Определение терминов гендерной психологии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Определение терминов гендерной психологии

2017-11-17 532
Определение терминов гендерной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение........................................................................................................................................3

 

Глава 1. Литературный обзор......................................................................................................5

1.1. Определение терминов гендерной психологии...................................................................5

Теория гендерной схемы...............................................................................................................8

1.2.1. Условия способствующие утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы...............................................................................................................................................9

1.3. Гендерные стереотипы........................................................................................................10

1.3.1. Возникновение гендерных стереотипов..........................................................................12

1.4. Гендерные роли.....................................................................................................................12

1.5. Гендерный конфликт............................................................................................................15

 

Глава 2. Исследование гендерной принадлежности................................................................21

2.1. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала............................................................................................................................21

2.1.1. Обработка данных полученных методом личностного семантического дифференциала............................................................................................................................24

2.2. Опросник «Я - женщина»....................................................................................................25

2.2.1. Обработка результата опросника «Я - женщина»..........................................................25

2.3. Поло-ролевой опросник С. Бэм..........................................................................................25

2.3.1. Обработка результатов поло-ролевого опросника С. Бэм............................................25

2.4. Цветовой тест Люшера.........................................................................................................26

2.5. Описание выборки................................................................................................................27

2.6. Математико-статистические методы обработки данных..................................................27

 

Глава 3. Анализ и интерпретация полученных данных...........................................................28

3.1 Анализ возрастных изменений.............................................................................................28

3.2. Интерпретация «Суммарного отклонения от аутогенной нормы» цветового теста М. Люшера.........................................................................................................................................29

3.3. Анализ корреляций..............................................................................................................30

3.4. Анализ данных полученных методом личностного семантического дифференциала..32

3.5. Результаты и интерпретация опросника «Я - женщина»..................................................33

3.6. Результаты и интерпретация поло-ролевого опросника С. Бэм.......................................34

Общий вывод................................................................................................................................36

Заключение..................................................................................................................................38

Литература....................................................................................................................................40

Приложения..................................................................................................................................43


Введение

Гендерные исследования ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения. Все это, однако, не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать локальные проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем; двадцать первый век порождает новые проблемы. Главную из них чаще всего обозначают как проблему половой идентичности. Но перспективу развития гендерных исследований можно сформулировать по-другому: на смену половой определенности в ХХ в. пришла неопределенность, следовательно, заглядывая вперед, мы можем предположить, что в ближайшие десятилетия перед личностью и обществом встанет проблема переопределения и сохранения половой стабильности и определенности. По гендерной психологии написано не мало книг, монографий, учебников. Много написано о становлении гендерных ролей, гендерной идентификации и т.д. Также необходимо заметить что гендерная тематика в системе отечественной психологии приобретает все большее распространение и актуальность. За период изучения рассматриваемой проблемы высказывались разные точки зрения. Как пишет И.С. Кон: «издавна шел спор, считать ли более желательной поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующими культурны стереотипам(сильный грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная пассивная женщина), или напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и слабая, но вместе с тем самостоятельная женщина)?» [16]. В настоящее время в западной культуре формируется образ маскулинизированной женщины. Наблюдается и другая тенденция - феминизация мужчин, формирование пассивного, феминного типа личности. Все это приводит к тому, что, приобретая некоторые свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются и плохо используются свои, данные природой возможности. Тем самым нарушается один из основных принципов развития природы - специализация разных особей в выполнении определенных функций. А ведь еще Ф. Бекон писал, что счастлив тот, чьи занятия согласуются с его природой. Итак, перед нами стоит задача понять какие модели гендерного порядка были восприняты и усвоены тем поколением, которое сейчас активно действует в процессе переустройства России и формирует образцы отношений между полами в современном российском обществе.

Актуальность исследования: В последнее время, когда проблема гендерных отношений стоит наиболее остро, одним из самых актуальных вопросов является выявление тенденций в формировании гендерной идентичности. Опубликовано достаточно много работ на тему гендерной психологии, но основной акцент в них делается либо на критике традиционной гендерной модели, либо освещается общий круг терминов и понятий, рассматриваются методики изучения описываемых явлений. Работ же посвященных практическим исследованиям гендерных стереотипов и установок очень немного. Поэтому темой данного дипломного проекта стало исследование возрастных особенностей гендерных стереотипов у женщин.

Объект исследования: женщины в возрасте от 18 до 67 лет.

