Рабочая тетрадь по фармакологии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Рабочая тетрадь по фармакологии

2017-10-17 1144
Рабочая тетрадь по фармакологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФАРМАКОЛОГИИ

 

для специальностей 34.02.01 Сестринское дело

31.02.02 Акушерское дело

31.02.01 Лечебное дело

 

 

ФАМИЛИЯ __________________________________

 

ИМЯ ________________________________________

 

ОТЧЕСТВО __________________________________

 

ГРУППА_____________________________________

 

Симферополь 2017

 

Разработчик:

Пасечникова М.В. преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель

Будилина А.С., преподаватель ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

Рабочая тетрадь принята на заседании цикловой методической комиссиипреподавателей общепрофессиональных дисциплин ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж», протокол №____от «___»____20__г.

 

Председатель цикловой комиссии __________/О.А. Тихонова

 

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Фармакология» предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях, разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки и минимуму содержания по дисциплине «Фармакология»

Введение

Фармакология – фундаментальная медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. Фармакология изучает действие лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики разных заболеваний и патологических состояний, а одна из самых важных задач фармакологии — изыскание новых эффективных лекарственных средств.

Данная дисциплина служит теоретической основой фармакотерапии и фундаментом для изучения клинических дисциплин: терапии, педиатрии, хирургии и др. Знания в области фармакологии необходимы для будущих специалистов-медиков.

Успешное усвоение материала по этой дисциплине во многом зависит от оптимизации учебного процесса. Именно с этой целью и разработана рабочая тетрадь, которая позволит систематизировать информацию, полученную на теоретических занятиях, углубить и закрепить знания, охватить широкий спектр логических, межпредметных и внутрипредметных связей.

 

Уважаемые студенты!

Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь представляет собой дидактическое дополнение к учебникам и лекционному курсу по фармакологии.

По усмотрению и указанию преподавателя задания выполняются письменно или устно, на занятиях или дома, применяются для контроля, самоконтроля или обучения. Свободное место, чистые страницы в рабочей тетради предназначены для выполнения заданий, решения задач.

Основной целью создания данной рабочей тетради было стремление автора облегчить ваш труд и повысить его эффективность.

 

 

Удачи в учебе!

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ

Практические занятия проводятся по единому плану, включающему 4 основных этапа:

1. входной контроль в форме тестирования, фронтального опроса или понятийного диктанта;

2. работа с коллекцией лекарственных препаратов;

3. выполнение заданий, фармакологических и/или ситуационных задач, выписывание рецептов;

4. заключительный контроль.

 

Входной контроль проводится в начале занятия с целью проверки уровня подготовки студента к практическому занятию. Предлагаемые студенту тесты включают вопросы по классификации изучаемой группы лекарственных средств, механизму действия, фармакологическим эффектам и показаниям к применению препаратов. Оценка тестового контроля проводится по следующим критериям:

100% - 90% правильных ответов – «5»,

80% - 89% правильных ответов – «4»,

70% - 79% правильных ответов – «3»,

менее 70% правильных ответов – «2».

 

Работа с коллекцией лекарственных препаратов позволяет студентам изучить лекарственные формы, освоить такие умения как: ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; применять лекарственные средства по назначению врача; давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств; готовить набор медикаментов для оказания неотложной помощи

 

Выполнение заданий, фармакологических и/или ситуационных задач, выписывание рецептов позволяет глубже усвоить материал и закрепить знания по изучаемой теме. При решении задач проводитсяобсуждение основных вопросов темы. При выписывании рецептов дома, на практических занятиях, необходимо придерживаться определенной схемы, указывая для препарата: групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, нежелательные (побочные) эффекты.

 

Заключительный контроль проводится в конце занятия с целью проверки уровня усвоения знаний и умений по теме практического занятия. Заключительный контроль может проводиться письменно или устно в зависимости от темы занятия и по усмотрению преподавателя. Заключительный контроль содержит самые важные вопросы темы.

