Гаврилова Т.П., Константинова Ф.В., Никитина Н.И., — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Гаврилова Т.П., Константинова Ф.В., Никитина Н.И.,

2017-10-21 423
Гаврилова Т.П., Константинова Ф.В., Никитина Н.И., 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОСПИТЫВАЕМ

НРАВСТВЕННО УСТОЙЧИВУЮ

ЛИЧНОСТЬ

 

Методическое пособие

 

Пермь 2005


УДК 371.217.3

ББК 74.213

Г 12

Руководители проекта "Нравственное воспитание":

Директор СПУ "Уральское подворье" Ф.В. Валисевич

Зам. директора по учебно-воспитательной работе СПУ

"Уральское подворье" В.П. Чухарева

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной

педагогики Пермского государственного педагогического университета

Н.В. Юняева

 

Гаврилова Т.П., Константинова Ф.В., Никитина Н.И.,

Теплоухова Н.А., Утятникова А.Р.

Г 12 Воспитываем нравственно устойчивую личность: Методическое пособие. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. – 57 с.

 

 

В пособии представлены методические разработки часов нравственного общения; этические задачи и тексты известных авторских песен, которые используются в работе с воспитанниками Специального профессионального училища "Уральское подворье" по формированию основ нравственной устойчивости личности.

Методическое пособие предназначено для воспитателей, социальных педагогов профессиональных училищ. Методические материалы могут быть также использованы в воспитательной работе с учащимися старших классов общеобразовательной школы, в учебном процессе педвузов для профессиональной подготовки студентов.

 

 

УДК 371.217.3

ББК 74.213

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

 

ã Т.П. Гаврилова, 2005

ã СПУ "Уральское подворье", 2005


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Часть I. ЧАСЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ.. 7

Тема 1. ЧЕСТЬ – ПОНЯТИЕ ВЕЧНОЕ. 7

Тема 2. СИЛА ВОЛИ. НУЖНА ЛИ ОНА ЧЕЛОВЕКУ?. 12

Тема 3. О ЧЕСТНОСТИ.. 20

Тема 4. "Я САМ!". 25

Часть II. ЭТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.. 31

ЗАДАЧИ ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.. 31

О НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 31

БУДЬТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ! 33

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ. 35

ЖИТЬ ДОЛЖНО – КАК СЛЕДУЕТ. 40

ЗАДАЧИ НА ВЫБОР ДЕЙСТВИЯ.. 42

Часть III. ПЕСНИ ДЛЯ ЭТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.. 45

О ДОБРОТЕ. 45

О ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, УПОРСТВЕ, СТОЙКОСТИ ДУХА.. 46

О ДУХОВНОСТИ.. 47

О ДОЛГЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 51

О КОЛЛЕКТИВИЗМЕ. 52

О ПАТРИОТИЗМЕ. 53

О ЧЕСТИ.. 54

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема формирования нравственно устойчивого поведения подростков. Новые подходы к её решению ориентированы на общечеловеческие ценности, слияние суждений, установок, эмоциональных переживаний.

Нравственная устойчивость – это интегративное свойство личности, которое дает возможность подростку свободно ориентироваться в окружающем мире, обеспечивает его способностью принимать нравственные решения в сложных поведенческих ситуациях, открыто противостоять различным негативным воздействиям. В то же время недостаточная сформированность у воспитанников такого качества, как нравственная устойчивость, может явиться причиной их девиантного поведения.

В результате научного поиска нами была выработана определенная технология воспитания качеств личности, лежащих в основе нравственной устойчивости, таких как гуманность, личная ответственность, чувство долга, честь и совесть, чувство собственного достоинства, самостоятельность, нравственная убежденность.

Технологическая система формирования нравственной устойчивости личности воспитанников включает в себя три блока: когнитивный, эмотивный и поведенческий.

