Тема 1. Базовые категории управления организацией — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 1. Базовые категории управления организацией

2017-10-09 562
Тема 1. Базовые категории управления организацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опорный конспект лекций

Составил: доцент Арсенов В.В. на основе учебных изданий

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Автор учебного издания/группа авторов Наименование учебного издания Издательство Где издано, год издания Кол-во страниц  
Петрович, М.В. Управление организацией: учеб. пособие Академия управления при Президенте Республики Беларусь Минск, 2010    
Петрович, М.В. Балдин, И.В. Загорец, В.С. Загорец, И.В. Монтик, О.Н. Управление организацией: учеб. пособие Академия управления при Президенте Республики Беларусь Минск, 2012    

Тема 1. Базовые категории управления организацией

Лекция 1

Основные понятия системы управления

Классификация систем

Организация как социально-экономическая система

Методы науки управления организацией

Системный, процессный и ситуационный подходы в управлении организацией

Основные понятия системы управления

 

Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние.

 

Субъект управления, объект управления, а также прямые и обратные связи между ними образуют контур управления (рис. 1.).

 

 
 

 


Рис. 1. Контур управления

В качестве субъекта управления могут выступать системы, обладающие свойством целеполагания, т. е. постановки целей. Это может быть отдельный человек или группы людей, а также искусственные кибернетические системы во взаимодействии с человеком.

 

Объектом управления выступают человек, социальные, технические, биологические и другие системы; иные процессы, явления и отношения различного характера.

 

Применительно к социальным системам понятие управления тесно связано с терминами «руководство» и «менеджмент».

 

Руководство – управление людьми (социальными группами) или отдельным человеком

 

Классификация систем

Системы могут классифицироваться по разным признакам, потому что термин «система», во-первых, обозначает как реально существующие, так и абстрактные объекты (например, политическая система, система взглядов, банковская система, кровеносная система, система информационная, система водоснабжения и т.д.), во-вторых, любой объект изучения можно рассматривать как подсистему целого. Например, систему водоснабжения – как подсистему коммунального хозяйства, кровеносную систему как элемент биологической системы животного или человека. Поэтому классификации могут быть одноуровневыми и многоуровневыми.

Одноуровневая классификация по признаку происхождения (природной принадлежности):

1. Естественные.

2. Искусственные.

3. Социальные.

4. Смешанные.

Та же классификация, но двухуровневая по признаку происхождения и характера элементов системы:

1. Естественные:

- неорганические (астрономические системы, физико-химические процессы);

- биологические (человек, другие живые существа, растения, пчелиный рой);

- экологические системы (лес, озеро, земная атмосфера).

2. Искусственные:

- материальные (промышленные производства, оружие, водные системы);

- абстрактные (любые системы, выраженные символами, теория относительности, а также законы физики и математики;

- абстрактно-материальные (интернет, коллайдер, сотовая связь, сознание человека, система общественного устройства).

3. Смешанные:

- эко-био-технические (гидро- и тепло электростанции, аграрное производство, системы навигации);

- социотехнические (транспортные средства и системы, компьютер, современные системы вооружения и безопасности, логические системы);

- социально-экономические (любая организация, банк, корпорация, компания, фирма);

- социально-политическая (армия, политическая партия, общественная организация, государство, межгосударственные союзы и альянсы).

Это пример того, какой многоуровневой может быть классификация систем.

По другим признакам системы могут классифицированы следующим образом.

1. По сфере функционирования и составным элементам:

- экономические;

- технические;

- социальные;

- биологические;

- астрономические;

- символические;

- космические.

2. По степени сложности и возможности познания (описания):

- простые (химические реакции, производственные технологии, семья, организация);

- сложные (человеческий организм, природные явления, финансовые рынки);

-очень сложные (модель вселенной, взаимодействие пространства и времени, модели поведения людей и общества).

3. По степени организации и влияния человека:

- сильноорганизованные (социальные структуры, социотехнические системы (автомобиль, компьютер), управляемые химические реакции и физические системы);

- слабоорганизованные (природные явления и процессы);

- самоорганизованные (биологические системы).

