Методические указания к практическим занятиям. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методические указания к практическим занятиям.

2017-10-16 203
Методические указания к практическим занятиям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания к освоению раздела 1 «Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.).».

Тема 1. «Проблемы этногенеза восточных славян. Образование Древнерусского государства Киевская Русь».

 

Цель занятия:

1. Уяснить основные этапы истории человечества, генезис и характер цивилизаций Древнего мира; определить место восточных славян в парадигме общемирового исторического процесса.

2. Составить представление о «золотом веке» российской истории – эпохе Киевской Руси: о возникновении русской государственности и культуры, об их основаниях и характерных чертах, о процессе формирования древнерусской народности.

План занятия.

1. Начало истории человечества (каменный, бронзовый и железный века). Восточные славяне: проблема этногенеза; территории расселения; социальный строй; хозяйственный уклад жизни; религиозные верования.

2. Образование единого восточнославянского государства - Киевская Русь. Общественно-политическое устройство; социально-экономический строй; основные периоды истории Киевской Руси.

  1. Крещение Руси. Культура Киевской Руси.

 

Методические рекомендации.

Еще наши далекие предки задавались вопросом: «Откуда есть пошла русская земля»? Для ответа на первый вопрос семинара охарактеризуйте основные этапы исторического развития человечества в каменном, бронзовом и железном веках, осветив при этом его важнейшие достижения, в том числе достижения древних цивилизаций. Определите место восточных славян в индоевропейской языковой семье и представьте карту их расселения. Назовите известные вам племенные союзы восточных славян. Укажите отличительные особенности процесса расселения восточных славян, повлиявшие на становление и характер их государственности, на специфику этногенеза древнерусской народности. Охарактеризуйте основы их общественного строя; экономического уклада (обратив особое внимание на значение торговых путей для развития племён); основы религиозных верований.

Для рассмотрения второй проблемы охарактеризуйте геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь. Почему племена объединились в единое государство? Какой государственный строй сложился в Киевской Руси? Опишите структуру управления молодым государством. Раскройте значение института вече в общественно-политической жизни государства, сращенных с ним демократических традиций, а также основы социально-экономического строя. Опишите основные категории населения, существовавшие в Киевской державе, их права. Осветите периодизацию истории Киевской Руси; норманнскую и антинорманнскую теории происхождения русских князей. Охарактеризуйте деятельность киевских князей, оставивших наиболее заметный след в истории государства: Рюрика (начало его княжения - 862 год как дата начала русской государственности), Олега, Игоря и Ольги, Святослава, Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха. Дайте оценку международным отношениям Киевской Руси в 10-12 вв. с другими европейскими государствами.

Третий вопрос. Важнейшим событием в истории российского государства, определившим его сущностные черты и специфику дальнейшего развития, стало Крещение Руси в православной традиции, осуществлённое ещё в киевскую эпоху (в 988 г.). Укажите причины и оцените значение принятия восточного варианта христианства в качестве государственной религии Киевской Руси (при этом обратите внимание на концепции цезаризма и папизма).

Культура Киевской державы как синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Обозначьте основные вехи истории древнерусской культуры до монгольского нашествия: создание алфавита, развитие письменности и просвещения, устного народного творчества, ремёсел, появление летописания, переводных книг, оригинальной древнерусской литературы и монументального каменного зодчества, иконописи, фресковой живописи, мозаики, церковного песнопения. Проследите процесс её эволюции от стиля исторического монументализма к формированию культурно-художественных школ как местных вариантов культуры древнерусской народности.

 

Тема 2. «Образование и укрепление единого централизованного Российского государства (к. 13 – вторая половина 16 в.)».

Цель занятия:

1. Раскрыть специфику геополитической и этнокультурной ситуации, государственного устройства на землях бывшей Киевской Руси в период феодальной раздробленности и монгольского ига.

2. Рассмотреть политические, экономические, культурные предпосылки образования и укрепления русского централизованного государства в их непосредственной связи с социально-экономическими и политическими последствиями золотоордынского ига.

3. Уяснить характерные базисные особенности образовавшегося Российского государства в сравнении с западноевропейскими национальными государствами.

