Вопрос фарисеев о наибольшей заповеди (22:34-40). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос фарисеев о наибольшей заповеди (22:34-40).

2017-09-30 300
Вопрос фарисеев о наибольшей заповеди (22:34-40). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 «Учитель! какая наибольшая заповедь в Законе?» 37 Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки».

 

Фарисеи были довольны поражением их врагов, саддукеев, в споре о воскресении мертвых. Но, со своей стороны, они не теряли надежды хотя бы в чем-нибудь все-таки поймать и испытать Иисуса. Они собрались, посовещались, и один из них, учитель Закона, «искушая Его» спросил о наибольшей заповеди Закона. Так у евангелиста Матфея. У Марка несколько иначе. Там одному из книжников, то есть учителей Закона, понравился мудрый ответ Иисуса саддукеям, и он пожелал узнать, чтó Иисус думает относительно наибольшей заповеди Закона, о чем в фарисейских школах велись споры.

Незадолго до этого Иисус сказал фарисеям, что надо «отдавать Богу Божие». Поскольку для фарисеев не было ничего выше исполнения заповедей Закона Божия, Иисусу теперь задается вопрос, какова же самая главная, самая великая заповедь, исполнение которой и должно означать «отдать Богу Божие».

Дело в том, что в иудаизме в то время было двое тенденции: с одной стороны, стремление расширить Закон бесконечно – до сотен правил и норм, с другой стороны, желание свести весь Закон в одно предложение, одно общее положение, объемлющее собою всё вероучение.

Изучая Нагорную проповедь, мы уже вспоминали такой глубокомысленный иудейский рассказ: Когда кто-то попросил великого раввина Гиллеля научить его всему Закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил «Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь Закон, а все остальное – его толкование». Существуют и другие подобные истории. Например, рассказ о рабби Шаммае, который учил, что Моисей получил на горе Синай 613 наставлений и указаний: 365 – по количеству дней в году и 248 – по количеству поколений людей. Царь Давид в 24-м Псалме свел эти 613 наставлений к одиннадцати. Пророк Исаия свел их к шести (Ис 33:15)[118]. Пророк Михей свел шесть к трём (Мих 6:8)[119]. Позже Исаия свел эти три к двум (Ис 56:1)[120]. И, наконец, пророк Аввакум свел их к одному учительному положению: «Праведный своею верою жив будет» (Авв 2, 4).

И такая тенденция понятна: Бесспорно, что все заповеди даны от Бога и потому важны. Но мы ведь понимаем, что не все заповеди воспринимаются равноценными в своей важности. Разве запрет убийства не важнее заповеди отдавать десятину от мяты и тмина? Поэтому законники были убеждены, что существуют более важные и менее важные пункты Закона. Запомнить все заповеди почти невозможно. Но существуют столь великие принципы, которые абсолютно необходимо понять и запомнить. Отсюда и вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в Законе?»

Иисусу исходным пунктом для Его ответа послужило основное исповедание веры иудеев, тот символ веры, которым начинается служба в синагоге, и который иудеи читали ежедневно. Это исповедание называется Шема, то есть «Слушай». Текст Шемы находился в так называемых «хранилищах» (греч. филактериях), маленьких кожаных коробочках, которые правоверные иудеи во время молитвы носили на лбу и на запястье, напоминая себе об их исповедании веры. Шема хранилась также в маленьком цилиндре, называемом мезуза. Этот цилиндр закреплялся на двери каждого дома и на двери каждой комнаты в доме, чтобы напомнить иудею о Боге при каждом входе и выходе.

Иисус Свой ответ начинает с цитирования Шемы, составленной из заповеди Второзакония (Втор 6:4-5; 11:13-21): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». То есть первая и наиважнейшая заповедь требует от человека полной самоотдачи Богу. – Разумеется, когда Иисус произнес это исповедание веры как «наибольшую заповедь», с Ним должен был согласиться каждый иудей: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6:4).

Однако Иисус добавляет к этой заповеди еще одну: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта заповедь тоже взята из Закона, а именно из книги Левит. Но Иисус существенно сократил библейскую цитату. Полная цитата такова: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). В этой заповеди «твой ближний» означало «сына твоего народа», соплеменника, иудея. Это правило не распространялось на язычника, которому вполне можно было мстить, и которого можно, а то и должно было ненавидеть. Но Иисус процитировал заповедь без ссылки на «сынов твоего народа», без ссылки на иудеев. Он взял старую заповедь и наполнил ее новым смыслом – любовью к людям независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Любовь к Богу и любовь к ближнему для Иисуса – не две заповеди, а одна, нераздельная.

О заповеди любви к ближнему говорили иудейские учителя и до Иисуса Христа. Так, например, рабби Акиба (II в. до РХ) на подобный вопрос о наибольшей заповеди, тоже ответил цитатой из книги Левит: «“Возлюби ближнего, как самого себя” – вот величайший и главный принцип Закона». Но никто до Христа не учил, что под «ближними» следует понимать всех людей, даже врагов. Разумеется, при этом следует трезво смотреть на человеческие отношения в этом мире и не вкладывать в глагол «любить» привычный для нас эмоциональный смысл.

Любить Бога и любить людей для Иисуса неразделимые заповеди. Их две, но они – одна, ибо «на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки». Не любишь ближних, – значит не любишь Бога. Об этом лучше всех написал Иоанн Богослов: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20-21). – Доказать свою любовь к Богу можно лишь через свою любовь к людям. Такое толкование Закона было понятно далеко не всем фарисеям, но, безусловно, отвечало лучшим стремлениям разумных людей того времени. Мы это видим из Евангелия от Марка, где некий книжник, слушавший Иисуса, ответил Ему: «Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк 12:32-33). Здесь упомянуты древние слова пророка Осии, через которого Бог сказал: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос 6,6).

И саддукеи, и фарисеи пытались уловить Иисуса, задавая Ему вопросы по толкованию Священного Писания. Теперь Иисус Сам задает фарисеям вопрос из Писания, который ставит их в тупик. Это вопрос о Мессии. Кто он, Мессия?

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.