 

Аудиторная работа

Задание № 1.

Совместите единицы массы с их обозначениями, принятыми в рецептурных прописях.

2 миллиграмма (мг) 0,0002

200 миллиграммов (мг) 0,002

2 грамма (г) 0,02

20 миллиграммов (мг) 2,0

0,2 миллиграмма (мг) 0,2

Задание № 2.

Выполнить тестовые задания на расчет доз ТЛФ

1.В таблетке 0,5 содержится вещества

А. 5 грамм

Б. 0,5 грамм

В. 50 миллиграмм

Г. 500 миллиграмм

Д. 5000 миллиграмм.

2.Требуемая доза препарата 500мг, доза одной таблетки 0,5; больному следует дать:

А. 0,5 таблетки

Б. 1 таблетку

В. 1,5 таблетки

Г. 3 таблетки

Д. 5 таблеток

3.Требуемая доза препарата 3мг, доза одной таблетки 0,0003; больному следует дать:

А. 1,5 таблетки

Б. 3 таблетки

В. 6 таблеток

Г. 9 таблеток

Д. 10 таблеток

4.1мг препарата это:

А. 1,0

Б. 0,1

В. 0,01

Г. 0,001

Д. 0,0001

5.50мг препарата это:

А. 5,0

Б. 0,5

В. 0,05

Г. 0,005

Д. 0,0005

Задание №3

Задание №4.

Проведите анализ рецептов.

Задание №5.

Проанализируйте структуру рецепта. Проведите анализ структур выписанных рецептов. Отметьте недостающие компоненты. Укажите общее количество ошибок в рецепте.

Рецепт Исправьте ошибки и напишите правильно структуру рецепта
Рецепт 1 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Федоров Саша, 1 год Врач: Игнатьев З.И. Rp: Acidi acetylsalycilici D.S. По 1 таблетке 2 раза в день после еды Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)  
Рецепт 2 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Ложкина В.В Врач: Сидорова Н.А. Rp: Dragee Aminasini D.S. По 1 драже 3 раза в день Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)  
Рецепт 3 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата: 05.05.2013 Больной Врач Rp: Sol. Naphtisini D.S. Капли для носа Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)  
Рецепт 4 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Иванова Н.А. Врач: Игнатьев З.И. Rp: Sol. Strophantini 0.25% 1 ml D.S. Известно Подпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)  
Рецепт 5 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата: 10.12.2012 Больной: Иванченкова П.Д. Врач: Семенова И.И. Rp: Suppositoria cum Digitoxino 0,00015 D.S. ИзвестноПодпись и личная печать врача Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)  
Рецепт 6 Наименование учреждения Взрослый, детский Дата Больной: Федоров Саша Врач: Rp: Кетотифен D.S. По одной таблетке Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев (ненужное зачеркнуть)  

Задание №6. Запишите домашнее задание:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №2;

3. Федюкович Н. И. «Фармакология» 2015 г. с. 32-36;

4. выписать рецепты в тетради по ВСР.

Литература:

  1. Федюкович Н. И. Фармакология: учебник [Текст] / Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан. – Ростов – н/Д: Феникс, 2015. – 702 с.
  2. Харкевич Д. А. Фармакология с общей рецептурой: учебник [Текст]/ Д. А. Харкевич.–3-е изд., испр. и доп.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 459 с.
  3. http://vk.com/budilinafarma Лекция №2
  4. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ru

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие № 2 Дата_________________________

Тема: ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ. РАСЧЁТ ДОЗ. ПРАВИЛА ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ.

Цель занятия: изучить жидкие лекарственные формы;

исследовать примеры выписывания лекарственных средств на этии лекарственные формы.

Студент должен знать: жидкие лекарственные формы, правила выписывания на них рецептов, правила их введения.

Студент должен уметь: определять жидкие лекарственные формы, правильно выписывать на них рецепты, правильно их вводить, проводить расчёт доз, определять действующие вещества в препарате.

