Регистрация объектов оценки соответствия в НСПС РБ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Регистрация объектов оценки соответствия в НСПС РБ

2017-11-17 322
Регистрация объектов оценки соответствия в НСПС РБ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие концепций по управлению качеством и краткая характеристика МС ИСО СЕРИИ 9000

Международные стандарты ISO серии 9000  это основополагающий комплекс международных документов по качеству, охватывающий всевозможные области применения.

ISO  международная организация по стандартизации, существующая с 1948 г. В соответствии с уставом ISO целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

В структуре ISO функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Технический комитет ISO/TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000».

Основная концепция стандартов ISO серии 9000 заключается в определении набора требований и рекомендаций к системам управления качеством организаций. Причем, одной из главных особенностей модели ISO заключается в универсальности требований. Таким образом, требования стандартов ISO можно применять для любой организации вне зависимости от ее сферы деятельности, рынка, количества служащих и т.д.

Если рассматривать структуру стандартов «семейства» ISO 1994 г., то основополагающими стандартами являются три стандарта: ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94. Они носят название  «модели обеспечения качества». Стандарты ISO разрабатывались путем анализа опыта по обеспечению и гарантии качества ведущих организаций в мире и ориентировались на всемирно известный подход к обеспечению качества  теории «TQM» (TotalQualityManagement). Теория TQM определяет следующую концепцию: для того, чтобы организация могла успешно существовать на рынке, ей необходимо добиться удовлетворения требований всех заинтересованных в существовании организации сторон.

Так как основной задачей, стоящей перед разработчиками стандартов ISO серии 9000 было создание набора требований, по которым возможно определить, способна ли организация – поставщик произвести продукцию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Из всего набора стандартов, входящих в серию ISO 9000 1994 г., обязательными для применения являлись стандарты ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94 (модели обеспечения качества). Организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000, должны были выбрать одну из трех моделей, которая наиболее полным образом описывает жизненный цикл продукции, выпускаемой компанией.

Необходимость использования единой нормативной базы для сертификации национальной продукции привела к необходимости пересмотра национальных стандартов в области качества и гармонизации с международными стандартами ISO серии 9000. В настоящее время большинство стран мира уже приняли национальные стандарты, эквивалентные ISO серии 9000.

 

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ. ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ, ТЕРМИНЫ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

услуга (работа): Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя,

а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

По функциональному назначению услуги подразделяются на материальные и социально-культурные.

Исполнитель услуг: Организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги отребителю.

Потребитель услуг: Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение использовать либо использующее услуги.

Возможности исполнителя услуг: Способность исполнителя оказывать услуги, определяемая ресурсами.

Оказание услуг: Деятельность исполнителя услуг, необходимая для обеспечения выполнения услуг.

Процесс оказания услуг: Совокупность действий, выполняемых исполнителем услуг при оказании услуг потребителю, в том числе при непосредственном контакте с потребителем услуг.

Результат услуг: Результат деятельности исполнителя услуг, занимающегося удовлетворением соответствующей потребности потребителя услуг.

Безопасность услуг: Показатель качества результата и процесса оказания услуг, характеризующий степень риска (опасности), связанного с причинением вреда для жизни, здоровья, наследственности человека, имущества, и охраны окружающей среды.

Категория (разряд) исполнителя услуг: Классификационная группировка, характеризуемая

определенным комплексом требований.

Классификация исполнителя услуг на категорию: Процедура оценки соответствия исполнителя услуг установленным требованиям, связанная с отнесением исполнителя услуг к определенной категории на основании оценки этого исполнителя и оказываемых им услуг с удостоверением ре-ТКП 5.1.04/ОР

Критерии классификации исполнителя услуг: Комплекс требований и условия отнесения исполнителя услуг к той или иной категории (разряду).

Заявитель на сертификацию услуг; заявитель: Юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, обратившиеся с заявкой на проведение работ по сертификации услуг.

