Тема: Исследование абстрактного, логического мышления (методика «Поиск закономерности») — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема: Исследование абстрактного, логического мышления (методика «Поиск закономерности»)

2017-10-21 1482
Тема: Исследование абстрактного, логического мышления (методика «Поиск закономерности») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического мышления.

Вводные замечания.

Одним из старых способов исследования развития логического мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американскую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мышления является количество правильных решений, т. е. количество найденных закономерностей.

Стимульный материал и оборудование.

Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).

Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.

Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта. Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рассуждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны самостоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количество новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».

Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно продолжать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам необходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время выполнения не ограничено».

Обработка результатов.

1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.

 

2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте количество правильных ответов.

 

 

 

3. Определите уровень развития логического мышления испытуемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по группе в целом.

4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить основные этапы мыслительного процесса испытуемого.

5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.

6. На основании полученных материалов опишите общие и индивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение абстрактного мышления?

2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об уровне развития логического мышления испытуемого в целом?

3. Укажите трудности, связанные с применением метода размышления вслух для описания мыслительного процесса.

 

Лабораторная работа № 6


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.