Аудиторная работа

Задание 1. Проведите анализ рецептов.


Аудиторная работа

Задание 1. Проведите анализ рецептов.

Задание 2. Рассчитайте, сколько действующего вещества содержится в 1 ампуле растворов, указанных в рецептах.

Rp.: Sol. Amitriptilini 1% 2 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. По 1 мл в/м 3 раза в день

Rp.: Sol. Promedoli 2% 1 ml

D.t.d. N 6 in ampullis

S. По 2 мл в/м 2 раза в день

Rp.: Sol. Novocainamidi 10% 5 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. Развести в 5% растворе глюкозы и вводить медленно в вену

Rp.: Sol. Proserini 0.05% 1 ml

D.t.d. N 10 in ampullis

S. По 1 мл в/м 1 раз в день

Rp.: Sol. Mannitoli 15% 500 ml

D.S. Вводить внутривенно по 0,5 – 1,5 г/кг массы тела больного.

Rp.: Sol. Calcii chloridi 10% 10 ml

D.t.d. N 5 in ampullis

S. Вводить по 5-10 мл в/в, медленно.

Задание 3. Запишите домашнее задание к ПЗ№4:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №3;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015, с. 40-65;

4. составить ситуационную задачу;

5. сформулировать термины в глоссарий.

Литература:

  1. Федюкович Н. И. Фармакология: учебник [Текст] / Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан. – Ростов – н/Д: Феникс, 2015. – 702 с.
  2. Харкевич Д. А. Фармакология с общей рецептурой: учебник [Текст]/ Д. А. Харкевич.–3-е изд., испр. и доп.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 459 с.
  3. http://vk.com/budilinafarma Лекция №3

 

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие № 4 Дата_________________________

Тема: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Цель занятия:

Студент должен знать: общие вопросы фармакокинетики и фармакодинамики, факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику; зависимость от свойств лекарственных веществ, условий их назначения и свойств организма; общие закономерности побочного и токсического действия лекарственных средств.

Студент должен уметь: предупреждать нежелательные эффекты.

Аудиторная работа

Задание №1. Решить ситуационные и фармакологические задачи.

Задача №1.

В нижеприведенных задачах укажите вид лекарственной терапии:

1. Ребенку 5 лет с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый) назначен препарат инсулина.

2. Для профилактики гриппа в зимне-весенний период врач посоветовал привить ребенка вакциной против гриппа.

3. Пациент принял таблетку парацетамола для купирования головной боли.

 

Задача №2.

Медсестра Петрова обратилась к Вам с предложением для получения более быстрого эффекта ввести масляный раствор феноболина в вену. 1.Поддержите ли Вы ее решение? Почему?

2.Укажите возможный путь введения для масляных растворов.

 

Задача №3.

К Вам обратился больной 58 лет с жалобами на сильную головную боль, головокружение, тошноту, слабость; АД – 200/120 мм рт. ст. Из анамнеза: по поводу гипертонической болезни 2 ст. постоянно в течение нескольких месяцев получал препарат клофелин. Состояние улучшилось: АД – 130/90 мм рт ст, головные боли не беспокоят. Поэтому больной самостоятельно прекратил прием препарата, после чего появилась вышеуказанная симптоматика.

1. Как называется состояние, которое наблюдается после резкого прекращения приема некоторых препаратов?

2. Дайте рекомендации данному больному по профилактике этого явления.

 

Задача №4.

Больному с целью лечения острой пневмонии была введена бензилпенициллина натриевая соль (антибиотик) 500000 ЕД внутримышечно. Через 10 минут по всему телу внезапно появились волдыри, гиперемия кожи, интенсивный зуд.

1. Какой побочный эффект от проводимой терапии развился у больного?

2. Какие меры профилактики необходимо было принять?

3. Приведет ли снижение дозы препарата к исчезновению данного побочного эффекта?

 

Задача №5.

