По формированию математических представлений — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

По формированию математических представлений

2017-10-11 229
По формированию математических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

с использованием компьютерных сред*

Тип/ цель занятия   Структура
   
1. Изучение и первичное закрепление новых матема­тических представлений. Цель: восприятие и первич­ное осознание новых мате­матических представлений, их объяснение 1. Мотивация. 2. Актуализация опорных представлений. 3. Восприятие. 4. Осмысление и первичное запоминание. 5. Проверка усвоения

 

* В таблице полужирным шрифтом выделены этапы занятия, на которых использование компьютерных сред амплифицирует математическое развитие дошкольника, светлым курсивом — на которых использование компьютерных сред обеспечивает зону ближайшего математического развития ребенка, полужирным курсивом — этапы, на которых происходит сочетание двух цслеполагающих названий.


5 - 9687



|

Компьютерныесреды


 



Итак, компьютерная среда для дошкольников — это совокупность специально разработанных валеологичсски обоснованных игровых компьютерных программ, которые учитывают закономерности психофизиологического развития детей и на их основе позволяют с позиции системного подхода спроектировать амплифицируюшую и развивающую технологическую игру в соответствии с поставленными дидактическими и воспитательными задачами в контексте усвоения основ информационной культуры.

Развивающий потенциал компьютерной среды «Планета чисел для малышей»*

Использование развивающих компьютерных сред в процессе занятий с дошкольниками — одно из важнейших современных направлений формирования математических представлений детей.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» представляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчитанную на детей 3 — 7 лет. Как продукт мультипликации, программа содержит несколько персонажей и несложный сюжет: мальчик Райан и девочка Бетти находят в игровой комнате волшебную книгу, которая переносит их на Планету чисел. На экране монитора появляется красочная картинка — главное меню. Здесь ребенок может сам или с помощью взрослого написать свое имя, выбрать партнера по путешествию (девочку Бетти или мальчика Райана), а также ту игру, которая соответствует его возрасту (для 3 - 4 или 5 - 6 лет).

Далее ребенок может начать путешествие, нажав на ОК. Перед ним откроется план-карта, на которой, он должен выбрать то место, куда хочет отправиться (Дом чисел, Бассейн, Джунгли, Берлога, Цветник, Фруктовый сад). Помогает ему в путешествии Волшебная Цифра — она разговаривает с ребенком, объясняет задания, хвалит его за верное решение той или иной задачи.

Любое место на карте, выбранное дошкольником, — математическая игра (точнее, набор игровых логико-математических задач), нель которой правильно выполнить 10 заданий и получить приз

Так, попав в Дом чисел, малышу предстоит сосчитать выбегающих на крыльцо дикобразов (кукурузные початки) и выбрать правильный ответ из трех предложенных (счет до 10).

Если ребенок выбрал Бассейн, ему необходимо выполнить другое задание: определить, на каком из листов лилии сидит больше или меньше лягушек (улиток), предварительно внимательно выслушав вопрос Волшебной Цифры.

* Разработана компанией Бука Еnernet по производству электронных образовательных продуктов, 2003.


В Джунглях нужно сыграть роль судьи на соревновании жуков и определить, который из «спортсменов» прополз выше (дальше) остальных.

Посетив Берлогу, игрок должен найти того медведя, который одет иначе, чем другие (или помочь одеться братьям-медвежатам одинаково); в Цветнике — найти бабочку (цветок), отличающуюся от других по цвету; в Фруктовом саду — фрукт, соответствующий описанию Волшебной Цифры (как усложнение — разложить фрукты по величине в порядке возрастания или убывания).

Таким образом, интерактивная игра «Планета чисел для малышей» соответствует дидактическим задачам, выдвинутым традиционными и инновационными программами по математическому развитию детей. Остановимся подробнее на одной ее отличительной особенности — наличии игровых занимательных задач логико-математического содержания. Они способствуют развитию внимания и сообразительности детей, а игровые связующие персонажи предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Методическое построение сюжета «Планеты чисел для малышей» предполагает, что новые задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания.

С целью учета преобладающего типа репрезентативной системы ребенка (аудиал, визуал, кинестетик) программой предусмотрены моменты многократного вербального повторения заданий по выбору игрока, возможности комфортного по времени наблюдения видеоряда, а также указания по перцептивному обследованию предметного сопровождения условий учебных математических заданий.

Чтобы развивающая компьютерная среда увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, преподнесением ПК как друга и советчика, взрослый вовлекает их в совместную деятельность, представляя ее важной и значимой. В то же время он организует математическое развитие с помощью компьютера так, чтобы помогать детям преодолеть затруднения, одобряет и авансирует их достижения, поощряет за правильно выполненное задание, обсуждает причины ошибок и помогает их преодолевать без отрицательной эмоциональной реакции.

Отметим еще одну важную особенность «Планеты чисел для малышей» — способствование глубокому усвоению математических представлений. Диалог с ПК, виртуально организованный через персонажей-посредников, а реально — через прием «оживления» компьютера, позволяет сделать деятельность ребенка активной и осмысленной, в которую он охотно и добровольно включается, а новый приобретенный опыт — личным достоянием, так как егоможно

Компьютерныесреды

свободно применять в измененных условиях компьютерных математических задач.

Перенос усвоенного опыта в другие ситуации многоаспектного сюжета «Планеты чисел для малышей» осуществляется ребенком в соответствии с его собственным желанием и является важным показателем развития творческой инициативы. Кроме того, многие задания учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает их воображение, развивает творческие возможности и способности.

Игровое преподнесение математических задач «Планеты чисел для малышей» — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, необходимых для полноценного умственного воспитания дошкольников. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, речи открывают широкие возможности для формирования познавательных процессов, поскольку ребенок выполняет не прямые, а опосредованные компьютерным персонажем-советчиком требования педагога и активно действует, приобретая необходимые математические представления. Таким образом создается связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

Любая математическая задача «Планеты чисел для малышей» по-своему способствует развитию внимания, памяти, мышления. Например, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, высказать свою мысль и т.д.). При этом он выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В процессе решения задач на установление связи между предметами (запомнить, чтобы пригодилось через некоторое время) активно развивается память. В задачах на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые возможные действия учат ребенка передавать свою мысль движением (активизация мелкой моторики посредством мыши) и в связной речи.

Характерная особенность задач логико-математического содержания «Планеты чисел для малышей» — наличие в каждой из них двух начал: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий; их соотношение определяет характер игровой ситуации. Дошкольник всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку в основном начало и конец занятий по сюжету.

Еще одна особенность виртуальной «Планеты чисел для малышей» состоит в том, что обучающая математическая задача


 

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.