План занятия:

1. Русские земли в период феодальной раздробленности: причины раздробленности, формирование феодальных центров на Руси. Между Западом и Востоком: Русь под золотоордынским игом, агрессия западноевропейских рыцарей и Великое княжество Литовское. Фундаментальные социально-экономические и политические последствия ордынского нашествия для дальнейшего развития Российского государства.

2. Экономические, политические, культурные и внешнеполитические предпосылки образования и укрепления русского централизованного государства в к. 13 - 16 вв. Преобразования Ивана III, его роль в истории образования единого государства. Специфика объединительного государствообразующего процесса на Руси в сравнении с подобными процессами образования национальных государств на территории Западной Европы.

3. Иван IV – основатель административной централизации государства: реформы 50-х гг. 16-го в.; опричнина как переломный этап во внутренней политике. Внешняя политика Ивана Грозного. Итоги царствования и личность Ивана IV.

 

Методические рекомендации.

Первый вопрос. Феодальная раздробленность охватила период с 30-х гг. 12-ого в. до конца 15-ого в. Это время вместило множество событий. Прежняя великая и обширная держава распалась на многочисленные княжества. Назовите причины дробления страны. Было ли оно закономерным или случайным? Постарайтесь сравнить ход русской и мировой истории. Рассмотрите историю наиболее значимых феодальных центров до завоевания их монголо-татарами: Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской боярской республики, Галицко-Волынского княжества, Киевского княжества. Охарактеризуйте особенности их государственного устройства, экономического уклада, культуры.

На период феодальной раздробленности пришлось татаро-монгольское нашествие и иго. Рассмотрите причины столь быстрого завоевания русских земель татаро-монголами. Охарактеризуйте геополитическую ситуацию на северо-западе; юге, юго-западе и запале Руси. Какие наиболее крупные сражения с врагами вам известны, в том числе и более поздние победоносные, как например, крупнейшее сражение - Куликовская битва? Куда смещается центр русской политической жизни во время ига? Обратите внимание на процесс эволюции Великого княжества Литовского от раннефеодального государства начала 13 в. к могущественной Речи Посполитой во 2-ой половине 16 в. Каким образом и на каких территориях происходит формирование великорусской (русской), белорусской и украинской народностей? Раскройте важнейшие социально-экономические и политические последствия золотоордынского ига.

При рассмотрении второго вопроса основное внимание следует сосредоточить на особенностях экономических, политических, культурных и международных предпосылок образования русского централизованного государства. Двухвековой объединительный процесс в русских землях можно представить следующей хронологией: первый период (конец ХIII в. – 80-ые годы ХIV в.) - складывание в северо-восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего – Московского княжества – будущего политического ядра процесса централизации. Для раскрытия содержания этого периода осветите взаимоотношения Московского и Тверского княжеств, политику Ивана Калиты. Каковы были итоги княжений Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского (обратите внимание, что проблема борьбы с Ордой выделена в отдельный вопрос)?

Второй период объединительного процесса охватывает время с 80-ых годов ХIV в. до 1462 г. (т.е. до начала княжения Ивана III). Главным его содержанием было государственное объединение вокруг Москвы других русских земель. Осветите процесс роста территории Московского княжества; изменения, происходившие в статусе Русской православной церкви? Третий период объединительного процесса (1462 г. – 1533 г.) - завершение территориальной централизации России. Особое место здесь занимает деятельность Ивана III. Подробно рассмотрите реформы, которые он осуществил за период своего правления. Оцените также деятельность Василия III, который продолжил дело своего отца по укреплению единого государства. Раскройте основные факторы образования феодально-крепостнической монархии как результата объединительного процесса на Руси.

При рассмотрении третьего вопроса, касающегося проведённой Иваном IV административной централизации государства, потребуется осветить ход Ливонской войны и новые территориальные приобретения России, внутренние мероприятия Ивана IV с членами Избранной Рады, а также поворот его внутриполитического курса в сторону террора. Какие обстоятельства подвигли Ивана IV к этим преобразованиям? Каковы итоги этих преобразований? Как они влияли на состояние страны? Какими причинами и целями объяснялось введение Иваном IV опричнины? Каковы итоги и последствия опричнины? Какие уроки из периода правления Ивана IV вы могли бы сформулировать?

 

Методические указания к освоению раздела 2 «От централизованного государства к империи

(Россия в 17 в. - I четверти 18 в.)».