Предмет исследования: гендерные стереотипы.

Цель исследования: изучить и описать компоненты и структуру гендерных стереотипов у женщин разных возрастных групп.

Задачи исследования:

1. Исследовать возрастные изменения гендерных стереотипов.

2. Исследовать и описать особенности индивидуальных представлений о гендерных качествах.

3. Выявить корреляции между различными факторами гендерного образа и проанализировать полученные зависимости.

Гипотеза:

Существует тенденция к маскулинизации образа идеальной современной женщины. Существует возрастная динамика гендерных стереотипов, с возрастом представления меняются в сторону феминизации. Или существуют корреляции среди ряда факторов описывающих типично женские качества. Существуют корреляции среди ряда факторов описывающих типично мужские качества.

 

Глава 1. Литературный обзор

Теория гендерной схемы

Половая типизация — это результат гендерно-схематизированной пе­реработки информации, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий «мужское—женское». Гендерно - схематизированная переработка информации осуществляется ребенком пото­му, что в обществе приняты полодифференцирующие практики. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения происходит в резуль­тате процесса гендерной схематизации.

Гендерная схематизация — это обобщенная и натренированная когнитивная готовность детей кодировать и организовывать инфор­мацию о себе и других соответственно культурным определениям «мужское—женское».

Гендерная схема — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спон­танно сортируются на категории «мужское—женское». Процессы схема­тизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов.

Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструк­тивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копи­рующий. При этом процессе происходит взаимодействие между входя­щей информацией и существующей у индивида схемой. В конце кон­цов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.

Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендер­ной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных че­ловеческих характеристик только те, которые определены в данной куль­туре как приемлемые для его или ее собственного пола и поэтому подхо­дят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности личностных свойств, сколько но выраженности характеристик, присущих тому или иному полу. Одно­временно с этим дети обучаются оценивать свою личность на соответ­ствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторон­ние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и го­ворят: «Какой сильной стала девочка» и «Как нежен мальчик», но час­то подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.

С. Бэм подчеркивала, что теория гендерной схемы — это теория процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды слича­ются от других индивидов не степенью женственности или муже­ственности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы. [24].

 

Гендерные стереотипы

 

В современном мире в общественном сознании и практиках взаи­модействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении про­блем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют норма­тивные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким об­разом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики муж­чин и женщин. [10].

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [13]. К первой относятся стереотипы маскулинности—фемининности (нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин). В стереотип­ном представлении маскулинности приписываются «активно-творче­ские» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логиче­ское мышление, способность к лидерству, отождествляется с духовным. Фемининность, наоборот, отождествляется с телесным, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляюще­еся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависи­мость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фе­мининным, рассматриваются как противоположные, взаимо дополнительные.

И. С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность».

1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обо­значает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.

2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность соци­альных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3. Маскулинность как прескриптивная категория — это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеаль­ного «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинности [16].

По аналогии можно выделить и три значения понятия «фемининность».

Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [7].

Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отра­жают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти по­нятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, по­рой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот [29]. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения меж­ду людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о рас­пределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью счи­тается роль домохозяйки, матери (т.е. семейная). Женщине предписывается нахожде­ние в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке суще­ствует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представле­ние о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в обще­ственную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для муж­чины являются именно профессиональные роли.

Соответственно и оценка успешности лич­ности связана с выполнением этих ролей. Считается, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщи­ны — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая поло­вина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не "тела", а подлинно человеческих ка­честв, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, на­учной деятельности». Таким образом, женщина долж­на реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макро­среде (работа, политика, наука).

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлени­ями предполагается, что женский труд должен носить исполнитель­ский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфе­ре деятельности. В научной практике подобное распределение ген­дерных ролен подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Гендерные роли

Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль — дифференциация дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности и фемининности [25]. Гендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» [16, с. 765].

Таким образом, Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида [5].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» [7].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на част­ной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин — в сфере про­фессиональной, общественной [7].

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром — это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли [28].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социаль­но-антропологических и психологических данных. Однако феминист­ская критика считает, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности — при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности — лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин [16].

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей [24]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщеплен­ности, или фрагментарности, гендерных ролей [24]. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне — значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды дея­тельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль — производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта [16].

 

Гендерный конфликт

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения муж­чин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и груп­пы людей соответствовать этим представлениям-требованиям.

