Практические и графические работы по черчению — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Практические и графические работы по черчению

2017-09-29 8300
Практические и графические работы по черчению 4.80 из 5.00 10 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

 

 

 

 

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черчения
Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

 

История возникновения графических способов изображений и чертежа

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

• Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

• Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

 

Разновидности графических изображений

Задание: подпишите названия изображений.

 

 

 

 

 

Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

 

Оборудование для ученика: Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4
Д/З: Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, оформить фА4 (без шрифта)
Усвоить: Представления о ГОСТах, ЕСКД, форматах, основной надписи
Уметь: Определять толщину, начертание, тип линий при выполнении графических изображений, оформить формат.

 

Задание 1

 

 

 

Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Оборудование для ученика: Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 20, принадлежности, фА4
Д/З: Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, миллиметровка.
Усвоить: Правила оформления чертежа, поэтапность работы над чертежом.
Уметь: Аккуратно и рационально вести работу чертежными инструментами. Соблюдать правила оформления чертежа, начертание линий.

Примеры выполнения работы

Тестовые задания к графической работе №1

 

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

 

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

 

 

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

 

1. Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2.. Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

 

 

 

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

 

1. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

 

 

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

 

1. Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)

Оборудование для ученика: Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, миллиметровка.
Д/З: Тетрадь, учебник §2.4 стр. 23-24, миллиметровка.
Усвоить: Чертежный шрифт, основную надпись чертежа.
Уметь: Использовать шрифт при оформлении чертежа

 

Типы шрифтов:

 

 

Размеры шрифтов:

Практические задания:

Расчеты параметров чертежных шрифтов

 

Параметры шрифта Обозначение Относит. размер Размер в мм
3.5        
Высота прописных букв һ   3.5        
Высота строчных букв с 0.7 һ 2.5 3.5      
Расстояние между буквами а 0.2 һ 0.7 0.1 1.4 2.0 2.8
Минимальное расстояние между основаниями строк b 1.7 һ 6.0 8.5 12.0 17.0 24.0
Минимальное расстояние между словами е 0.6 һ 2.1 3.0 4.2 6.0 8.4
Толщина букв d 0.1 һ 0.35 0.5 0.7 0.1 1.4

 

 

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

 

Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Оборудование для ученика: Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4 (по вертикали)
Д/З: Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль)
Усвоить: Правила нанесения размеров, оформление чертежа (шрифты, линии).  
Уметь: Выполнять чертеж, применять правила нанесения размеров, пользоваться чертежными инструментами.

 

Карточки – задания

1 вариант

2 вариант

 

3 вариант

 

4 вариант

 

 

Геометрические построения

 

Деление окружности на 5 и 10 частей

 

 

Деление окружности на 4 и 8 частей

 

 

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

 

Деление отрезка на 9 частей

 

Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1

 

 

Вариант №2

 

 

Вариант №3

 

Вариант №4

 

 

Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:

 

Вариант №1

 

Вариант №2

 

 

 

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».

Оборудование для ученика: Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, проволока или картон, спичечные коробки, клей и т. п.
Д/З: Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова
Усвоить: Способы моделирования по чертежу.
Уметь: Читать несложный чертеж.

Указания к работе

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

 

Закрепление материала

Задание:

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

 

Вариант №1 Вариант №2

 

 

Закрепление материала

Задание:

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

 

Вариант №3 Вариант №4

 

 

Закрепление материала

Работа по карточкам

 

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

 

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Овал -

Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба (D) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D4, который будет равен радиусу дуги R.

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4.

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R1, которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление материала

 

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

Оборудование для ученика: инструменты, учебник, миллиметровка
Д/З: Инструменты, миллиметровка, фА4, § 18
Усвоить: Что такое эскиз. Правила выполнения эскиза
Уметь: Выполнить эскиз в необходимом количестве видов. По эскизу выполнить чертеж.

 

1. Что называется эскизом?