 

 

Научная школа в управлении

 

Первой школой науки и практики управления организацией была так называемая школа научного управления, которую в некоторых источниках еще называют классической школой. Онасформировалась в период с 90-х годов XIX по 20-е годы XX столетия. В рамках этой школы, во-первых, разрабатывались различные аналитические и действительно научные методы совершенствования управления производством; во-вторых, это были в основном методы административного управления, касающиеся построения организационных структур управления предприятиями, организации работ управленческого и производственного персонала; в-третьих, были разработаны положения, которые до сих пор успешно используются в управлении субъектами экономической деятельности, игнорирование которых приводит к негативным последствиям.

Среди основных предшественников школы научного управления можно назвать английского математика Чарльза Бэббиджа (1792 – 1871, Генри Меткаф (1847 – 1917, Генри Таун (1844 –1924).

 

Вклад Фредерика Тейлора (1856-1915) в становление науки и практики управления организациями состоит в использовании научных принципов, которые во многих случаях были перенесены из сферы естественных (технических) наук.

 

Тейлор разработал методы совершенствования операционной деятельности, когда для каждого рабочего устанавливался единственный самый рациональный способ выполнения данной работы. Весь объем задания разбивался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по возможности выполнять один человек, при этом устранялись все ошибочные, медленные, бесполезные движения, отбирались наиболее быстрые, совершенные. По словам известного французского физика Ле Шателье, это была математика, примененная к организации труда в промышленности.

Хороший руководитель, по Ф. Тейлору, должен иметь следующие качества это: 1) ум, 2) образование, 3) опыт, 4) такт, 5) энергия, 6) сообразительность, 7) честность, 8) здравый смысл, 9) здоровье.

В концепции этой же школы американский ученый Г. Эмерсон,разделяющий идеи Тейлорав книге «Двенадцать принципов производительности» (1912), сформулировал следующие принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда; они не потеряли значения и по сей день.

1. Четко обозначенные цели.

2. Рационализм в действиях, здравый смысл.

3. Компетентность и профессионализм специалистов.

4. Дисциплина на основе четкой регламентации.

5. Справедливость к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация работы.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Создание необходимых условий труда.

10. Нормирование производственных операций.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за повышение производительности.

 

Тейлор считал знания и опыт квалифицированных рабочих основным в успехе организации. Как менеджер он видел свою задачу в их систематизации, преобразовании в «законы, правила и даже математические формулы».

Главным недостатком философии было доминирование механического подхода и объяснение социальной организации как сугубо формальной, функционирующей по строгим регламентным нормам.

2. Административная школа.

Возникновение административной школы связано, главным образом, с именем А. Файоля (1825–1925). А. Файоль является наиболее значительной фигурой в науке и практике управления первой половины XX века. Он сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления.

1. Разделение труда, т. е. специализация применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2. Власть и ответственность связаны между собой, причем ответственность следует из власти.

3. Дисциплина, означающаяуважение соглашений, прилежание, энергичность и проявление уважения к другим.

4. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения в процессе действия и распорядительства.

5. Единство руководства означает, что для достижения одной и той же цели нужно иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных интересов общим следует из общефилософского соотношения частного и общего.

7. Вознаграждение, т. е. стимулирование труда должно быть справедливым и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

8. Централизация как необходимое условие эффективной организации власти.

9. Скалярная цепь, т. е. иерархическое построение организации.

10. Порядок означает деятельность на всех уровнях, подчинение регламенту.

11. Справедливость – адекватное вкладу отношение руководителей к подчиненным.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной и следствием плохого управления.

13. Инициатива, т. е. «включение» внутренних творческих ресурсов в процесс достижения цели.

14. Корпоративный дух, который означает единую систему организационных принципов, ценностей и взглядов.

Всю совокупность управленческих действий А. Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Именно эти функции сегодня признаются в качестве классических функций науки и практики управления.

В отличие от сторонников Ф. Тейлора, А. Файоль не преувеличивал роль технических знаний для руководителя, утверждая, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам системы управления. Руководитель в своей деятельности должен ориентироваться не только и не столько на специальные знания в рамках своей профессии, сколько на управленческие цели, причем по мере подъема по иерархической лестнице относительная важность административной составляющей возрастает.

