Криминалистического исследования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Криминалистического исследования

2017-10-16 367
Криминалистического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учение о почерке как объекте криминалистического ис­следования включает в себя следующие основные компоненты:

1) понятие письма и почерка;

2) основы формирования и реализации письменно-двигательного ФДК (функционально-динамического комплекса) навыков человека;

3.) основные криминалистические свойства почерка.

Непосредственным объектом судебно-почерковедческой экспер­тизы является почерк, связанный с осуществлением одного из наи­более сложных навыков человека — навыком письма.

История возникновения и развития письменности охватывает пе­риод в несколько тысяч лет, за который человечество прошло путь использования самых разнообразных способов письма.

Древнейшей и самой примитивной формой письменности явля­ется пиктографическое, или рисуночное письмо (от латинского слова "pictus" — нарисованный и греческого "grapho" — пишу). Этот способ' письма реализовывался при помощи рисунков, обозначающих все­возможные предметы и действия. При этом смысл пиктограмм не зависел от их воспрэизведения звуковой речью, в связи с чем они могли толковаться разноязычными людьми.


Со временем пиктографическое письмо в соответствии с воз­росшими запросами материальной жизни преобразовалось в идео­графическое (от греческого "idea" — понятие, символ). В отличие от первой формы, символический способ письменности уже имел воз­можность выражать и фиксировать отвлеченные понятия. В качест­ве примеров идеографического письма можно назвать древнееги­петские иероглифы, современную китайскую письменность, мате­матические и иные научно-технические знаки.

Историческое преобразование идеографического письма в со­временное буквенно-звуко_вое происходило в несколько этапов. Пе­реходным периодом является стадия использования силлабического способа письменности ("siilabe" — слог), при котором определенные письменные знаки обозначали отдельные слоги.

Буквенно-звуковое письмо на сегодняшний день считается опти­мальной формой письменности, которая позволяет передавать лю­бую по сложности речь путем сравнительно небольшого количества графических знаков, соответствующих звуковому составу конкретно­го языка.

Следует отметить, что термину ''оисьмо" присуще несколько зна­чений. В быту им называют процесс выполнения рукописи, почтовое отправление, средство запечатления мысли человека с помощью условных графических знаков и т. д. Общепринятым на сегодняшний день в криминалистике является следующее определение рассмат­риваемого понятия:Ч'Письмо — это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое при помощи различного рода графических знаков, отражающих в определенной форме зву­ковую речь и служащих для передачи этой речи на расстояние и за­крепления ее во времени" [16, с. 7].

Письмо как вид речевой деятельности человека основано на сложной и многообразной системе качественно неоднородных навы­ков, в целом образующих письменный ФДК. Его структуру представ­ляют три основные группы навыков:

^Интеллектуальная;

2) письменно-речевая; _, 3)лисьменно-двигательная.

К группе интеллектуальных относятся навыки восприятия, мыш­ления, памяти.человека. С. М. Вул отмечает, что интеллектуальные навыки отражают способ познания индивидом окружающей его дей­ствительности, обусловлены его личным опытом и особенностями психики. Некоторые свойства этих навыков присутствуют в понятий­но-смысловых структурах текста [4, с. 11 ].


Письменно-речевая группа включает в свой состав лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистиче­ские, орфографические и пунктуационные навыки. В целом они дифференцируются по роли, выполняемой ими в письменной речи человека. Особо важное значение имеют лексические и синтаксиче­ские навыки, без которых речь вообще немыслима. Орфографиче­ские и пунктуационные навыки выполняют вспомогательную функ­цию, так как представляют собой вторичные образования, связан­ные именно с письмом.

Письменно-двигательные навыки непосредственно связаны с графической и технической сторонами письма. Соответственно дан­ную группу составляют два типа навыков — технические и графиче­ские.

