Раннежелезный век на Северном Кавказе. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раннежелезный век на Северном Кавказе.

2017-10-10 1584
Раннежелезный век на Северном Кавказе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На рубеже II-I тыс. до н.э. эпоха бронзы заканчивается. На Северном Кавказе появляется железо. В начале I тыс. до н.э. в Центральном Предкавказье происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Историки называют ранним железным веком период примерно с X – IX вв. до н.э. до III – IV вв. н.э. Широкое освоение железа привело к важнейшим сдвигам в хозяйстве и общественных отношениях. Применение изделий из железа повысило производительность труда, привело к росту производительных сил, специализации ремесленного производства и к усилению имущественной дифференциации. Особенно это стало заметно в земледелии и ремесленном производстве. Для обработки земли вместо мотыги стали применять соху с железным лемехом, с использованием тягловой силы крупного рогатого скота. Обработка железа и изготовление из него орудий труда, предметов быта и вооружения требовали от людей большого опыта и навыков. Появились кузнецы-профессионалы.

В раннем железном веке произошло новое, второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Все это привело к появлению первых государственных образований и мощных объединений кочевых племен.

Киммерийцы. Одним из самых древних этносов, упомянутых в письменных источниках, были киммерийцы. Они появились в конце бронзового – начале железного веков и населяли в основном степные районы Северного Причерноморья и Предкавказья. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в источниках географические названия Боспор Киммерийский – Киммерийская переправа (ныне Керченский пролив), город и гора Киммерик, область Киммерия. Большинство специалистов считают киммерийцев кочевниками, но существует мнение о том, что они могли вести и оседлый образ жизни. Киммерийские курганные захоронения в степях Северного Причерноморья и Предкавказья содержат разнообразные предметы вооружения. Это наконечники копий и стрел, мечи, кинжалы с железным лезвием и бронзовыми рукоятками, предметы конской сбруи (удила, псалии, пряжки) и др.

Первые упоминания о киммерийцах содержатся в Библии и «Одиссеи» Гомера, а также в ассиро-вавилонских клинописных документах VIII – VII вв. до н.э. Киммерийцы были воинственным народом и неоднократно совершали военные походы в Закавказье и на Ближний Восток. В VIII – нач. VII вв. до н.э. передвижения киммерийцев распространялись на огромную территорию, включавшую области до низовий Дуная, Закавказья, Передней Азии. Ассирийским, урартинским, лидийским царям и другим правителям государств Древнего Востока пришлось столкнуться с хорошо организованным и боеспособным конным войском киммерийцев. Им не могли противостоять боевые колесницы и тяжеловооруженная пехота лучших ближневосточных армий. С ними вынуждены были считаться правители таких могущественных ближневосточных государств, как Урарту, Мидия, Ассирия, Лидия и др.

Киммерийцы имели тесные контакты с населением Северного Кавказа. Северокавказские племена восприняли от киммерийцев элементы конской узды, новые типы железных и биметаллических кинжалов и мечей, более совершенные луки и наконечники стрел и копий, от «кобанцев» и населения Северо-Восточного Кавказа киммерийцы переняли бронзовую и керамическую посуду, бронзовые топоры, некоторые типы украшений и др. Переднеазиатские походы киммерийцев нашли отражение в появлении в их захоронениях в Причерноморье и Предкавказье типично ассирийских изделий: предметов вооружения, украшений конской сбруи, элементов ближневосточной орнаментации.

С территории своего обитания киммерийцы были вытеснены скифами. Как сообщает Геродот: «Киммерийские «цари» при приближении скифов собрали свой народ и решали, как поступить им в этой тяжелой обстановке: вступить в схватку с этим могучим и очень сильным противником или оставить свои родные кочевья и уйти в далекие земли». В результате скифского нашествия большая часть киммерийцев покинула места своего обитания и переместилась на территорию Передней Азии и Закавказья, а другая часть киммерийцев подчинилась родственным им по языку скифам.

