Философский практикум «как ученые изучают людей». — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Философский практикум «как ученые изучают людей».

2017-10-16 330
Философский практикум «как ученые изучают людей». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно – следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убежденны, что только статический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массой, является самым надежным мерилом экономического поведения.

В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то,что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живем.

В то же время психоаналитики убеждения в непогрешимости вживания или вчуствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных структур и мотивов.

А специалисты по маркетингу не признают иных средств, изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением.

Так пишет Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969).

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. Каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется, хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.

А теперь ответьте на вопросы:

· Каковы основные методы изучения людей?

· Что можешь узнать с помощью наблюдения?

· Что такое эксперимент?

· Какие измерения проводят при изучении поведения людей и их мнений?

 

Тема 2. Основные этапы исторического развития
социологической мысли

Форма практического занятия: устный опрос

Вопросы для обсуждения:

1. Основные социологические идеи О. Конта.

2. Система школ и направлений в западноевропейской социологии XIX века (органическая социология Г. Спенсера, социальная психология Г. Тарда, понимающая социология М. Вебера, формальная социология Г. Зиммеля, социально-экономический детерминизм К. Маркса и т.д.).

3. Русская социологическая мысль XIX - начала XX в.в.

4. Основные направления развития современной социологии.

Работа со словарем: мифология, религия, философия, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, утопический социализм, утопия, антиутопия, позитивизм, «субъективная» социология, географический детерминизм, психологический детерминизм, экономический детерминизм, социально-экономический детерминизм, социологизм, неопозитивизм, фрейдизм, неофрейдизм, неомарксизм, экзистенциализм, «интегральная» социология, социологический эмпиризм, структурный функционализм, символический интеракционизм, этнометодология, органическая социология, понимающая социология, органицизм, конвергенция, технологический детерминизм, бихевиоризм, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, общественно-экономическая формация.

Темы докладов:

1) Проблема образования в социальной системе А. Сен-Симона.

2) Социально-педагогические идеи русских революционных демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

3) О. Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида.

4) Органическая социология Г. Спенсера.

5)»Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

6)»Субъективная» социология П.Л. Лаврова.

7) Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина.

8) К. Маркс об обществе как органической совокупности социальных отношений между людьми.

9) Неомарксизм - социально-философское направление развития западной социологии.

10) Психоаналитическая ориентация социальных идей З. Фрейда.

11) Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский и др.).

12) Теория социального обмена Дж. Хоманса.

13) Общество в антиутопиях Дж. Оруэлла и В. Войновича.

14) Проблемы воспитания в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

15) Просветительская деятельность и педагогические взгляды Р.Оуэна.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните обобщающую таблицу по теме «Основные этапы исторического развития социологической мысли»:

Социологическая теория/ направление в социологии Автор теории/ направления Содержание теории/ направления Основные понятия, вводимые в науку
Классические социологические теории
       
       
Основные русские социологические теории
       
       
Современные западные социологические теории
       
       
Современные отечественные теории
       
       

Вопросы для устного опроса

1. Каковы основные положения социологической теории О.Конта и Г.Спенсера?

2. В чем сущность концепций понимающей социологии В.Вебера? Какую роль, по мнению М.Вебера, играла протестантская этика в развитии общества?

3. Какие основные направления социологии получили развитие в России во второй половине XIX-начале XX вв.?

4. Назовите основных представителей психологической школы в российской социологии? В чём их заслуга?

5. В чём основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевского?

6. Какое место в истории социологической мысли занимает П.А.Сорокин? Каковы основные этапы его творчества?

7. Расскажите об основных направлениях развития социологии в России до и после октября 1917г.?

8. Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?

9. Почему Т.Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?

10. В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?

11. В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей.

12. Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.

13. Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века.

 

Тема 3. Общество как социальная реальность

Форма практического занятия: практический доклад или творческое задание в группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Общество: специфика существования и структура.

2. Общество как развивающаяся система. Поиски детерминант общественного развития.

3. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества.

4. Современные модели развития общества.