Сертификация услуг: подтверждение соответствия услуг, осуществляемое аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя (в том числе подтверждение соответствия заявленной категории, если классификация установлена в ТНПА).

Идентификация услуг: Процедура, обеспечивающая в сфере оказания услуг однозначное распознавание определенной услуги среди подобных по отличительным признакам.

Несоответствие услуг: Несоответствие услуг ТНПА, устанавливающему требования к качеству и безопасности услуг, условиям договора или иным требованиям, предъявляемым к услугам.

Существенное несоответствие: Неустранимое несоответствие либо несоответствие, которое не может быть устранено без несоразмерных расходов либо несоразмерных затрат времени или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные несоответствия.

Общие положения

Сертификацию услуг проводят аккредитованные органы по сертификации оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с их областью аккредитации.

Работы по сертификации услуг осуществляются прошедшими сертификацию экспертами-аудиторами органов по сертификации, включенными в реестр Национальной системы подтверждения соответствия республики Беларусь

При сертификации услуг предусматривается возможность подтверждения соответствия определенного вида услуг в части соответствия установленным в ТНПА категориям (разрядам).

Процедуры отнесения объекта оказания услуг к определенной категории (разряду и т.п.) устанавливаются в ТНПА, определяющих процедуру сертификации конкретного вида услуг.

В рамках Системы проводится обязательная и добровольная сертификация услуг.

Обязательная сертификация услуг проводится в отношении услуг, включенных в Перечень

продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь на соответствие требованиям, установленным в ТНПА и подлежащих подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Добровольная сертификация услуг проводится в отношении услуг, не включенных в Пере-чень. При добровольной сертификации услуг заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация услуг, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации услуг. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА на эти услуги.

Схемы подтверждения соответствия, применяемые при сертификации услуг. Схему сертификации выбирает заявитель, исходя из условий применения схем.

В случае обращения в орган по сертификации заявителя - исполнителя услуг, в организаци-

оннуюструктуру которого входят несколько объектов оказания услуг (филиалы, участки, пункты и др.), расположенных вне места нахождения исполнителя услуг, оценка мастерства и (или) квалификации персонала, оказывающего услуги, оценка стабильности процесса оказания услуг проводятся для каждого объекта оказания услуг.

При этом юридическому лицу могут выдаваться сертификаты соответствия для каждого объекта оказания услуг, либо эти объекты включаются в сертификат соответствия, выданный юридическому лицу.

В случае, если соответствие заявленных на сертификацию услуг требованиям ТНПА на ус-луги не может быть подтверждено только работами, проводимыми данным органом по сертификации,орган по сертификации:

привлекает к работам по сертификации экспертов-аудиторов других органов по сертификации или технических экспертов, компетентных в оцениваемой области деятельности;

принимает решение с учетом работ, проведенных привлекаемыми специалистами, и несет ответственность за полноту проведенных работ.

При этом с привлекаемыми специалистами органом по сертификации должны быть заключены соглашения о сотрудничестве, определяющие вопросы компетентности и конфиденциальности.

Привлечение конкретного специалиста должно быть согласовано с заявителем.

Оплата работ по сертификации услуг осуществляется заявителем на основе договора на

проведение работ по сертификации услуг с органом по сертификации.

Заявитель оплачивает все расходы по проведению сертификации независимо от результатов

сертификации. Заявитель вправе использовать результаты сертификации в рекламе своих услуг.

Процедура проведения сертификации представляет собой набор действий, совокупность и

последовательность которых определена схемой сертификации.

В общем случае такими действиями являются:

подача заявителем заявки на проведение работ по сертификации оказания услуг с прилагаемыми документами, идентификация услуг;

анализ органом по сертификации документов, представленных заявителем;

осуществление органом по сертификации оценки мастерства и (или) квалификации персонала, оказывающего услуги;

осуществление органом по сертификации оценки стабильности процесса оказания услуг;

выборочная проверка результата услуг;

оформление органом по сертификации результатов оценки;

выдача заявителю сертификата соответствия;

заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;

осуществление органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными

услугами.

