Доминирующая культура и субкультура. Типы субкультур — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Доминирующая культура и субкультура. Типы субкультур

2017-10-07 407
Доминирующая культура и субкультура. Типы субкультур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внутри организации группы формируются на основе профессиональных признаков, пространственной близос­ти, общей судьбы, одинакового производственного опыта, общей национальности, принадлежности к одному уров­ню организационной структуры (например, исполнители или менеджеры). Обретая общую историю, группа создает свою культуру. Этот процесс в чем-то подобен процессу создания группы: на базе общего опыта и знаний выраба­тываются общие модели мышления, отношений, представ­лений и ценностей. Без группы не может быть культуры, равно как без объединяющей культуры совокупность лю­дей нельзя назвать группой.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что орга­низационная культура не монолитный феномен. Большин­ству современных крупных компаний присущи доминиру­ющая культура и множество субкультур в ее рамках.

Доминирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством. В нее входят глобальные ком­поненты восприятия организационной культуры, которые отличают одну организацию от другой.

Субкультуры распространены в крупных организациях, в которых работникам приходится приспосабливаться к специфике деятельности (функциональные службы) или местным условиям (территориальные отделения). Напри­мер, отдел продаж любого завода наряду с доминирующей культурой всего завода имеет свою субкультуру, свойствен­ную подразделению, которое занимается реализацией продукции. Филиалы крупных компаний, находящиеся в ре­гионах, также имеют свою субкультуру. В целом любое под­разделение в организации или, как мы уже говорили, лю­бая группа имеет свое «лицо», создает свою субкультуру. Таким образом, общие понятия доминирующей культуры сохраняют свое значение, но модифицируются в зависи­мости от конкретной ситуации.

Если бы организации не имели доминирующей культу­ры и состояли только из множества субкультур, значимость корпоративной культуры как независимой составляющей организации была бы значительно меньше, потому что не было бы единого представления о поведенческой норме. Именно единое мнение, существующее в организации, де­лает ее таким могучим средством управления поведением ее членов. Однако, подчеркивая роль доминирующей культуры, не следует пренебрегать значением субкультур, ко­торые в не меньшей степени влияют на поведение членов организации.

Среди множества субкультур можно выделить, по край­ней мере, три типа:

• субкультуру отдельной части организации, в которой приверженность ключевым корпоративным ценностям выражена более ярко, чем в остальной ее части;

• субкультуру, одновременно воспринимающую как ценности доминирующей культуры, так и другие ценнос­ти, свойственные только этой группе, но не вступающие в противоречие с доминирующими;

• контркультуру, т. е. субкультуру, ценности которой вступают в конфликт, открыто противоречат доминирую­щим.

Исследования показали, что появление контркуль­туры наиболее вероятно в высокоцентрализованных орга­низациях, где при наличии харизматического лидера по каким-то причинам возникла децентрализация власти. Среди контркультур можно выделить следующие виды:

• прямое неприятие ценностей доминирующей орга­низационной культуры;

• оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;

• оппозиция образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей организационной куль­турой.

Появление в организации контркультуры обычно связа­но с тем, что условия, в которых функционируют индивиды или группы, не могут обеспечить им привычного или жела­емого удовлетворения. В определенном смысле организаци­онные контркультуры представляют собой призыв о помо­щи в период стресса или кризиса, т. е. когда существующая система поддержки разрушилась и работники пытаются хоть как-то восстановить контроль за своей деятельностью в орга­низации. Некоторые контр культурные группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных транс­формаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации.

Задача организации, а следовательно и ее корпоратив­ной культуры, заключается в том, чтобы добиться совпаде­ния или максимального сближения основных целей орга­низации и ее членов или, говоря другими словами, доми­нирующей культуры и субкультур. Если с этой же точки зрения взглянуть на отношения исполнителей и управля­ющих, следует проанализировать, насколько пересекают­ся их субкультуры, достаточно ли в них общего, чтобы про­цесс переговоров, совместного решения проблем или лю­бой другой деятельности привел к взаимопониманию.

И хотя ни один менеджер не может создать корпора­тивную культуру или управлять ею, существуют некоторые управленческие приемы, которые могут оказать значитель­ное воздействие на направление развития доминирующей культуры компании или ее субкультур. Примерами таких приемов может быть использование иных, отличных от принятых в доминирующей культуре критериев оценки производственной деятельности сотрудника, методов по­ощрения и наказания и т. д.

С точки зрения взаимодействия доминирующей куль­туры и субкультур можно выделить некоторые важные осо­бенности корпоративной культуры:

• она порой состоит из различных взаимосвязанных и взаимозависимых, а часто и противоречивых субкультур;

• может разъединять, а не объединять коллектив орга­низации, выражая конфликты между различными группа­ми в компании;

• культурные механизмы могут использоваться для принижения значимости целей, поставленных высшим ру­ководством;

• и, наконец, корпоративная культура в своем есте­ственном развитии порой отступает от выполнения одной из основных своих функций - контроля за деятельностью членов организации.

Корпоративная культура не создается непосредствен­но и не управляется напрямую отдельными индивидуума­ми. Она просто существует сама по себе, и руководители могут лишь подчеркнуть ее положительный или преумень­шить отрицательный эффект. Они могут рассчитывать лишь на незначительное изменение траектории самостоятельного развития культуры, а не на всесторонний контроль над ней.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.