Тема 3. «Политическое и социально-экономическое развитие России в 17 в.».

Цель занятия:

1. Определить причины «Смутного времени» в России.

2. Уяснить причины гражданской войны и польско-шведской интервенции в 17 в.; раскрыть последствия Смуты; рассмотреть основные черты внутриполитического и внешнеполитического развития страны при первых Романовых.

3. Проанализировать эволюцию политического и социально-экономического строя страны в сравнении с развитыми странами Западной Европы.

План занятия:

1. Основные события и главные причины «Смутного времени» в России.

2. Гражданская война и польско-шведская интервенция в начале 17 в.

3. Государственный строй России в начале и во второй половине 17 в. Особенности социально-экономического развития страны. Итоги политического и социально-экономического развития России в 17 в. в сравнении с результатами эволюции развитых стран Западной Европы.

4. Важнейшие исторические события 17 в. по окончании Смуты. Колонизация окраинных земель.

 

Методические рекомендации.

В ходе обсуждения первого вопроса особое внимание обратите на причины обострения в царствование Федора Иоанновича политической борьбы между группировками боярской аристократии и выдвиженцами времен опричнины. Определите и раскройте основные направления внутренней и внешней политики Бориса Годунова (1598-1605 гг.). Раскройте причины смутного времени в России. Выясните, почему простой народ верил Лжедмитриям - I, II?

При обсуждении второго вопроса покажите обстоятельства усиления внешнеполитических притязаний Швеции и Речи Посполитой на русские земли. Рассмотрите основные этапы гражданской войны и иностранной интервенции. Покажите негативную роль русского боярства в событиях гражданской войны и иностранной интервенции. Раскройте патриотизм русского народа в борьбе с иностранными интервентами, роль великих граждан России К. Минина и Д. Пожарского в освобождении страны от интервентов. Проанализируйте последствия «Смутного времени» во внешнеполитической и внутриполитической сферах.

В третьем вопросе рассмотрите систему органов государственной власти и ее эволюцию в течение 17-го столетия. Покажите, какую роль в истории России сыграл новый свод законов «Соборное Уложение», принятый Земским собором в 1649 г. При рассмотрении особенностей социально-экономического развития России обратите внимание на утверждение государственной системы крепостного права и на появление первых мануфактур (прообразов будущих фабрик и заводов), складывание внутреннего рынка, укрепление торговых связей с европейскими государствами, повышение роли купеческого сословия в жизни страны. Подводя итоги политическому и социально-экономическому развитию России в 17 в., сравните его с ситуацией в развитых западноевропейских странах с точки зрения формирования в них капиталистического уклада хозяйства и развития парламентаризма.

При ответе на четвёртый вопрос охарактеризуйте внешнеполитический курс государства, обратив особое внимание на решение Переяславской Рады 1654 г. Осветите ход освоения Сибири. Какие цели преследовала церковная реформа 1650 – 1660-х гг.? Раскройте её последствия. В чём причина низложения патриарха Никона?

 

Тема 4. «Россия в период преобразований Петра I».

Цель занятия:

1. Уяснить состояние России накануне петровских преобразований в свете модернизирующегося социально-экономического и политического строя стран Запада.

2. Определить последствия преобразований Петра I во всех аспектах жизнедеятельности общества, уяснив их внутренне противоречивый характер.

План занятия:

1. Эпоха «просвещённого абсолютизма» в истории европейских монархий - поворот к «мануфактурному капитализму», Великая французская революция, рождение нового политического строя либеральной демократии в США. Предпосылки петровских преобразований в российском государстве.

2. Реформы Петра I. Провозглашение Российской империи. Итоги преобразовательной деятельности Петра I и создание абсолютистского, военно-бюрократического государства.

3. Основные направления внешней политики России в первой четверти 18-го в. Северная война.

 

Методические рекомендации.

При рассмотрении первого вопроса раскройте содержание европейской эпохи «просвещённого абсолютизма», обратив при этом особое внимание на её предындустриальный, раннекапиталистический характер, а также на политические процессы в США. Проанализируйте на данном фоне внутриполитическое и внешнеполитическое положение России на рубеже 17 - 18 вв. Какое государство досталось в наследство молодому царю от предыдущих правителей? Какие выводы сделал Петр I из сравнения России с европейскими государствами, где царь побывал в составе «Великого посольства» в 1697-1698 гг.?

