Тема: «Изучение заряженных частиц по фотографиям их треков» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема: «Изучение заряженных частиц по фотографиям их треков»

2017-09-29 861
Тема: «Изучение заряженных частиц по фотографиям их треков» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: провести идентификацию частицы по фотографии ее трека.

Средства обучения:

· оборудование: фотография трека заряженной частицы, карандаш, линейка.

· методические указания к выполнению лабораторной работы, калькулятор.

Ход выполнения лабораторной работы

Теоретическая часть

Для регистрации и изучения столкновений и взаимных превращений атомных ядер и элементарных частиц используют специальные устройства. К их числу относятся счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, фотоэмульсии. Счетчик Гейгера позволяет лишь регистрировать факт прохождения через него частицы. В остальных устройствах, заряженная частица оставляет след - ТРЕК, который можно непосредственно наблюдать или сфотографировать. Трек – один из главных источников информации о поведении и свойствах частиц (по треку можно определить энергию частицы, ее скорость, удельный заряд и др.). Тол­щина трека тем больше, чем больше заряд частицы и меньше ее скорость. Длина трека определяется энергией частицы.

Если заряженная частица движется в однородном магнитном поле под действием силы Лоренца, а ее скорость лежит в плоскости, перпендикулярной вектору то частица движется по окружности радиуса (1). Сила Лоренца в этом случае играет роль центростремительной силы (рис.1). Зная радиус трека, модуль и направление индукции магнит­ного поля и скорости, определяют знак заряда частицы и вычис­ляют отношение ее заряда к массе: (2). Для этого сравнивают треки исследуемой частицы и той, для которой известно отношение заряда к массе. Воспользовавшись формулой (2) и записав ее для одной и другой частицы, получим: и . Если скорости частиц одинаковы (υ12), то, выразив их из последних равенств, находим: (3).

Радиус трека определяют по длинам его хорды L и отрезка между окружностью и хордой Н: (4). Связь между хордой окружности и радиусом можно полу­чить, если к центру хорды восставить перпендикуляр и продол­жить его до пересечения с окруж­ностью (рис. 2).

Изменение радиуса кривизны тре­ка указывает, в каком направлении двигалась частица и как менялась ее скорость. Радиус кривизны трека больше на его начальном участ­ке; по мере уменьшения скорости он уменьшается.

Вычисления и измерения

1. Вблизи начала трека 1 (рис.3) проведите две хорды и перпендикуляры к их серединам. Определите центр и рассчитайте радиус кривизны траектории движения частицы:

r1 = __________________________________________= ____________;

2. Рассчитайте удельный заряд частицы (протона) по его траектории:

___________ ______ , где q1=1,6·10-19Кл, m1=1,6726·10-27кг.

 

3. 5 EBpbqLTtCGwhZldLSTvkUY3ANlsHAmVOU7jYsXRi7wUEhi72owslLRm66NKFmsyypYtt3nZcuogw lFE6kxK2dIFdPoJGFeErrQxdPGIVWZ9cRImChi46dMHWmonpIRpdqMTtCHQRhljOl4tckTFqwQXI /HCSlS6wCDwMXRi6eOyi0z50oXTBU6ELvm4alplzkVguiWfr2PV92NYX7l/8DQAA//8DAFBLAwQU AAYACAAAACEAE15AqeIAAAALAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwWrDMBBE74X+g9hCb43s xpGDYzmE0PYUCk0KpTfF2tgm1spYiu38fZVTc9pdZph9k68n07IBe9dYkhDPImBIpdUNVRK+D+8v S2DOK9KqtYQSruhgXTw+5CrTdqQvHPa+YiGEXKYk1N53GeeurNEoN7MdUtBOtjfKh7OvuO7VGMJN y1+jSHCjGgofatXhtsbyvL8YCR+jGjfz+G3YnU/b6+9h8fmzi1HK56dpswLmcfL/ZrjhB3QoAtPR Xkg71kpIExGcEsQ8zJseJ+kC2DFsIkkF8CLn9x2KPwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQATfD9pUAYAAABAAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQATXkCp4gAAAAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAKoIAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAAuQkAAAAA ">
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Лабораторная работа № 18  
Аналогично определите радиус кривизны траектории второй частицы на начальном участке

r2 = __________________________________________= ____________;

 

4. Рассчитайте по формуле (3) удельный заряд второй (неизвестной) частицы:

______________ ______ .

 

5. Укажите, какая из известных вам элементарных частиц имеет аналогичные характеристики; идентифицируйте неизвестную частицу:

_____________________________________________________________________________________

6. Результаты измерений и вычислений занесите в отчетную таблицу 1.

3. Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений

r1, м , r2, м Неизвестная частица
           

 

7. По правилу левой руки определите, и укажите направление вектора магнитной индукции.

8. Сделайте вывод по проделанной работе

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

Заполните таблицу:

Регистрирующий прибор Принцип действия Виды частиц, подлежащих регистрации Преимущества прибора Недостатки прибора
Счетчик Гейгера          
Камера Вильсона          
Пузырьковая камера          
Фотоэмульсии          

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
Лабораторная работа № 19  
Лабораторная работ а №19


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.