В пособии изложен опыт работы по формированию понятийного аппарата подростков (когнитивный блок) и установок нравственно устойчивого поведения (эмотивный блок). Особое внимание уделено именно этим блокам, так как с усвоения нравственных понятий начинается формирование моральных убеждений. Знание и понимание сути моральных категорий дает подростку возможность свободно ориентироваться в мире социальных ценностей, активно участвовать в самопознании, включаясь в анализ собственных поступков и отношений с окружающим миром.

Пособие состоит из трех разделов.

Часы нравственного общения, содержащиеся в первом разделе, представляют собой технологическую цепочку, состоящую из следующих звеньев: самостоятельная работа над определениями моральных категорий; этические беседы на основе литературных сказок, легенд, библейских сказаний, басен, стихов и песен; решение этических задач, выполнение заданий оценочного, аналитического и проблемного характера; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов нравственного содержания; этические игры; рефлексивные упражнения.

Наша работа показала, что введение в технологическую цепочку эмоциональных и проблемно-поисковых стимулов обогатило воспитательный процесс, сделало его эмоционально насыщенным, повышающим активность воспитанников.

Второй раздел содержит вербальные этические ситуации. Включение их в процесс нравственного воспитания обусловлено тем, что, решая их, подростки активно думают, проявляют волю, самостоятельно принимают этические решения. Этические ситуации подобраны в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Они представляют собой описание случаев из жизни, периодической печати, видеофильмов, художественной литературы, отвечающее задачам воспитания нравственных качеств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности.

В третьем разделе представлены песни, которые могут быть включены как в часы общения, так и использованы в этическом песенном тренинге. Этический песенный тренинг – особая форма воспитательной работы с трудными подростками. Он является одним из способов сближения педагогических замыслов с эмоциональными потребностями воспитанников. Прослушивание песен этического содержания или непосредственное исполнение их воспитанниками, дальнейшее обсуждение ведущих идей песни позволяет соединить в воспитательном процессе сознание и чувства. Это слияние особенно важно в отрочестве, так как воспитанники в этом возрасте не могут руководствоваться только рациональным, они должны получать и эмоциональный заряд. Музыка помогает создать психологический фон для доверительной беседы, для формирования позитивного отношения к нравственным ценностям окружающей жизни, способствует зарождению у воспитанников мотивов нравственно устойчивого поведения.

Цель издания настоящего пособия – оказать методическую помощь воспитателям и социальным педагогам специальных профессионально-технических училищ, классным руководителям старших классов общеобразовательных школ, а также студентам педагогических ВУЗов. Часы нравственного общения разработаны воспитателями СПУ "Уральское подворье" Ф.В. Константиновой, Н.И. Никитиной, Н.А. Теплоуховой, А.Р. Утятниковой под руководством и при участии кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей и социальной педагогики ПГПУ Т.П. Гавриловой.

Методические материалы были использованы в СПУ "Уральское подворье" в процессе экспериментальной работы по формированию у воспитанников основ нравственной устойчивости личности в рамках разработанной нами технологии.


Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята.

Имею честь представиться – Фаина Васильевна Константинова.

Имею честь представить группу СТ – 21.

Воспитанники поочерёдно встают и представляются в старинном стиле: Имею честь представиться – Юра Акинфиев (делает кивок головой, садится) и так далее.

Воспитатель: Итак, уважаемые гости и ребята, тема нашего часа общения: "Честь – понятие вечное". Цель нашей встречи – разобраться в понятии "честь", рассмотреть, как оно понималось в различные эпохи, и обсудить, нужна ли честь вам и вашим сверстникам.

Что же означает слово "честь"?

Воспитанники:

1. В словаре Ожегова даются такие определения чести:

· достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;

· хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

· почёт и уважение.

2. В.И. Даль в своем словаре даёт следующее определение: "Честь как внутреннее нравственное достоинство". То есть, честь и достоинство – понятия, взаимосвязанные друг с другом.

3. В юридической литературе (автор А.Л. Анисимов) гражданско-правовая защита чести определяется так: "Честь – это общественная оценка личности, определённая мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Честь удовлетворяет нравственные потребности человека".