Рассматривая второй вопрос, раскройте внутренне противоречивое содержание проводимых Петром I реформ, их значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны. Обратите особое внимание на консервацию феодально-крепостнической системы, рост бюрократизации государственной жизни, упразднение духовной автономии церкви, культурный раскол общества. Охарактеризуйте Петра I как личность и государственного деятеля.

Освещая третий вопрос, следует отметить, что Петр I вошел в историю Отечества как выдающийся полководец и флотоводец. Покажите, какие войны велись Россией в конце 17- первой четверти 18 в., их результаты.

 

Методические указания к освоению раздела 3 «Российская империя во второй четверти и второй половине 18 в.».

Тема 5. «Эпоха дворцовых переворотов», «просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Внешняя политика России в 18 в.»

Цель занятия:

1. Уяснить причины начала эпохи «дворцовых переворотов».

2. Составить представление об особенностях правления Екатерины II, раскрыв при этом важнейшую геополитическую и стратегическую значимость результатов её внешнеполитической деятельности.

План занятия:

1. Эпоха «дворцовых переворотов».

2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Реформы императрицы и их оценка.

3. Цели и итоги внешней политики России во второй четверти - второй половине 18 в. Развитие русской культуры в 18 в.

 

Методические рекомендации.

Раскрывая первый вопрос, следует уяснить, какими обстоятельствами и причинами объяснялись частые дворцовые перевороты в России после смерти Петра Великого, а также на какие силы опирались участники тех событий в борьбе за власть.

Обсуждение второго вопроса желательно начать с характеристики Екатерины Великой как личности и государственного деятеля. Далее важно разобраться в существе проводимых императрицей реформ и политике просвещенного абсолютизма, особо отметив при этом, что в своей внутриполитической деятельности императрица не пошла на существенные социально-экономические и политические преобразования. Также следует проакцентировать значимость первой попытки разделения судебной и исполнительной ветвей власти, опиравшейся на просветительскую теорию разделения властей.

В освещении третьего вопроса проанализируйте международную обстановку того времени, цели российской внешней политики во второй четверти - второй половине 18 в. Обратите внимание на начало в 18 в. процесса формирования так называемых национальных окраин империи, на создание Русской Америки. Охарактеризуйте значимость территориальных приобретений России в результате русско-турецких войн Екатерины II и разделов Речи Посполитой, проакцентировав при этом их влияние на изменение специфики социально-экономического развития страны, а также на политическое значение воссоединения в рамках единого государства трёх братских восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Дайте оценки полководцам екатерининского времени и, прежде всего, А.В. Суворову. Покажите деятельность российских просветителей; проанализируете развитие культуры, науки и техники.

 

Методические указания к освоению раздела 4 «Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в.».

Тема 6. «Реформы и контрреформы второй половины 19 в. в России».

Цель занятия:

1. Раскрыть содержание и сущность либеральных, буржуазных реформ 1860-1870-х гг. как одной из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни страны: социально-экономической, политической и культурной.

2. Выделить ключевую роль крестьянской реформы 1861 г. в процессе модернизации страны, раскрыв при этом её предпосылки, содержание, сущность и значение.

3. Рассмотреть содержание и выявить сущность контрреформ Александра III 80-90-х гг. 19 в. Уяснить значение либеральных реформ и последующих контрреформ второй половины 19 в. для последующего развития страны.

План занятия:

1. Предпосылки реформы отмены крепостного права. Содержание крестьянской реформы 1861 г., её цели и итоги.

2. Либеральные, буржуазные реформы 1860-1870-х годов: реформы в области местного самоуправления (земская и городская); судебная реформа; военная реформа; реформы в сфере образования и печати.

3. Контрреформы Александра III 80-90-х гг. 19 в. Значение либеральных реформ и контрреформ второй половины 19 в.

 

Методические рекомендации.

При рассмотрении данной темы необходимо обратить внимание на опыт реформирования в России; показать объективные предпосылки реформ; роль императора Александра II в их осуществлении.

