Цель и задачи курса “Финансовый менеджмент”, его связь с другими экономическими науками — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Цель и задачи курса “Финансовый менеджмент”, его связь с другими экономическими науками

2017-10-16 475
Цель и задачи курса “Финансовый менеджмент”, его связь с другими экономическими науками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель и задачи курса “Финансовый менеджмент”, его связь с другими экономическими науками

Финансовый менеджмент как система управления

Цель, задачи, принципы, функции финансового менеджмента

Информационное обеспечение финансового менеджмента

Базовые концепции финансового менеджмента

Развитие финансового менеджмента как науки

Сущность и механизм разработки стратегии финансового менеджмента

Финансовое прогнозирование и моделирование

9. Финансовое планирование

10. Система финансовых планов предприятия и методы их разработки

11. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Операционный, финансовый и сводный бюджеты предприятия: назначение и методика разработки

Основные показатели финансового менеджмента

Основные системы финансового анализа

Понятие и виды левериджа

Концепции финансового рычага

Производственный (операционный) рычаг

Производственно-финансовый (комбинированный) рычаг

Наращение по простым и сложным процентам

Учетные ставки

Учет инфляционного обесценения денег и фактора времени в принятии финансовых решений

Финансовые ренты

Денежный поток как объект управления

Прямой метод анализа денежных потоков

Управление оборотом денежных средств

26. Экономическое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности предприятия

Этапы разработки инвестиционной политики предприятия

Правила инвестирования

Методы оценки эффективности инвестиционных решений

30. Финансовая структура капитала и принципы финансирования активов

31. Подходы и модели определения стоимости капитала

32. Оптимизация финансовой структуры капитала

Общие в управления оборотными активами

Операционный цикл предприятия

Стратегия управления оборотными активами

Стратегия финансирования оборотных активов

Денежные расходы как объект управления

Цель, задачи, принципы управления затратами предприятия

Cтратегическое и оперативное управления затратами

Сущность, виды, источники формирования денежных доходов предприятия

Выручка от реализации продукции и факторы, ее определяющие

Методы учета выручки от реализации продукции

Планирование и распределение выручки

Сущность и значение управления прибылью

Планирование прибыли

Дивидендная политика

Управление рентабельностью

Пути увеличения прибыли и рентабельности

49. Сущность и значение налогового планирования

50. Порядок организации налогового планирования на предприятии

Налоговый бюджет организации

Сущность и значение налогового контроля

Порядок организации налогового контроля

Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса

Методы прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования

Методы диагностики вероятности банкротства

Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования

Риск-менеджмент как система управления

Характеристика объекта управления риск-менеджмента

Методы и показатели учета риска

Способы снижения степени риска

Косвенный метод анализа денежных потоков

Виды финансового менеджмента

Распределение прибыли

 

Вопросы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономики предприятий 20.09.2016 г. протокол № 2.

 

Финансовый менеджмент как система управления.

1. Привлечение денежных средств.

2. Расход денег на покупку активов необходимых для организации деятельности фирмы.

3. В результате деятельности фирмы, активы создают приток денежных средств.

4. Полученный доход возвращается инвесторам, либо направляются на производство (реинвестировать).

ФМ – это интегрированный процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленные на оптимизацию деятельности организации по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов.

Функции ФМ, как спец. области управления предприятием:

1. Управление активами;

2. Функция управления капиталом;

3. Функция управления инвестициями;

4. Функция управления денежными потоками;

5. Функция управления фин. рисками и предотвращение банкротства.


Расчет простых процентов

Простой процент – это сумма дохода, которая начисляется к основной сумме капитала и может быть выплачена в каждом интервале начисления, но не участвует в дальнейших расчетах в качестве расчетной базы в последующих периодах. Начисление простых процентов применяется, как правило, при краткосрочных финансовых операциях.

Наращение стоимости (компаундинг) – это процесс приведения настоящей стоимости денег к будущей путем присоединения к их первоначальной сумме начисленной суммы процентов.

Будущая стоимость денег – сумма инвестированных в настоящий момент денежных средств, в которую они превратятся через определенный период времени с учетом процентной ставки.

Дисконтирование стоимости – это процесс приведения будущей стоимости денег к настоящей путем изъятия из их будущей стоимости суммы соответствующих процентов, называемых дисконтом.


Понятие и виды Левериджа.

При оптимизации структуры активов и пассивов предприятия, а также определения оптимального объема реализации с целью увеличения прибыли и рентабельности капитала в ФМ, широкое распространение получила количественная оценка риска, проводимая на основе анализа колеблемости прибыли. Взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат, понесенных для получение этой прибыли характеризуется с помощью показателя «леверидж».

Выделяют 3 вида левериджа:

производственный (операционный),

финансовый,

производственно-финансовый.