Подача заявки с прилагаемыми документами, идентификация услуг

Орган по сертификации проводит сертификацию услуг на основании заявки, поступающей

непосредственно от заявителя.

Одновременно с заявкой заявитель представляет материалы (документы) с исходной ин-формацией о безопасности и качестве услуг, о возможностях исполнителя услуг.

Орган по сертификации регистрирует заявку и принимает ее к рассмотрению.

В течение не более 10 рабочих дней с дня подачи заявки орган по сертификации проводит

анализ заявки и прилагаемых документов, в том числе проверку:ТКП 5.1.04/ОР

правильности заполнения заявки;

достаточности представленных документов.

Одновременно при анализе заявки орган по сертификации проводит идентификацию услуг, предусматривающую проверку соответствия заявленных услуг информации, приведенной в заявке и

прилагаемых документах (материалах).

Анализ документов, представленных заявителем При анализе документов, представленных заявителем, при необходимости, орган по сертификации может запросить у заявителя дополнительные сведения, необходимые для проведения оценки:

– информацию о деятельности заявителя в области сертифицируемых услуг;

– перечень используемых ТНПА;

– акты последних проверок органами государственного надзора за соблюдением требований техническихрегламентов и стандартов. При положительных результатах анализа заявки, идентификации услуг, а также анализа

ТНПА орган по сертификации направляет заявителю решение по проведению сертификации.Решение по проведению сертификации должно содержать все основные условия сертификации, в том числе:

– схему сертификации;

– ТНПА, на соответствие требованиям которых проводится сертификация;

– ТНПА, на соответствие требованиям которых проводится отнесение объекта оказания услуг к соответствующей категории;

– условия оплаты работ.

Форма решения по проведению сертификации должна быть установлена в организационно-

методических документах органа по сертификации.

Одновременно с решением по проведению сертификации заявителю направляется проект договора на проведение работ по сертификации услуг.

Работы по сертификации проводятся комиссией органа по сертификации, формируемой изэкспертов-аудиторов органа по сертификации, специалистов органа по сертификации, а также, при необходимости, экспертов-аудиторов других органов по сертификации или технических экспертов.

Непредставление заявителем в орган по сертификации оформленного договора и/или не-

выполнение его условий рассматривается как отказ от проведения сертификации услуг. Решением органа по сертификации заявка может быть аннулирована в одностороннем порядке.

Оценка мастерства и (или) квалификации персонала, оказывающего услуги

Оценка стабильности процесса оказания услуг

Оценка стабильности процесса оказания услуг в общем случае предусматривает проверку:

Выборочная проверка результата услуг

Проверка результата социально-культурных услуг

Выявленные несоответствия оформляются протоколами несоответствий, в которых орга-

ном по сертификации устанавливаются сроки устранения выявленных несоответствий. Протокол несоответствий в общем случае должен содержать сведения о наименовании проверяемойорганиза-ТКП 5.1.04/ОР8

Орган по сертификации в течение 5 дней после завершения всех процедур, предусмотрен-

ных схемой сертификации, проводит анализ результатов проверки и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.

По результатам анализа составляется акт. Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем органа по сертификации и хранится в органе по сертификации. Один экземпляр акта направляется владельцу сертификата соответствия.

Выдача сертификата соответствия

При положительных результатах анализа орган по сертификации в течение пяти дней оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия, а при отрицательных результатах – письменно информирует заявителя об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин.

Сертификат соответствия и приложения к нему оформляются в соответствии с сисполь-зованием защищенных бланков установленного образца, подписываются руководителем органа по сертификации, подпись заверяется печатью органа по сертификации. В приложениях к сертификату соответствия может указываться информация об исполнителе услуг и оказываемых услугах (перечень моделей, виды приборов, конкретных видов услуг, перечень исполнителей услуг и т.п.), не поместившаяся на бланке сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия – 5 лет.