Воспитатель: Мы с вами уточнили, что означает слово "честь" в разных аспектах.

Для того, чтобы вы смогли оценить, насколько у вас сформированы свойства такого качества, как честь, предлагаю вам выполнить рефлексивное упражнение.

(Раздаются карточки).

Задание: Из предложенных качеств выбери те, которыми по твоему мнению ты обладаешь, и подчеркни их.

 

· Уважение самого себя. · Гордость за свои поступки. · Умение прислушиваться к мнению других людей. · Способность быть опорой для кого-либо. · Чувство уверенности. · Умение держать слово.

 

(Через три минуты ассистенты собирают карточки и обрабатывают результаты. Карточки приклеиваются на геометрическую фигуру).

Воспитатель: Пока ассистенты обрабатывают карточки, мы обсудим высказывания великих людей о чести.

· "Честь нельзя отнять, её можно потерять" (А.П. Чехов).

· "В вопросах чести не бывает двух решений" (К.А. Тимирязев).

Выскажите свое отношение к этим высказываниям.

Скажите, чьё высказывание вам больше понравилось.

(Если объяснения учащихся будут неполными, то надо помочь им).

Пример к высказыванию: "В вопросах чести не бывает двух решений".

Идут соревнования по автогонкам на первенство России. Во время гонки машина лидера переворачивается, и водитель самостоятельно не может покинуть машину. Следом мчится другая машина. Спортсмен должен решить: помочь сопернику или проехать мимо и выиграть гонку.

(Обсуждение ситуации).

Воспитатель: А теперь посмотрим, каким получился портрет нашей группы, изображённый на геометрической фигуре. Посмотрев на эту картинку, мы с вами можем сделать вывод о том, над чем нам ещё надо поработать.

(Обсуждение результатов тестирования).

Воспитатель: Честь – понятие вечное. Доказательством этого служат примеры из литературных источников разных эпох.

· РЫЦАРИ. Что вы можете сказать о сущности чести в этот период?

Требования кодекса части гласили, что рыцарь должен быть верен слову, вступаться за слабых, сражаться за честь и в честь прекрасных дам, кровью смывать оскорбление, унижающее его честь.

Таков средневековый кодекс чести рыцаря.

· МУШКЕТЁРЫ. Обратимся к другой эпохе. Знаете ли вы кодекс чести мушкетёров?

Кодекс чести им предписывал: хранить верность слову, дружбе, преданно служить королю, сражаться за свою честь.

· ДВОРЯНЕ. Продолжим наше путешествие по истории. Рассмотрим дворянский долг чести в России.

Держать своё слово, верой и правдой служить отечеству, своевременно расплачиваться по долгам, на дуэли защищать оскорблённую кем бы то ни было честь. Дуэли часто приводили к трагедиям. Кто погиб на дуэли?

(На дуэли погиб великий русский поэт А.С. Пушкин).

 

НА СМЕРТЬ ПОЭТА

М.Ю. Лермонтов

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

 

Воспитатель: Мы с вами видим, что и мушкетёры, и рыцари, и дворяне – все защищали свою честь, честь своей Родины. А как защищал честь своей Родины русский солдат, который победил врага и в Отечественной войне 1812 г. и в Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг.

Давайте посмотрим фрагмент из кинофильма: "Звезда". Охарактеризуйте, пожалуйста, как защищали солдаты честь Родины (честно, мужественно, не жалея жизни).

Воинам, честно исполнившим свой долг, посвящается песня: "Офицеры".

(Песня исполняется группой учащихся под гитару).

 

ОФИЦЕРЫ

О. Газманов

Господа офицеры, по натянутым нервам

Я аккордами веры эту песню пою.

Тем, кто, бросив карьеру, живота не жалея,

Свою грудь подставляет за Россию свою.

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,

Кто карьеры не делал от солдатских кровей.

Я пою офицерам, матерей пожалевшим,

Возвратив им обратно живых сыновей.

Припев:

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

За Россию и свободу до конца.

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

Заставляя в унисон стучать сердца.

Господа офицеры, как сберечь вашу веру?

