Стратегия развития градостроительства — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Стратегия развития градостроительства

2017-09-29 1174
Стратегия развития градостроительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стратегия исходит из объективной необходимости решения важнейших проблем устойчивого развития страны средствами градостроительства.

Стратегическими приоритетами Российской Федерации в области пространственной организации системы расселения являются:

1) формирование каркаса расселения Российской Федерации, включающего:

− столичные центры – города федерального значения Москву и Санкт-Петербург; «города-контрмагниты» столичных центров – экономические, научно-образовательные, культурные, транспортно-логистические центры федерального значения (предположительно: в европейской части России – Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург; в азиатской части России – Новосибирск, Иркутск, Владивосток);

− крупнейшие многофункциональные города федеральных округов – центры межрегионального значения;

− города – центры (столицы) субъектов Российской Федерации, региональные центры;

− города – межмуниципальные центры (региональные подцентры), формирующие межмуниципальные системы расселения в периферийных районах субъектов Российской Федерации;

− городские, сельские поселения – центры местных систем расселения муниципальных районов;

− города – опорные центры освоения, развития и жизнеобеспечения зоны Севера и других отдаленных районов очагового расселения, межзональные центры;

− городские населенные пункты – базовые центры (центры систем расселения в районах очагового расселения);

2) формирование многоуровневого, сетевого мультимодального транспортно-логистического каркаса системы расселения, обеспечивающего устойчивую пространственную связность центров системы расселения, других городских и сельских населенных пунктов и транспортно-пересадочных узлов всех уровней:

− по вертикали – между центрами систем расселения разных уровней, между центрами систем расселения и прочими населенными пунктами;

− по горизонтали – между центрами систем расселения одного уровня, между прочими населенными пунктами;

3) сохранение, воссоздание и преумножение функционального типологического многообразия населенных пунктов как необходимого условия диверсификации экономики, сохранения и преумножения культурного многообразия народа России; создание условий для устойчивого развития в системе расселения Российской Федерации городских и сельских, крупнейших и самых малых, многофункциональных и специализированных (монопрофильных), исторически сложившихся и «новых», адекватных требованиям «новых» отраслей экономики, «новым» культурным образцам и стилю жизни населенных пунктов;

4) регулируемое, обеспечивающее комплексное решение современных транспортных и экологических проблем и реализацию потенциальных социально-экономических и градостроительных эффектов развитие агломераций и формирующихся в наиболее урбанизированных районах Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов «надагломерационных» полицентрических образований (мегалополисов), включающих территории нескольких соседних агломераций.

Основным прогнозным документом, определяющим стратегию пространственного развития страны, должна стать Генеральная схема расселения Российской Федерации, представляющая собой прогнозную и информационную модель, являющуюся ориентиром при разработке схем территориального планирования Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий, отраслевых документов государственного стратегического планирования, государственных программ, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектов районной планировки, генеральных планов городов и иных документов государственного стратегического планирования.

Должны быть дифференцированно разработаны проблемы следующих регионов страны и объектов проектирования, существенно различающихся по своим условиям, предпосылкам и перспективам развития:

а) центральные регионы европейской части России;

б) Сибирь и Дальний Восток с учетом задач дальнейшего освоения их природных ресурсов и предотвращения крайне неблагоприятных процессов оттока населения;

в) регионы юга, включая Крым, с учетом их природных преимуществ, рекреационного и сельскохозяйственного значения, а также этно-конфессиональных особенностей;

г) регионы европейского Севера, севера Сибири и Дальнего Востока с учетом задач очагового освоения уникальных природных ресурсов, стабильного функционирования Северного морского пути, а также сохранения культурных и хозяйственных особенностей малочисленных народов.

Градостроительные проблемы этих макрорегионов страны требуют научного сопровождения, урбоэкологического анализа и проектирования с учетом специфических для них контрастных природных, экологических, этно-конфессиональных и социально-экономических факторов.

