IV. Обобщение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

IV. Обобщение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».

2017-09-29 315
IV. Обобщение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) – Придумайте и напишите клички животных.

I р я д: корова …;

II р я д: собака …;

III р я д: кошка …;

2) – Составьте предложение об одном из животных.

3) – Объяснить (устно) поговорки.

Волга – всем рекам мать.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Москва слезам не верит.

– Найдите имена собственные и объясните их написание.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 105, с. 58.

У р о к 31
диктант по теме «имена собственные»

Цели: проверка навыков употребления заглавной буквы в именах собственных; усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил написания слов.

Ход урока

Кто где живет

Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

2. Слова: Ока, письма, поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.

У р о к 32
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

Цели: проведение работы над ошибками; выяснение, что явилось причиной ошибочного написания.

Ход урока

На этом уроке можно работать с теми упражнениями, которые не удалось использовать при разборе темы.

У р о к 33
твердые и мягкие согласные звуки. обозначение
мягкости согласных звуков гласными буквами

Цели: систематизация знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; упражнение в обозначении мягкости согласных на письме при помощи гласных.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

ф и з е д ё р я в ю

Письмо по образцу.

– На какие две группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные.)

– Какое задание можно предложить? (Составить из них слоги.)

– Запишите слоги, чтобы ни гласные, ни согласные не повторялись. (фи зе дё ря вю.)

II. Работа над темой.

1. – Назовите согласные в первой строке (во второй).

– Что заметили? (В первой строке согласные твердые, а во второй – мягкие.) Почему?

– Какими буквами обозначена мягкость согласных? (и, е, ё, я, ю.)

– Сформулируйте тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных гласными буквами.)

– Что еще обозначает мягкость согласных? (ь.) Но об этом подробнее поговорим на следующем уроке.

2. – В каком случае эти согласные могут быть твердыми? Замените в каждом слоге гласные на а, о, у, ы, э. Запишите полученные слоги. (фа зо ду ры вэ.)

– Назовите согласные звуки в этих слогах.

– Как теперь они произносятся? Почему?

– Как вы сказали, согласные бывают твердыми и мягкими. Можно ли на ощупь определить, мягкий это согласный или твердый? Конечно, нет, так как названия эти условные. При образовании мягких звуков язык как бы приподнимается к нёбу, при этом сужается проход, по которому идет воздух, и получается звучание, которое условно называется мягкостью.

(Наблюдение над слогами: фи, зе, дё, ря, вю.)

– Твердые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие через узкую.

(Наблюдение над слогами: фа, зо, ду, ры, вэ.)

– Я буду называть слоги, вы – делать наклоны вперед, если согласный в слоге мягкий, и назад, если согласный твердый.

3. – Но все ли согласные могут быть и твердыми, и мягкими? Почему?

– Назовите согласные, которые всегда твердые (мягкие). Об этом подробнее поговорим на следующих уроках.

– Итак, в русском языке есть звуки гласные и согласные. Как вы думаете, кому живется легче? Почему?

– Ну конечно, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград.

– Но все-таки давайте задумаемся, что важнее: гласные или согласные? Как вы думаете?

– В «Толковом словаре русского языка» под редакцией А. Н. Ушакова для обозначения фамилий писателей использовалось условное сокращение: печатались только согласные буквы фамилий. Сможете ли вы расшифровать их: П ш к н, М х л к в, Б р т. Узнали? Молодцы!

– А теперь обозначим фамилию писателя гласными: уи, иао, ао. Их не пытайтесь определить. Ни за что не догадаетесь! Выходит, что согласные дают нам больше информации, чем гласные. Почему? (Их больше в русском языке.)

– Но и роль гласных очень важна. И это вы уже видели на примере слогов. Гласные делают согласные и твердыми, и мягкими.

4. И г р а «Допиши словечко».

– Дописать второй слог так, чтобы согласный звук этого слога был мягкий:

ло-, Та-, оч-, На-, А-, бро-, гу-.

– Подчеркните в этих словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

(Лоси, Таня, очки, Надя, Аня, брови, гуси.)

– Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

III. Работа с учебником.

Упражнение 108, с. 60 – загадку записать по памяти.

– Записать отгадку и в этом слове подчеркнуть одной чертой мягкие согласные и двумя – твердые согласные. (Пальто.)

– Назовите мягкий согласный в этом слове. Почему? (ь.)

– Об этом продолжим разговор на следующем уроке.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 107, с. 60.

У р о к 34
обозначение мягкости согласных звуков
мягким знаком на конце слов

Цели: продолжение формирования знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1) Письмо элементов и букв ф, р.

2) Звуко-буквенный анализ слова фильм.

– Почему звуки [ ф’ ], [ л’ ] произносим мягко?

3) – На вопрос «Ты кто?» назовите специальности людей, которые начинаются на букву ф. (Факир, фокусник, фармацевт, фотограф, футболист, фигурист.)

– Какой звук слышим в начале слова?

4) – Спишите слова с доски, разделяя для переноса.

Ремонт, рюкзак, король, ряд, вперед, риск.

– Какая буква есть во всех словах? (р.)

– Какой звук она обозначает?

– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «король» лишнее потому, что в нем звук [р] слышится твердо.)

– Какие буквы обозначают мягкость согласного звука [ р ]?

II. Работа над темой.

1. – Какие буквы указывают на мягкость согласных?

– А какую букву, указывающую на мягкость согласных звуков, мы не назвали? (ь.) Где в словах может находиться ь, обозначающий мягкость? (На конце слов и в середине.) Определите тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных ь.)

– Сегодня мы будем говорить об обозначении мягкости согласных ь на конце слов.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками «угольки»,

«Банька» в банку превратится,

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

2. Упражнение 112, с. 62 – коллективный разбор. (Один ученик записывает на доске, другие в тетрадях.)

– Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные на конце слов.

– На какой вопрос отвечают записанные слова? (Сколько?)

– К какой части речи отнести эти слова?

– Эти слова называются числительными. С этой частью речи подробнее будем знакомиться позднее.

– Что можно сказать про количество букв и звуков в этих словах?

– Для чего нужен ь в словах?

– Я сейчас буду называть слова. Если последний звук в слове мягкий, то вы приседаете, если твердый – делаете наклон вперед. Слова: мяч, корь, ветер, дуб, лось, вещь, карась, дом, стол, корабль и др.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.