Профессиональная культура экскурсовода — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Профессиональная культура экскурсовода

2017-10-08 1643
Профессиональная культура экскурсовода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синонимом профессиональной культуры выступают понятия «культура профессиональной деятельности» или «культура труда специалиста». Под профессиональной культурой следует понимать качественную характеристику (степень совершенства) деятельно­сти людей при выполнении функциональных обязанностей в рам­ках определенной профессии.

Профессиональную культуру экскурсовода можно описать, оце­нивая все составляющие его деятельности. Это значит, что необхо­димо учесть, насколько он осознает социальную значимость своей работы, какие цели ставит перед собой, насколько владеет способа­ми решения экскурсионных задач и ориентируется в своей профес­сии, понимает ее социальную значимость.

Как видим, профессиональная культура экскурсовода вбирает в себя характеристики не только ее результирующей и процессуаль­ной сторон, но и утверждаемых ценностей. В частности, процессу­альная сторона включает функциональные компоненты деятельно­сти: постановку целей и задач, технологию сбора и анализа необхо­димой информации, прогнозирования и принятия решения, орга­низации его выполнения, внесения корректив в план действий.

Функциональная, результирующая и аксиологическая (ценност­ная) стороны профессиональной деятельности экскурсовода вы­ступают каркасом ее ролевого содержания. Они отражают его ка­чества как специалиста, управленца, психолога, умеющего убеж­дать экскурсантов и завоевывать их доверие, добиваться единства мнений очень разных по своим взглядам и характерам людей.

Как специалист экскурсовод должен:

• заботиться о полноте своих знаний, быть открытым к новой информации;

• владеть технологиями применения своих знаний в решении практических задач (быть компетентным);

• целенаправленно идти к достижению поставленной цели, реализовывать свои проекты.

Любая экскурсия включает в себя совокупность норм и правил в общении людей, и экскурсовод должен уметь устанавливать порядок, поддерживать его, регулировать взаимоотношения в ходе экскурсии.

Экскурсия — это прежде всего общение и взаимодействие с людьми, умение убеждать и завоевывать доверие поступками и словом, добиваться согласованности действий очень разных по сво­им взглядам и характерам людей. Если экскурсовод оказывает влия­ние на экскурсантов и занимает центральное место в структуре взаимоотношений, он выполняет роль лидера, т.е. владеет необхо­димыми мотивационно-волевыми, интеллектуальными и коммуни­кативными качествами.

Деятельность экскурсовода протекает в условиях значительных психических нагрузок и стресса. Поэтому устойчивость к стрессу рассматривается как важное мотивационно-волевое качество, без которого трудно достичь хороших результатов.

Не способствуют устремленности на результат стрессовые реак­ции, психическая напряженность, перегрузки, неумение расслаб­ляться, негативная оценка жизни, социальная некомпетентность, сдерживание эмоций, личностная закрытость.

Интеллектуальные качества экскурсовода прежде всего связа­ны с креативностью, гибкостью мышления, способностью быстро и точно решать разнородные задачи, особенно связанные с анализом ситуации и точной формулировкой целей, прогнозированием, при­нятием решений, планированием и др.

Коммуникативные качества проявляются в стиле руководства участниками экскурсии. Особо важными можно назвать следу­ющие: способность к кооперации и групповой работе, подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться; социальная компетентность, умение разрешать конфликт­ные ситуации и др.

Системообразующим компонентом в профессиональной куль­туре выступает ценностная ориентация, включающая в себя ком­плекс взглядов, убеждений, идеалов, определяющих избирательно- оценочное отношение человека к объектам деятельности и самому себе как субъекту профессиональной активности. Основы профес­сиональной культуры закладываются в ходе вузовского образова­тельного процесса.

Подготовка экскурсоводов и повышение их квалификации

Как мы убедились, профессия экскурсовода весьма творческая, связанная с овладением новыми знаниями, повышением квалифи­кации как самостоятельно, так и в рамках специальных программ.

Повышению профессионального мастерства способствуют: учебно-тренировочные (без участия группы под руководством опытного методиста), учебно-показательные (проводятся опытны­ми методистами) экскурсии, выездные занятия у объекта, специ­альные упражнения на развитие памяти, наблюдательности. В со­ветское время практиковалось взаимопосещение экскурсий. Их детально разбирали методисты. Были и учебные экскурсии, когда один вел, а остальные потом анализировали, что хорошо, а что пло­хо. Новые экскурсии создавались коллективно, обсуждались на секциях.

Сегодня существуют разные формы повышения квалификации экскурсоводов, как правило, на платной основе. Рассмотрим неко­торые из них.