В соответствии с выделенными уровнями анализа гендерных ролей можно рассмотреть и три типа конфликтов, которые могут быть вызваны ситуацией рассогласования традиционного полоролевого поведения и потребностями личности в изменении содер­жания предписанных гендерных ролей. Любой гендерный конф­ликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. На всех уровнях функционирования социальной реальности гендерные конфликты порождаются дифференциаци­ей гендерных ролей. Гендерная дифференциация — процесс, в ко­тором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации [6].

На макроуровне гендерный конфликт представляет собой соци­альный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей. В упрощенном виде гендерный конфликт на макросоциаль-ном уровне можно рассмотреть как конфликт интересов, то есть борьбу женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. Во всех современных обществах женщины по сравнению с мужчинами обладают более низким статусом, следовательно, они имеют меньше власти и меньше доступа к принятию решений, важ­ных для общественного развития. «До сих пор не обнаружено та­кое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины» [9, с. 164].

В обществах нет баланса между «публичными» сферами жизни, где доминируют мужчины, и «приватными» сферами, где «правят» женщины. Материнство, как и ранее, используется в качестве ос­новного аргумента для закрепления за женщинами основной ответ­ственности за дом и семью и их отстранения от принятия ключе­вых решений в экономике и политике. В результате основные муж­ские цитадели — международная дипломатия, вопросы вооружения, операции на рынке ценных бумаг, распределение государственно­го бюджета — остаются неприступными. Таким образом, управле­ние государством осуществляется преимущественно мужской час­тью населения, составляющей в правительствах и парламентах всех стран подавляющее большинство, а это приводит к доминированию тех ценностей, которые связаны в первую очередь с удовлетворе­нием их собственных интересов [20].

Ситуация становится конфликтной, когда имеет место не только осознание противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект), но это осознание вызывает у участников конфликта негатив­ные эмоциональные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект), направленным на устранения этого противоречия. В ситуации гендерного социально­го конфликта осознание женщинами их более низкого по сравнению с мужчинами статуса в обществе и несогласие с таким установив­шимся порядком может проявиться в активизации женских движе­ний за свои права (первая и вторая волна феминизма). В последнее время данный вид конфликта в демократически ориентированных обществах становится институционализированным, то есть разреша­ется законодательным путем.

Так, например, Швеция лидирует среди западных стран в обла­сти законодательства, гарантирующего соблюдение равенства по­лов. Доля женщин, имеющих оплачиваемую работу, очень высока: в 1986 году она равнялась 80 % для женщин в возрасте от 16 до 64 лет. Любой гражданин Швеции может получить государственное посо­бие на ребенка, составляющее около 90 % средней заработной пла­ты; выплаты начинаются за месяц до рождения и заканчиваются, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Родители договаривают­ся между собой, кто из них возьмет отпуск по уходу за ребенком, и в зависимости от их решения шестимесячное пособие выплачива­ется либо матери, либо отцу. Эти меры в определенной степени до­казали свою эффективность в том, что касается возможностей жен­щин добиться высокого положения в обществе. Так, женщины име­ют четвертую часть мест в парламенте Швеции, и это один из самых высоких показателей в мире [8].

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. Остановимся на анализе гендерных конфликтов в сфере семейных от­ношений. Исследователи, занимающиеся изучением семейных отно­шений, как правило, обращают свое внимание на такой значимый по­казатель семейной жизни, как характер распределения ролей в семье между мужем и женой. Так, в работе Ю. Е. Алешиной и И. Ю. Бо­рисова поло-ролевая дифференциация рассматривается как комп­лексный показатель, учитывающий не только реальное распреде­ление ролей в семье, но и отношение к нему супругов [1]. В работе В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой подчеркивается, что потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье выступает как одна из базовых потребностей совместной супружеской жизни [17].

В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, свя­занные с ролевым поведением супругов.

Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в пе­рераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как пра­вило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных от­ношений в быту (жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитар­ному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обя­занности делятся поровну между мужем и женой, либо распределя­ются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть до­машних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени.