Скифы [58]. Формирование однородной скифской культуры большинство исследователей относит к VII в. до н.э. Скифы разделялись на несколько племен. Как отмечает греческий историк Геродот (482-425 гг. до н.э.), прозванный «отцом истории», господствующими среди них были скифы царские, обитавшие между Днепром и Доном. Известны также скифы-кочевники, скифы-пахари, создавшие своеобразное государство – Скифское царство. Наиболее известен скифский царь Атей, объединивший к середине IV в. до н.э. Скифию – от Азовского моря до Дуная. Скифы создали свою оригинальную культуру, характеризующуюся своеобразием погребального обряда, керамики, оружия, конского снаряжения и различных видов украшений. Вооружение скифов состояло из меча акинака, небольшого лука и стрел с бронзовыми литыми наконечниками, бронзового литого шлема. Конскую упряжь, одежду и многие предметы быта скифы украшали изображениями животных. Так возникло понятие «скифский звериный стиль», которое стало первой отличительной чертой культуры. Другой особенностью скифской культуры был курганный обряд захоронения.

Одним из регионов очень раннего и активного расселения скифов была территория нынешнего Ставропольского края. Скифы проникли сюда в конце VIII – начале VII вв. до н.э. Археологические раскопки, проводившиеся на территории Центрального Предкавказья, выявили огромное количество скифских памятников VII – III вв. до н.э. К числу наиболее значительных скифских объектов этого периода относятся курганы, среди которых особенно выделяется Большой Ставропольский курган у хут. Красное Знамя Александровского района и Новозаведенные курганы у с. Новозаведенное Георгиевского района, исследованные известным археологом В.Г. Петренко. Подкурганные захоронения знатных воинов имеют форму четырехугольных гробниц. Они построены из дерева или камня прямо на поверхности земли либо в четырехугольных ямах. Над могилой насыпали курган. На его вершине ставили каменную стелу или изваяние. В последний путь воинов «сопровождали» боевые кони. В скифских курганах археологи обнаруживают богатый погребальный инвентарь, включающий полный набор скифского вооружения, бронзовую и керамическую посуду, украшения из золота, серебра и кости, многие из которых выполнены в зверином стиле, бронзовые и железные навершия, бусы из гагата, сердолика, янтаря, раковины-каури и другие изделия, в большинстве своем импортного происхождения. Одним из важных элементов погребального обряда выступают захоронения лошадей, а также деревянных колесниц.

По свидетельству Геродота, древние скифы не имели городов и укреплений. Главным их занятием было скотоводство и военные походы. Свои жилища скифы строили на повозках. Важнейшие решения принимались народным собранием с учетом мнения всех взрослых мужчин-воинов, советом старейшин и вождем. Власть вождя распространялась не только на дружинников, но и на все население, находящееся под его защитой. Награбленные во время беспрерывных войн богатства выделял дружинников в особое привилегированное сословие. Скифы были отличными наездниками, т.к. их приучали верховой езде с детства. Скифская конница славилась в тогдашнем мире. Цари государств Древнего Востока стремились заполучить скифских всадников в свою армию и предпочитали наладить с ними союзнические отношения, чтобы не иметь их в качестве опасных соперников. Как плацдарм для походов в Закавказье и Переднюю Азию скифы использовали Центральное Предкавказье. По окончанию грабительских походов скифы возвращались на современное Ставрополье и здесь хоронили своих вождей в курганах.

Скифы верили в загробную жизнь. Геродот описывает, что умершего царя скифы сначала бальзамировали, а затем возили на протяжении месяца по всем племенам, входившим в состав Скифского царства. Когда тело царя привозили в одно из племен, люди «отрезали себе часть уха, стригли кругом волосы, делали на руках порезы, расцарапывали лоб и нос, а левую руку прокалывали стрелами». Эти действия повторяло каждое племя. После прощания умершего царя хоронили, в вместе с ним – одну из наложниц, виночерпия, повара, конюха, лошадей, предварительно умертвив их. В могилу помещали оружие, золотые чаши, украшения, затем насыпали земляной курган. По истечении одного года после похорон над царской могилой устраивалась тризна – поминальный обряд, в ходе которого в жертву приносили приближенных царя и лошадей. Раскопки скифских курганов на Ставрополье подтверждают рассказ Геродота[59].

Еще один раннескифский курганный могильник на территории Ставрополья, кроме Краснознаменского, расположен на возвышенном берегу реки Кумы к западу от с. Новозаведенное (Георгиевский район) и представлен 15 курганами высотой от 2 до 8 м и диаметром от 20 до 70 м. Курганный некрополь Новозаведенное и Краснознаменские курганы относятся ко второй половине VII – началу VI вв. до н.э. и являются памятниками раннескифской культуры, характеризующей скифов после их возвращения из Переднеазиатских походов.