На разрытых могилах ваши души хрипят.

Что ж вы, братцы, наделали, не смогли уберечь их.

И теперь они вечно в глаза нам глядят.

Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах.

Позвала их Россия, так бывало не раз.

И опять вы уходите, может, прямо на небо.

И откуда-то сверху прощаете нас.

Припев.

 

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, в наши дни есть ли необходимость защищать честь Родины? Где и как мы можем защищать честь?

В нашем училище свою честь защищают столяры, токари, парикмахеры, пекари, повара на конкурсах мастеров. Люди защищают честь в спортивных соревнованиях, на художественных конкурсах, в науке, в искусстве.

Критерии чести, на которые должен ориентироваться человек сегодня:

· самоуважение, как основа чести;

· утверждение духовных ценностей в образе жизни;

· служение отчизне;

· умение взять на себя ответственность;

· верность слову, дружбе;

· надёжность;

· служение истине;

· готовность помочь слабому.

К защите чести Родины готовятся солдаты в армии.

Скоро и вас призовут на службу, и хотелось бы заострить ваше внимание на том, как вести себя в разных ситуациях, чтобы защитить честь и достоинство.

Все вы знаете о неуставных отношениях в армии.

(Инсценировка "Салага").

От чего же зависит отношение старослужащих к новичку?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель: Хочу зачитать вам советы школьного военрука.

Многое зависит от того, как поведёте себя в первый день в новом коллективе. Как правило, в первые дни не бывает избиений, тебя просто проверяют на прочность. Помни, что стоит лишь раз выполнить неуставное требование, как за ним последует другое. Сначала попросят начистить сапоги "деду", затем застелить койку и так далее. А когда вы вспомните о чести, достоинстве и самолюбии, будет поздно. Конечно, чтобы сказать "нет", – нужно мужество. Но поймите одну истину: "Человека невозможно унизить, пока он не унизит себя сам".

К армии надо себя готовить как морально, так и физически. Сильная воля и физическая подготовка помогут преодолеть все трудности и с честью выйти из сложных ситуаций.

Воспитатель: Давайте закончим классный час на оптимистической ноте и споём все вместе песню из кинофильма "Гардемарины".

 

ГАРДЕМАРИНЫ

Сл. Ю. Ряшникова, муз. В. Лебедева

По воле рока так случилось,

Иль это нрав у нас таков,

Зачем троим, скажи на милость,

Такое множество врагов?

Но на судьбу не надо дуться,

Там, у других, вдали, бог весть.

А здесь у нас враги найдутся,

Была бы честь, была бы честь!

Припев:

Не вешать нос, Гардемарины!

Дурна ли жизнь иль хороша,

Едины парус и душа,

Едины парус и душа,

Судьба и Родина едины.

В делах любви, как будто мирных,

Стезя влюблённых такова,

Что русский взнос за счастье милых,

Не кошелёк, а голова.

Но шпаги свист и вой картечи

И тьмы острожной тишина

За долгий взгляд короткой встречи,

Ах, это, право, не цена.

Припев: (2 раза).

 

Воспитатель: До свидания.

Вся группа встаёт и говорит хором: "Честь имеем откланяться!".

Список литературы

1. Балакай Г.А. Словарь русского речевого этикета. М., 2001.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980.

3. ОБЖ. Журнал. 2002. № 5.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой, 18 изд. М.: Русский язык, 1987.

5. Шемшурина А. И. Этика. Курс занятий в 9 классе. М., 1995.

 

Ход занятия

Фрагмент увертюры И. Дунаевского к кинофильму "Дети капитана Гранта".

Воспитатель: Я рада приветствовать всех присутствующих. Ребята, сегодня у нас с вами необычный час общения. Во-первых, потому, что у нас сегодня много гостей, а во-вторых, мы с вами должны обсудить, на мой взгляд, очень важную тему. На стенах кабинета висят плакаты, прочитайте, пожалуйста, их внимательно.

(Кто-либо из воспитанников зачитывает высказывания известных людей).