Под техническими навыками понимается комплекс автоматизи­рованных действий человека, направленных на:

— организацию и поддержание нормальных, гигиенически целе­сообразных условий акта письма (обстановка, освещение, поза, по­ложение рук к поверхности стола и т. д.);

— правильное обращение с письменными принадлежностями (орудием и материалами письма, средствами упаковки рукописи и т. д.).

Система графических навыков включает в свой состав конфигу­рационные, пространственно-ориентационные, координационные, скоростные, ритмические, нажимные и др. В совокупности они по­зволяют "изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро, красиво, связывать буквы в слова" [3, с. 7].

Необходимо подчеркнуть, что структура и закономерности функ­ционирования письменно-двигательного ФДК имеют наиболее важ­ное значение для судебного почерковедения, так как именно они лежат в основе почерка — непосредственного объекта криминали­стического познания.

В специальной юридической литературе имеется много научных определений понятия "почерк". Например, у Л. А. Винберга: "Почерк — это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в.основе которой лежит письменно-двигательный навык" [3, с. 5].

В. Ф. Орлова является автором следующих двух наиболее совре­менных и научно обоснованных определений:

1. Почерк — это индивидуальный, динамически устойчивый зри­тельно-двигательный образ графической техники письма, получаю­щий реализацию с помощью системы движений в рукописи [8,0.166].


2. Почерк — это основанная на письменно-двигательном ФДК и получающая. отображение в рукописях итоговая программа их вы­полнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный об­раз выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений [15, с. 66].

Указанные определения сформулированы на основе сложных многолетних научных исследований в области физиологии и психо­логии функционирования механизма письма. Полученные при этом знания о закономерностях формирования и реализации письменно-двигательного ФДК навыков человека являются базовыми раздела­ми теоретических основ судебного почерковедения, позволяющими полнее и глубже познать природу и сущность криминалистических свойств почерка.

Весь процесс формирования письменно-двигательного ФДК в зависимости от целей и содержания задач обучения условно делит-.ся на четыреэтапа: элементное письмо. буквеннее_пиеьмо, £аазное письмо, скорогтасное_письмо.

На этапе элементного письма^ основные педагогические задачи сводятся к ознакомлению обучающихся

_б^квенными обозначениями звуков, графическими характеристика-ми письменных знаков, правилами их~слишого_вь1пс)лнения, гигие­ной и техникой письма.

Э1аа^укве^нн^гр_письма предполагает формирование у учеников зрительных представлений" о правильной форме и размерах пись­менных знаков, развитие и закрепление практического навыка их выполнения, расположения относительно друг друга.

На^этапе связыохадисьма вырабатываются навыки равномерного наклона, размера, разгона, расстановки, нажима при выполнении письменных знаков, правильного их соединения в составе слов, про­странственной ориентации в рукописи и т. д. При этом автоматизи­руются навыки, ранее приобретенные обучающимися.

Скорописное письмо является этапом окончательной автомати-зацйТГт^хнйЧеских и гр'афТТчёских навыков. К этому времени уча­щиеся уже четко представляют слова рукописного текста в виде слу­ховых, зрительных и двигательных образов и постепенно обретают возможность переключать свое внимание с письменно-двигательного процесса на смысловую и письменно-речевую сторо­ны письма.

На процесс формирования письменно-двигательного ФДК ока­зывают влияние многочисленные факторы внутренней и внешней среды. Комплекс внутренних факторов относительно устойчив и


подразделяется на две группы, связанные с анатомическими и_пси-хос|эизиологическими особенностями обучающегося, """(^анатомическим факторам относятся: длина костных рычагов; степень подвижности суставов и развитости мышц; строение глаз и особенности зрения (например: конвергенция — сведение осей глаз для улучшения восприятия предметов; аккомодация — способность глаза одновременно четко наблюдать находящиеся на разном рас­стоянии объекты; адаптация — возможность четкого восприятия формы и цвета различно освещенных предметов; бинокулярность — свойство зрения, позволяющее определять расстояние между на­блюдаемыми объектами и их взаиморасположение); недостатки зрения (в частности: астигматизм — изъян роговой оболочки или хрусталика глаза, не позволяющий сетчатке сформировать ясное изображение предметов; гемианопсия — утрата части поля зрения в каждом глазу вследствие различных заболеваний нервной системы; близорукость, дальнозоркость, косоглазие).

