IV. Упражнение в определении, построении и написании предложений. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

IV. Упражнение в определении, построении и написании предложений.

2017-09-29 191
IV. Упражнение в определении, построении и написании предложений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. З а п и с ь н а д о с к е: Птицы улетели. Перелетные птицы. Осенние листья. Листья опали.

– На какие две группы можно разделить эти записи? (На предложения и словосочетания.)

– Выпишите только предложения.

– Докажите, что это предложения.

– Какое задание можно предложить? (Подчеркнуть основу предложения.) А что такое основа предложения? (Повторить правило.)

– Подлежащее и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения: к ним присоединяются все второстепенные члены. На подлежащем и сказуемом как на опорах держится все предложение.

2. – Дополните эти предложения словами, подходящими по смыслу, то есть распространите эти предложения.

(Можно предложить детям, работающим по I варианту, распространить предложение «Птицы улетели», а детям, работающим по II варианту, – «Листья опали».

Если дети затрудняются выполнить это задание, можно предложить им найти слова, которые развешаны на листах бумаги в классе: перелетные, на юг, осенние, с деревьев.)

– Получившиеся предложения так и называются – распространенными. А как назвать те предложения, которые вы распространяли?

– Сравните распространенные и нераспространенные предложения. Что вы заметили?

– Об этом мы еще будем говорить на следующих уроках.

V. Итог урока.

– О чем узнали сегодня на уроке?

– Что такое основа предложения?

– Есть ли среди вас те, кто легко сможет найти основу в любом предложении?

– Кто еще не уверен, может потренироваться дома в нахождении основы предложения.

Домашнее задание: упражнение 6, с. 6.

У р о к 4
Главные и второстепенные члены предложения.
связь слов в предложении

Цели: уточнение представлений о главных и второстепенных членах предложений; развитие умения устанавливать связь между словами в предложении.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

– Какие буквы мы будем писать сегодня?

1) Клоун с бантом

Стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву… (Л.)

Показ написания букв л, Л учителем.

2) Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой… (С) навис над домом.

Показ написания букв с, С учителем.

II. Словарная работа.

– Можете ли вы догадаться, с какими словарными словами познакомимся сегодня на уроке? (Они будут начинаться с букв Л и С.)

– Какие это слова, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1) Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

– А знаете ли вы, почему лягушку назвали именно так?

– Где мы это можем выяснить? (В этимологическом словаре.)

Это интересно

Это слово русское, происходящее от народного лягýха, лягýша – «бедро» («ляжка»). Такое название было дано земноводному за его длинные ляжки-бедра. А возможно, оно образовалось от глагола «лягать», то есть «взбрыкивать лягами», задними ножками.

 

Записать это слово и составить схему по системе СУО.

– Как запомнить написание этого слова?

2) Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

– Как вы думаете, почему эту птицу назвали так? (От слова «снег».)

Это интересно

Да, действительно, птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Раньше это слово писалось так: снигирь (от слова «сниг», что значит «красногрудый»). А потом оно изменилось на современное написание.

Записать это слово и составить схему по системе СУО.

3) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

– Вы, наверное, слышали такие строки:

Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела…

– Из какого произведения эти строки? Кто автор?

– О ком идет речь в этой басне? (О стрекозе и муравье.)

– А на самом деле речь здесь идет не о стрекозе и муравье, а о кузнечике и муравье.

Это интересно

«Не может быть!» – удивитесь вы. Не только может, но так и есть. Дело в том, что в давние времена слово стрекоза служило общим названием для разных насекомых. В старину в иллюстрациях к этой басне изображался именно кузнечик, а не стрекоза.

«Стрекоза» образовано от корня стрек – от стрекотать – «жалить», «колоть», «прыгать», «скакать». Отсюда и выражение «дать стрекоча» в значении «быстро убежать».

 

Записать слова и составить схему по системе СУО.

III. Работа над темой.

– На какой вопрос отвечают эти слова? Что еще можете рассказать об этих словах?

– Подберите к этим существительным подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопрос «что делать?».

– Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы.)

Дети записывают на доске:

Лягушка прыгает.

Снегирь летит.

Стрекоза пропела.

– Что можете сказать? (Это предложения.) Почему?

– Какое задание можно предложить к ним? (Подчеркнуть главные члены предложения.) Что заметили?

– Как можно назвать такие предложения? (Нераспространенные.)

– Что можно сделать, чтобы эти предложения стали распространенными? (Дополнить предложения второстепенными членами.)

Можно предложить детям выбрать подходящие по смыслу слова из группы слов, развешанных по классу (по вариантам, группам): зеленая, по земле, красногрудый, по небу, веселая, лето.

Каждая группа записывает свое предложение, а 3 ученика выполняют это задание у доски.

– Как связаны слова в предложениях? (По смыслу.)

– С помощью чего устанавливается связь между словами? (С помощью вопросов.)

Учащиеся стрелками показывают связь слов в предложении.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод. Слова в предложении связаны по смыслу. Связь между словами в предложении устанавливается по вопросам.

Назовите тему нашего урока.

IV. Работа с учебником.

Упражнение 12, с. 10 – самостоятельное выполнение и проверка.

– Чтобы легче было найти главные члены, есть такое стихотворение, которое вам поможет:

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?

К другим словам направляем,

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения,

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения.

– Поставьте устно вопросы к другим членам предложения. Какими членами в предложении они являются? (Второстепенными.)

– Позднее вы узнаете, какие имена носят второстепенные члены предложения.

V. Итог урока.

– Над чем мы сегодня работали на уроке?

– Как устанавливается связь между словами в предложении?

– Что еще нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 11, с. 10.

У р о к 5
слова, близкие и противоположные по смыслу
(синонимы и антонимы)

Цели: развитие умения подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу; уточнение представлений о роли антонимов и синонимов в речи.

Ход урока


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.