Раскрывая первый вопрос, следует отметить кризис феодально-крепостнической системы, внешнеполитические предпосылки реформы (поражение России в Крымской войне), а также осознание частью правящей верхушки необходимости крестьянской реформы. Здесь же надо рассказать о деятельности Секретного комитета по подготовке крестьянской реформы, созданной Александром II. Должно быть раскрыто содержание реформы: условия получения крестьянами личной свободы, земельных наделов и их выкупа. Следует показать отношение крестьянства к проводимой реформе, а также позицию помещиков. Важно подчеркнуть половинчатость и противоречивость крестьянской реформы, её итоги.

Рассматривая второй вопрос, нужно обратить особое внимание, что проводимые в 60-70-е гг. либеральные реформы были логическим продолжением крестьянской реформы. Здесь следует раскрыть содержание указанных реформ, показать их прогрессивность для России в русле её политической и культурной модернизации, значение для формирования гражданского общества. Важно отметить роль земств, городских дум, суда присяжных, университетов, печатных изданий в развитии русского либерального и демократического движения. Следует раскрыть суть неосуществлённого умеренного конституционного проекта М.Т. Лорис-Меликова как логического продолжения реформ 60-70-х гг. на пути превращения России в буржуазную монархию и трагическую роль гибели Александра II в процессе дальнейшего торможения эволюционного преобразования России.

Обсуждая третий вопрос, следует иметь в виду, что в период с 1882 по 1894 гг. проводился в жизнь ряд контрреформ в социально-политической и культурной сферах, цель которых состояла в укреплении самодержавия и недопущении политических преобразований в стране. Они связаны с правлением императора Александра III. Однако нужно обратить внимание, что реформирование экономики шло ускоренными темпами, - и это зачастую даёт основания классифицировать правление Александра III как составную часть модернизаторских процессов в России второй половины 19 в. В период контрреформ в области земского и городского самоуправления ограничивались демократичность и самостоятельность этих органов, усиливались контрольные права администрации. Также ограничивалась демократичность системы юриспруденции, из ведения суда присяжных изымались наиболее значительные дела, связанные с должностными преступлениями чиновников. Упразднялся принцип равенства в среднем образовании, ужесточались правила приема в ВУЗы и, фактически, ликвидировалась их автономия. Прекращалась либеральная политика 60-х гг. в области цензуры.

Раскройте значение либеральных реформ и контрреформ второй половины 19 в. в истории России, показав при этом специфический характер процесса модернизации страны. Сравните суть проектов «правительственного конституционализма» и политическую систему того времени. Выскажите свой взгляд на проводимые контрреформы в стране.

 

Методические указания к освоению раздела 5 «Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.)».

Тема 7. «Россия на рубеже 19 – 20 вв. Первая буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Первые преобразования власти Советов».

Цель занятия:

1. Разобраться в сущности происходивших в стране на рубеже веков многообразных политических и социально-экономических процессов; уяснить основные движущие силы исторического развития, смысл и характер их политического противоборства, приведшего к кардинальной смене власти в России.

2. Рассмотреть характер процесса демократизации страны, проанализировав опыт российского парламентаризма в рамках самодержавной системы (сам факт возникновения Государственной думы, образ действий дум и третьеиюньский государственный переворот), а также охарактеризовав деятельность Временного правительства и появившейся в ходе революций новой формы народовластия – Советов.

3. Раскрыть эволюцию революционного процесса в стране от Первой русской буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 гг. ко Второй Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. и, далее, к Октябрьской социалистической революции 1917 г. Уяснить причины падения самодержавия, прерывания процесса демократизации России в европейском русле и крутого поворота к установлению в стране экономического и социально-политического строя, не имевшего аналогов в мировой истории. Оценить потенциал влияния Октябрьской социалистической революции на модернизацию мировой системы капитализма.

План занятия:

1. Социально-политический кризис в начале 20 в. Первая буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг., политические силы и партии в ходе революции, её значение.

2. Третьеиюньская политическая система и нарастание нового социально-политического и экономического кризиса в условиях Первой мировой войны накануне революций 1917 г.

3. Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции 1917 г. в России. Первые преобразования власти Советов.

 

Методические рекомендации.

