Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями

2017-10-08 1246
Методика работы социального педагога с малообеспеченными, многодетными, безработными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа социального педагога с малообеспеченными семьями включает:

– выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния, потребностей, специфики воспитания детей, внутрисемейных отношений;

– оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.д.;

– направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

– организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

– оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы по переквалификации или для профессионального обучения;

– трудоустройство несовершеннолетних;

– оказание содействие в организации совместного досугового общения.

Работа социального педагога с безработными семьями включает:

– выявление таких семей, наблюдение, изучение состояния, потребностей, проблем, внутрисемейных отношений, проектирование возможной помощи;

– оказание организационно-юридической помощи;

– психологическая поддержка, направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

– организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

– оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы по переквалификации или для профессионального обучения;

– помощь в получении различных видов материальной помощи;

– информационная и организационно-посредническая помощь;

– социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

Работа социального педагога с многодетными семьями включает:

– выявление и учет таких семей;

– изучение состояния, потребностей, проблем, внутрисемейных отношений, проектирование возможной помощи;

– предоставление информации о пособиях и социальных льгот;

– оказание помощи членам семьи в трудоустройстве, контактах с руководителями предприятий, общественными организациями;

– помощь в решении проблем женщины-матери (психологическая поддержка);

– социальный патронаж детей, контроль успеваемости, межличностных отношений;

– контроль использования выделенной детям материальной помощи;

– организация благотворительных акций в пользу поддержки многодетных семей.

 

ОТВЕТ №78. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа. Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Семейное консультирование как вид социально-педагогической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, социально-педагогическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

Семейная консультация – это, прежде всего, общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования выявляются проблемы клиента и семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящие в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов. Квалифицированная помощь семье в разрешении ее проблем опирается на систему теоретических взглядов консультанта, которая, в свою очередь определяет выбор методов и технологий.

С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования имеет ряд особенностей:

Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.

От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуальном консультировании.

Лишь в очень редких случаях семейный консультант может позволить себе роскошь использования только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагматичным.

Центром внимания консультирования должны быть организационные структуры и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это подразумевает внимательное отношение к семейным правилам, нормам и объединениям внутри семьи.

Предпочтительно использование циркулярной, а не линейной модели причинно-следственной связей. Это означает, что при определении причин события или поведения важно рассматривать более широкую картину и выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.

Используются модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.

Необходимо признавать, что, в зависимости от культуры, существуют различные варианты структуры семьи. Может случиться так, что клиент, которого мы видим перед собой, является членом нетрадиционной структуры: смешанной семьи с приемными детьми, неполной семьи членом сожительствующей гетеросексуальной или гомосексуальной пары.

Семейное консультирование – это не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования:

общение со всей семьей;

индивидуальное консультирование одного из ее членов; работа с супружеской парой;

работа с расширенной семьей (с прародителями и теми близкими, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.);

работа с экосистемой или социальной сетью, при этом учитываются, включаются в качестве промежуточных переменных внешние контакты и социальные институты.

При индивидуальной работе с одним из членов молодой семьи развиваются отношения «консультант – клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений: в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях. Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образца и может получить истолкование и оценку пациента». Принято выделять внешний и внутренний (глубинный) уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используются психотехника создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии. Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает молодым супругам высказать все, что у них на уме и выразить свои подлинные чувства.

Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе подлинному и другому человеку.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти), когда необходимо оказать влияние на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальт-терапии.

Методические принципы основных психологических школ имеют существенные различия. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом определяется теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источники проблематизации, возможность изменений.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи:

- психоаналитическая; - бихевиористская; - системная.

Анализируя консультирование в целом как особый вид деятельности, в нем можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования.

1. Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.

2. Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так как они видятся участниками процесса. Очень важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы.

Открытые вопросы: «Что?» («Что случилось?», «Что вас привело к психологу?», «Что бы вы хотели обсудить со мной?» и т. д.) – выявляют факты. Вопросы: «Как?» («Как вы к этому относитесь?», «Как вам живется в этой ситуации?» и т. п.) – позволяют выявить чувства. Вопросы: «Почему?» («Почему это случилось, как вы считаете?») – позволяют понять, каким образом люди объясняют себе происходящее. С помощью закрытых вопросов, предполагающих очень краткий или однозначный ответ, можно узнать дополнительные факты и конкретизировать высказывание. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы. Пока не достигнуто такое понимание, двигаться дальше некуда, так как остается не определен предмет работы.