При изучении гендерных конфликтов не менее важным, чем ана­лиз его причин, является определение поведенческих стратегий, способствующих конструктивному разрешению возникших проти­воречий. Известны три основные стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта [26]. Первая стратегия относится к си­ловым стратегиям поведения, она направлена на достижение соб­ственных интересов без учета интересов партнера. Она описывает­ся в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. Пове­дение характеризуется напористостью, использованием жестких аргументов, выставлением ультимативных требований, эмоциональ­ным давлением на партнера. Другую стратегию взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в сво­ей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь ха­рактер игнорирования проблемы, непризнания существования кон­фликта, нежелания решать имеющуюся проблему. Другая форма ухода от конфликта — это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами и целями. В тех случаях, когда уступ­чивость ничем не оправдана, она расценивается как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разре­шению конфликта. Третья стратегия — переговорная — расценива­ется как наиболее эффективный путь к разрешению межличност­ных конфликтов. Суть переговоров заключается в выработке реше­ний, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

Поведение в рамках традиционной мужской роли характеризует­ся напористостью, доминантностью, ориентацией на контроль и успех. Считается, что поведение мужчин по сравнению с поведением женщин характеризуется большей рациональностью и взвешенностью решений. Женское традиционное ролевое поведение, напротив, дол­жно отличаться уступчивостью, покладистостью, принятием другого и проявлением сочувствия к его проблемам. Если сопоставить содер­жательные характеристики поведения в рамках гендерных ролей со стратегиями поведения в межличностных конфликтах, приведенных выше, то легко заметить, что гендерные стереотипы традиционного ролевого поведения оказываются деструктивными в ситуации конф­ликтного взаимодействия. Для мужского поведения, реализующего традиционную гендерную роль, в большей мере характерна первая стратегия, а для женского — вторая, в то время как продуктивной яв­ляется переговорная стратегия.

Гендерный подход как теоретическое направление в обществен­ных науках возникло как оппозиция традиционным исследовани­ям отношений между полами, базирующимся на идее целесообраз­ности дифференциации ролей, статусов и позиций мужчин и жен­щин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендерный подход ориентирует людей независимо от пола на партнерскую мо­дель отношений. Отличительные особенности такой модели отно­шений заключаются в следующем: это отношения двух равноправ­ных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценно­стью и готовых к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают не прерывая, не оценивают преждевремен­но и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. В ситуации разногласий и конфликтов партнерская модель отно­шений предполагает переговорную стратегию поведения. Многие психологи связывают будущее человека с партнерским стилем от­ношений и взаимодействия [13].

Гендерный стереотип закрепления социальных ролей за опреде­ленным полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интраиндивидуальном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние че­ловека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. Рассмотрим типы гендерных внутриличностных конфликтов [13]. Наиболее ярким проявлением столкновения тра­диционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, ко­торый в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Этот внутриличностный кон­фликт возникает вследствие большого количества социальных ро­лей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Конфликт между роля­ми чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью. В этом случае предпи­сания различных социальных ролей, выполняемых личностью, пре­пятствуют их успешной реализации. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщины, при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональ­ной и семейной сферах [8].

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конф­ликта — это чувство вины, которое рождается из модели восприя­тия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом су­перженщины: иметь в жизни все (замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности [2]. Чувство вины харак­теризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявле­ния, это — отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенса­торным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно, и это необходимо исправить. Чувство вины побуждается неосознаваемыми мотивами и поэтому не под­дается самокоррекции [8]. Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим же­ланиям и потребностям, следует социокультурным предписани­ям (например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают») и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям мужской и жен­ской роли.

Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождае­мого гендерным стереотипом закрепления социальных ролей за оп­ределенным полом, является экзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обрете­нию смысла своего бытия. Экзистенциальный конфликт может быть инициирован событиями или внешними обстоятельствами, которые неожиданно ставят человека лицом к лицу с фундаментальными во­просами его жизни, например принятие важных необратимых решений, разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Он за­трагивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и по­требности человека, становится доминантой внутренней жизни че­ловека и сопровождается сильными эмоциональными переживани­ями [28].

Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятель­ность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфлик­та в случае потери работы или выхода на пенсию. «Шок отставки», связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в сознании таких мужчин отражен как «потеря главного смысла жизни», а на эмоциональном уровне отмечен всеми признаками острого стрес­сового расстройства. Женщины, реализуя «истинно женское пред­назначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», час­то переживают экзистенциальный кризис в период психологическо­го отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, возникает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей соб­ственной жизни.

Экзистенциальный конфликт, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятель­ность, требует от человека переосмысления своей жизни и ее наибо­лее существенных составляющих, своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление конфлик­та является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то н


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.