В связи с травмой больному впервые в жизни края раны обработали 5% раствором йода. В местах соприкосновенния с кожей появились волдыри, типа ожоговых. Каким термином это явление обозначается?

 

Задача №6.

Врач, вызванный к больному, диагностировал отравление морфином и произвел промывание желудка и кишечника с добавлением активированного угля. Каким термином обозначается данная терапия?

Задача №7.

В предоперационный период больному ввели 1 мл 1% раствора морфина гидрохлорида с целью угнетения болевой чувствительности и усиления действия средств для наркоза. Затем больному был дан наркоз. Как одним словом назвать тип взаимодействия данных лекарств?

 

Задача №8.

У пациентки К. хроническое заболевание печени. Также ей установлен диагноз хронической сердечной недостаточности, для лечения которой необходимы препараты наперстянки – дигоксин или дигитоксин. Дигитоксин метаолизируется в печени, а дигоксин выводится из организма без изменений. Какой препарат будет наиболее безопасным для пациентки?

 

Задача №9.

Пациенту необходима срочно оказать помощь при сердечном приступе. Какой энтеральный путь обеспечит быстрое всасывание препарата?

 

Задача №10.

Ребенку 3-х лет с массой тела 15 кг назначен противоглистный препарат левамизол. В аптеке есть таблетки по 0,05 г (50 мг). Объясните, какую часть таблетки следует употреблять, если детям левамизол назначают однократно в дозе 2,5 мг/кг?

 

Задача № 11.

Установите соответствие:

1.Терапия, направленная на предупреждение заболеваний А. Симптоматическая
2.Терапия, направленная на устранение причины заболевания Б. Заместительная
3.Терапия, направленная на устранение симптомов заболевания В. Профилактическая
4.Терапия, направленная на устранение дефицита естественных биогенных веществ в организме (гормонов, витаминов) Г. Этиотропная

 

Задача № 12.

Установите соответствие:

Побочный эффект Обозначается термином
1.Токсическое действие на кроветворение А. Фотосенсибилизация
2.Токсическое действие на нервную систему (судороги) Б. Тератогенность
3.Токсическое действие на печень В. Ототоксичность
4.Токсическое действие на почки Г. Эмбриотоксичность
5.Способность вызывать рак Д. Нейротоксичность
6.Способность вызывать уродства развития плода Е. Гепатотоксичность
7. Токсическое действие на орган слуха Ж. Нефротоксичность
8.Токсическое действие на эмбрион без развития уродств З. Гематотоксичность
9. Повышение чувствительности кожи к свету с развитием воспаления, пигментации И. Канцерогенность

 

Задача 13.

Чем объяснить, что при заболеваниях печени наркотический эффект гексенала может значительно удлиняться (с 30 мин. в норме до 6—8 ч.)? Это же относится ко многим снотворным средствам (этаминал натрий, барбамил и др.): которые при заболеваниях печени действуют более продолжительно, чем обычно.

 

Задача №14.

Больному А., 50 лет, с острой сердечной недостаточностью назначены сердечные гликозиды. Какой путь введения препарата нужно выбрать и почему?

 

Задача №15.

Больной В., 45 лет, для купирования бронхоспазма ввели эфедрин. При повторном введении препарата через 15 минут бронхолитического эффекта не было. Объясните почему.

Задача №16.

Во время беременности больная без назначения врача в течение 2 недель принимала тетрациклин. Ребенок родился с деформацией конечности. Как называется эффект, который вызвал тетрациклин?

 

Задача №17.

С целью репозиции отломков плечевой кости больному был введен миорелаксант дитилин (действие 5-7 мин). Однако релаксация продолжалась около 5 часов. С чем это может быть связано?\

Задача №18.

У больного Н. введение прозерина устранило миорелаксирующее действие тубокурарина. Как называется взаимодействие прозерина и тубокурарина?

 

Задание 2. Запишите домашнее задание к ПЗ№5:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №4;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015, с. 66-98;

4. выписать рецепты в тетради по ВРС;

5. составить графологическую структуру темы.

