Воспитание и обучение детей с ЗПР — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Воспитание и обучение детей с ЗПР

2017-09-29 448
Воспитание и обучение детей с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Дошкольная дефектология

 

Челябинск, 2014




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Пояснительная записка. 5

2. Содержание дисциплины.. 7

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 17

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 20

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 26

6. Перечень информационных технологий. 28

7. Описание материально-технической базы.. 29

8. Иные сведения и (или) материалы.. 29

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 


1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ЗПР (задержка психического развития) на базе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения важная роль принадлежит курсу «Воспитание и обучение детей с ЗПР». Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений. Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений специальной педагогики.

Очная форма обучения

Дисциплина «Воспитание и обучение детей с ЗПР» (Б1.В.ОД.13) является обязательной дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы (блок 1). Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 52 часа – аудиторная (26 часов – лекционные занятия, 26 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (56 часов). Дисциплина изучается в течение III семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в III семестре.

Заочная форма обучения

Дисциплина «Воспитание и обучение детей с ЗПР» (Б1.В.ОД.13) на заочном отделении является обязательной дисциплиной вариативной части основной образовательной программы (блок 1). Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 20 часов – аудиторная (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (84 часа). Дисциплина изучается на 3 курсе. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом на 3 курсе.

 

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Воспитание и обучение детей с ЗПР» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психология детей с ЗПР», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей детей с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной педагогики. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с теоретическими основами анализа явлений и состояний, характеризующих понятие задержка психического развития и сходных с ним состояний, с формами, приемами, разновидностями, принципами психолого-педагогического изучения разнообразных видов деятельности детей с задержкой психического развития, с психолого-педагогическими особенностями дошкольников с ЗПР, с системой образовательных учреждений для детей с ЗПР, с организацией коррекционной работы с данной категорией детей. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться представления о сущности развития детей с ЗПР, специфических особенностях познавательной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса для данной категории дошкольников. Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Детская олигофренопсихология», «Дошкольная олигофренопедагогика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.4. Цели дисциплины:

- формирование у студентов глубоких методологических и теоретических знаний психолого-педагогических технологиях работы с детьми, имеющими задержку психического развития;

- формирование профессионального мировоззрения на природу и сущность задержки психического развития, умения выявлять и объяснять общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с задержкой психического развития, навыков научного психологического исследования для познания разнообразных явлений психической жизни детей с задержкой психического развития.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
  ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся   З.1 – сущность, структуру и содержание концепции коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста;   У.1 – проектировать коррекционно- педагогический процесс для детей с ЗПР, ориентированный на решение задач конкретной образовательной ступени и образовательного учреждения с использованием методов и приемов педагогической коррекции, имеющихся у детей нарушений; В.1 – профессиональными навыками в использовании современных методов, приемов и технологий в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР.
  ПК-1 способен к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.2 – общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в ДОО У.2 – проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образования детей с ЗПР на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; В.2 – организацией профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья
  ПК-2 готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты З.3 – педагогические технологии обучения, воспитания и сохранения здоровья детей с ЗПР; У.3 – взаимодействовать со специалистами разного профиля по созданию условий психолого- педагогического сопровождения детей данной категории В.3 – основами использования различных средств коммуникации в профессиональной деятельности учителя-дефектолога

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
I Раздел I. Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии ЗПР   -      
I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР.   -      
I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР.   -      
I.3 Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний.   -      
II Раздел II. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.   -      
II.1 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации.   -      
II.2 Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития   -      
II.3 Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития   -      
II.4 Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье   -      
II.5 Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития   -      
  ИТОГО:   -      
  ВСЕГО:          

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
I Раздел I. Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии ЗПР   -      
I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР.   - -    
I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. - -      
I.3 Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. - -      
II Раздел II. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.   -      
II.1 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации.   - -    
II.2 Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития - -      
II.3 Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития   - -    
II.4 Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье - -      
II.5 Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития - -      
  ИТОГО:   -      
  Контроль          
  ВСЕГО:          

