Тема 5. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание (2 ч). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 5. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание (2 ч).

2017-09-29 661
Тема 5. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание (2 ч). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структурно-функциональная организация коры головного мозга и ее становление в постнатальном онтогенезе. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры.

Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Нейрофизиологические основы поведения человека

Теория высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высшей нервной деятельности. Методы изучения высшей нервной деятельности.

Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Отличия условных и безусловных рефлексов. Классификация рефлексов. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс. Подражательный рефлекс и их изменения с возрастом. Роль пищевого исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.

Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение (индукционное, запредельное) и особенности его проявления у школьников. Охранительный характер торможения. Условное торможение. Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей. Выработка условного торможения у детей - физиологическая основа воспитания. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители. Условные рефлексы высшего порядка.

Интегративная деятельность мозга как результат динамического взаимодействия различных нервных центров (системная организация деятельности мозга). Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. Основные закономерности системной организации функций центральной нервной системы в процессе индивидуального развития.

Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Мотивация, эмоции и поведенческие реакции. Роль различных отделов мозга в их осуществлении. Роль эмоций в воспитании и обучении.

Образование и длительное хранение условных связей - основа обучения и памяти. Краткосрочная и долгосрочная память, особенности их в раннем возрасте.

Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.

Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания.

Время появления условных рефлексов на речевые раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Значение речевых стереотипов для развития речи. Сигнальные системы деятельности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении идивидуального подхода к учащимся.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным показателям организма детей и подростков.

Критерии готовности к систематическому обучению.

Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Возрастные уровни показателей физической и умственной работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной и физической работоспособности. Режим дня, его отдельные элементы и их организация. Режим в школах (группах) продленного дня, школах-интернатах, в санаторно-лесных школах и школах-интернатах для детей с отклонениями в состоянии здоровья, в ПТУ, в загородном лагере. Организация учебно-воспитательного процесса и режима дня детей шестилетнего возраста: готовность их к обучению по морфофункциональным и психофизиологическим параметрам.

Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации. Гигиенические требования к подготовке уроков. Свободное время учащихся, его организация. Требования к частоте, продолжительности и условиям просмотра телевизионных передач. Продолжительность ночного сна для детей и подростков.

Изменения работоспособности, высшей нервной деятельности и регуляции вегетативных функций у детей и подростков при систематическом недосыпании.

Гигиенические требования к оформлению и применению наглядных пособий, технических средств обучения.

Безопасность проведения уроков и внеклассных мероприятий на территории школ.

Содержание практических и семинарских занятий

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

ПО ТЕМЕ 2. "ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ " (2 часа)

Исходные данные:

1. Атлас анатомии человека, рисунки, схемы, плакаты: «Кровеносная система человека», «Строение сердца», «Сердечно-сосудистая система», «Вены», «Фазы сокращения сердца».

2. Схемы сердечного цикла.

3. Плакат «Кровь и селезенка».

Выполнить:

1. Значение сердечно-сосудистой системы для организма человека.

2. Охарактеризуйте кровеносные сосуды.

3. Объясните особенности строения камер сердца.

4. Охарактеризуйте кровоснабжение и иннервацию сердца.

5. Что такое сердечный цикл?

6. Расскажите о венах большого круга кровообращения.

7. Опишите строение и функционирование лимфатической системы.

8. Кроветворные органы, их строение и функции?

9. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы..

Задания для самостоятельной работы.

Зарисуйте схему строения сердца, стенки артерий и вен, обозначьте их оболочки. Запишите результаты измерения артериального давления и частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке, объясните полученные результаты.

1. ской меры вводили препараты йода. С какой целью это делалось?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

ПО ТЕМЕ 4. "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И КОЖИ. ГИГИЕНА КОЖИ РЕБЕНКА. ЛИЧАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ (2 часа)

Исходные данные:

Атлас анатомии человека, рисунки, схемы, плакаты: «Дыхательная система», «Легкие и бронхи», «Расположение бронхолегочных систем», «Гортань, трахея, бронхи», «Строение кожи человека», «Мочевыделительная система», «Почка», «Нефрон», «Строение кожи человека».

Выполнить:

1. Назовите основные функции дыхательной системы.

2. Расскажите о строении полости носа и гортани.

3. Расскажите о механизме звукообразования.

4. Особенности строения трахеи и бронхов.

5. Особенности строения альвеолярного дерева – легочного синуса как структурно-функциональной единицы легкого.

6. Строение и функции органов мочевыделительной системы.

7. Расскажите о дыхании в условиях повышенного и пониженного давления.

8. Каково значение мочеполового аппарата?

9. Объясните строение почек. Расскажите о нефроне – элементарной структурно-функциональной единице почек.

10. Опишите процесс образования мочи.

11. Как осуществляется регуляция мочеобразования?

12. Решение проблемных вопросов:

1). Зарисуйте строение почки, схему строения нефрона и кровообращения почки, сделайте необходимые обозначения.

2). Гигиена кожи.

3). Гигиена одежды и обуви.

4). Зарисуйте препараты, измерьте жизненную емкость легких, охарактеризуйте полученные показатели.

5). Расскажите о дыхании в условиях повышенного и пониженного давления.

6). Возрастные особенности органов дыхания.

7). Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений

6. Содержание самостоятельной работы студентов

6.1.Содержание обязательной составляющей самостоятельной работы студентов

№ п/п Тема Наименование занятий Содержание самост. работы студентов Объем часов
  Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. Лекция Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастная периодизация»  
  Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы Практическое занятие № 1. Обсуждение теоретического материала по теме 1, 2. Решение проблемных вопросов. Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы»  
  Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы Лекция Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы»  
  Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви Практическое занятие № 2. Обсуждение теоретического материала по теме 4. Домашнее задание № 1. Составление таблицы. Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви»  
  Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. Лекция Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные особенности половых желез. Половое созревание.»  
      Выполнение контрольной работы (Д/з)  
Итого обязательная СРС в семестре  
Подготовка к зачету    
Всего:    

Образовательные технологии

Образовательные технологии при проведении лекций

Тема лекции Применяемые технологии Объем часов
1. Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. Аудиовизуальная технология, проблемное изложение  
2. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы Аудиовизуальная технология, интерактивное обучение* 2*
  Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. Аудиовизуальная технология, лекция — дискуссия с привлечением специалиста* 2*
Итого  
В том числе интерактивных  

Образовательные технологии при проведении практических (семинарских) занятий

№ зан Тема занятия Применяемые технологии Объем часов
1. Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы Семинар в форме круглого стола* 2*
2. Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами* 2*
Итого  
В том числе интерактивных  

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.