 

Закрепление материала

Задания для упражнений

 

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Оборудование для ученика: Учебник, тетрадь, лист.
Д/З: Миллиметровка, §17
Усвоить: Усвоить способы построения 3-х видов, анализ геометрической формы предмета, знать названия элементов детали.
Уметь: Анализировать чертеж, определять размеры, давать точную словесную характеристику

 

 

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Оборудование для ученика: Формат (тетрадь), инструменты
Д/З: Инструменты, миллиметровка.
Усвоить: Правила выполнения эскизов
Уметь: Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

 

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

 

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

 

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

Оборудование для ученика: Формат А3, инструменты
Д/З: Инструменты, тетрадь, учебник.

Задание:

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.

 

Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

Оборудование для ученика: инструменты, учебник, миллиметровка
Д/З: Инструменты, миллиметровка.
Усвоить: Правила выполнения эскиза
Уметь: Выполнить эскиз, правильно проставлять размеры

 

Задание:

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

 

Оборудование для ученика: инструменты, фА4, учебник
Д/З: Инструменты, миллиметровка.
Усвоить:  
Уметь: Выполнить чертеж

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Оборудование для ученика: Учебник, тетрадь, миллиметровка, принадлежности
Д/З: Учебник рис. 151 (познакомиться), фА4
Усвоить:  
Уметь: Анализировать форму. Выполнить чертеж в ортогональном прямоугольном проецировании.

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Задание:

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.

Задание на логическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Оформление чертежей»

 

 

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

 

Ребус

 

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

1. В переводе с французского языка «вид спереди».

2. Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

3. Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

4. Геометрическое тело.

5. Чертежный инструмент.

6. В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

7. Геометрическое тело.

8. Наука о графических изображениях.

9. Единица измерения.

10. В переводе с греческого языка «двойное измерение».

11. В переводе с французского языка «вид сбоку».

12. На чертеже «она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

 

 

Технический словарь черчения

 

Термин Определение термина или понятия
Аксонометрия    
Алгоритм  
Анализ геометрической формы предмета  
Бобышка  
Буртик  
   
Вал  
Вершина  
Вид  
Вид главный  
Вид дополнительный    
Вид местный    
Винт  
Втулка  
   
Габарит  
Гайка  
Галтель  
Геометрическое тело  
Горизонталь  
Готовальня  
Грань  
   
Деление окружности  
Деление отрезка  
Диаметр  
ЕСКД  
   
Инструменты чертежные  
Калька  
Карандаш  
Компоновка чертежа  
Конструирование    
Контур  
Конус  
Кривые лекальные  
Кривые циркульные  
   
Лекало  
Линейки  
Линия – выноска  
Линия выносная  
Линия перехода  
Линия размерная    
Линия сплошная    
Линия штриховая    
Линия штрихпунктирная  
Лыска  
   
Масштаб    
Метод Монжа    
Многогранник  
Многоугольник  
Моделирование    
Надпись основная  
Нанесение размеров    
Обводка чертежа  
Обрыв  
Овал  
Овоид  
Окружность  
Окружность в аксонометрической проекции  
Орнамент  
Оси аксонометрические  
Ось вращения  
Ось проекций  
Ось симметрии  
Отверстие  
   
Паз  
Паз шпоночный  
Параллелепипед  
Пирамида  
Плоскость проекций  
Призма  
Проекции аксонометрические  
Проекция  
Проекция изометрическая прямоугольная  
Проекция фронтальная диметрическая косоугольная  
Проецирование  
Проточка  
   
Развертка  
Размер  
Размеры габаритные  
Размеры конструктивные  
Размеры координирующие  
Размеры элемента детали  
Разрыв  
Рамка чертежа  
Ребро  
Рисунок технический    
Симметрия  
Сопряжение    
Стандарт  
Стандартизация  
Стрелки  
Схема  
   
Тор  
Точка сопряжения  
Транспортир  
Угольники  
Упрощения и условности  
   
Фаска  
Форматы чертежей  
Фронталь  
  Центр проецирования  
Центр сопряжения  
Цилиндр  
Циркуль  
   
Чертеж  
Чертеж рабочий  
Черчение  
Число размерное    
Чтение чертежа  
   
Шайба  
Шар  
Шлиц  
Шраффировка  
Шрифт    
Штриховка Штриховка в аксонометрии  
Эллипс  
Эскиз  
     

 

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

 

 

 

 

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черчения
Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.