Рассматривая первый вопрос семинара, следует раскрыть суть внутренней политики Николая II и революционного кризиса начала 20 в. Освещая ход Первой русской революции 1905 – 1907 гг., обратите особое внимание на выдвижение политического требования созыва Учредительного собрания в петиции рабочих на Кровавое воскресенье, а также на возникновение новых органов власти рабочих, крестьян, солдат – Советов, ставших предтечей новой власти. Оцените историческое значение Манифеста 17 Октября 1905 г. Вычлените столкнувшиеся в политическом противоборстве три чётко обозначившиеся силы: правительственную, буржуазно-либеральную и революционно-демократическую (радикальную). Раскройте основные программные положения политических партий. Следует осмыслить политический опыт долгожданного российского парламентаризма сквозь призму деятельности I и II Государственных дум в рамках самодержавной системы и его существенное ограничение в результате событий 3-его июня 1907 г. Покажите значение и итоги революции.

Обсуждая второй вопрос, проанализируйте сущность возникшей после революции новой системы политической организации государства – так называемой «третьеиюньской монархии». Следует обозначить причины Первой мировой войны, цели воюющих группировок, показать отношение различных партий к войне. Опишите социально-политическую и экономическую обстановку, сложившуюся в России накануне революций 1917 г., обратив особое внимание на экономический кризис, активизацию оппозиционного движения, на особенности внутренней, так сказать кулуарной, жизнедеятельности самодержца и правительства.

Переходя к рассмотрению третьего вопроса, осветите ход Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.; генезис и сущность политической системы двоевластия, при которой одновременно функционировали первоначально кадетско-октябристское (в основном) Временное правительство и эсеро-меньшевистский Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Обратите внимание на формирование органов власти Советов – созыв первых съездов и создание их руководящих органов: Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Подведите главные итоги Февральской революции (революция показала слабость царского режима, несостоятельность политического строя - за несколько дней свершилось окончательное падение самодержавия; главную роль в свержении самодержавия сыграл революционно-демократический лагерь; эта революция дала широким народным массам первый опыт реального демократизма; окреп союз пролетариата и крестьянства и др.).

Раскройте процесс перехода от Февральской буржуазно-демократической революции к Октябрьской социалистической революции 1917 г. Охарактеризуйте специфику расстановки общественно-политических сил, внутрен­нюю и внешнюю политику Временного правительства, показав при этом существенную значимость идеи созыва Учредительного собрания для широких слоёв населения страны. В рамках особого исторического периода «от Февраля к Октябрю 1917 г.» следует проанализировать процесс перехода от этапа двоевластия к этапам единовластия и последующего свержения Временного правительства: осветите апрельский правительственный кризис и создание 1-ого коалиционного Временного правительства; июльский кризис и установление единовластия Временного правительства в форме коалиции либеральной буржуазии (кадетов) с умеренными социалистами (эсерами, меньшевиками); корниловщину, августовский правительственный кризис и начавшуюся большевизацию Советов; сентябрьскую деятельность Директории (нового правительства), провозглашение России республикой 1 сентября 1917 г., созыв Всероссийского демократического совещания и создание Предпарламента (Демократического Совета Республики), формирование 3-его коалиционного Временного правительства 25 сентября 1917 г.; свержение Временного правительства 25 октября 1917 г. в результате вооружённого восстания в Петрограде. Проанализируйте: были ли в 1917 г. пути мирного развития революции и, соответственно, постепенного, эволюционного преобразования России? Какой из нижеперечисленных путей развития страны в 1917 г. представляется вам наиболее мирным и продуктивным: консервативный путь (установление военной диктатуры, восстановление прежней монархии), реформистский (выборы Учредительного собрания), революционно-демократический (установление в стране власти Советов рабочих и крестьянских депутатов)?

Раскрывая ход Октябрьской социалистической революции 1917 г., оцените значимость открытия 25 октября II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов для придания октябрьскому вооружённому восстанию в Петрограде статуса всероссийского события и рождения нового Советского государства. Покажите заявленное на съезде отношение различных социалистических партий к установлению советской власти. Каковы были результаты деятельности II Всероссийского съезда Советов: содержание первых декретов советской власти; избранные составы нового правительства (СНК) и Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК)? Охарактеризуйте процесс утверждения власти большевистских Советов на всей территории России с октября 1917 г. по март 1918 г. Проанализируйте причины победы большевиков. Оцените последствия победы Октябрьской революции, в первую очередь, с позиции прерывания процесса демократизации России, а также с точки зрении её влияния на модернизацию мировой системы капитализма.