Скажите, пожалуйста, что общего в этих высказываниях.

Воспитанники: Общее в них – слово "воля".

Воспитатель: Да, во всех высказываниях присутствует это слово.

На одном из недавних часов общения мы с вами познакомились с понятием нравственной устойчивости. Убедились, что оно состоит из многих моральных качеств. Все они очень важны, так как тесно связаны друг с другом. Давайте вспомним, какие это качества: доброта, совесть, долг, честность и так далее. Все эти качества не играют своей положительной роли, если человек не обладает силой воли. Сегодня мы поговорим об этом важном качестве – о воле.

Незадолго до сегодняшнего часа общения я вам предложила написать небольшое сочинение о том, как вы понимаете, что такое сила воли. Послушайте некоторые выдержки из Ваших сочинений:

· "Мне кажется, что сила воли – это когда человек хочет что-то сделать, но не может, просто не решается. А когда он решится и сделает – то это и есть сила воли".

· "Сила воли – это когда человек может сказать "нет". Если человек захочет бросить пить или курить, на это надо иметь силу воли".

· "Сила воли – это когда человек может бросить курить, пить, токсикоманить. Я раньше прогуливал уроки, токсикоманил. Мне это надоело, я решил лечиться. Сейчас я хожу в училище, не употребляю токсические вещества".

· "Я был обычным игроком на компьютере, хотел стать хакером. Я много старался и, наконец, добился своего. Стал суперхакером, занял первое место из тридцати. Для того, чтобы достичь этого, я очень много и долго старался. Просто я переборол себя".

· "Сила воли выражается в перестройке своих старых привычек. До учебы в училище я спала до 11 часов дня. Сейчас встаю в 7 утра. Пришлось приложить силу воли".

· "Сила воли нужна нам для того, чтобы достичь какой-либо цели".

Воспитатель: Давайте посмотрим, как понятия "воля", "сила воли" трактуются в словарях русского языка.

Словарь И.С. Ожегова:

"Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

Сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь (Воля к победе)".

Словарь русского языка В.И. Даля:

"Воля – желание, стремление, независимость, простор в действиях. Сила воли – мочь, могута, способность нисколько не объяснимая, но проявляющаяся без видимой вещественной силы (Сила воли над самим собой)".

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что такое воля. Но это понятие тесно связано с другими качествами личности. Посмотрите, пожалуйста, на плакаты со структурой понятий "Сила воли" и "Слабоволие".

 

целеустремленность инициативность самостоятельность настойчивость решительность смелость самообладание дисциплинированность беспринципность безынициативность малодушие невыдержанность упрямство лень трусость конфликтность

 

Воля тесно связана с такими качествами личности, как:

· целеустремленность – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на ее достижение;

· настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней;

· выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение;

· решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению;

· мужество и смелость – готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия;

· дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам;

· инициативность – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в действиях.

Воспитатель: А теперь, после того как мы ознакомились с сутью каждого волевого свойства, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эти понятия.

Сейчас я вам зачитаю несколько примеров, а вы постарайтесь определить, какое волевое свойство проявляется в каждом из них сильнее всего.

1. "Этот случай произошел на одном из кораблей, находившемся в северных широтах. На корабле обледенела антенна локатора, и он перестал работать. Нужно было срочно сколоть лед. Однако сделать это можно было только голыми руками, так как инструмент мог повредить антенну. Антенна находилась на высоте девятиэтажного дома. Командир ждал: кто отважится добровольно выполнить это задание? Вызвался Эдик Шкерт. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала 45 м/сек. Эдика пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец – площадка. Он привязал себя к лееру, снял перчатки и начал работать. Лед, облепивший антенну, был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер и мороз, голыми руками юноша скалывал лед. Руки его опухли, стали багровыми, нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности, завершил работу и благополучно спустился на палубу".

Какие волевые качества проявил Эдик Шкерт?

(Ответы воспитанников).

