Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-10-21 | 309 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Классическая английская политическая экономия возникла в 70-е годы XVIII столетия (в мануфактурный период развития капитализма). Она доминировала в экономической науке, в первую очередь в Англии, весь ХIХ век. Это столетие охватило период перехода Англии от мануфактурной стадии развития рыночной экономики к промышленной революции вплоть до ее завершения в промышленной сфере. Изменения, которые происходили в это время в социально-экономических и социокультурных условиях развития в Англии, предопределили как концептуальные, так и содержательные различия во взглядах конкретных представителей школы английских классиков.
На протяжении всего периода своего существования экономическая теория постоянно развивалась. Оспаривалась правомерность некоторых концепций ее основоположника А.Смита, и исследовались новые, не рассматриваемые им экономические проблемы. Некоторые его идеи, высказанные в очень осторожной форме, у его сторонников получили такое логическое завершение, которое их не только модифицировало, но и нередко заменяло обновленными концепциями. Поэтому изучение английской классической политической экономии невозможно без анализа взглядов не только А.Смита, но и видных ее представителей – Д.Рикардо, Т.Мальтуса, Ж.-Б.Сэя, Дж. Ст.Милля. Позиции представителей этой школы объединялись прежде всего их последовательным неприятием меркантилизма во всех его ипостасях, творческим, нередко критическим осмыслением взглядов физиократов, общностью принципиально значимых экономических и поведенческих постулатов. Переосмысливая некоторые положения доктрины А.Смита, его последователи вносили коррективы (иногда принципиальные) в смитовское видение экономики и поведения человека в этой сфере. Тем не менее можно выделить основные экономические и поведенческие постулаты, типичные для всех английских классиков.
|
Экономические постулаты.
А) Развитие рыночной экономики определяется естественным порядком, который основан на природе человека.
Б) Эффективное развитие рыночной экономики предполагает реализацию принципа экономического либерализма, основанием которого выступает естественная свобода – атрибут естественного порядка. А.Смит выдвинул этот принцип в своих лекциях в 1749 г., т.е. раньше физиократов. В его трактовке этот принцип предполагал, во-первых, развитие рынка в условиях свободной конкуренции, во-вторых, устранение всех ограничений, которые исходят от государства, кроме тех, которые диктуются социальной справедливостью. Конкретизируя это положение, он определил роль и границы участия государства в экономике, ограничив их созданием различных институтов и развитием сфер, которые заняты производством некоторых общественных благ.
В) Производительный труд – это труд, продукт которого имеет материальное воплощение и предназначен для продажи. Поэтому богатство создается только в сфере материального производства, которое развивается на основе рыночных отношений.
Г) Техническое развитие в сельском хозяйстве происходит медленнее, чем в промышленности, вследствие этого рост цен на его продукцию опережает динамику цен на промышленные товары.
Д) Рост народонаселения определяется возможностями производства продовольственных товаров.
Е) Между приростом населения, динамикой предложения труда и заработной платой существует непосредственная и прямая зависимость: увеличение численности населения немедленно повышает предложение труда и снижает заработную плату.
Ж) В обществе необходимо поощрять не потребление, а сбережение; его рост приводит к повышению инвестиций, роль которых как фактора роста экономики абсолютизировалась.
|
З) Экономическая система аналогична механической, поэтому условием ее нормального (естественного) состояния выступает равновесие между спросом и предложением.
Поведенческие постулаты.
Осмысление поведения в сфере экономики у английских классиков основывалось на философии утилитаризма. В соответствии с этой философией сама природа естественного человека нацеливает его деятельность на увеличение полезности. В экономической сфере это предполагает следующее.
А) Человек стремится реализовать свой личный экономический интерес, который выражается в получении и росте его дохода.
Б) Индивид обладает достаточной информацией, необходимой для принятия рационального решения. Источником нужной информации выступает ценовые сигналы, которые рационально мыслящий индивид вполне способен правильно интерпретировать с точки зрения поставленной цели.
В) Несмотря на потенциальную противоречивость как частных, так частных и общественных интересов, в конечном итоге, они совмещаются в результате действия механизма цен в условиях свободной конкуренции.
Развитие поведенческой гипотезы в рамках школы английской классики, если учитывать позиции наиболее авторитетных ее представителей, выразилось, в первую очередь, в постепенном повышении уровня абстракции представлений о поведении человека в экономической сфере. А.Смит и Д.Рикардо не исключали, что здесь человек может руководствоваться и другими, не экономическими интересами, что принятие его решений может основываться не только на рациональных расчетах, но и испытывать влияние привычек, традиций и других иррациональных факторов. Они формулировали интерес на уровне конкретных классов (частных предпринимателей и наемных работников). При этом Д.Рикардо полагал, что рациональность в принятии решений присуща только предпринимательскому классу. Экономические решения наемных работников, по его мнению, более основываются на инстинктах, чем на расчете. И Смит, и Рикардо не считали нужным формулировать используемые ими поведенческие постулаты и тем более доказывать их научную правомерность, полагая, что они самоочевидны.
Но позднее ученик Рикардо Дж. Ст.Милль, отвечая критикам этих поведенческих предпосылок, подчеркивающим их нереалистичность, выдвинул тезис, согласно которому в политической экономии речь может идти только о воображаемом человеке (очерк «О предмете политической экономии и методе исследования, ей присущем», 1836; «Система логики», 1844), интересы которого в экономической сфере носят исключительно экономический характер.
|
Аргументируя правомерность своей позиции, он подчеркнул, что человек испытывает разные импульсы, но в экономике главной и осознанной целью выступает получение богатства. Цель политической экономии – выяснить, к каким действиям приводит этот мотив, если никакие другие желания не препятствуют его реализации. Только в этом случае можно получить картину поведения, достаточно близкую к реальности в экономической сфере. В такой интерпретации, как считал Милль, поведенческая гипотеза должна принимать во внимание только экономический интерес индивида – стремление к богатству – и его внутренний ограничитель – отвращение к труду (у капиталиста таким внутренним ограничителем выступает необходимость увеличивать производство и связанное с ним преодоление желания немедленного использования полученного дохода для получения наслаждения). В свою модель экономического человека Дж. Ст.Милль включил интеллектуальные и познавательные возможности этого человека – его способность сравнивать эффективность используемых средств для достижения поставленных целей. Очевидно, что поведенческие постулаты в трактовке Милля – это своего рода модель поведения человека в экономике, которая в экономической науке выступает в качестве метода анализа. Однако, ратуя за использование в научных исследованиях абстрактного экономического человека, ученый не был до конца последовательным. Во-первых, он полагал, что полученную абстрактную картину его поведения необходимо затем скорректировать с учетом иных (неэкономических) импульсов, которые могут влиять на поведенческие мотивации в каждом отдельном случае. Во-вторых, экономист считал необходимым подчеркнуть, что его рассуждения о характере импульсов, свойственных человеку в экономической сфере, основаны на некой разновидности опыта – интроспекции и наблюдении.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!