Для раскрытия их сущности представим факторную модель чистой прибыли в виде разности между выручкой от реализации (ВР) и издержками производственного (ИП) и финансового характера (ФИ).

ЧП=ВР-ИП-ИФ

Издержки производственного характера – это затраты на производство и реализацию продукции. В зависимости от влияния объема продукции на величину затрат они подразделяются на постоянные и переменные. Соотношение между этими группами издержек зависит от технологической специфики предприятия и его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обуславливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными издержками и валовой прибылью выражается показателем производственного левериджа.

Производственный леверидж – это уровень влияния структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска на валовую прибыль (балансовая прибыль + проценты, относимые на себестоимость продукции). Рассчитывается по формуле:

Кпл= D ВП(%) / D ОП(%)

Где Кпл- коэффициент производственного левериджа

D ВП(%) - темп прироста валовой прибыли, %

D ОП(%) - темп прироста объема продаж в натуральном выражении, %.

При высоком значении коэффициента даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли, так как постоянные расходы предприятие несет вне зависимости от объема производства. Таким образом, коэффициент производственного левериджа количественно выражает производственный риск, связанный с предприятием и дает возможность определить оптимальную капиталоемкость производства и уровень постоянных издержек Вторая составляющая формулы являются ФИ или расходы по обслуживанию долга. Их величина, являющаяся обязательной к уплате и влияющая на размер чистой прибыли, зависит от суммы заемных средств и их доли в общей сумме инвестированного капитала. Взаимосвязь между чистой и валовой прибылью, соотношением собственного и заемного капитала и есть финансовый леверидж.

Кфл= D ЧП(%) / D ВП(%)

Уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска предприятия и требуемую акционерами норму прибыли. Таким образом, финансовый леверидж позволяет определить оптимальное соотношение собственных и заемных средств с точки зрения допустимого уровня финансового риска.

Производственно-финансовый леверидж – показатель, который характеризует степень чувствительности чистой прибыли к объему реализации а, значит и общий риск связанный с возможным недостатком средств, для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию долга.

Кпфл= D ЧП(%) / D ОП(%)=Кпл*Кфл


 

Учетные ставки.

Учетная ставка – это финансовая категория, что характеризует действия, связанные с кредитованием. Варьирование этим инструментом государство применяет для регулирования темпов роста экономики.

Виды учетных ставок

Номинальной учетной ставкой называют рыночную процентную ставку без учета индекса инфляции, которая отражает текущую стоимость денежных активов. Чтобы рассчитать сумму выплат согласно номинальной ставке применяется такая формула:

P=S(1-f/m)mn ,

где: m - количество начислений в год, раз; f - номинальная учетная ставка; P - сумма выплат; S – сумма вкладов; n- количество лет в рассчитываемом периоде.

Номинальная учетная ставка применяется, когда дисконтирование происходит m раз в год. При этом в каждом периоде 1/m дисконтирование считается согласно сложной учетной ставке f/m.

Эффективной учетной ставкой называют сложную процентную годовую ставку, которая по финансовым результатам эквивалентна номинальной. Она предполагает заданное число m дисконтирований в году:

P=S(1-dсл)m ,

где dсл – ставка дисконта. Такая ставка всегда будет меньше номинальной.

Реальная ставка процента – фактическая ставка с учетом темпа инфляции. Она, одинаково с номинальной, устанавливается при воздействии спроса и предложения, за вычетом темпа инфляции. Связь реальной ставки процента с номинальным показателем описывается эффектом Фишера - номинальная ставка процента будет изменяться на такое значение, при котором реальная ставка будет оставаться неизменной.

r=i-ke ,

где: r – реальная ставка; ke – ожидаемые темпы инфляции; i – номинальная ставка.

Простая учетная ставка предполагает постоянную величину дисконта, который изымается по отношению к общей сумме обязательств:

P=S-S*n*d=S(1-nd),

где: P — сумма выплат; S — общая сумма обязательства (дисконт плюс сумма выплат); d — учётная ставка, выраженная в долях; n — количество прошедших периодов до уплаты.

При учёте по сложной учётной ставке величина выплат Р рассчитывается по формуле:

P=S(1-d)n

От размера учетной ставки, в первую очередь, зависят показатели которые рассчитываются на ее основе:

пени, штрафы, финансовые санкции;

проценты по депозитам и кредитам. Увеличение ставки по ним окажет отрицательное влияние на способность заемщиков платить по долгам.

Падение уровня производства, снижение экономических темпов роста, вывод капитала – последствия повышения учетной ставки – неизбежно приводят к девальвации национальных денег.

Варьирование ставки вносит свои коррективы в курсы валют, что влияет на принятие решений в торговле на валютных рынках.


 

Финансовые ренты

Финансовая рента (аннуитет) – общий термин, описывающий график погашения финансового инструмента (выплаты вознаграждения или уплаты части основного долга и процентов по нему), когда выплаты устанавливаются периодически равными суммами через равные промежутки времени.