2. "Дубровка. Театральный центр. Заложники. Сводки новостей коротки и тревожны. Люди не спали – слушали сводки, плакали, молились. И в эту вязкую тревожную ночь вышел из дома человек. Рослый, широкоплечий. На нем была форма российского офицера. Человек размашистым шагом направился в сторону Театрального центра. Удостоверение подполковника Российской армии позволило ему миновать уже выставленные к тому времени кордоны. Он вошел в театр. Боевик в маске преградил путь. Офицер представился, показал ему удостоверение, изложил свою просьбу: "Освободите детей. Я готов остаться здесь вместо них". Его убили. С множеством огнестрельных ранений его тело бросили в подвале Театрального центра. Уже после штурма оно было найдено, и стало известно имя этого российского офицера. Васильев Константин Иванович, 35 лет".

Какие волевые качества проявил герой-офицер?

(Ответы воспитанников).

3. "Известный аргентинский футболист Марадона стал заниматься наркобизнесом, употреблять наркотики. Он был исключен из итальянской команды, в которой работал по контракту. Сильнейшего форварда, а затем наркомана нигде не брали на работу. Человек мог бы сломаться в такой ситуации, но Марадона выстоял. Он поставил перед собой цель – вылечиться, избавиться от пагубного пристрастия. И сумел выполнить взятое самообязательство. Он вернулся в большой футбол, вернулся в жизнь".

Какие волевые качества помогли Марадоне вернуться в большой спорт?

(Ответы воспитанников).

4. "Мать одного подростка рассказывала: "Мой Сеня очень увлекается лыжами. Еще маленьким ходил на прогулки с отцом, а в последнее время я заметила, что он каждый день 1,5 часа тратит на лыжи. Думала, к соревнованиям готовится. Оказывается, нет. Спрашиваю сына: "Ты и раньше ходил на лыжах, но такого еще не было, чтобы ты, как заведенная машина, в мороз и вьюгу тренировался. Ведь простудиться можно". Сеня мне ответил: "Раньше было одно, а теперь другое. Я теперь волю свою закаляю, а не для удовольствия только прогуливаюсь. Тут уж хочешь или не хочешь, а идти надо".

Какие волевые качества воспитывает в себе Сеня?

(Ответы воспитанников).

Музыкальная пауза: "Герои спорта" (слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).

Воспитатель: Предлагаю вам принять участие в игре "Тайное свойство".

Встаньте в круг и вытяните руки перед собой. У меня в руках драгоценный камень, который символизирует какое-либо волевое качество, например, настойчивость.

Проходя мимо вас, я буду вкладывать свои ладони в ладони каждого из вас, добавляя к вашему имени одно из волевых свойств: "Эдик решительный, Катя смелая и так далее. Незаметно я оставлю камень в ладонях одного из вас.

Когда я пройду весь круг, один из вас будет отгадывать, у кого находится драгоценный камень. Для этого вам надо вспомнить, какими волевыми качествами я наделила всех игроков. Игроку дается три попытки отгадать, у кого находится камень.

(Рефлексия).

Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшую музыкальную викторину. Люди искусства – художники, композиторы – в своем творчестве всегда обращались и воспевали волевые качества человека. Я вам предлагаю послушать фрагмент увертюры русского композитора М.И. Глинки к опере "Руслан и Людмила" (можно очень кратко напомнить воспитанникам ее содержание).

У вас на столах лежат карточки со словами-определениями по теме нашего часа общения:

 

  Радостно Торжественно Энергично Приподнято Величественно Мужественно Победно Блестяще Решительно Бодро Величаво Настойчиво Ослепительно Восторженно Смело Живо Жизнеутверждающе Уверенно  

 

Сейчас зазвучит музыка. Слушая ее, просмотрите слова на карточках. Когда я снова включу эту музыку, пожалуйста, назовите определения, которыми на ваш взгляд можно ее охарактеризовать.

(Ответы воспитанников).