Бихевиористическая школа

К середине XX столетия школа человеческих отношений трансформировалась в так называемую бихевиористическую школу или школу поведенческих наук. Наиболее известными учеными этого направления следует считать: Абрахама Маслоу (1908-1970), Фредерика Герцберг (1904-1999), Дэвида МакКлелланд (1917-1998), Дугласа МакГрегор (1906-1964), Криса Арджирис (р.1923). Для представителей этой школы характерны следующие научные направления:

- трудовые отношения и инструменты эффективной мотивации труда;

- проблемы повышения качества труда работников;

- психология поведения в процессе трудовой деятельности;

- социально-психологический климат в организации;

- сущность и соотношение лидерства и власти;

- развитие потенциала работников;

- организационные и социально-психологические отношения работников и руководства.

Последователи этого направления в основу успеха организации ставили поведение человека в организации, анализ внешних и внутренних причин мотивации работника, характер взаимодействия руководства и подчиненных.

Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Школа системного подхода

В развитии системного подхода можно выделить 2 основных этапа. Первый этап связан с успехами естественных наук на рубеже XIX - XX вв. Именно в это время А. Богданов создал науку тектологию, которую считают одним из самых ранних вариантов «общей теории систем», во многом предвосхитившим варианты будущих системных концепций. Второй этап - 50 - 60 –е гг. XX вв., очередной триумф точных наук (ядерная физика, кибернетика, космос) и создание «общей теории систем».

На этапе развития системного подхода, берущего начало от австрийского физиолога Людвига фон Берталанфи (1901 - 1972) под системой понималась совокупность взаимосвязанных элементов, представляющая собой целостное образование или обладающая свойством целостности. Целостным считается такое образование, которое обладает новыми системными свойствами, отсутствующими у составляющих ее элементов.

Общие идеи кибернетики применительно к практике организационного управления связаны также с именем Честера И. Барнарда (1886-1961), о котором уже говорилось выше. Барнард придавал особое значение коммуникативным сетям, которые он назвал «неформальной организацией». В отличие от Фаойля, Вебера, Тейлора и сторонников научного менеджмента, он включил в понятие организации не только работников и руководителей, но и инвесторов, поставщиков, потребителей и клиентов.

В дальнейшем идеи системного подхода были развиты Норбертом Винером (1894 - 1969) в его работе «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», в которой сформулированы принципы управления, общие для биологических, технических и социальным систем. Это был второй - информационно-кибернетический этап развития системного подхода. Заслуга Норберта Винера в том, что он впервые понял принципиальное значение информации в процессах управления.

Говоря об управлении и связи в живых организмах и машинах, он видел главное не просто в словах «управление» и «связь», а в их сочетании.

 

Тема 3. Виды организаций

Коммерческие организации

Коммерческие организации могут создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ,

- хозяйственных обществ,

- производственных кооперативов,

- унитарных предприятий,

- крестьянских (фермерских) хозяйств.

При создании коммерческой организации формируется ее уставный фонд, вкладом в который могут быть

- вещи, включая деньги и ценные бумаги,

- иное имущество, включая имущественные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации, у которых уставный фонд разделен на доли (акции) учредителей или участников.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества.

Полным является товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участниками полного товарищества могут быть только коммерческие организации.

Коммандитным называется товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от его имени предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут ответственность за деятельность товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и другие организации.

Общество с ограниченной ответственностью, уставный фонд которого разделен на доли. Их размер определяется учредительными документами общества. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав.

Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Высшим органом управления обществом с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

Общество с дополнительной ответственностью, уставный фонд которого разделен на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. Это предполагает ответственность участников такого общества перед кредиторами больше уставного фонда на величину, которая определяется учредительными документами общества.

Акционерное обществом, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, является открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет о прибылях и убытках.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, является закрытым акционерным обществом. Закрытое акционерное общество вправе осуществлять только закрытое (среди ограниченного круга лиц) размещение дополнительно выпускаемых акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Производственным кооперативом (артелью) является коммерческая организация, участники которой:

– вносят имущественный паевой взнос,

– принимают личное трудовое участие в его деятельности,

– несут субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарные предприятия могут быть государственными (республиканскими или коммунальными) или частными. Соответственно имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.

Крестьянским (фермерским) хозяйством является коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению, транспортировке и реализации. Такая предпринимательская деятельность основывается на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством.