С VI века до н. э. в Северном Причерноморье и прибрежных районах Северо-Западного Кавказа началась эпоха греческой колонизации и развития античных городов-государств, ставших главными торгово-экономическими и политическими партнерами скифов. К V веку до н. э. основная масса кочевников-скифов Центрального Предкавказья переместилась в причерноморские степи, поближе к очагам античной цивилизации. Однако некоторая часть племен скифского круга осталась на территории Предкавказья. На территории Ставрополья эти племена продолжали жить в период с V-IV века до н. э. Одним из памятников, характеризующих культуру обитателей территории Ставрополья в V-IV вв. до н. э., является Татарское городище. Оно функционировало в VIII веке до н.э. – X веке н.э. Городище многослойное и его территория площадью около 200 га обживалась в кобанский, скифский, сарматский и хазарский периоды. Оно состоит из трех автономных частей, объединенных общей системой мощных оборонительных сооружений и внутренних коммуникаций.

В 1996 году на Татарском городище под руководством профессора А.А. Кудрявцева были начаты раскопки уникальных курганных склепов, относящихся к концу V-началу III века до н. э.[60] В них были обнаружено большое количество конских захоронений. Удивляет многообразие и богатство погребального инвентаря, включавшего длинные железные мечи, железные ножи, наконечники стрел, многочисленные детали защитного панциря из мелких бронзовых пластинок, многочисленные элементы конской узды (железные удила и псалии), бронзовые налобные и нагрудные фигурные бляхи конского убранства, золотые подвески, золотые бляшки, выполненные в зверином стиле, разнообразные бусы, раковины каури, бисер, бронзовые зооморфные подвески, сероглиняные горшки и кружки местного производства, чернолаковая керамика с краснофигурной росписью, изготовленная в Аттике в конце V-начале IV вв. до н. э., родосские амфоры с клеймами V-IV вв. до н. э. и многие другие изделия.

Материалы Татарского городища свидетельствуют о том, что в V-IV веках до н.э. на территории Центрального Предкавказья скифские кочевые племена тесно взаимодействовали с кобанским населением городища. В результате устойчивых контактов кочевых скифских и оседлых земледельческих кобанских племен Центрального Предкавказья в V - IV вв. до н.э. происходил сложный процесс взаимовлияния на культурные традиции и их изменение[61].

Сарматы [62]. Вторая половина I тыс. до н. э. ознаменовывалась появлением в степях Предкавказья новой военно-политической силы – кочевых ираноязычных племен савроматов. В трудах древнегреческих и древнеримских историков сохранились ценные сведения об этом воинственном народе. О них писал Геродот, называя их народом, «управляемые женщинами» и как племена близкие по языку и образу жизни скифам. Они проживали, согласно сообщениям древнегреческих авторов, по соседству со скифами в низовьях Волги. Савроматы были предками сарматов. В III в. на политической арене Центрального Предкавказья появляются сарматы. Под их натиском гибнет ряд поселений Центрального Предкавказья, в том числе и Грушовское городище (г. Ставрополь). Захватив Центральное Предкавказье, сарматы обложили данью местное население податью, продолжая вести кочевой образ жизни. Античные историки и географы сообщают о нескольких сарматских племенных объединениях: сираках, аорсах, роксаланах и верхних аорсах. Степное Предкавказье контролировали сираки. Лишь в северной и в восточной частях региона исследованы погребения, оставленные другими сарматскими племенными объединениями[63].

Сарматы занимались кочевым скотоводством. Пребывание сарматов в среде земледельческих народов Северного Кавказа и Предкавказья оказали заметное влияние на их хозяйственную жизнь и быт. Страбон об аорсах и сираках сообщает, что «они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Греков также удивляло высокое положение женщин в сарматском обществе и их участие в войнах наравне с мужчинами. Они считали их потомками легендарных амазонок, женщин-воительниц древнегреческих мифов. Сарматы были тяжеловооруженными всадниками. Они были вооружены тяжелыми копьями с железными наконечниками и длинными железными мечами. Ударов сарматской конницы не выдерживали даже римские легионы[64]. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали ее покупать.