3. Определение целей консультирования, психологический контракт. На этом этапе с клиентами обсуждаются следующие вопросы: как они представляют себе результат психологического консультирования, что будет для них результатом; как они поймут, что результат достигнут. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультантов и клиентов могут быть различными. После целей социальный педагог и семья заключают контракт на консультирование. При составлении контракта роль семьи – определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей. Соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.

Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений.

4. Выработка альтернативных решений. На этом этапе открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. На этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются в плену стереотипов (привычных способов поведения и реагирования). Социальный педагог помогает клиентам обозначить все возможные (подходящие и реальные для данное семьи) варианты решения проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы.

5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Социальный педагог может в процессе консультирования избрать разные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к пониманию. Влиятельный социальный педагог, представляющий клиента слабым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным. Спрашивающий социальный педагог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положении, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше рискует, он чаще использует субъективные методы воздействия. Социальный педагог, стремящийся понять клиента, прежде всего, ориентирован на достижение с ним согласия.

В процессе работы социальному педагогу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения ставить открытые и закрытые вопросы: фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умениями перефразирования (пояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (внимания, акцент значимости, напряженная пауза, отрицания); совместного принятия решений.

Немаловажное значение имеет развитие невербальных способов общения, демонстрирующих заинтересованность, внимание, сочувствие, доверие к клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интонация и др. Социальный педагог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допускать введения в консультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны и закрытости с другой. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобовых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.

 

ОТВЕТ №79. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА И НАДЗОРА

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4—9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

Работа социального педагога с семьями начинается с выявления дисфункциональных семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школа, ПДН, КДНиЗП, иногда поликлиники и другие учреждения, а также частные лица, соседи, знакомые.

А. К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.

1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении "правил игры", очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

К заключению договора семья приходит вследствие работы КДНиЗП либо минуя комиссию.

Первый вариант установления контакта с семьей имеет свои преимущества. Заседание комиссии вскрывает проблемы семьи, их социальное значение, создает сильную мотивацию к изменению ситуации, предлагая конкретные пути для осуществления этих изменений.

Второй вариант включения семьи в работу предполагает высокую степень осознания проблемы и мотивации к выходу из нее у семьи изначально. Если этого нет, отказ от использования преимуществ первого варианта неоправдан.

Предложение помощи социальным педагогом может рассматриваться членами семьи как частное предложение, от которого в какой-то момент можно просто отмахнуться. За КДНиЗП же — авторитет государственного органа с реальными значительными полномочиями.

Для мультипроблемной семьи, сжившейся в течение длительного времени с кризисной ситуацией и не предпринимающей попыток к ее изменению, стимулирующее значение может иметь усугубление ситуации, доведение ее до последней черты. Например, принятие КДНиЗП решения о сборе документов на лишение родительских прав.

2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат:

· осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;

· выдвижение реально достижимых целей;

· создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения;

· хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу;

· четкие представления о возможностях социального педагога образовательного учреждения и их границах, о способах и методах его работы;

· необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха;

· реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;

· постепенное решение проблем.

Для поддержания мотивации необходимы также привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи; свободное прохождение информации в системе: семья — социальный педагог — образовательное учреждение — КДНиЗП, медико-психолого-педагогический консилиум (МППК); своевременный анализ "сопротивления" семьи и неэффективных контактов.

3-й этап. Сбор информации о семье:

· применение широкого диапазона методов сбора информации;

· сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;

· сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;

· тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;

· сопоставление информации из различных источников.

Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:

· состав семьи;

· характеристику внешних и внутренних контактов семьи;

· нормы, ценности, правила, представления данной семьи;

· способности и возможности членов семьи;

· уровень материального обеспечения, особенности организации быта;

· состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

Социальный педагог по мере необходимости прибегает к консультативной помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон).

Социальный педагог активно применяет для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятсяим самим, психологами, другими специалистами.