Психофизиологические факторы включают в свой состав особен­ности восприятия, представления, мышления, памяти обучающего­ся, тип его высшей нервной деятельности и др.

В отличие от внутренних, внешние факторы, влияющие на фор­мирование письменно-двигательного ФДК, могут изменяться. К ним относятся: поза, освещение, используемый пишущий прибор, при­меняемая методика обучения и иные объективные условия процесса письма.

В целом внешние факторы влияют на выработку письменно-двигательного ФДК при взаимодействии комплекса психических и физиологических свойств, качеств и состояний конкретного чело­века.

Психологическую структуру формирования письменно-двигательного ФДК составляют: "осознанная цель самого действия, в процессе которого навык возникает, желание и стремление ее дос­тигнуть, проявление интереса к производимому действию, эмоцио­нальные переживания, вызываемые выполняемым действием, ор­ганизация внимания, мышления, памяти, участие воли и т. д." [11, с. 15].

По мере автоматизации письменно-двигательного ФДК сознание обучающегося несколько снижает свои позиции, в связи с чем про­цесс реализации навыка закономерно утрачивает свойство полной осознанности. Но даже окончательная автоматизация письменно-двигательного ФДК не отделяет его от сознания, а лишь частично разгружает интеллект пишущего. Поэтому полное овладение техни­ческой и графической сторонами письма всегда предполагает нали-


I

чие возможности осмысленно оперировать соответствующими ав­томатизированными действиями, а когда необходимо — сознатель­но контролировать их.

Физиологической основой формирования письменно-двигательного ФДК является условно-рефлекторная деятельность нервной системы человека. Согласно учению И. П. Павлова о фаз-ности в протекании нервных процессов при выработке условных рефлексов, в судебном почерковедении различают три стадии в формировании письменно-двигательного навыка: генерализацию возбуждения, развитие внутреннего торможения, закрепление кор­кового динамического стереотипа [1, с. 139]. Следует отметить, что указанные стадии в реальной жизни человека выражены недоста­точно четко, так как обучение письму лишь условно подразделяется на ранее перечисленные этапы (элементное, буквенное, связное, скорописное письмо), осуществление которых во многом зависит от методики проведения учебных занятий.

Особенностью стадии генерализации является иррадиация воз­будительного процесса в коре головного мозга. Возникнув в доми­нантном очаге, иррадиация охватывает нервные двигательные цен­тры мышц, в том числе и тех, которые непосредственно не участвуют в акте письма. Этим достигается напряжение всех рабочих органов, прежде всего плечевого пояса и привычно пишущей руки.

Для стадии развития внутреннего торможения характерно посте­пенное ограничение иррадиации возбудительного процесса. Тормо­жение способствует устранению групп мышц, функционально не связанных с письмом, непродуктивных движений рабочих органов, совершаемых в начале выработки технических и графических ком­понентов письменно-двигательного навыка. Основой торможения являются указания и поправки учителя, самоконтроль обучаю­щегося.

На стадии закрепления коркового динамического стереотипа ста­новится возможным более точное выполнение письменных знаков вследствие оптимального чередования процессов возбуждения и торможения. В процесс письма вовлекаются только необходимые группы мышц рабочих органов. Движения становятся согласован­ными и свободными. В результате происходит совершенствование формирования письменно-двигательного навыка, завершается его автоматизация.

Физиологический механизм, обеспечивающий автоматизацию письменно-двигательного ФДК, характеризуется следующими осо­бенностями:


1) нервные клетки на участках коры головного мозга, управляю­щих техническими и грасрическими навыками письма, имеют пони­женную степень возбуждения;

2) корковые отделы, осуществляющие контроль сознания субъек­та за реализацией движений пишущей руки, находятся в нейтраль­ном состоянии, поэтому вторая сигнальная система их не фикси­рует;

3) обеспечивающий проявление навыка письма динамический

стереотип хорошо приспособлен к изменениям внешней и внутрен­ней среды, в силу чего движения пишущей руки избирательно ме­няются в зависимости от свойств раздражителей.