На территории Центрального Предкавказья раскопаны сотни сарматских погребений. Сарматы хоронили умерших в прямоугольных ямах, в вытянутом положении на спине. В загробный мир их сопровождал погребальный инвентарь: длинные железные мечи, железные наконечники и черешковые трехлопастные наконечники стрел, туши баранов, украшения, глиняную посуду, бронзовые и серебряные зеркала. Одной из отличительных особенностей сарматского погребального обряда является широкое применение жертвоприношений овец и ритуальное разбивание во время похорон бронзовых зеркал. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного. Нередко в женских погребениях находят железные мечи. В 1910 г. на Ставрополье у с. Казинка был обнаружен клад сарматских золотых украшений весом около 16 кг.

В 1998 г. при раскопках Большого Ипатовского кургана было раскопано уникальное сарматское погребение III в. до н.э., не имеющее аналогий на Северном Кавказе. В нем были обнаружены предметы вооружения, античная амфора, множество золотых ювелирных украшений и амулетов, несколько сосудов. Среди них выделяются изделия античных мастеров: перстень, изготовленный из монеты с профилем Александра Македонского, амфора, изящный чернолаковый сосуд[65].

Они свидетельствуют о тесных связях сарматов с населением греческих городов на побережье Черного и Азовского морей. С началом Великого переселения народов сарматы растворились среди других племен.

2.6 Население Северного Кавказа в средневековье.

Великое переселение народов – это особая историческая эпоха на рубеже древности и средневековья (IV – VII вв. н.э.), связанная с масштабными миграциями оседлых и кочевых племен Евразии. Начало эпохе положило массовое переселение германских племен готов из Прибалтики в Северное Причерноморье в III в. Здесь они застали жителей боспорских городов и алан. Но в конце IV века старые и новые жители Боспорского царства встретились с более мощной волной кочевников-гуннов, переселявшихся с востока на запад.

Ранние аланы. Аланы – ираноязычные кочевые племена, впервые появившиеся на Северном Кавказе в I в. н.э. Именно в это время информация об этом зафиксирована в сочинениях античных авторов. В рассказе Иосифа Флавия читаем, о том, что аланы жили около Танаиса и Меотийского озера, откуда совершали в 70-х годах I в. н.э. опустошительные набеги вплоть до южных границ Закавказья. Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским (Аланские ворота), так и Дербентским проходами. Во II в. н.э. Алания упоминается как территория, заселенная аланами и находящаяся под их контролем. На Северном Кавказе она распространялась на равнины от Прикубанья до Северо-Восточного Кавказа.

На Северном Кавказе известны многие памятники аланской культуры. В окрестностях пос. Подкумок Предгорного района был раскопан довольно внушительный по площади и количеству погребений Подкумский могильник III –II вв. до н.э. – III в. н.э., связываемый с ранними аланами. Этот памятник свидетельствует о взаимном влиянии культуры алан и горского населения. В греческом городе Фанагории существовала группа аланских переводчиков, во главе которой стоял в 208 г. н.э. некто по имени Ирак. Это говорит об активном участии алан в жизни Боспорского царства. В 370 г. аланы столкнулись с гуннами.

Гунны. К северу от Великой Китайской стены, в степях и полупустынях Центральной Азии с древности проживали кочевые племена сюнну (хунну). Долгое время китайским императорам удавалось не допускать их усиления. Во второй половине II в. н.э. под влиянием ухудшения природных условий и натиска соседей они начали движение на Запад, затянувшееся на два столетия. По пути они увлекли за собой некоторые племена Сибири и Приуралья. В Европе они стали известными под именем «гунны».

В 370 г. гунны появились на Боспоре. Разгромив алан, они зимой по льду преодолели Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и разорили богатые города Боспорского царства. В 376 г. гунны подошли к границам Римской империи. Римляне наделяли гуннов самыми дикими чертами во внешнем облике и поведении.

Основными занятиями гуннов были скотоводство, охота и собирательство. Они разводили лошадей и мелкий рогатый скот. Большую часть жизни они проводили верхом на лошади. По свидетельству Аммиана Марцеллина, «никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь». В тоже время гунны были прекрасными воинами, что позволяло им одерживать победы над самыми могущественными противниками. Аммиан Марцеллин так описывает их тактику: «В бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Лёгкие и подвижные, они вдруг специально рассеиваются и, не выстраиваясь в боевую линию, нападают то там, то здесь, производя страшное убийство. Вследствие их чрезвычайной быстроты никогда не приходилось видеть, чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабжёнными искусно сработанными наконечниками из кости, а сойдясь врукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком».