Литература:

  1. Федюкович Н. И. Фармакология: учебник [Текст] / Н. И. Федюкович, Э. Д. Рубан. – Ростов – н/Д: Феникс, 2015. – 702 с.
  2. Харкевич Д. А. Фармакология с общей рецептурой: учебник [Текст]/ Д. А. Харкевич.–3-е изд., испр. и доп.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 459 с.
  3. http://vk.com/budilinafarma Лекция №4
  4. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ru

 

 

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие № 5 Дата_________________________

Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АНТИСЕПТИЧЕСКИХ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ СРЕДСТВ.

Цель занятия: изучение механизма действия и общих принципов подбора антисептических и дезинфицирующих средств разных химических групп.

Студент должен знать:

− основные группы препаратов, их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения, показания и противопоказания к назначению, побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования препаратов;

– решать фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

Аудиторная работа.

Задание №1. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи

 

Задача № 1

Назовите противомикробные препараты: а) для дезинфекции катетеров, перчаток, шелка; б) для режущего инструментария; в) для дезинфекции питьевой воды (индивидуальных запасов и в водопроводной системе снабжения населения).

 

Задача № 2

Определите группу препаратов: при приеме внутрь больших доз препаратов данной группы мгновенно появляются боли в животе, усиленная саливация и рвота; на слизистой оболочке полости рта обнаруживаются признаки ожога (отек, налеты сероватого цвета), отмечается привкус металла во рту, через несколько часов возникает диарея, быстро (обычно в течение первых суток) развиваются симптомы поражения почек (в моче белок, цилиндры, возможназадержка выделения мочи), судорожные мышечные сокращения, затем явления угнетения нервных центров, острая сердечная слабость, падение артериального давления, при отравлении в качестве антидота эффективен унитиол (из расчета1 мл 5% раствора на 10 кг массы) внутримышечно, внутрь обильное питье: молоко, белковая вода (взвесь белкового сырого куриного яйца в 200—500 мл остуженной кипяченой воды).

 

Задача № 3

Антисептик, эффективный в отношении грамположительных, грамотрицательных микроорганизмов и простейших. Применяется для обработки ран, кожи, слизистых оболочек, а также для промывания суставных полостей. Может вызывать сенсибилизацию и дерматит.

 

Задача № 4

Для обработки фибробронхоскопа Вам предложили следующие средства:

р-р фенола, спирт этиловый и дихлорид ртути – сулему.

1. Какое дезинфицирующее средство необходимо для обработки фибробронхоскопа?

2. Почему необходимо использовать выбранное вами средство?

 

Задача № 5

Определите препарат: Активный и быстро действующий антисептик. В присутствии белков эффективность его снижается. Применяется наружно при гнойных поражениях кожи.

Задача № 6

Препарат серебра, обладающий прижигающим действием. Применяется для лечения кожных язв, эрозий, при поражениях слизистых оболочек глаз; в более высоких концентрациях – для прижигания бородавок.

Задача № 7

Относится к группе окислителей, способствует механическому очищению раны, обладает кровоостанавливающими свойствами. Применяется при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки ротовой полости и горла, а также для обработки гнойных ран.

 

Задача № 8

Определите группу антисептиков: препараты из этой группы обладают выраженной поверхностной активностью, при добавлении этих веществ к воде изменяют поверхностное натяжение и способствуют очищению кожи и различных предметов от микроорганизмов, т. е. оказывают моющее действие.

 

Задача № 9

Определите препарат: является составной частью мази Вилькинсона и линимента бальзамического по А. В. Вишневскому, обладает антимикробным, инсектицидным и местно-раздражающим действием, применяется при кожных заболеваниях.

Задача № 10

Определите препарат: по фармакологическим свойствам это вещество угнетающего типа, действующее на ЦНС, обладает антисептическим, дезинфицирующим и раздражающим свойствами, используется для приготовления настоек и экстрактов, внутривенно иногда вводят при гангрене легкого в виде 20—33% раствора в стерильном изотоническом растворе натрия хлорида или воде для инъекций.