Формирование письменно-двигательного навыка заканчивается, по сведениям Л. А. Винберга и М. В. Шванковой, к 25—30 годам [3, с. 13].

Закономерности реализации письменно-двигательного ФДК яв­ляются центральной проблемой современного судебного почерко­ведения. Разрешение именно данного вопроса связано с познанием психофизиологической сущности почерка, раскрытием природы его признаков. Е. Ф. Буринский писал: "Задачи почерковедения вполне определенные: найти законы зависимости между деятельностью ор­ганов, производящих письмо, и результатом этой деятельности — почерком" [2, с. 180].

Отечественные криминалисты для изучения механизма письма использовали учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной дея­тельности и динамическом стереотипе, а также труды видных фи­зиологов советского периода П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна, что позволило разработать соответствующие общетеоретические поло­жения, в целом образующие криминалистическую концепцию ней-рофизиологической организации письменно-двигательного про­цесса.

Суть этой концепции заключается в том, что каждый акт реали­зации письменно-двигательного навыка человека представляет со­бой сложную саморегулирующуюся функциональную систему с уровневой иерархической организацией, которая действует по прин­ципу рефлекторного кольца.

Письменно-двигательная функциональная система представляет собой не какое-либо отдельное анатомическое образование орга­низма, а временную совокупность различных нервных центров и пе­риферических органов, объединенных в единое целое полезным ре­зультатом деятельности — рукописью. Именно полезный результат определяет особенности структуры данной функциональной систе-


 

 

 


петлноип ПОДб°Р рабочих органов и Регулирующих их
деятельность нервных центров

В"*7ренней с™*™» письменно-двигательной системы происходит в рамках двух основных ста-

йеятельности узловых

1) афферентный синтез;

) принятие решения (см. рис. 1).

 

 

Сущность стадии афферентного синтеза заключается в конвер­генции (схождении) и последующей интеграции всех афферентных информации, пришедших в нервную систему из внешнего и внут­реннего мира. П. К. Анохин выделяет четыре обязательных компо­нента афферентного синтеза:

1) пусковая афферентация; ч

2) остановочные афферентации;

3) доминирующая мотивация;

4) память.


Пусковой стимул служит конкретным толчком к началу формиро­вания письменно-двигательного акта. Теоретически им может быть любой условный раздражитель внешнего или внутреннего мира че­ловека. Он "появляется в какой-то степени внезапно и включается в уже имеющуюся обширную систему афферентных возбуждений, сложившуюся до момента воздействия пускового стимула" [1,0.309].

Обстановочные стимулы включают в себя все факторы, состав­ляющие общую ситуацию, в которой действует пусковой стимул. Они также представлены внешними и внутренними раздражителями, ус­ловно-приобретенными на протяжении прошлого письменного опыта.

Доминирующая мотивация является суммарным компонентом афферентного синтеза, имеющим характер коммуникативно-познавательной потребности. Он органически вплетается в процесс обработки информации и в дальнейшем определяет ее направле-"ние.

Память — прошлый письменно-двигательный опыт человека — является четвертым обязательным компонентом афферентного синтеза. На его основе актуализируются именно те механизмы, ко­торые способны полностью обеспечить и сделать максимально точ­ным акт письма.

Исключительно важное значение в процессе афферентного син­теза имеет ориентационно-исследовательская реакция, обеспечи­вающая активный подбор новой полезной информации об условиях, в которых должен происходить процесс письма.

Конвергенция (схождение) всех четырех указанных компонентов в процессе афферентного синтеза на отдельных нейронах коры го­ловного мозга и последующая интеграция этого взаимодействия приводят к формированию цели письменно-двигательного действия и к принятию наиболее эффективного решения (см. рис. 1).