Установив свою власть над оседлым населением, гунны собирали с него дань. Местных жителей забирали в свое войско. В первые десятилетия V в. н.э. в городах Боспора почти все мужское население было уведено гуннами в походы на Рим.

Союз гуннских племен носил военный характер и был непрочен. Гунны переживали стадию разложения первобытнообщинных отношений и возвышения родоплеменной аристократии. В 443 г. гуннский союз возглавил Аттила. В Паннонии (территория современной Венгрии) гунны создали державу, которая оказалась недолговечной и распалась после смерти гуннского вождя в 454 г. Держава Аттилы положила начало образованию варварских государств, в которых власть правителя основывалась на умении организовать военные походы и разделить добычу среди соплеменников.

Часть гуннов осталась на Северном Кавказе и в конце IV в. н.э. совершила поход в Закавказье. После гуннского нашествия на юго-востоке Предкавказья в середине V в. н.э. проживали племена хайландуров или оногуров. Рядом с ними, в приморском Дагестане расположились гунны - маскуты. Центральная часть Кавказа была заселена аланами, а на северо-западе проживали предки адыгов. На Таманском полуострове и Черноморском побережье обитали готы - тетракситы. Их могущество так же, как и аланское, сильно подорвало нашествие гуннов, которые опустошили поселения этого народа. После распада державы Аттилы самым сильным среди гуннских племен Причерноморья и Северо-Западного Кавказа оказалось племя акациров.

Во второй половине V в. н.э. в Восточном Предкавказье значительную роль играла племенная группа савиров. Так византийские писатели называли большое племя гуннов, покинувших территорию Западной Сибири под натиском авар. На Северном Кавказе они обосновались на побережье Каспийского моря. Они активно вмешивались в противостояние Византийской империи и Персии, в качестве союзников поддерживая то одну, то другую сторону. На территории Ставрополья обнаружено несколько интересных находок эпохи Великого переселения народов. В г. Зеленокумске Советского района при строительных работах было разрушено погребение женщины с лошадью. В погребении было обнаружено 2 золотых кулона со вставками из полудрагоценных камней-альмандинов, золотая бляшка, золотой перстень с лазуритовой вставкой, бронзовая ложечка, бусины из альмандина и жемчуга. В ногах погребенной стоял бронзовый котел[66]. Еще одно разрушенное погребение гуннской эпохи происходит из окрестностей с. Воздвиженское Апанасенковского района. К более позднему постгуннскому периоду относится погребение, раскопанное на окраине с. Тугулук Грачевского района, где был похоронен мужчина. Вместе с ним положили керамический горшок, нож, железную и золотую пряжки. Погребение датируется концом IV в. - первой половиной V в. н.э.[67] Великое переселение народов затронуло население Центрального Предкавказья и повлияло на его историю и культуру в раннее средневековье. Кочевые племена Юга России приняли участие в событиях мирового значения. Они принесли в страны Западной Европы свои достижения в военном деле и переняли многие достижения народов Европы.

После ухода гуннов большая часть алан осталась на Северном Кавказе. Местное оседлое население ушло в предгорья и горы. Увеличилась численность населения Кисловодской котловины. В степных районах преобладало кочевое аланское население. Со своими стадами они кочевали по долинам рек. Оставили после себя многочисленные курганы.

В окрестностях хут. Новый Маяк Новоселицкого района были раскопаны раннеаланские курганы с погребениями в катакомбах второй половины III - IV вв. н.э. В одном из курганов были обнаружены железный нож, две серебряные пряжки, серебряная застежка-фибула и керамический сосуд[68].

В V – VII вв. н.э., аланы под влиянием местного населения начинают вести оседлый образ жизни. Они расселились на пространстве между Тереком и Верхней Кубанью. Здесь сформировалась уникальная аланская культура. С этого момента аланы в течение тысячелетия упоминаются в сочинениях писателей и ученых. Территория Северного Кавказа привлекала внимание двух держав - Византии и Ирана. Они соперничали за влияние над племенами Северного Кавказа и Закавказья.

Ученые предполагают, что в V – VI вв. н.э. на Северном Кавказе (Южный Дагестан, Северная Осетия, Пятигорье) под влиянием гуннского нашествия и связей с Византией, странами Западной Европы и Средиземноморья складываются своеобразные «варварские королевства». Они были похожи на варварские государства, образовавшиеся в Западной Европе после падения Западной Римской империи. В это время у алан и других племен Северного Кавказа начинает формироваться дружинное сословие, появляются военные вожди. В воинских захоронениях находят престижные предметы (парадное вооружение, конское снаряжение, украшения, посуду, произведенные в ремесленных мастерских Византии и стран Средиземноморья)[69].

