Система показателей экономического анализа — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Система показателей экономического анализа

2017-10-17 386
Система показателей экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система показателей включает:

1) показатели исходных условий деятельности предприятия, отражающие:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию; конкурентоспособности продукции; рынков сбыта; организации торговли и рекламы и т.д.;

2) показатели использования средств производства:

фондорентабельность; фондоотдача; фондоемкость; среднегодовая стоимость основных средств производства; амортизация основных средств и т.д.;

З) показатели использования предметов труда:

материалоемкость; материалоотдача; стоимость использования предметов труда за анализируемый период времени;

4) показатели использования трудовых ресурсов:

а) показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

б) эффективность использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы;

в) производительность труда;

г) фондовооруженность;

д) прибыль на одного работника и на рубль заработной платы;

5) показатели производства и сбыта продукции:

а) объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно натуральном измерении;

б) структура и качество продукции;

в) ритмичность производства и реализации;

г) объем отгрузки и реализации продукции;

д) остатки готовой продукции на складах;

6) показатели себестоимости продукции — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в т.ч.:

а) по элементам, статьям затрат, видам продукции;

б) по центрам ответственности;

в) затраты на рубль произведенной и сбытой продукции;

г) себестоимость отдельных видов изделий и т.д.;

7) показатели прибыли и рентабельности:

прибыль от реализации продукции; чистая прибыль; рентабельность производственной деятельности, рентабельность продаж, капитала и т.д.;

8) показатели финансового состояния предприятия:

показатели, характеризующие наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности; показатели платежеспособности, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятии; показатели, характеризующие риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и т.д.

Классификация показателей экономического анализа

1. По содержанию: количественные; качественные.

2. По отраслевому признаку: общие; специфические.

З. По степени синтеза: обобщающие; частные; вспомогательные (косвенные).

4. По способу выражения:

1) абсолютные;

а) натуральные — выражают величину явления в физических величинах измерения;

б) условно-натуральные — применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (условные банки, условные пары обуви);

в) стоимостные показатели — показывают величину сложных по составу явлений хозяйственной жизни в денежном измерении;

2) относительные.

5. По выражению причинно-следственных связей: факторные; результативные.

6. По способу формирования: нормативные; плановые; учетные; отчетные; аналитические (оценочные).

Методы экономического анализа

1) диалектический метод;

2) метод индукции и дедукции;

3) системный подход;

4) детализация.

Диалектический метод познания — это способ подхода к изучению предмета экономического анализа.

Принципы диалектического метода.

1. Все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии.

2. Каждый процесс, каждое явление — это единство и борьба противоположностей.

З. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связей с другими.

Индукция — это способ исследования причинных связей, при котором изучение ведется от частного к общему. Используется в сочетании и единстве с методом дедукции.

Дедукция это способ изучения причинных связей, при котором исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Многие аналитические методы используются в совокупности с различными типами моделей, которые позволяют структурировать и идентифицировать связи между основными показателями.

Можно выделить три основных типа моделей, используемых в экономическом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели. Эти модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми значениями, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе, а также в управленческом учете, в частности в управлении затратами. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении системы жестко детерминированных факторных моделей.

Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в Англии, во время второй мировой войны, когда группа

ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности. Ее отличительными особенностями являются:

- использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы;

- системная ориентация;

- использование различных моделей.

Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Зачастую в практических ситуациях применяются слишком сложные для использования математические методы (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.