Сущность задействования в структуре письменно-двигательного акта механизма "принятия решения" заключается в выборе наиболее подходящих степеней свободы в биомеханических исполнительных компонентах, которые составляют рабочую часть функциональной системы. Задействованные степени свободы организма дают воз­можность максимально точно и экономно осуществить именно тог комплекс технических и графических действий и операций, который непосредственно приводит к запрограммированному результату деятельности — рукописи.

Немедленно после принятия решения о реализации письменно-Двигательного акта формируются два тесно связанных между собой


 

 


нейрофизиологических механизма: акцептор действия и программа действия.

Акцептор письменно-двигательного действия представляет собой динамическое образование организма, по своему составу предвос­хищающее совокупность всех афферентных признаков рукописи, ко­торые были заданы афферентным синтезом в соответствии с ситуа­цией, сложившейся на момент ее выполнения.

Письменно-двигательная программа объединяет все детали про­цесса распространения эфферентных возбуждений, определяющих работу соответствующих периферических рабочих органов.

В целом момент принятия решения о производстве письменно-двигательного акта сопровождается формированием обширного комплекса возбуждений организма субъекта, состоящего из аффе­рентных признаков будущего результата — рукописи и из совокупно­сти специально организованных эфферентных возбуждений, вы­шедших на периферию по направлению к рабочим органам.

Таким образом, каждый акт реализации письменно-двигательного навыка является выражением эфферентных возбуж­дений организма субъекта, реализующих программу производства рукописи. Параметры последней по мере ее выполнения формируют три взаимосвязанных потока афферентных импульсаций, которые в структуре функциональной системы идут в обратном направлении по отношению к возбуждениям, сформировавшим действие:

1) структурно-геометрическая информация, воспринимаемая в основном с помощью зрительного анализатора;

2) координационная, скоростная, ритмическая информация, вос­принимаемая двигательным анализатором;

3) нажимная информация, воспринимаемая с помощью тактиль­ного и двигательного анализаторов.

В случае положительных результатов сопоставления обратной афферентации с акцептором действия происходит замыкание реф­лекторного кольца функциональной системы в целом. В этой связи письменно-двигательный акт письма прекращается, и субъект пере­ходит к иной форме поведения.

Наряду со сложноорганизованными процессами формирования и реализации, письменно-двигательный ФДК навыков человека обла­дает большим количеством свойств, имеющих основополагающее криминалистическое значение при производстве идентификацион­ных, диагностических и ситуационных исследований почерка. Основ­ными из них в судебном почерковедении считаются:

1) индивидуальность;

2) динамическая устойчивость;


3) избирательная изменчивость.

'Под ищивидуальность]д_шнерка- понимаются его характерные особенности и "неповторимость У разных лиц. Это свойство обуслов­лено разнообразием субъективных и объективных факторов, взаи­модействующих между собой в процессе формирования письменно-двигательного ФДК и практики письма.

Субъективный фактор выступает в виде индивидуальных психи­ческих, физиологических и анатомических особенностей личности человека. Г. А. Самойлов указывает, что навыки как свойства лично­сти выражают заключенные в них особенности психики, физиологи­ческого аппарата, анатомии тела человека, которые участвовали в формировании того или иного навыка [11, с. 9].

Объективный фактор представлен разнообразием условий внеш­ней среды по отношению к формирующемуся навыку письма. В. Ф. Орлова отмечает, что "все эти условия разнообразны, многокомпо­нентны, благодаря пространственной и временной изменчивости в комплексе неповторимы" [15, с. 80].