Составляются акт обследования жилищно-бытовых условий, Карта социальных связей семьи, Карта конфликта и т. п. Собраннаяинформация заносится в Карту семьи, Карту ребенка, анализируется социальным педагогом и другими привлекаемыми специалистами, МППК в той мере, насколько это необходимо для решения проблем семьи, охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.

Сбор информации о семье является перманентным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4-й этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и 1 семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

Контракт намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов. При составлении контракта социальный педагог пользуется принципом необходимости и достаточности.Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит социальный педагог. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.

Сети взаимодействия для решения проблем конкретных семей сливаются в сеть взаимодействия образовательного учреждения. Кроме вышеописанных контактов она содержит контакты с:

· научными учреждениями для получения информации аналитико-методического направления, обучения технологиям социальной и реабилитационной работы;

· учебными заведениями с целью взаимодействия с молодыми людьми;

· психологами и другими специалистами на предмет прохождения практики и трудоустройства;

· спонсорами для финансирования работы с неблагополучны ми семьями;

· коллегами из других организаций по обмену информацией о работе с семьями и детьми.

6-й этап. Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальный педагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.

В деятельности социального педагога используется также НАДЗОР, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них, формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д.

Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц "группы риска" и девиантного поведения (алкоголики, наркоманы, проститутки и т.п.). В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этом объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций.

 

ОТВЕТ №80. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последнего десятилетия на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико–социальные проблемы. Все это обусловливает объективную потребность в развитии новых эффективных технологий решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом комплексно – интегративном уровне. Среди таких технологий существенную роль выполняют технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения в рамках профессиональной медико–социальной работы. В основе этой социальной инновации лежат социальные и организационные перемены, составляющие ценности социальной практики. Она возникла как результат действий, ориентированных на формирование новых функций, реализация которых направлена на снятие последствий деструктивных процессов.

Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико–социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико–-социальную работу – профессиональную мультидисциплинарную деятельность медицинского, психолого–педагогического и социально–правового характера, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медико–социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико–социальной работы, является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционировании адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети – сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

Социальная работа в здравоохранении имеет много общего по своей сути с медико–социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно – диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. При составлении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой перечень функций, выполняемых в рамках медико–социальной работы, объединен в три группы: медико–ориентированные, социально – ориентированные и интегративные функции.

В рамках медико–ориентированных функций рассматриваются:

– организация медико-социальной помощи и ухода за больными;

– оказание медико–социальной помощи семье;

– медико–социальный патронаж различных групп;

– оказание медико–социальной помощи хроническим больным;

– организация паллиативной помощи;

– предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);

– санитарно–гигиеническое просвещение;

– информирование клиента о его правах на медико–социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

В социально–ориентированные функции включаются:

– обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико–социальной помощи;

– представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико–социальной помощи;

– содействие в предупреждении общественно опасных действий;

– оформление опеки и попечительства;

– участие в проведении социально-гигиенического мониторинга,

– участие в создании реабилитационной социально – бытовой инфраструктуры;

– обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;

– информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

– содействие клиентам в решении социально–бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;

– семейное консультирование и семейная психокоррекция;

– психотерапия, психическая саморегуляция;

– коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Интегративные функции составляют:

– комплексная оценка социального статуса клиента;

– содействие выполнению профилактических мероприятий социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

– формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

– планирование семьи;

– участие в проведении медико–социальной экспертизы;

– участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

– проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;

– содействие предупреждению распространения ВИЧ–инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально – правовое консультирование;

– организация терапевтических сообществ само – и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально – правового характера;

– участие в разработке комплексных программ медико–социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

– обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем, связанных со здоровьем, определяют профессиональные особенности социальной работы и уровень подготовки специалиста по соответствующей медицинской специализации. Необходимо отметить координирующую роль специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико–социальной помощи в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий – врачей, психологов, педагогов, юристов и др.

При планировании и реализации технологий социальной работы в здравоохранении можно исходить из условного разделения медико–социальной работы на две функциональные направленности – профилактическую и патогенетическую.

Медико–социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально – зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико–социальной помо


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.