Работа со словарем: общество, социальная система, социальное взаимодействие, социальная группа, социальная организация, социальная общность, социальный институт, социальные связи, социальные отношения, общественные отношения, социально-экономическая формация, цивилизация, социал-органические связи, социал-атомистические связи, синтетические связи, развитие социальной системы, социальный прогресс, социальная революция, социальная эволюция, социальное реформирование, формальные социальные группы, неформальные социальные группы, тотальные организации, добровольные ассоциации, харизматические группы, макро-микро континуум, объективно-субъективный континуум, первичная группа, вторичная группа, бюрократия, социальное прогнозирование, футурология, проектирование, экстраполяция, моделирование, политика, государство, политическая организация общества, политическая система, политические институты, общественные организации, политические партии, гражданское общество, правовое государство, демократия, самоуправление народа, неоконсерватизм, либерализм, левый радикализм, социал-демократизм, политическая культура, политическая активность.

Темы докладов:

1) Платон об устройстве государства.

2) Этический аспект анализа социальных связей в трудах Аристотеля.

3) Основные принципы системного анализа общества.

4) Социокультурная концепция развития общества П.Сорокина.

5) Концепция «естественных прав человека» (Фома Аквинский, Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс).

6) Концепция «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо (эгалитаристский подход к осмыслению общества, государства, человека).

7) Современные модели общественного развития (по работам К. Маркса, А. Тойнби, О. Шпенглера, П. Сорокина, И. Валлерстайна, Ф. Броделя).

8) Античные мыслители об устройстве общества и государства (по работам Платона «Государство», Аристотеля «Политика»).

9) Социологические концепции общественного развития (О. Конт, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм).

10) Социальные теории XX века.

11) Общество как система: сущность, структура, функции.

12) Экономика: структура и функции.

13) Историческая роль политики как формы организации общественной жизни.

14) Политическая система современного общества: сущность, структура, функции.

15) Гражданское общество и правовое государство.

16) Политическая культура общества.

17) Политическая власть: современные парадигмы исследования.

18) Виды политического участия: от отчуждения к политической активности.

19) Психология политических отношений и проблемы политического манипулирования.

20) Современная типология политических систем, государственного устройства и политических режимов.

Задания для самостоятельной работы

1. Вопросы для размышления:

1. Дайте характеристику концепциям технологического детерминизма, теориям индустриального, постиндустриального, информационного общества. Определите возможности их использования в качестве теоретической основы анализа проблем воспитания.

2. Проанализируйте влияние компьютеризации общества на формирование личности ребенка.

3. Проанализируйте отношение студентов к деятельности либо высших государственных органов власти, либо каких-то общественных организаций.

4. Проанализируйте политическую активность студентов своей группы.

2. Заполните таблицу:

Типология Признаки Характеристика
1-я типология Все общества делятся на: 1.Дописьменные – умеющие говорить, но не умеющие писать 2. Письменные – владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях   1. 2.
2-я типология Все общества делятся на: 1. Простые 2. Сложные   1. 2.
3-я типология Все общества делятся на: 1. Общество охотников и собирателей 2. Общество огородничества 3. Общество скотоводов 4. Земледельческое общество 5. Индустриальное общество   1. 2. 3. 4. 5.
4-я типология Все общества делятся на: 1. Традиционное 2. Индустриальное 3.Постиндустриальное (информационное)   1. 2. 3.  

 

3. Контрольные вопросы:

1. Что такое общество как система? 2. Каковы основные элементы общества как системы? 3. Дайте характеристику понятия «социальное действие», «социальные связи» и «социальное взаимодействие». 4. Назовите основные сферы общественной жизни и объясните, чем они обусловлены. 5. Какие типы общества вы знаете? 6. Какие общества считаются «открытыми», а какие – «закрытыми»?

Объясните, что это означает

· Открытое общество равных возможностей = высокая мобильность.

· Закрытое общество высоких барьеров = низкая мобильность.

5. Ниже приведены критерии социального объединения людей:

A. Оно не является частью какой либо более крупной системы.

B. Браки заключается между представителями данного объединения.

C. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые являются признанными представителями.

D. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственно.

E. У него собственное название и собственная история.

F. Оно обладает собственной системой управления.

G. Объединение существует дольше среднего продолжительности жизни отдельного индивида.

H. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которой называют культурой.

Подумайте и скажите, кому могут принадлежать приведенные выше критерии социального объединения людей. Ниже дан список возможных кандидатур:

a) Современные державы, насчитывающие 100 миллионов граждан.

b) Древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона.

c) Деревня или село.

d) Промышленное предприятие.

e) Автономная область в составе Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.