Сумма аннуитетного платежа включает в себя основной долг и вознаграждени е.

Аннуитет – финансовый инструмент, так и сумма периодического платежа, вид графика погашения финансового инструмента или другие производные понятия, оттенки значения. Аннуитетом является:

– один из видов срочного государственного займа, по которому ежегодно выплачиваются проценты, и погашается часть суммы.

– равные друг другу денежные платежи, выплачиваемые через определённые промежутки времени в счёт погашения полученного кредита, займа и процентов по нему.

– в страховании жизни – договор со страховой компанией, по которому физическое лицо приобретает право на регулярное получение согласованных сумм, начиная с определённого времени, например, выхода на пенсию.

– современная стоимость серии регулярных страховых выплат, производимых с определенной периодичностью в течение срока, установленного договором страхования.

Аннуитетный график – график погашения кредита аннуитетными (равными) платежами.

Может использоваться для того, чтобы накопить определённую сумму к заданному моменту времени, внося равновеликие вклады на счёт или депозит, по которому начисляется вознаграждение. Отличается от графика погашения, при котором выплата всей причитающейся суммы происходит в конце срока действия инструмента, или графика, при котором на периодической основе выплачиваются только проценты, а вся сумма основного долга подлежит к оплате в конце.

Правила инвестирования

Общими условиями успеха во всех формах инвестирования являются:

- сбор необходимой информации;

- прогнозирование перспектив рыночной конъюнктуры по интересующим инвестора объектам;

- гибкая корректировка инвестиционной тактики, а часто и стратегии.

Выбор наиболее эффективного способа инвестирования начинается с четкого определения возможных вариантов. Альтернативные проекты поочередно сравниваются друг с другом и выбирается наилучший из них с точки зрения доходности, надежности и безопасности.

При инвестировании рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Принцип финансового соотношения сроков («Золотое банковское правило») – получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, а капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (облигационных займов с длительными сроками по гашения и долгосрочных банковских кредитов).

2.Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые инвестиции рекомендуется финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

3.Правило предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие капитальные вложения, которые обеспечивают инвестору достижение максимальной (предельной) доходности.

4.Чистая прибыль от данного вложения капитала должна превышать ее величину от помещения средств на банковский депозит.

5.Рентабельность инвестиций всегда должна быть выше индекса инфляции.

6.Рентабельность конкретного инвестиционного проекта с учетом фактора времени (временной стоимости денег) всегда больше доходности альтернативных проектов.

7.Рентабельность активов предприятия после реализации проекта увеличивается и в любом случае превышает среднюю ставку банковского процента по заемным средствам.

8.Рассмотренный проект соответствует главной стратегии поведения предприятия на рынке товаров и услуг с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек производства и обеспечения стабильности поступления доходов от реализации проекта.

При инвестициях в реальные проекты необходимо учитывать:

а) рискованность проектов – чем длительнее срок окупаемости затрат, тем выше инвестиционный риск;

б) временную стоимость денег – с течением времени деньги теряют свою ценность вследствие инфляции;

в) привлекательность проекта по сравнению с альтернативными вариантами вложения капитала с точки зрения максимизации дохода и роста курсовой стоимости акций компании при минимальном уровне риска.


 

Консервативная

Варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. Краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Модель носит искусственный характер. Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью): .

Статистическое представление:

Актив Пассив  
ТА ДЗ  
СК    
     

Консервативная

Внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрываются долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (). Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью):

Статистическое представление:

Актив Пассив  
ВЧ КЗ  
ДЗ    
СЧ    
СК    
ВА    

 


 

Планирование и распределение выручки

Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

- путем прямого по ассортиментного счета (метод прямого счета);

- исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

- по факторный метод;

- метод суммарного расчета (экстраполяции).

Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель - контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Первый метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод. По этому методу необходимо учитывать:

- на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;

- на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;

- на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.


 

Планирование прибыли

Важнейшая роль прибыли в деятельности организации определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, зависит успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

Прибыль планируется отдельно по разделам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества, от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило,

при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П = (В × Ц) – (В × С), где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли по методу прямого счета предшествует определение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли данным методом достаточно прост, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу планирования прибыли в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.


 

Дивидендная политика

Дивидендная политика предприятия связана с определением порядка выплаты дивидендов акционерам. В основе проводимой на предприятии дивидендной политики лежит выбор между выплатой дивидендов держателям акций и реинвестированием полученной прибыли в производство.

На формирование дивидендной политики оказывают влияние следующие факторы: приоритеты развития предприятия; инвестиционные возможности предприятия; наличие альтернативных источников увеличения капитала; конъюнктура, складывающаяся на фондовом рынке; поведение акционеров при выборе между получением текущих доходов и возможностью получать их в будущем.