Типы регионов и объектов проектирования, для которых необходимо выявить и разработать общие проблемы и стратегические задачи научно-проектных изысканий:

1) столичные регионы (Московский и С.-Петербургский);

2) крупнейшие и крупные агломерации в наиболее урбанизированных регионах России и «надагломерационные» образования в Центральном федеральном округе и в обозримом будущем в Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах;

3) средние и малые города – организационные и административные центры тяготеющих территорий, а также центры добывающей промышленности и первичной переработки природных ресурсов (угольной, нефтяной, газовой, химической промышленности, черной и цветной металлургии и др.), наукограды, ЗАТО, города при АЭС и ГЭС, военные и военно-морские базы;

4) сельско-городские формы расселения при лидирующей роли небольших городов с выделением двух главных функций: первая − реформирование территориальных (локальных) агропромышленных комплексов, включающее широкий набор сфер деятельности, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой и реализацией; вторая – реализация функции небольших городов в качестве «малых столиц», организационно-политических центров местного самоуправления со значительным развитием всего комплекса культурно-бытового обслуживания тяготеющего населения;

5) портовые агломерации, роль которых существенно возрастает по мере дальнейшего развития межгосударственного экономического сотрудничества и роста экспортной составляющей их экономики (особенно в местах выхода к морским и океаническим побережьям коммуникаций, включая нефтепроводы, газопроводы, железнодорожные магистрали международного значения);

6) зоны аэропортов, хабов с учетом роста масштабов и расширения географии отечественных и международных авиаперевозок; необходимости перебазирования десятков аэропортов, размещенных ранее вблизи разросшихся городов; масштаба развития международных авиатрасс Европа – Азия и Южная Азия – Северная Америка через Сибирь; а также узлов международного авиасообщения и связанных с ними жилых и обслуживающих зон;

7) курортные и туристические зоны с учетом необходимости предоставления условий для лечения, отдыха и спорта гражданам страны, а также иностранным туристам, что позволит сократить отток средств, вывозимых российскими гражданами за границу, а также привлечь иностранные инвестиции (учитывая наличие в стране огромных, практически не используемых или слабо используемых разнообразных рекреационных ресурсов);

8) новые городские образования, которые должны быть созданы вдоль транспортных коммуникаций на востоке страны с учетом экологических принципов;

9) кластеры и открытые архитектурно-планировочные структуры, ориентированные на развитие, обусловленное особыми социально-экономическими, технологическими, демографическими, экологическими и иными факторами.

Важнейшим фактором, способствующим реализации указанных направлений, является совершенствование коммуникационного каркаса, включающего существующую транспортную сеть, новые широтные магистрали вдоль северного побережья России, меридиональные транспортные связи, а также транспортно-пересадочные узлы всех градостроительных таксономических уровней. Сопряженное и взаимоувязанное развитие всех элементов каждой из инфраструктур и их объединенное целенаправленное и непротиворечивое функционирование способны обеспечить комплексное развитие как страны в целом, так и ее регионов с входящими в их состав муниципальными образованиями.

Стратегическими приоритетами Российской Федерации в области развития, функционально-пространственной организации территории и формирования благоприятной градостроительной среды населенных пунктов и муниципальных образований должны стать:

1) обеспечение безопасности градостроительной среды для жизни и здоровья человека, экологической безопасности; предотвращение рисков и угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) формирование социальных качеств, комфорта градостроительной среды в части наличия и доступности жизненно необходимых человеку и социально значимых благ – достойного жилища и работы, общего образования, медицинских, социально-бытовых и коммунальных услуг, условий для досуга и общения;

3) обеспечение многообразия градостроительной среды, адекватного многообразию культурных образцов и дифференциации экономических возможностей разных социальных групп населения, – многообразия типов и форм ландшафтной, функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации территории, жилой, общественно-деловой и производственной застройки, организации социально-бытового и транспортного обслуживания населения;