Задача № 11

Определите препарат: способствует механическому очищениюран, полостей, что связано с выделением пузырьков кислорода и образованием пены, обладает дезодорирующим свойством.

 

Задача № 12

Определите препарат: производное нитрофурана, применяется наружно для обработки ран, кожи, слизистых оболочек, полоскания горла в растворе в соотношении 1:5000. Форма выпуска: таблетки по 0,02 для приготовления растворов для полоскания горла и по 0,1для приема внутрь.

 

Задача № 13

Определите препарат: препарат группы окислителей, в медицинской практике используются растворы светло-розового цвета (0,1% раствор), крепкие растворы (малиново-фиолетового цвета) обладают выраженным прижигающим действием, вследствие небрежного хранения раствора, предназначенного для наружного применения, возможны отравления у детей, при приеме внутрь возникает ожог слизистой оболочки рта, пищевода, желудка.

Задание №2. Выписать в виде рецепта с использованием справочной литературы препараты:

1. Для обработки язвенных и ожоговых поверхностей.

2. Для обработки рук хирурга и операционного поля.

3. Для промывания желудка при отравлении.

4. Для обработки ран.

5. Для спринцеваний в гинекологии.

6. Для дезинфекции инструментов и предметов ухода за больными.

7. Для лечения гнойничковых поражений кожи.

8. ЛС, применяемые в качестве дезодорирующего средства.

9. Для лечения конъюнктивитов.

10. Для полоскания полости рта.

11. Для обработки пупков новорожденных.

12. Для обработки грязных рук.

13. При отравлении угарным газом.

14. При хронических заболеваниях прямой кишки и женских половых органов.

15. Для профилактики гонобленореи новорожденных.

16. Для промывания мочевого пузыря.

17. При отравлении солями тяжелых металлов.

Задание №3. Объяснить термины и эффекты:


1) противомикробный;

2) антисептическое действие;

3) дезинфицирующее действие;

4) бактерицидный;

5) бактериостатический;

6) химиотерапевтический;

7) вяжущий;

8) раздражающий;

9) некротический;

10) резорбтивное действие;

11) местное действие;

12) окислители;

13) детергенты;

14) инсектицидное действие;

15) пиодермия;

16) противомикозный;

17) дезодорирующий;

18) антитот.



Задание №4. Запишите домашнее задание к ПЗ№6:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №5;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015, с. 99-145;

4. подготовить сообщение на тему: «Рациональное применение антибактериальных средств».

5. выписать рецепты в тетради по ВРС;

6. составить графологическую структуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

 

 

Практическое занятие № 6 Дата_________________________

 

Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ.

 

Цель занятия: Изучить основные группы химиотерапевтических препаратов.

Студент должен знать:

– основные группы антибиотиков, их фармакодинамику и фармакокинетику;

– формы выпуска и способы введения антибиотиков;

– показания и противопоказания к назначению антибиотиков;

– побочные эффекты и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь:

– выписывать рецепты на основные препараты из группы антибиотиков;

– обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты;

– оценивать безопасность использования антибиотиков;

– решать фармакотерапевтические задачи;

– оказывать помощь при анафилактическом шоке.

Аудиторная работа.

Задание № 1. Дайте определение понятий:

Кандидоз, резистентность, дисбактериоз, гиповитаминоз, пенициллиназа, цефалоспориназа, фотосенсибилизация, пробиотики, пребиотики, симбиотики, антибиотики, бактериостатическое действие, бактерицидное действие, инфекция, спектр действия, широта терапевтического действия

Задание № 2. Вставьте пропущенные слова.

1. Антибиотики относятся к группе..................................................................... средств.

2. От антисептиков антибиотики отличаются..................................................... действия,

т.е. имеют определенный…………….. действия: действующие на ………………………….микрофлору, на ………….. микрофлору и широкого спектра действия.