Динамическая устойчивость почерка как свойство, существенное для-проведения криминалистических исследований, означает спо­собность к.сохранению совокупности действий, образующих специ­фическую структуру письменно-двигательного ФДК: их стандарт-нбсть'^стереотипность), стабильность во времени и по отношению к разнообразным внешним и внутренним сбивающим факторам. В материальном аспекте динамическая устойчивость почерка основа­на на динамическом стереотипе письменно-двигательного ФДК, ко­торый, в соответствии с учением И. П. Павлова, после своего фор­мирования "становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями" [9, с. 566]. Вместе с тем свойство динамической устойчивости по­черка не выражается в абсолютной стереотипности последнего. В качестве конкретных форм проявления динамического характера ус­тойчивости почерка выступают вариационность и разброс признака в пределах вариантов.

хгВаро4ационность почерка и его признаков отражает способность письменно-двигательного ФДК проявлять себя в рукописях в виде разнообразных устойчивых видоизменений. Как указывает В. Ф. Ор­лова, "вариационность является необходимым следствием устойчи­вого поведения системы, адаптированной по отношению к многооб­разным внешним воздействиям. Адаптация системы проявляется в ее движении внутри областей, устойчивости, значительные границы которых позволяют системе нормально функционировать" [15, с. 84].


 

 


и судебном почерковедении выделяют два вида вариационности ьочзрка: программная и коррекциейная. С учетом того, что про­граммный характер присущ любому из этих видов, указанные тер­мины являются условными, так как подчеркивают лишь различную степень участия сознания в формировании и проявлении в почерке свойства вариационности в целом,

"Программная" вариационность возникает сознательно. Ее про­исхождение связано с деятельностью второй сигнальной системы субъекта, его особенностями, профессиональными и иными потреб­ностями. В частности — с необходимостью частого выполнения до­кументов в различном темпе с использованием разных вариантов слоения почерка: простого, упрощенного, усложненного. В этой связи В. Ф. Орлова отмечает, что "программная вариационность может затрагивать как общие, интегративные характеристики почер­ка так и локальные"[15, с. 85].

"Коррекционной" вариационностью обладает любой, достаточно выработанный почерк. Она отражает способность к саморегуляции входящих в состав письменно-двигательного ФДК компонентов, обеспечивает их приспосабливаемость к различным внешним и внутренним воздействиям среды, в случаях если они не превышают привычную норму адаптации функциональной системы.

От "коррекционной" вариационности следует отличать другую форму проявления динамической устойчивости почерка —• разброс признака. Под этим термином в судебном почерковедении понима­ют "видоизменение признака в рукописях, выполненных одним ли­цом, в пределах одного варианта" [13, с. 54]. Природа данной фор­мы заключается в том, что движения пишущей руки в акте письма всегда имеют определенные допуски — "степени свободы", в преде­лах которых они колеблются, В этой связи происходят необходимые и не слишком значительные отклонения метрических, конфигураци­онных и пространственно-ориентационных характеристик реально получаемых письменных знаков от запрограммированных и потреб­ных для опознания. Параметры разброса признаков почерка имеют вероятностно-статистический характер, поэтому они ограничены своеобразными пределами, индивидуальными для каждого пишу­щего лица.

Изучение закономерностей вариационности и разброса признаков как форм проявления динамического характера устойчивости по­черка имеет очень важное значение в процессе решения задач су-дебно-почерковедческой экспертизы, при разработке новых методов исследования, идентификационного, диагностического и ситуацион­ного характера. В этих случаях вариационность и разброс изучаются


наряду с другим значимым свойством почерка — избирательной из­менчивостью.

Избирательная изменчивость почерка отражает способность письменно-двигательного ФДК специфическим образом трансфор­мироваться, то есть видоизменяться в результате воздействия пре­вышающих привычную норму адаптации срункциональной системы разнообразных внешних или внутренних сбивающих факторов. В данных обстоятельствах коррекционные перестройки и разброс не достигают своей цели, и механизм письма вынужден, задействуя свои защитные резервы, отвечать реактивностью на влияние силь­ных раздражителей. При этом в рукописях наблюдаются частичные изменения почерка, характер которых зависит от вида и степени воздействия сбивающих факторов, индивидуальных особенностей письменно-двигательных ФДК писавших.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.