Тема 2.3. Накопление научной информации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 2.3. Накопление научной информации

2017-10-16 511
Тема 2.3. Накопление научной информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Студент должен

знать:

- технологии накопления научной информации;

уметь:

- работать с научным аппаратом исследований;

иметь представление:

- об особенностях накопления научной информации с применением электронных библиотек (мультимедиа-энциклопедии, учебники, книги).

 

Накопление научной информации как часть информационных технологий.

Методика поиска литературных источников по теме исследования. Библиографические, реферативные и обзорные издания. Составление картотеки (списка) литературных источников.

Изучение научных публикаций, его методика и этапы. Подбор основной и дополнительной информации по теме исследования. Обобщение и представление изученных материалов в форме, удобной для анализа и выводов. Основные правила использования цитат в научном исследовании.

Особенности накопления научной информации с применением электронных библиотек.

 


Планы семинарских ПРАКТИЧЕСКИХ занятий [1]

Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека

Семинар 1,2 (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Исследования: понятие и общая характеристика.

2. Наука как поиск истины и часть духовного мира человека

3. Рациональное и эмоциональное восприятие окружающего мира в процессе научного познания.

4. Мировые научные картины: физическая, естественно-историческая и гуманитарная (В.И.Вернадский).

Семинар 3 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Роль науки в структуре традиционалистских и техногенных цивилизаций.

2. Мировоззренческий статус науки в современном обществе.

Литература [2]

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: офиц. текст (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 35. - Ст. 4137.

Основная

Большой энциклопедический словарь.- М.: Изд-во БСЭ, 2001. -1434 с. *

Боно Э. Латеральное мышление. Учебник творческого мышления / Э.Боно. // Пер. с англ. П.А.Самсонов.- Мн.: ООО «Попурри». - 2005. - 384 с.

Теория государства и права / Пиголкин А.С. [и др.]; под общ. ред. А.С.Пиголкина.- М.: Юрайт-издат.- 2006. - С. 35-47.*

 

Тема 1.2. Основные понятия НИР

Семинар 1 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия НИР: наука, фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки, научный результат, научная продукция.

2. Научно-техническая и инновационная деятельность.

Семинар 2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Нравственные начала исследовательской деятельности.

2. Наука и лженаука.

Литература [3]

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: офиц. текст (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 35. - Ст. 4137.

Основная

Большой энциклопедический словарь.- М.: Изд-во БСЭ, 2001. -1434 с. *

Боно Э. Латеральное мышление. Учебник творческого мышления / Э.Боно. // Пер. с англ. П.А.Самсонов.- Мн.: ООО «Попурри». - 2005. - 384 с.

Теория государства и права / Пиголкин А.С. [и др.]; под общ. ред. А.С.Пиголкина.- М.: Юрайт-издат.- 2006. - С. 35-47.*

Тема 2.1. Использование методов научного познания

Семинар 1 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о методе и методологии.

2. Методологические принципы (объективность, всесторонность, историзм, конкретность и др.).

 

Семинар 2 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация методов научного познания и ее основания.

2. Философские методы (диалектический, метафизический).

3. Общенаучные и частнонаучные методы.

Семинар 3 (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Методы междисциплинарного исследования как синтетические, интегративные приемы и способы научного познания.

2. Использование методологии в юриспруденции.

Литература [4]

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: офиц. текст (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 35. - Ст. 4137.

Основная

Большой энциклопедический словарь.- М.: Изд-во БСЭ, 2001. -1434 с. *

Боно Э. Латеральное мышление. Учебник творческого мышления / Э.Боно. // Пер. с англ. П.А.Самсонов.- Мн.: ООО «Попурри». - 2005. - 384 с.

Теория государства и права / Пиголкин А.С. [и др.]; под общ. ред. А.С.Пиголкина.- М.: Юрайт-издат.- 2006. - С. 35-47.*

Задания для практических занятий и самостоятельной работы

1. Интеллектуальная разминка: игры в слова. Настройтесь на внимание, сосредоточьтесь. Решаем задачи с дуплетами. Их придумал английский математик и писатель Чарльз Доджсон, более известный под литературным псевдонимом Льюис Кэрролл. Возьмем два слова, состоящие из одинакового числа букв. Надо выстроить цепочку слов от одного слова к другому – так, чтобы каждое слово в цепочке отличалось от предыдущего только одной буквой. Два задаваемых слова Льюис Кэрролл называет дуплетом, промежуточные слова – звеньями, а всю последовательность слов – цепочкой. Переставлять буквы не разрешается, каждая буква должна оставаться на своем месте. Слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Все звенья должны быть общепринятыми литературными словами. Например, вплетаем БАНТ в КОСУ: б ант- р ант-ран а -ра с а-р о са- к оса. Итак:

Сварите СУП из РАКА. Поставьте РОЗУ в ВАЗУ. Поймайте РЫБУ в СЕТЬ. Обмакните ПЕРО в ТУШЬ. Загоните ВОЛКА в НОРУ.

2. Взгляните на событие глазами разных персонажей. Обратите внимание, что один и тот же исходный материал может быть истолкован не одинаково.