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии ЗПР (32 часа –ДО, 38 часов - ОЗО)
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; У.1; В.1; ПК-2: З.3,У.3, В.3.
Содержание раздела Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Современные представления о нарушениях развития у детей. Понятие дизонтогенеза и дизонтогении. Понятие общего и психического дизонтогенеза. История, причины и критерии выделения детей с ЗПР из детской популяции. История изучения задержки психического развития. Различные подходы к изучению задержки психического развития: педагогический, психологический, клинический. Основные этапы в организации помощи детям с ЗПР в России и за рубежом. Задержка психического развития как вариант психического дизонтогенеза. Причины задержки психического развития. Соотношение биологических и социальных факторов в формировании задержки психического развития в детском возрасте. Общие и специфические нарушения при задержке психического развития (В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Н.А. Цыпина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова). Принципы существующих классификаций. Классификация М.С. Певзнер и Т.А. Власовой на основе анализа вариантов инфантилизма. Классификация В.В. Ковалева на основе выделения дизонтогенетических и энцефалопатических вариантов ЗПР. Классификация К. С. Лебединской по этиопатогенетическому признаку. Специфические формы инфантилизма и характер недостаточности познавательной деятельности при различных вариантах ЗПР (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалев, О.Н. Усанова, М.М. Семаго, И.Ф.Марковская). Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формы ЗПР. Роль средового фактора в формировании ЗПР. Синдром СДВГ, синдром психического инфантилизма, церебрастенический синдром, психоорганический синдром. Первичные проблемы развития и наиболее часто встречающиеся вторичные нарушения. Характерные нарушения познавательной деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. Особенности речи. Астенические состояния. Особенности обучаемости. Особенности развития самосознания и саморегуляции в личностном и социальном плане. Характеристика игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Динамика развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева, Е.М.Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко) Тема I.3 Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми с ЗПР. Особенности психодиагностического исследования. Основные этапы психолого-педагогического исследования. Психологическая диагностика детей с ЗПР. Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР: возможности медицинской диагностики, экспериментально-психологические, тестовые методики, педагогические методы, наблюдение за игровой деятельностью детей. Значение ранней диагностики задержки психического развития для успешной коррекции. Особенности обследования детей с ЗПР. Задачи на разных этапах диагностики. (В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.Н. Волковская, Л.В. Кузнецова).
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1 Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 2часа ДО, 2 часа ОЗО План: 1. Понятие и причины задержки психического развития. 2. Основные подходы к определению сущности понятия «ЗПР» в специальной литературе. 3. Причины возникновения различных типов ЗПР. 4. Основные группы причин ЗПР по У.В. Ульенковой, О.В. Лебедевой. 5. Структура дефекта при ЗПР. 6. Соотношение биологического и социального в генезе ЗПР. Список литературы: [1,2,3,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Причины возникновения и структура дефекта при ЗПР» Практическое занятие 1 Тема I.1 Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 2 часа Форма проведения:выполнение творческого задания «Причины возникновения различных типов ЗПР». Изучаемые вопросы: 1.Основные подходы к определению сущности понятия «ЗПР» в специальной литературе. 2. Причины возникновения различных типов ЗПР. 3. Основные группы причин ЗПР по У.В. Ульенковой, О.В. Лебедевой. 4. Структура дефекта при ЗПР. Список литературы: [1,3,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Причины возникновения и структура дефекта при ЗПР»