К середине VI в. на территории Верхнего Прикубанья и Пятигорья складывается Аланское царство во главе с правителем Саросием, упоминаемым в исторических сочинениях с 558 по 572 г [70]. Аланское царство было союзником Византийской империи и проводило независимую политику в отношении Тюркского каганата.

Одним из наиболее густонаселенных районов во владениях царя Саросия была Кисловодская котловина. Население котловины вело интенсивное земледелие[71]. В ходе исследований с применением материалов космосъемки здесь была обнаружена система террас в долинах притоков р. Подкумок. К некоторым из них были подведены каналы от рек и родников. Территория котловины защищалась системой укреплений и сторожевых постов, находившихся в пределах прямой видимости друг от друга. В случае опасности с помощью сигнальных костров подавался сигнал тревоги для всех поселений и укреплений Кисловодской котловины[72].

Наибольшее количество укреплений и захоронений с богатым инвентарем было обнаружено в окрестностях городища Горное Эхо в долине р. Аликоновка на северо-западной окраине г. Кисловодска. По мнению ученых, здесь в крепости, защищенной мощными стенами и башнями, располагалась резиденция царя Саросия[73]. Здесь раскопано множество захоронений воинов-дружинников с предметами вооружения, защитного снаряжения. Эти погребения не уступают в богатстве захоронениям варварской знати Западной Европы.

С IV в н.э. этнический облик Северного Кавказа подвергся существенным изменениям в связи с приходом в регион гуннов, болгар, хазар и др., что вызвало тюркизацию ряда территорий. В такой непростой обстановке формировались современные народы Северного Кавказа и Нижнего Поволжья.

Гуннский племенной союз перестал существовать в V в. и распался на новые разноплеменные образования, продолжавшие фигурировать в источниках под аналогичным названием. В VI – VII вв. они сохранили часть своего прежнего влияния на Северо-Востоке Кавказа, при этом на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье появились тюркоязычные племенные союзы: болгары, утигуты и кутригуты, савиры, авары, тюркюты. К VI в. эти недолговечные союзы прекратили свое существование, а их население осело на Северном Кавказе, что сказалось на социально-экономическом и культурном развитии региона и тюркизации ряда племен и этнических групп.

В VI – VII в. Византия и Сасанидский Иран стремились распространить свое влияние на Северном Кавказе, рассматривая последний в качестве источника человеческих, сырьевых, продовольственных ресурсов и вовлекая его народы в сферы своего влияния. Провизантийской ориентации придерживались зихи, западная группа алан и гуннские племена в причерноморском Дагестане, не в последнюю очередь благодаря принятию христианства племенной верхушкой. Проиранской ориентации придерживались восточные аланы и народы южного Дагестана, при этом шахи распространяли среди них зороастризм, превратив Дербент в крупный военно-стратегический, политико-экономический и культурный центр Кавказа. Заключив союза с Западно-тюркским каганатом, Византия существенно ослабила позиции Ирана на Кавказе, а длительные войны привели к смещению кавказского части «Великого шелкового пути» на севере к Ставропольской возвышенности и в долину р. Кубань.

Во время гуннского нашествия на Северном Кавказе появились булгары, которые, вероятно, входили в состав гуннской орды. К середине I тыс. н.э. они локализовались в степях Предкавказья, а в VI в. вместе с частью коренного местного населения создали племенное объединение Великая Булгария. В 50-60-х гг. VI в. булгары попали в зависимость от авар, а в 70-х гг. VI в. – от Тюркского каганата. Византия помогла им освободиться от этой зависимости, что способствовало объединению булгарских племен под властью перешедших в христианство Органа и его племянника Кубрата. После смерти последнего в результате междоусобиц и войн с хазарами часть булгар ушла на Дунай, где, слившись с южнославянским населением, создала Дунайскую Болгарию, а другая часть – на Волгу, где основала Волжскую Булгарию. Оставшиеся в Приазовье булгары, возможно, приняли участие в этногенезе современных карачаевцев и балкарцев. Булгары Северного Кавказа в VII в. вошли в состав Хазарского каганата, просуществовавшего более 300 лет.