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации могут создаваться для:

– достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

– охраны здоровья граждан;

– развития физической культуры и спорта;

– удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан и организаций, духовных и иных нематериальных потребностей людей;

– защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

– потребительских кооперативов;

– общественных или религиозных организаций (объединений);

– благотворительных и иных фондов;

– учреждений.

Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан либо граждан и организаций на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения имущественных паевых взносов его членов.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (Белкоопсоюз, райпо).

Общественными и религиозными организациями (объединениями) являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а сами организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Особым типом общественных организаций являются республиканские государственно-общественные объединения, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач. Учредителями такого объединения и его членами могут быть физические лица и организации, Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.

Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) организациями на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда. Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер и вид его деятельности.

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Объединения организаций

Коммерческие организации в целях координации предпринимательской и иной деятельности, представления и защиты общих интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющиеся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций, являющиеся некоммерческими организациями.

Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) является объединение либо только государственных организаций, либо государственных и других организаций, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, либо по их поручению республиканскими органами государственного управления, либо по решению органов местного управления и самоуправления.

Государственное объединение находится в подчинении правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления.

Неоклассические организации

В условиях быстро меняющейся внешней среды основным требованием, которое предъявляется к организациям, является их высокая адаптивность. Соответственно современные организации вынуждены приобретать новые свойства, не характерные для классических организаций. К таким свойствам, прежде всего, относятся:

- широкое использование IT-технологий, работа в виртуальном пространстве, виртуализация отношений;

- выполнение заказов потребителей по принципу «везде и сейчас»;

- интеллектуализация деятельности, утверждение знаний и времени в качестве основных факторов успеха;

- культ сотрудников, которые стремятся к росту своего профессионализма, к участию в решении организационных проблем, согласны быстро приобретать новые компетенции, если в этом возникает необходимость;

- большая организационная гибкость, заключающаяся в возможности организации быстро менять свои структуру и бизнес-процессы, если в этом возникает необходимость;

- преимущественное использование команд, а не индивидуумов, для решения организационных проблем;

- стремление к диверсификации своей деятельности, персонала, партнеров и потребителей.

Разные организации по-разному приобретают и реализуют эти свойства. Соответственно можно говорить о неоклассических (современных) организациях, к которым относятся: виртуальные организации, организации с внутренними рынками, сетевые организации, обучающиеся организации, интеллектуальные организации.

Организации с «внутренними рынками» ориентированы на экономическую самодостаточность внутренних подразделений и доминирование экономических методов управления. Они построены на следующих принципах.

1. Приоритетный принцип предпринимательское мышление и деятельность.

2. Внутриорганизационная экономическая самостоятельность подразделений.

3. Расширение внутриорганизационной ответственности подразделений за результаты своей деятельности.

4. Доминирование креативности и творческой инициативы работников.

5. Внутриорганизационная рыночная идеология работы всех структур (конкуренция, состязательность, предприимчивость).

Виртуальная организация - это структура, производящая продукт в реальном времени по желанию потребителя на основе принципа «везде и сейчас» в соответствии с его индивидуальными запросами на основе широкого использования информационно-компьютерных технологий

Отличительными чертами виртуальной организации являются:

• непостоянный характер функционирования;

• осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и теле­коммуникаций;

• образование временных альянсов организаций в соответствии с экономической и организационной целесообразностью и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

• ярко выраженная ориентация на потребителя;

• высокий сервис.

Обучающиеся организации в своей деятельности предполагают постоянный процесс обновления знаний и уровня интеллекта персонала. Их конфигурация построена таким образом, что процесс обучения является неотъемлемым принципом для каждой организационной функции

В рамках организационного обучения можно отметить пять основных направлений.

1. Развитие у работников системного мышления.

2. Расширение индивидуальных навыков и коллективного сотрудничества. Воспитание современной системы ценностей,разделяемой большинством сотрудников организации.

3. Создание у сотрудников общего видениястратегии развития организации.

4. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения.

Интеллектуальная организация формируется на основе использования интеллектуально-знаниевых ресурсов сотрудников взаимодействующих единиц по принципу свободного выбора, а не жесткого регламента

Эти организации в большей степени опираются на рабочие группы, ориентированные на результат, а не на правила; на выбор, а не на команды, поступающие сверху. Рабочие группы формируются вокруг какой-то основополагающей предпринимательской идеи. Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и самоконтролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей.