Лекция 2 Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 4часа План: 1.Феноменология ЗПР. Основные подходы к классификации ЗПР в трудах отечественных исследователей 2.Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста. 4.Формы задержки психического развития. 5. Специфические трудности в обучении детей с ЗПР. Список литературы: [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Психологические особенности детей с задержкой психического развития». Практическое занятие 2 Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 4 часа ДО, 2 часа ОЗО Форма проведения:деловая игра-дискуссия. Изучаемые вопросы: 1.Классификации ЗПР в трудах отечественных исследователей 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста. 3.Формы задержки психического развития. 4. Трудности в обучении детей с ЗПР. Список литературы: [3,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Психологические особенности детей с задержкой психического развития».
Лекция 3 Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 2 часа 1. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми с ЗПР. 2. Основные этапы психолого-педагогического исследования детей с ЗПР. 3.Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). 4.Характеристика различных подходов к изучению детей с ЗПР. 5. Особенности обследования детей с ЗПР. Список литературы: [1, 4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний». Практическое занятие 3 Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 2 часа ДО, 4 часа ОЗО Форма проведения:деловая игра «Дифференциальная диагностика ЗПР». Изучаемые вопросы: 1.Дифференциальная диагностика (принципы, понятие о сходных состояниях). 2.Сходные состояния с задержкой психического развития: легкая степень умственной отсталости, первичная речевая патология, синдром раннего детского аутизма, снижение слуха. Особые образовательные потребности детей с ЗПР дошкольного возраста. Список литературы: [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний».
Самостоятельная работа ДО
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 4 Таблица «Причины возникновения ЗПР». Схема «Структура дефекта при ЗПР» [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 8 Краткий библиографический словарь исследователей, внесших вклад в изучение детей с ЗПР. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 4 Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. 5 баллов [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 1. Контрольная работа по разделу. 10 баллов 1. Составление таблицы «Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР» – 5 2. Характеристика вариантов ЗПР – 5 3. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5 4. Составление таблицы «Типология отклоняющегося развития» по Н.Я. Семаго. - 5
Самостоятельная работа ОЗО
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Кол-во часов: 10 часов Таблица «Причины возникновения ЗПР». Схема «Структура дефекта при ЗПР» [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Феноменология ЗПР. Кол-во часов: 10 часов Краткий библиографический словарь исследователей, внесших вклад в изучение детей с ЗПР. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 5 баллов Тема I.3. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний. Кол-во часов: 12 часов Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. 5 баллов [1,4,6,8,9,11,12,14,19,30,5370,72,75] 2. Контрольная работа по разделу. 10 баллов 5. Составление таблицы «Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР» – 5 6. Характеристика вариантов ЗПР – 5 7. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5 8. Составление таблицы «Типология отклоняющегося развития» по Н.Я. Семаго. - 5
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 – сущность, структуру и содержание концепции коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста; У.1 – проектировать коррекционно- педагогический процесс для детей с ЗПР, ориентированный на решение задач конкретной образовательной ступени и образовательного учреждения с использованием методов и приемов педагогической коррекции, имеющихся у детей нарушений; В.1 – профессиональными навыками в использовании современных методов, приемов и технологий в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР. -Таблица «Причины возникновения ЗПР». -Схема «Структура дефекта при ЗПР» - Таблица «Типология отклоняющегося развития» по Н.Я. Семаго. - Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу.
ПК-2 готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты. З.3 – педагогические технологии обучения, воспитания и сохранения здоровья детей с ЗПР; У.3 – взаимодействовать со специалистами разного профиля по созданию условий психолого- педагогического сопровождения детей данной категории; В.3 – основами использования различных средств коммуникации в профессиональной деятельности учителя-дефектолога. -Краткий библиографический словарь исследователей, внесших вклад в изучение детей с ЗПР. - Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме -Программа обследования детей с ЗПР дошкольного возраста. - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу.  
       