Центрами занятости, комитетами по туризму при правитель­ствах субъектов РФ, факультетами повышения квалификации при вузах, отдельными субъектами туриндустрии организуются специ­альные семинары. Их тематика посвящена частным вопросам экс­курсионной деятельности, этике общения с экскурсантами и тури­стами, мерам безопасности на экскурсиях, вопросам страхования от несчастных случаев, составления договоров на экскурсионные услуги, ответственности сторон (экскурсионных бюро, музеев, транспортных предприятий) за нарушения договора. В таких семи­нарах участвуют, как правило, активно работающие по специаль­ности экскурсоводы, их продолжительность — один-два дня.

В программе курсов повышения квалификации экскурсоводов входит, как правило, освоение новых маршрутов и тем, программ индивидуальных туров. Продолжительность обучения 3 — 4 месяца (20—70 академ. часов). Также существуют курсы подготовки экс­курсоводов для начинающих. Программа обучения включает в себя изучение основ экскурсоведения, регионоведения, религиоведе­ния, краеведения, культуры речи, психологии общения и другие дисциплины (приложения 4, 5 и 6).

Одной из форм повышения квалификации экскурсоводов явля­ется аккредитация, введенная в Москве, Санкт-Петербурге, Екате­ринбурге, Калининградской, Нижегородской областях и других субъектах РФ, практикуется она и Национальным агентством по ту­ризму Белоруссии, другими странами. Цель — повышение качества работы экскурсоводов.

С 1970 г. в Москве существует Центр подготовки туристических кадров (в прошлом Зональные курсы по подготовке и повышению квалификации туристско-экскурсионных кадров при Совете по ту­ризму и экскурсиям г. Москвы в системе ВЦСПС). Ранее этот центр ежегодно выпускал до 3 ООО специалистов — экскурсоводов, гидов- переводчиков, руководителей туристских групп на всех транспорт­ных маршрутах для Московского городского и областного советов по туризму и экскурсиям, бюро туризма «Спутник», Интурбюро. Сегодня центр предлагает, в частности, программу «Теория и мето­дология подготовки и проведения экскурсий» в объеме более 200 академ. часов и продолжительностью обучения 4,5 мес.

Совместный проект Российского государственного гуманитар­ного университета (РГГУ) и правительства Москвы — подготовка экскурсоводов с углубленным изучением основ москвоведения, для чего создается учебно-научный центр «Экскурсионное дело и изу­чение исторических памятников Москвы». В планах центра на бли­жайшее будущее — реализация нового образовательного цикла по подготовке экскурсоводов-методистов со знанием основ москвове­дения, рассчитанного на 400 учебных часов.

Высшее специальное образование в области туризма и экскур­сионного дела можно получить в Санкт-Петербургском государ­ственном университете культуры и искусств (СПбГУКиИ) на фа­культете музееведения и экскурсоведения. Специальность «му­зейное дело и охрана памятников» включает несколько специали­заций: экскурсоведение со знанием иностранных языков; экскур­сионное регионоведение; менеджмент и маркетинг экскурсионно- туристской деятельности. Срок обучения — 5 лет.

Аналогичная система подготовки специалистов осуществляется на кафедре музеелогии исторического факультета СПбГУ. Кафедра предлагает обучение по специализации «организация экскурсион- но-туристической деятельности» и дополнительной образователь­ной программе «Экскурсоведение».

Образовательные программы, связанные с туризмом, предла­гают и другие вузы Санкт-Петербурга: Балтийская академия ту­ризма и предпринимательства, Санкт-Петербургский государ­ственный инженерно-экономический университет (факультет ту­ризма и гостиничного хозяйства), Санкт-Петербургский гумани­тарный университет профсоюзов (факультет культуры) и др., к экскурсионному делу имеют прямое отношение учебные програм­мы по специальностям «Менеджмент организации», «Социально- культурный сервис и туризм», «Туризм». Курсы подготовки и по­вышения квалификации экскурсоводов существуют при многих государственных и негосударственных организациях. При кафед­ре музееведения и экскурсоведения СПбГУКиИ существует по­стоянно действующая Школа подготовки и повышения квалифи­кации экскурсоводов.


Несмотря на достаточно широкий спектр предложений, совре­менная система подготовки экскурсионных кадров имеет один существенный недостаток — отсутствие наглядности. Из-за доро­говизны автобусов слушатели курсов не всегда имеют возмож­ность закрепить полученные теоретические знания на практике. Когда-то все начинающие экскурсоводы в обязательном порядке проводили пробную автобусную экскурсию, сегодня этого нет.

Решением проблемы может стать создание видеозаписи марш­рута экскурсии в реальном времени из окна автобуса в двух вариан­тах: со звуком и без него. Целесообразно использовать такую за­пись как во время занятий, так и для самостоятельной тренировки учащихся в компьютерном классе или дома. Такой видеоряд можно насытить вставками: изображениями объектов в разных ракурсах, общими видами ансамблей, оцифрованными материалами «порт­феля экскурсовода».

В перспективе учебная видеоэкскурсия может стать полноцен­ным мультимедийным учебно-методическим комплексом, включа­ющим не только озвученную видеозапись маршрута, но и полный текст экскурсии, методическую разработку, фотографии объектов, подробную информацию о каждом объекте, библиографию. Это один из путей развития и совершенствования системы подготовки экскурсионных кадров.