Сетевые организации по своей сущности являются противоположностью бюрократических структур. Вместо четкой последовательности команд «сверху-вниз» и отчетов «снизу-вверх» в сетевых структурах взаимодействие между участниками организации определяется целесообразностью, как правило, экономической. В этих структурах последовательность команд иерархической организации заменяется цепочкой внутренних и внешних коммуникаций. Отношения в сетевых организациях не диктуются какой-либо одной стороной. Одно из их преимуществ - это отношения добровольности. Любые изменения, которые ограничивают отношения добровольности, становятся потенциальной угрозой для эффективности всей сети.

Внешняя среда организации

Современная управленческая парадигма основана на утверждении, что организация есть открытая система, все ресурсы которой зависят от внешней среды. Это означает, что структура, цели функции и другие элементы организации есть результат взаимодействия с внешней средой.

Внешнюю среду организации традиционно классифицируют по следующим основным критериям.

По содержанию можно выделить элементы экономической, политической, технологической, социальной, культурной и экологической среды организации.

По направленности влияния на организацию можно выделить элементы прямого и косвенного воздействия.

Экономическая внешняя среда включает:

- государственный экономический протекционизм, включающий методы экономического регулирования;

- наличие потенциальных покупателей и их потребности;

- финансовую и налоговую политику;

- сложившийся уровень цен на продукцию предприятия;

- возможность получения инвестиций;

- наличие рабочей силы требуемой квалификации;

- сотрудничество с поставщиками;

- конкурентную среду.

 

Политическая внешняя среда включает:

- существующую внешне- и внутриполитическую ситуацию в тех государствах, на территории которых находится организация и на территории которых она производит реализует свою продукцию;

- существующее в этих странах законодательство, политические и правовые институты, регулирующие определенные виды деятельности и реализацию определенных видов товаров или услуг;

- политические взаимоотношения между странами и территориями, уровень политической лояльности и взаимодействия.

Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания и механизмы их применения в производстве товаров и услуг. Значение этой среды огромно не только при создании изделий, но и в управленческих инновациях.

Социальная внешняя среда включает:

- социальную инфраструктуру организаций и территорий;

- традиции и обычаи;

- уровень культуры населения;

- менталитет населения;

- религиозные нормы.

Этическая внешняя среда включает в себя нормы личностного и межличностного поведения людей, нормы национальной культуры, правила общения и моральные кодексы.

Экологическая среда представляет собой естественные условия функционирования организации. Влияние факторов этой среды на деятельность организации постоянно возрастает по следующим основным причинам:

1. Экология сказывается на здоровье работников;

2. Организация, особенно если это промышленное предприятие, должна обеспечивать экологически безопасное производство;

3. Экологические императивы являются важным элементом идеологии социальной ответственности организации.

Элементы внешней среды организации в зависимости от направленности и силы воздействия делятся на факторы прямого и косвенного воздействия.

Однако строгой классификации по этому критерию не может быть. Одни и те же факторы внешней среды могут быть как прямого, так и косвенного воздействия. Например, политические и экономические альянсы или союзы между государствами создают среду прямого эффективного воздействия на сотрудничество организаций (поставки товаров, обмен услугами, инновациями, стимулирование инвестиций). И наоборот, могут быть политические и экономические меры, выступающие в косвенных средствах регулирования организационных контактов (традиции, мораль, обязательства перед другими участниками, оценка экологических и других последствий).

Факторы прямого действия – это запреты, табу, ограничения, стимулирование, развитие.

Факторы косвенного действия – оценка конкуренции, возможных экономических и социальных последствий, воздействие через третьих лиц, информационное обеспечение (разведка, заимствование, пропаганда, реклама).

 

Анализ внешней среды

 

Этот анализначинается с установления пространственных и временных границ внешней среды. Ответ на вопрос о том, что считать внешней средой организации зависит от специфики ее деятельности, размеров ее бизнеса, компетенции руководства, других факторов. Иногда окружение бывает широким и разнородным, особенно если организация работает в области современных технологий или является диверсифицированной.

Идентификация дальнего (макро-) окружения предусматривает выявление особого перечня ключевых факторов, характерного для конкретной организации. В перечень включаются факторы и тенденции макроокружения, оказывающих значимое, т


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.