 

Методические указания к освоению раздела 7 «Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.)».

Тема 8. «Трудности и противоречия социально-экономического развития СССР в 30-е гг. Формирование основ тоталитарного государства».

Цель занятия:

1.Уяснить сущность социально-экономических преобразований в СССР в 30-е гг.

2.Рассмотреть, как складывалась административно-командная система управления экономикой и обществом.

 

План занятия:

1. Социально-экономические преобразования в СССР в 30-е гг.

2. Формирование административно-командной системы управления экономикой и обществом.

 

Методические рекомендации.

Приступая к изучению первого вопроса, надо иметь в виду, что «чрезвычайные меры» в период хлебозаготовок зимой 1927 - 1928 гг. – это отход от принципов НЭПа. Причины смены внутриполитического курса в 1929 г. Переход нового сталинского руководства к политике «большого скачка» в индустриализации и коллективизации. Поворот на ликвидацию единоличных форм крестьянских хозяйств. Первые три пятилетки. К 1941 г. СССР превратился в развитую индустриально-аграрную державу. В строй действующих вошли 9000 заново построенных в годы первых пятилеток промышленных предприятий.

Обсуждение второго вопроса целесообразно начать с описания борьбы за лидерство в партии и руководстве страной после смерти Ленина. В этом вам помогут последние статьи и письма В.И. Ленина «К съезду». Возвышение И.В. Сталина. Убийство С.М. Кирова. Политические процессы и массовые репрессии 30-х гг. Режим личной власти И.В. Сталина. Сталинское окружение. Современные взгляды на предпосылки и причины тоталитаризма, административно-командной системы в СССР.

 

Методические указания к освоению раздела 8 «Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны».

Тема 9. «СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.».

Цель занятия:

1. Рассмотреть особенности внешней политики Советского государства накануне Второй мировой войны.

2. Проанализировать внутреннюю и внешнюю политику СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг.

3. Уяснить причины победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 45 гг.

План занятия:

1. Внешняя политика Советского государства накануне Второй мировой войны.

2. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг.

 

Методические рекомендации.

В ходе обсуждения первого вопроса, следует рассмотреть мероприятия Советского правительства, проводимые в 30-х гг. в связи с усилением угрозы фашистской агрессии против СССР. Неудачи переговоров правительства СССР с представителями Англии и Франции в июне и августе 1939 г. о создании системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германские соглашения «о дружбе», их политические последствия и современные оценки. Секретные протоколы о границах между СССР и Германией, раздел сфер влияния. Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики. Война с Финляндией (30.11.1939 – 12.03.1940 г.).

Обсуждение второго вопроса следует начать с нападения фашистской Германии на СССР. Здесь надо проанализировать готовность СССР к войне и причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Идеологическая политика сталинизма: введение института комиссаров, секретный приказ № 227, приказ № 270. Проблема военнопленных. Три периода Великой Отечественной войны. Первый: с 22.06.1941 г. по 18.11.1942 г. – стратегическая оборона Советских Вооруженных сил, разгром фашистских войск под Москвой, срыв попытки гитлеровской коалиции сокрушить Советский Союз в молниеносной войне. Второй: с 19.11.1942 г. по конец 1943 г. – коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Третий: с 01.01.1944 г. по 09.05.1945 г. – разгром фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах фашистской Германии и безоговорочная капитуляция. В этом вопросе также важно рассмотреть основные последствия Второй мировой войны.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

- Microsoft Office (Acess, Excel, Power Point, Word и т.д.)

- Справочно-правовая система «Гарант»

- Справочная правовая система «Консультант Плюс»

- 1С: Предприятие 8.2

- Портал электронного обучения distant.rusacad.ru

- Локальная сеть Академии «Интранет»

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными видеопроекторами.

2. Аудитории для практических занятий.

3. Компьютерный класс, оснащенный компьютерами с выходом в Интернет и программным пакетом Microsoft Office, с набором браузеров, включая Internet Explorer версии не ниже 7.0. В лекционном курсе используется комплект мультимедийных лекций.

4. Лицензионное программное обеспечение.

5. Информационно-визуальные средства презентации, составленные с применением специализированного программного обеспечения.

6. Учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.);

7. Карточки раздаточного материала.

8. Об


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.