Обратная связь на экскурсии

Обратная связь чрезвычайно важна, так как только отклики экс­курсантов позволяют экскурсоводу оценить качество своей работы, понять, насколько его экскурсия интересна, познавательна, востре­бована. Чрезвычайно приятно, когда туристы после экскурсии бла­годарят экскурсовода, рекомендуют его своим знакомым, приходят вторично.

Первыми слушателями и оценщиками экскурсовода выступают его коллеги, прослушивая пробную экскурсию, оценивая ее, выска­зывая рекомендации по ее улучшению. Рецензия составляется так­же и в том случае, если молодые экскурсоводы слушают более опыт­ного, если проводится пробная экскурсия на новую тему.

При оценке работы экскурсовода необходимо отметить актуаль­ность темы, источниковую базу, научный уровень рассказа и осве­щения исторических событий и фактов, использование новейших данных по теме.

Оцениваются воспитательная и познавательная направленность экскурсии, применяемые методические приемы, композиция (всту-

3 Скобельцына 65

пление, основная часть, заключение, логические переходы, выво­ды), сочетание показа с рассказом. Рецензент должен обратить внимание на эмоциональную сторону экскурсии: проводилась ли она эмоционально или монотонно, как экскурсовод отвечал на во­просы туристов (был ли интерес к экскурсии), насколько его ответы были правильными, четкими, имели ли отношение к теме.

Далее следует отметить погрешности в работе экскурсовода (не полностью раскрыта тема, отсутствовало вступление, нечетко сформулированы подтемы, плохой показ объектов, отсутствие со­временного материала, выводов, несоблюдение логических пере­ходов, отрыв рассказа от показа объектов, речевые ошибки и др.). Отмечаются также недостатки речи — картавость, шепелявость, слишком быстрый темп, многословие. По итогам прослушивания составляется рецензия по форме, приведенной далее.

Примерное содержание рецензии на работу экскурсовода

Ф.И.О. экскурсовода _________________________________________________

Дата прослушивания _________________________________________________

Название и тема экскурсии____________________________________________

Продолжительность __________________________________________________

Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)________________________

Состав и количество участников_______________________________________

Анализ экскурсии. Правильность формулировки цели, темы и задач экскурсии; научность; актуальность; соответствие технологической кар­те, обоснованность отступлений от нее.

Структура экскурсии, оценка основных ее частей: вступления, основной части, заключения. Отмечаются фактические ошибки, недо­статки, неточности, подчеркиваются положительные стороны экскурсии. Оценки подтверждаются примерами.

Методика проведения: сочетание показа с рассказом; анализ экс­курсионных объектов (общий материал, внешний вид объекта, локаль­ный материал, обобщения и выводы); соотношение общего и локально­го материала; качество логических переходов; выводы и обобщения по подтемам; использование методических приемов показа, рассказа, движения; «портфеля экскурсовода».

Культура речи. Общая характеристика речи, особые стилистические приемы, использование жестов, мимики.

Контакт с группой: умение заинтересовать, создать обстановку, до­нести знания, снять напряжение; активизация экскурсантов; владение вниманием.

Техника проведения: контроль за временем; выбор места для осмо­тра объекта; расстановка группы; использование микрофона; контакт с водителем автобуса и работниками музеев.

Реклама туристско-экскурсионных возможностей края, других экс­курсий.

Общая оценка, в том числе профессионального потенциала экскур­совода.

Экскурсию прослушал________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Как показывают опросы, сегодня у 70 % экскурсантов остаются положительные впечатления от прослушанной экскурсии. При этом отмечаются следующие недостатки: плохая слышимость (7 %), слишком быстрый темп речи (6%), рассказ экскурсовода и ответы на вопросы сложны для понимания (4 %), экскурсовод часто отвле­кается от темы (3 %), монотонность речи (4 %). Иногда экскурсанты недовольны неудачной расстановкой у объекта («плохо видно»), чрезмерной или некорректной жестикуляцией («экскурсовод пока­зывал пальцем»), неопрятным или экстравагантным внешним ви­дом экскурсовода, излишней официальностью в общении. При этом 58 % посетивших разные экскурсии респондентов отмечали, что со стороны экскурсовода не было попыток ни установить кон­такт с аудиторией, ни заинтересовать слушателей.

Опросы показывают, что музейные экскурсоводы лучше устанав­ливают контакт с группами, особенно в тех музеях, где проводится много школьных экскурсий (например, в Санкт-Петербурге Государ­ственный Русский и Российский этнографический музеи, Кунстка­мера). В музеях, где велик поток туристов, экскурсоводы вынуждены проводить по нескольку однотипных экскурсий в день, часто к концу рабочего дня у них наблюдается усталость и равнодушие к публике.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.