Воспитатель: Я думаю, вы понимаете, как важно суметь устоять перед соблазном, суметь выстоять в трудную минуту. Суметь сказать себе "нет". И я уверена, что каждый из вас когда-нибудь одерживал над собой маленькую победу, преодолевал хоть небольшую слабость, а значит, проявлял волю. Насколько сильна наша воля, настолько обычно плодотворна наша работа, учеба, жизнь, то есть любой вид деятельности.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть свой антипод, то есть слово, противоположное по значению. Скажите, какой антипод у слова "воля"?

Воспитанники: Слабоволие.

Воспитатель: Совершенно верно.

У меня на столе стоит черный ящик. В нем находятся различные "волевые и слабовольные качества", подходите к нему, пожалуйста, доставайте карточки с этими качествами. Постарайтесь определить, к какой группе они относятся, и коротко охарактеризуйте их. Вы самостоятельно подобрали отрицательные качества, которые присущи слабоволию:

· несдержанность;

· безынициативность;

· малодушие;

· лень;

· беспринципность;

· трусость.

Воспитатель: Хочу привести вам такой пример. Два дня назад двое ребят из нашего отделения избили сокурсника, причем избили очень жестоко – ногами, его лицо превратилось в сплошной синяк. За этой сценой наблюдали двое первокурсников. При этом они не проронили ни слова и не предприняли никаких действий. Как вы считаете, какие качества личности у них проявились?

(Ответы воспитанников).

Музыкальная пауза: "Песня о друге" (В. Высоцкий).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из кинофильма "Вертикальный предел".

Вы поняли, что в этом фильме речь идет о сильных, мужественных людях – альпинистах, о том, как они попадают в сложную ситуацию, опасную для их жизни, и какие нравственно-волевые решения они принимают.

(Обсуждение кинофильма).

Далее воспитанники выполняют упражнение "Самооценка воли", оценивая по пятибалльной системе свои усилия в воспитании волевых качеств. В результате чего представляют свое "Я-волевое".

 

Я волевое = · самодисциплина (требовательность к себе) · самообладание (спокойствие, уверенность) · самоконтроль · доведение начатого дела до конца · настойчивость (преодоление трудностей) · отказ от неразумных желаний, соблазнов · преодоление тревог, страхов

 

(Ассистент обрабатывает ответы воспитанников).

Воспитатель: Ребята, в нашем училище вы получаете разные профессии (цветовод, штукатур). Как вы думаете, нужна ли в вашей будущей профессии сила воли? Если да, то приведите, пожалуйста, примеры из вашего личного опыта.

(Рассуждения воспитанников по этому поводу. Их примеры).

Воспитатель: Так что же помогает людям совершать победу над собой? Конечно, поставленные цели. А цели должны быть направлены на благо человека.

Один из наших мальчиков в своем сочинении написал, что он мечтал быть хакером (компьютерный вор), что он проводил много времени в компьютерном клубе, то есть много работал и, наконец, стал суперхакером, он стал первым из тридцати. Он пишет, что для этого приложил очень много усилий. Скажите, благородна ли его цель?

(Обсуждение примера).

А вот это сочинение мне очень понравилось: "Многие считают, – подумаешь, "сила воли", зачем она нужна мне, обойдусь и без нее, но если не будет силы воли, то мы ничего не сможем сделать. Даже для того, чтобы сделать шаг, надо сделать усилие. Если у тебя не будет силы воли, то ты ничего не сможешь преодолеть, ничего не будешь делать и, значит, не принесешь пользы, а если не приносишь пользы, то зачем ты живешь?"

Согласны ли вы с таким мнением?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель: Сейчас мы послушаем нашего ассистента, который подвел итоги упражнения по самооценке воли.

(Сообщение ассистента).

Воспитатель: К следующему часу общения предлагаю каждому из вас составить план воспитания у себя силы воли.

Запишите рекомендации по воспитанию силы воли или пять "Надо":

"Надо 1": Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств не достает в вашем характере.

"Надо 2": Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.

"Надо 3": Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно.

"Надо 4": Упорно контролировать свои действия.

"Надо 5": Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе.

Надеюсь, что вы начнете применять эти рекомендации с этой минуты.