 

Раздел II. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. (72 часа –ДО, 64часа - ОЗО)
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; У.1.В.1; ПК-1: З.2; У.2; В.2
Содержание раздела Тема II.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации. Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. Цели и задачи ПМПК. Организация деятельности ПМПК. Консультативно-диагностическая работа. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Образовательный маршрут ребенка с ЗПР. Индивидуально-ориентированные программы сопровождения детей с ЗПР.   Тема II.2. Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений. Детский сад для детей с ЗПР, как тип специального образовательного учреждения. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания. Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР.   Тема II.3. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития Основные направления коррекционно-педагогической работы: сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие речи, физическое воспитание, эстетическое воспитание, развитие игровой деятельности, социально-нравственное воспитание. Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Комплексный подход к преодолению задержки познавательного развития у детей. Организация и основные направления коррекционной педагогической работы с детьми с ЗПР. Задачи и этапы коррекционного воспитания. Единство процессов воспитания, обучения, ухода. Тема II.4. Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Важность коррекционного семейного воспитания в первые годы жизни. Особенности психического развития ребенка как основа построения коррекционно-компенсаторного процесса. Основные положения коррекционной работы и взаимодействия специалистов и родителей. Основные формы взаимодействия специалистов и родителей. Организация лечебно-педагогической помощи различными учреждениями. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. (У.В. Ульенкова, Стребелева Е.А., Е.М. Мастюкова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко Н.Ю. Борякова, Касицина М.А., Коненкова И.Д., Бутко Г.А.) Тема II.5. Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития Социальная реабилитация. Цели, задачи, основные направления реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей с ЗПР. Социальная адаптация детей с нарушениями в развитии. Коррекционная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Возможности получения ребенком с ЗПР различных видов дошкольного образования. Формирование социальной компетенции у дошкольника с ЗПР, развитие самосознания и формирование самооценки. Формирование социально-нравственного поведения. Создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей соответствующее возрасту развитие дошкольника. Современные инновационные и коммуникационные технологии в работе с детьми с ЗПР.Проблема интегрированного обучения детей с ЗПР. (Лубовский В.И., С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Е.А. Екжанова, Р.Д.Тригер, Г.М. Капустина, Пермякова В.А, Домишкевич С.А., Егорова Т.В., Ахутина Т.В., Соколова Н.Д., Калиникова Л.В., Токарева Н.Г.)
План лекций План семинарских занятий
Лекция 4 Тема II.1 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации. Кол-во часов: 4 часа ДО, 2 часа ОЗО План: 1. Научно-методические подходы в организации системы помощи детям с ЗПР. 2.Нормативные документы, регламентирующие работу по обучению и воспитанию детей с ЗПР дошкольного возраста. 3.Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. 4.Образовательный маршрут ребенка с ЗПР. 5.Индивидуально-ориентированные программы сопровождения детей с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях». Практическое занятие 4 Тема II.1 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссии и консультации Кол-во часов: 4 часа Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. 2. Цели и задачи ПМПК. 3. Организация деятельности ПМПК. 4. Консультативно-диагностическая работа. 5. Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение:Мультимедийная презентация «Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях».  
Лекция 5 Тема II.2 Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития Кол-во часов: 4 часа План: 1.Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений. 2.Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР. 3.Анализ программного обеспечения воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, применение новых педагогических технологий в коррекционно-воспитательном процессе. 4.Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития 5. Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». Практическое занятие 5 Тема II.2 Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Кол-во часов: 4 часа ДО, 2 часа ОЗО Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания. 3.Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании. 4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. 5.Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. 6. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями развития. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития».
Лекция 6 Тема II.3 Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития Кол-во часов: 4 часа ДО 2 часа ОЗО План: 1.Основные направления коррекционно-педагогической работы. 2.Развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР. 3.Преемственность в работе различных специалистов в группах для детей с ЗПР (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога). 4.Психолого- педагогическое и социальное сопровождение дошкольников с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития». Практическое занятие 6 Тема II.3 Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития Кол-во часов: 4 часа Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1.Комплексный подход к преодолению задержки познавательного развития у детей. 2.Организация и основные направления коррекционной педагогической работы с детьми с ЗПР. 3. Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,72,75] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития».
Лекция 7 Тема II.4 Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье Кол-во часов: 4 часа План: 1.Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. 2.Основные формы взаимодействия специалистов и родителей. 3. Организация и формы работы с семьей в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР. Список литературы: [1,2,3,5,7,8,9,10,13,16,18,20,21,27,33,34,35,36,39,40,55,63,68,71,74] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье».   Практическое занятие 7 Тема II.4 Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР в семье Кол-во часов: 4 часа ДО 4 часа ОЗО Форма проведения:коллоквиум. Изучаемые вопросы: Изучаемые вопросы: 1.Важность коррекционного семейного воспитания в первые годы жизни. 2.Особенности психического развития ребенка как основа построения коррекционно-компенсаторного процесса. 3. Основные положения к

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.