4) сохранение и воссоздание исторического градостроительного наследия – исторических городов и сел, памятников градостроительного искусства, исторической градостроительной среды и образцов градостроительства недавнего прошлого, достопримечательных мест и культурных ландшафтов; адаптация и интеграция градостроительного наследия в современный социум, современную экономику и техносферу;

5) преобразование архитектурно-планировочной организации городов и других поселений по нескольким взаимосвязанным направлениям:

− от жесткого функционального разделения города к интегрированной планировочной структуре, позволяющей сочетать жилье с местами приложения труда;

− от политики массированного освоения свободных земель на окраинах к реконструкции города в пределах всех территорий как главному направлению градостроительной активности;

− от локальной изоляции к активному и масштабному включению в архитектурно-планировочную структуруобщественных пространств, являющихся территорией общения, зоной отдыха и местом работы;

− от экстенсивного к интенсивному типу роста города, что приведет к удельному сокращению потребляемых ресурсов (территории, протяженности коммуникаций, энергопотребления и пр.);

6) комплексное инженерное обеспечение городов и других поселений, в частности:

− энергосбережение с применением нетрадиционной экологически чистой энергетики, основанной на использовании тепла солнечной радиации, тепла верхних слоев земли, ветроэнергетики, а также тепловой энергии, образующейся при сжигании мусора на мусоросжигательных заводах;

− водоснабжение с использованием дождевых стоков для проведения технических мероприятий;

− возведение энергоэффективных экологически безопасных зданий и сооружений с постепенным переходом к строительству с нулевым потреблением энергии в годовом цикле;

7) стимулирование инноваций в градостроительстве, нацеленных на:

− поиск и осуществление функционально-планировочных, архитектурно-пространственных и инженерных решений, адекватных новым технологическим укладам, культурным образцам, ценностям и стилю жизни новых поколений;

− разработку и внедрение инновационных решений в области транспортных и инженерных систем, в строительстве;

− внедрение прогрессивных технологий, направленных на улучшение экологической ситуации;

− разработку и внедрение технологий научно-информационного обеспечения градостроительной деятельности, геоинформационных (ГИС), коммуникационных технологий; моделирование сложных систем применительно к градостроительству;

− разработку рекомендаций по формированию эффективной экономической базы развития территорий городских и сельских поселений;

− превращение градостроительства из потребителя инноваций, созданных в других отраслях и сферах деятельности, в источник инноваций для экономики, культуры и технологий.

 

Этапы реализации долгосрочной стратегии градостроительства

Для последовательного и комплексного решения актуальных проблем градостроительства и поэтапного достижения его целей необходимо:

на первом этапе − снизить темпы стагнации, депопуляции и деградации населенных пунктов, распада целостности и поляризации в системе расселения; разработать систему документов и материалов научного, законодательного, информационного и проектного обеспечения градостроительства, выделяя активизацию градостроительных процессов в Сибири и на Дальнем Востоке; сформировать институциональную среду, стимулирующую устойчивое, сбалансированное развитие городских и сельских населенных пунктов, агломераций, местных, региональных и межрегиональных систем расселения;

на втором этапе – обеспечить стабилизацию ситуации по России в целом, добиться перелома неблагоприятных тенденций на стратегически важных направлениях и в регионах; реформировать и модернизировать в основном жилищно-коммунальное хозяйство городских и сельских поселений; активизировать формирование системы расселения и транспортного каркаса в районах Сибири и Дальнего Востока, а также создать условия для перехода городских и иных муниципальных образований в состояние самодостаточного, устойчивого развития;

на третьем этапе – сформировать в основном «пространственный каркас» системы расселения – укрепить сеть существующих, создать сеть новых центров местных, межмуниципальных (внутрирегиональных), региональных и межрегиональных систем расселения, сформировать связующий эти центры в единую систему транспортный каркас; модернизировать транспортную и инженерную инфраструктуры городских и сельских населенных пунктов; восстановить, воссоздать имеющие культурную ценность или экономические перспективы деградировавшие поселения и культурные ландшафты.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.