3. К побочным действиям антибиотикотерапии относится...................................................... или нарушение состава естественной микрофлоры кишечника, который лечится ……………………….терапией в частности бактериальными препаратами......................................................................................................

4. Естественная микрофлора кишечника имеет физиологические функции, такие как подавление ………………….. и участие в синтезе …………………………….. Поэтому на фоне дисбактериоза будут прогрессировать ………………поражения слизистых оболочек или кандидозы. Для компенсации этого побочного действия параллельно с антибиотиками назначают противо………………….средства, такие как ……………………………………Кроме того дисбактериоз будет сопровождаться ……………………B, который лечится заместительной терапией - поливитаминными препаратами.

5. Наиболее частым побочным эффектом антибиотикотерапии является аллергия, при которой назначаются противо…………………средства или………………………такие как………………………………………..

6. Полусинтетические пенициллины по сравнению с природными могут применяться ………………, потому что они устойчивы к действию ………………………………………………желудочного сока.

7. Ото- и нефротоксичностью обладают антибиотики из группы……………………….., кроветворение угнетает……………..ряд антибиотиков, хондротоксичностью обладают …………………., чаще всего аллергию вызывают антибиотики из группы……………………..

8. При несоблюдении интервалов между приемом антибиотиков или при длительном лечении одним и тем же препаратом развивается …………………………микроорганизмов или …………………………к действию лекарственных препаратов.

Задание № 3 Установите соответствие лекарственного препарата с его ПЭ.

Задание №5. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

1.В инфекционную клинику поступил больной с диагнозом брюшной тиф. Назначен антибиотик широкого спектра действия. Состояние больного улучши­лось, но появились изменения в картине крови - лейкопения, агранулоцитоз. Препарат был отменен. Какие антибиотики можно назначить больному и почему?

 

2.При осмотре ребенка врач обратил внимание на задержку роста зубов и окрашивание эмали в желтый цвет. После разговора с матерью ребенка было выяснено, что ребенку при кишечной инфекции проводилось лечение антибиотиками. Ка­кой антибиотик явился причиной указанных осложнений?

 

3. Больной поступил в инфекционную клинику, где был поставлен диагноз менингит – в анализе больного – анемия. В аптеке имеются левомицетин, тетрациклин, ампициллин, бензилпенициллин. Выберите нужный антибиотик и обоснуйте свой выбор.

 

4. При применении антибиотиков широкого спектра действия у больных возможно развитие дисбактериоза, поражение слизистой оболочки полости рта, глотки, пищевода. Наиболее часто наблюдается кандидамикоз. Чаще развивается кишечный кандидамикоз, проявляющийся поносами, при этом в кале обнаруживаются грибы. Что можно рекомендовать для предупреждения и лечения этого осложнения?

5. Больной Б., 40 лет, лечился антибиотиком по поводу туберкулеза. Через некоторое время больной почувствовал, что стал плохо слышать. Восстановить слух не удалось даже после длительного лечения. Препараты какой группы антибиотиков обладают ототоксичностью?

6.Пациент находится в стационаре с острой бактериальной пневмонией. В посеве мокроты обнаружен стафилококк, вырабатывающий пенициллиназу. Выберите антибактериальный препарат с учетом чувствительности микрофлоры.

Задание №6. Запишите домашнее задание к ПЗ№7:

1. повторить пройденный материал;

2. конспект лекции №6;

3. Фармакология / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015, с. 192-200,647-660;

4. выписать рецепты в тетради по ВРС;

5. составить графологическую структуру темы.

Оценка за занятие___Подпись преподавателя__________

Практическое занятие № 7 Дата_________________________

Тема: ФАРМАКОТЕРАПИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА, СИФИЛИСА, ОПУХОЛЕЙ.