Одновременно с оформлением и регистрацией сертификата соответствия оформляется и регистрируется соглашение по сертификации между органом по сертификации и заявителем.

Знак соответствия может наноситься исполнителем услуг на сопроводительную документацию.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами осуществляет орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, для подтверждения соответствия оказываемыхуслугтребованиям ТНПА, соответствия категориям (разрядам). Одновременно может проводиться отнесение исполнителя услуг к другим категориям (разрядам), если это предусмотрено ТНПА. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.Объем, содержание инспекционного контроля устанавливаются в зависимости от схемы сертификации, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества и оказания, наличия системы менеджмента качества, результатов предыдущего контроля и т. п.

 

20. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством Республики Беларусь и другими нормативными документами, в том числе межгосударственными и национальными документами других стран, введенными в действие на территории Республики Беларусь в установленном порядке

Основные цели, задачи, принципы экологической сер-тификации полностью согласуются с общими положениями Национальной системы подтверждения соответствия. В качестве частных задач следует выделить:

- предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и ликвидации (утилизации, переработке) всех видов продукции;-

обеспечение экологической безопасности оборудова-ния, технологических процессов, производств и продукции;

- внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;

- предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции и технологий.

При проведении экологической сертификации обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Это правило не распространяется на случаи, когда продукция или производство представляет опасность для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды.

Объектами экологической сертификации являются:

- производства, в том числе системы управления качеством окружающей среды;

- продукция, в том числе способная оказывать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье населения, биологические ресурсы;

- другие объекты сертификации, включенные государственным, специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Участниками экологической сертификации продукции и производств являются:

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

- Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь;

- Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств;

- аккредитованные органы по экологической сертифи-кации продукции;

- аккредитованные органы по экологической сертифи-кации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды;

-аккредитованные испытательные лаборатории, в том числе отделы аналитического контроля системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

- держатели экологических сертификатов и знаков экологически чистой продукции;

-заявители.

Общее руководство подсистемой экологической сертификации в Республике Беларусь, организацию и координацию работ по реализации целей и задач экологической сертификации осуществляет Центральный орган экологической сертификации продукции и производств, действующий под руководством Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и государственного специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В организационную структуру подсистемы экологической сертификации входят:

- Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств;

- органы по экологической сертификации продукции;

- органы по экологической сертификации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды предприятий, опытно-экспериментальных объектов, организаций.

Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств создается совместным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.

Основными функциями органа по экологической сер-тификации продукции являются:

- разработка и ведение организационно-методических документов органа, определяющих правила и процедуры экологической сертификации продукции;

- определение перечня показателей, подтверждаемых при экологической сертификации, и представление его на утверждение в Центральный орган по экологической сертификации;

- организация и проведение экологической сертификации продукции;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- регистрация экологических сертификатов, выданных органом, и представление информации в Центральный орган по экологической сертификации;

- проведение работ по признанию экологических сертификатов;

- осуществление взаимодействия с Центральным органом по экологической сертификации, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами по экологической сертификации производств и органами по аккредитации испытательных лабораторий, аккредитованными испытательными лабораториями.

Основными условиями проведения работ по экологи-ческой сертификации являются:

- наличие утвержденных в установленном порядке природоохранных требований, на соответствие которым проводится сертификация;

- наличие аккредитованных в соответствии с нормативными документами подсистемы экологической сертификации органов по сертификации, лабораторий (центров), органов по аттестации и специалистов, аттестованных в уста-новленном порядке.

Добровольная экологическая сертификация осуществляется по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации продукции и производств. Она проводится на соответствие требованиям природоохранного законодательства, а также требованиям, представленным заявителем и согласованным с Центральным органом по экологической серти-фикации,

Проведение работ по экологической сертификации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, документами Национальной системы сертификации, Положением по экологической сертификации и включает аналогичные этапы, рассмотренные нами выше при сертификации продукции и систем менеджмента качества.