В трудные моменты вам помогут формулы самовнушения.

(Звучит спокойная музыка Моцарта и звуки океана).

Воспитатель:

Примите удобное положение.

Закройте глаза, расслабьтесь.

Дышите ровно, спокойно, ритмично.

Отдыхайте.

Слушайте мой голос.

Мысленно повторяйте за мной.

· Мне спокойно!

· Мне хорошо!

· Я – отдыхаю!

· Полный покой!

Звучит музыка.

· У меня сильная воля.

· Я могу добиться того, чего хочу!

· Я верю в себя, в свои силы.

· Я люблю свое будущее.

· У меня достаточно сил для победы!

· Я добьюсь успеха.

· Я приду к цели.

Звучит музыка.

· Слушайте мой голос!

· Я хорошо отдыхаю!

· Ко мне возвращается бодрость.

· У меня хорошее бодрое настроение.

· Я бодр.

· У меня хорошее настроение.

Откройте глаза.

Улыбнитесь, подтянитесь!

На этом наш час общения закончен.

Всего вам доброго.

До свидания.

Список литературы

1. Гаврилова Т.П. Быть, значит состояться: Методическое пособие сотруднику кабинета педагогического аутотренинга. Пермь: ПГПУ, 1991.

2. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога (программно-методические материалы). Пермь, 2002.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1980.

4. Костицына В.С. Психология. Пермь, 2001.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.

6. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. Профессиональная библиотека учителя. М.: Народное образование, 2001.

7. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. М., 2001.

8. Селевко Г.К., Назарова Г.И., Левина О.Г. Утверждай себя. Самосовер-шенствование личности. М.: Народное образование, 2001.

 

 

Тема 3. О ЧЕСТНОСТИ

 

Цель: Углубление понятия о честности, выявление личностной направленности подростков и их отношения к изучаемой нравственной категории, формирование установки на честные поступки.

Оборудование:

Плакаты с высказываниями известных людей:

· "Ближе всего к великому стоит честность" (В. Гюго);

· "Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений" (Р. Роллан);

· "Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честнее по природе" (Сенека).

Рисунки-пиктограммы по теме "Честность".

Памятки-наказы, раздаточный материал, мяч для игры.

ТСО, фрагменты из кинофильмов.

Предварительная работа с воспитанниками:

Проведение анкеты "Как я понимаю слово честность?".

Разработка пиктограммы по теме "Честность".

Терминологическая подготовка к игре "Антипод".

Работа со словарем над понятием "честность".

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день! Я здороваюсь со всеми, кто пришел на нашу встречу и готов принять в ней активное участие. Ребята, обратите внимание на тему и эпиграф нашего часа общения. На плакатах вы видите высказывания великих людей. Мы обратимся к ним позже.

Сейчас мы с вами поговорим о честности, постараемся разобраться в сути этого морального качества. Давайте посмотрим, как вы относитесь к этой нравственной категории, задумываетесь ли вы иногда, нужна ли человеку честность.

Что она значит для человека?

Почему великие писатели и ученые считают это качество одним из важнейших качеств человеческой души?

Почему оно составляет ценность в человеческой жизни?

Эти вопросы волновали и продолжают волновать сердца людей.

В процессе подготовки к нашей встрече вы приняли участие в анкетировании.

На вопрос: "Как я понимаю слово честность?" – большинство из вас смогли дать правильные ответы по сути этого понятия, однако вы затруднились дать его точное определение.

Мы с вами поработали со словарями и теперь, я надеюсь, вам будет не трудно дать точное определение слова честность.

Зачитайте, пожалуйста, то определение, которое вам понравилось больше всего.

Воспитанники:

· В словаре В.И. Даля имеется такое определение: честность – это честь, доблесть, благородство души и чистая совесть.

· В словаре С.И. Ожегова: честный – добросовестный, проникнутый искренностью и прямотой.

· В словаре по этике дается большое определение честности. Это понятие включает в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность. Противоположность честности –


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.323 с.