Цель занятия:

Студент должен знать: основные группы противотуберкулёзных, противосифилитических, противоопухолевых средств, их фармакодинамику и фармакокинетику; формы выпуска и способы введения препаратов; показания и противопоказания к назначению препаратов; побочные эффекты препаратов и меры по их предупреждению.

Студент должен уметь: выписывать рецепты на основные препараты; обосновывать их применение, предупреждать побочные эффекты; оценивать безопасность использования препаратов; решать фармакотерапевтические задачи; оказывать помощь при анафилактическом шоке.

Аудиторная работа.

Задание 1. Решить фармакологические и фармакотерапевтические задачи.

Задача 1. Определите препарат.

Антибиотик, продуцируемый лучистым грибком, широко ис­пользуются для комплексного лечения туберкулеза. Оказывает выраженное действие на грамположительные, а в высоких концен­трациях и на грамотрицательные бактерии. Препарат хорошо пе­реносится больными, не оказывают токсического влияния па функ­цию почек даже при создании в крови очень высоких концентра­ций. Недостатком препарата является довольно быстрое появ­ление устойчивости к нему микроорганизмов. Поэтому он явля­ется антибиотиком резерва. Окрашивает мочу, мокроту и слез­ную жидкость в красноватый цвет.

 

Задача 2. Определите препарат.

Химиотерапевтические средства, обладающие высокой анти­микробной активностью в отношении бледной спирохеты. Благо­даря противовоспалительным и рассасывающим свойствам приме­няются также при лечении неспецифических поражений головного и спинного мозга. Препараты вводят глубоко в мышцы после тща­тельного взбалтывания. Попадание в вену недопустимо, т. к. они представляют собой суспензии. Из побочных явлений возможны гингивит, стоматит, появление серой каймы по краю десен, иногда нефропатия.

 

Задача 3. Определите препарат.

Антибиотик широкого спектра действия, назначается для ле­чения сифилиса при непереносимости бензилпенициллина. Основ­ные ПЭ: диспептические расстройства, гепатотоксичность, тератогенность (окраши­вание и повреждение зубов, дисбактериозы).

 

Задача 4. Определите препарат.

Наиболее эффективный синтетический противотуберкулезный препарат. Используется при всех формах туберкулеза. В качестве побочных эффектов вызывает невриты, психические нарушения, бессонницу, обладает гепатотоксичностью.

 

Задача 5. Определите препарат.

Антибиотик широкого спектра действия. На микобактерии туберкулеза оказывает бактериостатическое действие. Вводится только внутримышечно. Обладает высокой нефротоксичностью и ототоксичностью.

 

Задача 6. В аннотации к противоопухолевому препарату указано, что он вызывает лейкопению, тромбоцитопению, анемию, аллопецию, геморрагический цистит. Объясните эти термины.

 

Задача 7. Больной 17лет находится на стационарном лечении по поводу туберкулеза. Спустя 2 недели после начала лечения появился звон в ушах, «закладывание ушей», шаткость при ходьбе, головокружение.

1. Какой препарат назначен больному?

2. Назовите основные причины возникших осложнений.

3. Предложите основные меры профилактики.

 

Задача 8. Определите препарат.

Синтетический противотуберкулезный препарат, действует на микробактерин, устойчивый к стрептомицину. На другие патогенные микроорганизмы не действует. Хо­рошо всасывается из ЖКТ. Принимают внутрь однократно после завтрака. Преимущественным осложнением препарата является поражение органа зрения: сужение периферического зрения, понижение остроты зрения и способности раз­личать красный и зеленый цвета. После отмены препарата указанные расстройства проходят самостоятельно.

 

Задача 9. При осмотре ребенка врач обратил внимание на задержку роста зубов и окрашивание эмали в желтый цвет. После разговора с матерью ребенка было выяснено, что во время беременности матери проводилось лечение антибиотиками по поводу сифилиса. Ка­кой антибиотик явился причиной указанных осложнений?

 

Задача 10. Больной Б., 40 лет, лечился антибиотиком по поводу туберкулеза. Через некоторо


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.