 

регистрация объектов оценки соответствия в НСПС РБ

Аккредитованные органы по сертификации:

– ведут учет документов об оценке соответствия в электронной базе данных аккредитованного органа по сертификации посредством использования программно-аппаратных средств в рамках информационно-поисковой системы «Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь», включающей данные о выданных документах об оценке соответствия, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении сроков их действия;

– проводят регистрацию документов об оценке соответствия;

– предоставляют в уполномоченную организацию данные для внесения в реестр Системы;

– обеспечивают достоверность сведений, содержащихся в базе данных аккредитованного органа по сертификации. Регистрационный номер документам об оценке соответствия присваивается в базе данных аккредитованного органа по сертификации в соответствии со структурой, приведенной для:

– сертификата соответствия требованиям технических регламентов

– сертификата соответствия на продукцию, в том числе одобрений типа, оказание услуг (выполнение работ), системы управления и сертификата компетентности персонала

– декларации о соответствии требованиям технического регламента

– декларации о соответствии требованиямТНПА (кроме технических регламентов)

Держателем регистрационных номеров реестра Системы является Госстандарт. В базе данных аккредитованного органа по сертификации должны содержаться сведения о документах об оценке соответствия в виде следующих электронных записей, включающих:

Для сертификатов соответствия на продукцию:

– регистрационный номер сертификата соответствия; срок действия сертификата соответствия:

дата регистрации и дата прекращения срока действия; учетный номер бланка, на котором оформлен сертификат соответствия;

– наименование аккредитованного органа по сертификации; его адрес, телефон/факс; 9-разрядный код учетного номера плательщика (далее – УНП); регистрационный номер его аттестата аккредитации с указанием даты регистрации и даты окончания срока его действия; наименование органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации;

– наименование изготовителя; его адрес, включая наименование страны, телефон/факс; УНП

– наименование сертифицированной продукции с указанием ее идентификационных признаков;

тип производства (серийное производство, партия, единичное изделие); размер партии и реквизиты

товаросопроводительных документов; код общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции Республики Беларусь (далее – код ОКП РБ); код Единой товарной

номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – код ТН ВЭД ТС);

обозначение ТНПА на продукцию;

– обозначение ТНПА и их пунктов (при наличии), на соответствие требованиям которых проведена сертификация;

– наименование заявителя на подтверждение соответствия (далее – заявитель); его адрес, включая наименование страны, телефон/факс; УНП (кроме иностранного); статус (изготовитель/продавец);

– информацию о документах, на основании которых выдан сертификат соответствия (протоколы испытаний, наименование лаборатории, проводившей испытания, регистрационный номер ее аттестата аккредитации с указанием даты регистрации и даты окончания срока его действия; акты анализа состояния производства с указанием даты проведения; документы органов государственного управления (надзора), их номера, дата выдачи, наименование органов, выдавших их, и др.);

– информацию о характере проведенной сертификации (обязательная или добровольная);

– указание о наличии приложений к сертификату соответствия;

– указание о необходимости проведения инспекционного контроля с установлением даты его проведения и аккредитованного органа по сертификации, его осуществляющего;

– информацию о статусе действия сертификата соответствия (приостановлен/возобновлен/отменен/

прекращен/продлен) (при необходимости);

– указание о выдаче сертификата соответствия без права реализации продукции (при необходимости);

– указание о проведенных процедурах признания сертификата соответствия, если такие осуществлялись (регистрационный номер признаваемого сертификата соответствия и срок его действия с указанием наименования страны его происхождения), проведенных дополнительных процедурах;

– информацию о приведенных в сертификате соответствия особых отметках, дополнительной информации;

– при указании в сертификате соответствия импортера – его наименование, адрес, включая наименование страны;

– инициалы, фамилию руководителя аккредитованного органа по сертификации,

– инициалы, фамилию эксперта-аудитора.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.