Во второй половине I тыс. центральная часть Северного Кавказа была занята племенами нахов – предками чеченцев и ингушей, а также аланами, из которых в результате ассимиляции автохтонного населения и прибывших в регион иранских племен сформировалась этническая основа осетин (овсы). В аланский союза вошли также многие другие кавказские племена. В VII–IX вв. аланы находились в сфере интересов Хазарского каганата. В Дагестане же сложились политические объединения, охватывающие территорию главных местных племен и этнических групп – Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран, Кайтаг, Гумик и др.

В 643-644 г. разразилась первая арабо-хазарская война, положившая начало длительному (до IX в.) противостоянию между Арабским халифатом и Хазарским каганатом. По мере ослабления обоих противоборствующих сторон народы Северного Кавказа постепенно освобождались от власти арабов и хазар, при этом наблюдается подъем и взаимный синтез культуры оседлых и кочевых северокавказских и поволжских племен. В регионе распространились три монотеистические религии: христианство, ислам, иудаизм, взаимодействие которых с местными традиционными верованиями создали у народов Северного Кавказа сложное синкретическое религиозное мировоззрение.

В X–XIII вв. ведущую роль в этнокультурном развитии Северного Кавказа играла Алания, Грузия и кыпчаки. После упадка Хазарского каганата в результате походов великого киевского князя Святослава (964-966) и его последствий в границах Алании были объединены многие народы Северного Кавказа. Однако татаро-монгольское нашествие на Северный Кавказ изменило устоявшиеся этнические и политические границы в регионе: Алания и кыпчаки были разгромлены, а различные этносы – перемещены на новые места обитания. Ираноязычные аланы и тюркоязычные кыпчаки двинулись в горы Центрального Кавказа, активизировав контакты с коренными носителями кавказских языков, что еще больше осложнило этнические процессы, связанные с происхождением карачаевцев, балкарцев, кумыков. В Поволжье к тому времени завершился этногенез татары, связанный с кумыками, булгарами и иными тюркскими этногруппами. Татаро-монгольское нашествие не только затормозило социально-экономическое и культурное развитие народов Северного Кавказа, но и привело к регрессу ряда сфер культур. Золотая Орда отрезала равнины Северного Кавказа от Закавказья, вошедшего в состав другого государства Чингизидов – Хулагуидов. В то же время через северокавказские территории Золотой Орды протянулись караванные и транзитные пути, которые связывали народы Северного Кавказа не только с городами Золотой Орды, но и со Средней Азией, Русью, Ираном, Китаем, Индией.

В результате событий XIII–XV вв. на руинах Алании и других государств Северного Кавказа возникли новые образования, возросло число самоуправляющихся общин. В письменных источниках возникают этнонимы «черкесы» или «адыгэ» (переселившихся на восток адыгов стали называть кабардинцами), а также карачаево-балкарских, осетинских, чеченских и ингушских обществ. В Дагестане на месте распавшихся «царств» возникают новые владения и союзы сельских обществ – майсумство Табасарана, уцмийство Кайтагское, нуцальство Аварское, шамхальство, Тюменское княжество. В состав государства ширваншахов вошел Дербент и часть южного Дагестана. После распада же Золотой Орды на Нижней Волге возникло Астраханское ханство (1502 – 1556 гг.), а северный Прикаспий, Предкавказье и Приазовье заняла Ногайская Орда. Начинает складываться донское, волжское и терско-гребенское казачество, возникшее в результате смещения местного населения русскими переселенцами. Большое влияние на этнополитическое и этнокультурное развитие Северного Кавказа оказало Крымское ханство, участвующее в формировании правящей элиты адыгов и других местных народов, а также поддерживающее с ними тесные торгово-экономические отношения.

В XVI – XVII вв. на Северном Кавказе сформировались крупные этнополитические объединения, основы которых были заложены в предыдущий период. Однако, из-за внутренних конфликтов, крымско-османской агрессии имели место миграции кабардинцев, карачаевцев, осетин, чеченских и ингушских обществ, части народностей южного Дагестана. В Приазовье, Причерноморье, по долинам Кубани, Зеленчука, Баксана, Тереку приходят ногайцы, осевшие среди местного населения. В степи Предкавказья переселяются кочевники-туркмены, на Северный Кавказ увеличивается приток армян, которые оказали важное влияние на хозяйственную и культурную жизнь региона.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.