но не ниже требований стандартов), объему, времени, личностным особенностям обучающегося, в т. ч. физической работоспособности. Используются моменты рефлексивного анализа, в объяснении учитываются возможные ошибки обучающихся
Роль учителя на уроке; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества Учитель выступает в роли транслятора, преобладает либеральный либо авторитарно-подавляющий стиль общения, Не на всех этапах урока учитель способен корректировать свои действия на основе оперативной оценки их результативности. Забывает о роли партнера в учебной деятельности, речевая деятельность подавляет инициативу учащихся Учитель выступает в роли партнера, организатора общения в процессе учебной деятельности. Постоянно отслеживает этапы освоения учащимися учебного материала. Стиль взаимодействия — демократический. Речь педагога выступает как одно из организующих начал продуктивного урока Отмечается оптимальность выбранного учителем стиля руководства без излишнего либерализма и авторитарности, умение оперативно реагировать на изменения учебной, психологической ситуации. Эмоционально- интеллектуальная насыщенность речи побуждает учащихся к творчеству
Контроль и коррекция знаний У педагога не сформированы четкие критерии оценки учебной деятельности учащихся. Ответы учащихся не комментируются. Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока. Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока. Ответам учащихся дается краткая характеристика, оценка обосновывается. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации Деятельность учащихся системно контролируется и ненавязчиво корректируется. Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля
Совпадение поставленных задач и их содержательной реализации. Результативность, подведение итогов урока Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой учащихся. Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере. Не все задачи, поставленные в начале урока, реализованы в процессе освоения содержания учебного материала. Педагог не всегда умеет проанализировать основные позитивные и негативные факторы, повлиявшие на достижение цели урока Основной материал усвоен учащимися в достаточном объеме. Ученики осваивали адекватный перенос учебных действий на способы решения новых задач. Закреплен позитивный воспитывающий эффект. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией Материал урока усвоен обучающимися, на основе проблематизации определена перспектива дальнейшего изучения. Высок воспитывающий эффект урока. Цель урока совпадает с его конечным результатом. Фор- мы организации деятельности учителя соответствуют поставленной цели урока. Учитель и обучающиеся умеют вскрыть несоответствия содержания учебного материала и учебно-воспитательных задач отдельных моментов, если таковые имеются


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.