Содержание дивидендной политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и становясь таким образом его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т. п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом. Если ставка дивиденда не превышает уровень инфляции, он выполняет ту же функцию, что и процент в сберегательном банке. Вкладывая свои средства в акции, их собственник откладывает свое потребление, что является важным обстоятельством для балансирования потребительского рынка.

Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат (доля прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов) уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если рассматривать дивидендную политику только как решение финансирования, то выплата дивидендов выступает в пассивной роли.

Оптимальная дивидендная политика – это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.

Из-за большого числа факторов, а также ввиду изменения относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор коэффициента дивидендных выплат исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности. Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности

Управление рентабельностью

Управление формированием рентабельности включает в себя управление повышением рентабельности, профилактику ее снижения, планирование (прогнозирование) рентабельности, учет факторов рентабельности и пр. Если управление рентабельностью представить как систему, то ее подсистемами будут управление прибылью, с одной стороны, и управление расходами предприятия - с другой стороны. В управлении рентабельностью важно соотношение доходности собственных операций и цены привлечения заемных средств. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем сумма уплачиваемых процентов на заемный капитал, то разница будет «работать» на повышение рентабельности собственного капитала. Но если соотношение обратное, то привлечение заемных средств ухудшит показатель рентабельности, и потому допустимо только как экстренная мера.

Есть общие методы управления повышением рентабельности и специфические для данного предприятия, прямые и косвенные (когда рентабельность изменяется при проведении прямо не затрагивающих ее мероприятий).

В условиях рынка и конкуренции всемирное повышение рентабельности является одним из наиболее распространенных стратегических курсов предприятий. В то же время в белорусских условиях оно носит довольно формальный характер, так как основной задачей большинства предприятий становится достижение приемлемого уровня рентабельности. Каждое предприятие устанавливает свою «планку» в этой области. Достижение максимальной рентабельности менее распространено. Ему соответствует в той или иной мере лидерство на рынке, агрессивная политика финансирования, высокое качество менеджмента и т. п. Составными элементами максимизации рентабельности являются максимизация прибыли и (или) минимизация затрат и их сочетаний

Управление рентабельностью опирается на модель Дюпона, в соответствии с которой экономическая рентабельность, или рентабельность активов, - это результат умножения коэффициента рентабельности реализованной продукции (РпроД) на коэффициент оборачиваемости акти-вов (Коа) (по числу оборотов):

РЭ= РпроД* Коа

Изменения экономической рентабельности прямо пропорциональны изменениям каждого из этих сомножителей. Рентабельность активов будет максимальной при больших значениях обоих сомножителей. средней - при высоком уровне одного коэффициента и низком уровне другого и минимальной - при малых значениях обоих коэффициентов Управление экономической рентабельностью предполагает как минимум учет всех факторов, влияющих на рентабельность продукции и оборачиваемость активов.

Существует специфика управления процессом повышения отдельных видов рентабельности. Так, управление рентабельностью продукции предполагает в первую очередь снижение себестоимости единицы продукции. Управление процессом повышения рентабельности также предполагает установление минимальных уровней рентабельности от продажи различных групп товаров. Проблемой является одновременное обеспечение высокой рентабельности и приемлемых для покупателей (т. е. низких) цен. В процессе управления рентабельностью, прибылью предприятия используется леверидж (рычаг). Это элемент финансового менеджмента, позволяющий максимизировать рентабельность и прибыль, варьируя соотношение собственных и заемных частей капитала (финансовый леверидж) или соотношение постоянных и переменных издержек (операционный леверидж).


 

Распределение прибыли

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Основной целью политики распределения прибыли является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития.

Задачи политики распределения прибыли:

обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;

обеспечение приоритетных целей стратегического развития за счет капитализируемой части прибыли;

обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия;

обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала.

Исходя из задач, основными направлениями распределения прибыли являются:

пополнение оборотных и основных активов;

отчисления в уставный и резервный фонды предприятия;

удовлетворение потребностей руководящего аппарата и членов трудового коллектива (выплата зарплаты, премий, финансирование социальных программ);

выплата дивидендов акционерам.

Об эффективности политики распределения может свидетельствовать значение показателя устойчивого экономического роста (Куэр):

Куэр = (ЧП - Д): СКср,

где ЧП – чистая прибыль,

Д – сумма дивидендов,

СКср – средняя сумма собственного капитала,

(ЧП - Д) – реинвестируемая чистая прибыль, направленная на финансирование активов.

Показатель отражает темпы увеличения экономического потенциала предприятия. Таким образом, политика распределения прибыли направлена на разработку управленческих решений по поводу использования сформированного размера прибыли предприятия в соответствии со стратегическими задачами его развития.

 

Цель и задачи курса “Финансовый менеджмент”, его связь с другими экономическими науками


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.