Только по решению берлинского земельного суда 47-летний гражданин Германии Сейям египетского происхождения получил право назвать сына по своему усмотрению. Отец решил дать новорожденному редкостное для европейцев, но довольно распространенное в мусульманском мире имя Джихад (в переводе с арабского - священная война). Ранее районный отдел записи актов гражданского состояния категорически отказался зарегистрировать ребенка под таким именем, сославшись на то, что оно невольно станет ассоциироваться в сознании окружающих с ужасами исламского терроризма. Иначе, видимо, истолковал это земельный суд, посчитав имя Джихад вполне допустимым для немецких реалий. При этом суд исходил из существующего в ФРГ и законодательно закрепленного права на свободу выбора имени. Министр внутренних дел в правительстве Берлина возмущен: «А как бы повели себя судьи в случае, если бы малопонятное иностранное имя означало бы «Смерть всем судьям»?

3. Выберите и запишите доминантную идею – обдумайте ситуацию и сконцентрируйте то, что в результате стало очевидным, в одной фразе:

1) Москвичи Марина Фролова и Вячеслав Воронин попытались назвать своего сына БОЧ рВФ 260602 – Биологический Объект Человек рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года. В ЗАГСе регистрировать малыша с таким именем отказались. Сотрудники попытались убедить родителей в том, что, назвав так ребенка, они входят в противоречие с его интересами. Это не подействовало. Родители подали в суд, но проиграли и в районном, и в городском суде.

2) В 1925 г. в Военно-медицинской академии приказом из Москвы была назначена комиссия, которая должна была произвести так называемую «чистку». Изгнать должны были «социально-чуждые или социально-опасные элементы». Среди уволенных студентов, разумеется, были и дети духовенства. Некоторые из них пытались найти себе защитника в лице Ивана Петровича Павлова. Павлов, конечно, потребовал восстановления их в правах, но ничего не добился. Тогда он подал заявление, в котором сообщал командованию академии, что так как он сам является сыном священника, то просит считать его «вычищенным» вместе с другими детьми духовенства. После этого он перестал посещать свою кафедру. Попытки уговорить Павлова не привели ни к чему. В течение целого года канцелярия академии ежемесячно посылала ему жалование на квартиру. Он каждый раз поил посыльного чаем, но денег не принимал. Как известно, Иван Петрович Павлов после этого так и не возвратился в Военно-медицинскую академию, в которой проработал больше 50 лет. (Из воспоминаний А.П.Быстрова)

3) Фрагмент интервью с Виталием Лазаревичем Гинзбургом, академиком, лауреатом Нобелевской премии:

- Вы практически единственный, кто открыто заявляет о своем атеизме. Хотя многие ученые куда более осторожны. Скажем, президент РАН Юрий Осипов говорит, что довольно много известных ученых постепенно начали осмысливать связь между верой и знаниями.

- Я не раз предлагал обсудить вопросы связи науки и религии и на президиуме, и на Общем собрании академии. Бесполезно. Люди делают вид, что нет проблемы. Что касается утверждения, будто известные ученые пришли к Богу, среди наших современников я таких не знаю. Вообще здесь очень тонкий вопрос. Что значит пришел к Богу? Когда Эйнштейна спросили, верите ли вы в Бога, он ответил, что верит в Бога Спинозы, который отвечает за все, но не верит в Бога, который управляет делами людей. Еще он говорил про «космическую религию». Нечто подобное высказывал и Сахаров.

- То есть, если ученый упирается в потолок своих знаний, он может только поверить, что есть нечто свыше, есть Бог?

- Он может на него ссылаться, но это не вера в прямом смысле, не христианство, не мусульманство. Что прежде всего отличает официальную религию? В чем ее стержень? Вера в чудеса! Но чудо противоречит науке.

Что касается меня, то я не верю ни в какого Бога, в том числе и Спинозы, нет у меня и «космического чувства». Я ни в коем случае не призываю бороться с религией, так как вера – свободный выбор и право каждого человека. Но я против насаждения религии в школе. Кстати, в первые годы христианства крестили только взрослых людей, а у нас хотят ребенку с детства навязывать основы православной культуры. Каждый интеллигентный человек должен быть знаком с мировой религией, но как частью общемировой культуры, только так ее можно преподавать.

А вообще я завидую верующим. Мне 90 лет, одолевают болезни. С ними верующему легче смириться, как и с другими трудностями жизни. Но что делать. Не могу я поверить в воскресение из мертвых.

4. Сколько будет 1 плюс 1? 1+1=2? Не только! Судите сами:

1) 1+1= буква русского алфавита Н без горизонтальной соединяющей черточки;

2) 1+1= буква латинского алфавита Н без горизонтальной соединяющей черточки;

3) 1+1=55 (одна купюра, одна монета – пятьдесят рублей и пять рублей);

4) 1+1=505 (одна купюра, одна монета – пятьсот рублей и пять рублей);

5) 1+1= 5005 (одна купюра, одна монета – пять тысяч рублей и пять рублей);

4) 1+1=10 (одна рука и одна рука, пальцев всего десять);

5) 1+1= 24 (один год и один год – по двенадцать месяцев в каждом);

6) 1+1= юридический признак повторности (при указанных в законе условиях).

Придумайте как можно больше ответов на вопрос, сколько будет одни плюс один, и запишите их. Можно устроить соревнование, предварительно разделив группу на две или три команды.*

5. Интеллектуальная разминка: анаграммы. Переставим буквы в слове КАРЕТА – получим слово РАКЕТА. У вас есть пять минут, чтобы найти новые слова из следующего перечня: клоп, мышка, зола, ропот, автор, табун.

6. Внимательно прочитайте тексты, обдумайте содержащуюся в них информацию. Какие идеи здесь выражены? Какие исследовательские задачи можно поставить в связи с этим? Какими методами вы будете их решать? Чем, на ваш взгляд, может определяться выбор метода?

1) Известны описания утраченных секретов «нержавеющего железа» и «гнущегося стекла», красителей шелка и шерсти. Одним из удивительных утерянных открытий был так называемый греческий огонь, о котором предание гласит, что он «летел с быстротой молнии и с громовым грохотом, был похож на крылатого дракона с головой свиньи и длинным хвостом». Когда снаряд достигал цели, происходил сильный взрыв, поднимался черный дым и распространялось пламя во всех направлениях. Современные исследователи утверждают, что это был прародитель напалма.

К Джону Турлоу, начальнику разведки Кромвеля, пришел однажды человек и сказал: «Вы меня оставите одного с письмом, через минуту я вручу вам его «точную копию. Через некоторое время письменные знаки пропадут, но этого достаточно, чтобы успеть прочитать письмо». Вероятно, это было сверхчувствительное вещество, менявшее окраску при соприкосновении с чернилами на бумаге, пропитанной этим веществом.

По воспоминаниям сэра Джона Эвелина, в XVII в. в Риме к нему обратился неизвестный с предложением «продать чудо». Он показал перстень, в гнезде которого светилась чрезвычайно яркая точка, которой незнакомец запалил трубку.

В царской России существовало подчиненное императору отделение по надзору и уничтожению особо опасных изобретений. Так, профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио ударных волн взрыва, нашли в 1903 г. мертвым в его лаборатории. По особому распоряжению его документы были изъяты и уничтожены, а лаборатория разрушена.

(По Н.И.Плотникову)

2) Автандил Ануашвили утверждает, что не только нашел способ читать лица как открытые письмена, но и метод, как помочь их владельцам самим исправить ошибки в этих «письменах». Бывший разработчик технологий обнаружения самолетов-«невидимок» разработал компьютерную программу психологической коррекции личности. По простой фотографии компьютер определяет психологическое состояние человека и его склонности. Дает прогноз поведения в экстремальных ситуациях и рекомендации, как синхронизировать работу полушарий мозга. От этого, по словам изобретателя, человек легче достигает вожделенной гармонии и внутренней целостности. В процессе коррекции у пациентов неоднократно проходило косоглазие, вновь темнели седые волосы. Словом, происходили почти чудеса. (По материалам журнала «Технодром имени Кулибина»)

3) 1503 год. Молодой венецианский купец Людовико ди Вартема отправляется с караваном в Мекку. Приняв ислам, он посещает город Медина, где, по его словам, находится Мавзолей с гробом пророка Мухаммеда (Магомета). Возвратившись в Европу, в своих очерках о путешествии по Аравии он рассказывает о чуде: гроб Магомета парит в подземелье Мавзолея в Медине, неподвластный силам земного притяжения. Однако ни один очевидец подтвердить это не может: по законам ислама, всякому, кто осмелится спуститься в погребальный склеп, как только он выйдет оттуда, отрубят голову.

В этой легенде была впервые сформулирована задача о левитации – свободном парении твердых тел в гравитационном поле Земли. В наши дни тайна левитации раскрыта. В 1945 г. московский ученый Аркадьев создал неконтактный подвес, используя явление сверхпроводимости. Он заставил «левитировать» небольшой постоянный магнит над сверхпроводящим свинцовым диском, а фотография этого эксперимента получила известность под названием «гроб Магомета». На свойстве сверхпроводимости некоторых материалов (нулевое сопротивление) и способности выталкивать из себя магнитное поле (так называемый «эффект Мейснера») основано сегодня устройство поездов на магнитной подвеске, по скорости конкурирующих с самолетами. (По материалам журнала «Технодром имени Кулибина»).

7. Однажды встретились два приятеля – Человек порядка и Человек беспорядка. И разговорились.

- Мне кажется, что все, что не особенно настойчиво запрещено, то можно бы считать дозволенным.

- Совсем напротив: все то, что не особенно настойчиво дозволено, надо несомненно считать уже запрещенным.*

Как вы полагаете, кому какая реплика принадлежит? И почему?

8. Опишите один день жизни в государстве, из которого устранено право.

9. «Обеденный перерыв в нашей академии». Разделите предложенную тему на части (отдельные компоненты) и соедините их в новое целое, чтобы получить новый взгляд на ситуацию.

10. Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику.* Последний – старый и уродливый – влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой девушки?


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.