Биология – наука о живой природе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биология – наука о живой природе

2017-09-29 517
Биология – наука о живой природе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тетрадь

Для работ по биологии

учени …….. 5 …… класса

МБОУ СОШ № 59 г. Кирова

………………………………………………………………………………………………………………

 

 
 

Уважаемые пятиклассники!

В этом учебном году вы приступаете к изучению биологии – удивительной науки о живых существах. На уроках окружающего мира в начальной школе вы уже познакомились с некоторыми обитателями нашей планеты. На уроках биологии мы будем расширять и углублять ваши знания о живой природе.

В пятом классе в центре нашего внимания будут различные организмы: растения, животные, бактерии и грибы. Мы узнаем особенности их строения и жизнедеятельности, изучим распространение живых организмов по планете, познакомимся с их удивительными приспособлениями к условиям обитания.

Тетрадь, которую вы держите в руках, разработана специально для пятиклассников нашей школы. Эта тетрадь обязательно должна быть у вас на каждом уроке биологии.

В тетради вы найдете вопросы и задания, схемы и таблицы, инструкции для наблюдений и опытов – всё то, что поможет сэкономить время и успешно усвоить курс биологии пятого класса.

Если вы хотите, чтобы тетрадь стала для вас хорошим помощником при подготовке к проверочным работам, старайтесь записывать всё необходимое четко и аккуратно.

Если вы пропустили один или несколько уроков, необходимо самостоятельно проработать материал по учебнику и обязательно сделать все записи в тетради. В случае затруднений обращайтесь за помощью к учителю или к одноклассникам.

После окончания учебного года тетрадь нужно будет обязательно сохранить, так как в ней есть материал, который пригодится вам при изучении биологии в следующих классах, при подготовке к биологическим олимпиадам и даже к экзаменам по биологии в 9 и 11 классах.

При выполнении лабораторных и практических работ необходимо очень внимательно изучить инструкцию, осмыслить вопросы и задания, продумать последовательность действий. Обязательно соблюдайте правила техники безопасности и правила поведения в кабинете биологии!

В течение года вам будут предлагаться различные информационно-поисковые и творческие задания. Некоторые из этих заданий будут обязательными для всех, некоторые будут выполняться только желающими.

В конце тетради есть задания для сезонных наблюдений в природе. Эти наблюдения входят в программу, поэтому являются обязательными для выполнения. Отвечая на вопросы, старайтесь быть краткими и точными, но при этом не теряйте суть ответа.

Пусть долгим и увлекательным будет ваше путешествие в мир биологии!

И пусть вам будет интересно!

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Что изучает биология?

Увеличительные приборы

L Лабораторная работа

Цель: научиться работать с увеличительными приборами.

Часть первая: изучаем лупу.

§ Обозначьте стрелкой главную часть лупы и подпишите её название.

 

…………………………….

§ Рассмотрите и зарисуйте, как выглядят кусочки плодов под лупой.

 
 

 


Строение клетки

Основные части клетки:

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

В цитоплазме клетки имеются различные органоиды:

Митохондрии …………………………………….…………………………………………………………

Рибосомы ……………………….…………………………………………………………………………..

В цитоплазме растительной клетке имеются:

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

Обозначьте на рисунке стрелками и цифрами:

1. Клеточная стенка + клеточная мембрана

2. Цитоплазма

3. Ядро

4. Вакуоль

5. Хлоропласт

Ткани животных

Названия тканей Что образуют?
   
   
   
   

Ткани растений

Названия тканей Какие функции выполняют?
   
   
   
   
   

Химический состав клетки

Вещества

                       
           
 
 
 


________________ ____________ _________________

__________________________ __________________

__________________

L Лабораторные опыты

Цель: научиться доказывать опытным путём наличие в клетках некоторых веществ.

· Пронаблюдайте за действиями учителя, выполните опыты и заполните таблицу:

Цель: доказать наличие... Действия Наблюдения и выводы
воды …………… нагревали семена в пробирке  
минеральных солей …………… нагревали семена  
белка промывали в воде …………………………  
крахмала капали раствор ………….  
жира    

? Установите соответствие (соедините стрелками) вещества, примеры веществ и функции.

Примеры веществ Вещества в составе живого Основные функции
Соли кальция Соли натрия Вода Придают твердость костям и раковинам. Участвуют в проведении нервных импульсов.
Гемоглобин Клейковина Минеральные соли Является растворителем, придает клетке упругость и объем.
Подсолнечное масло Медвежье сало Белки Основной источник энергии. Образуют клеточные стенки растений и грибов.
Крахмал Глюкоза Клетчатка (целлюлоза) Жиры Основной строительный материал. Переносят кислород. Обеспечивают сокращение мышц.
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) Углеводы Хранят и передают наследственную информацию.
  Нуклеиновые кислоты Откладываются в запас.  

? Подумайте!

Почему обычно хлеб выпекают из ржаной или пшеничной муки, крахмал получают из картофеля или кукурузы, а растительное масло получают из семян подсолнечника, сои или льна?

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

Ученые-естествоиспытатели

? Кто такие естествоиспытатели? Естествоиспытатель = натуралист?

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

? Запишите под портретами имена и фамилии ученых, годы жизни и их самый важный вклад в историю биологии (не более пяти слов о каждом).

     

? Подумайте!

? Какими качествами должны обладать ученые, изучающие живую природу?

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….


Значение бактерий

Группы бактерий Значение +/–
Бактерии гниения      
Клубеньковые      
Цианобактерии      
Молочнокислые      
Болезнетворные      

Способы защиты от бактерий:

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….


Царство _________________________________

Количество видов – ………………………… Изучает наука…………………………………….

Совокупность всех видов растений, обитающих на планете, – это ………………………

Отличительные особенности растений:

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………
       
   


____________________ ___________________

—……………………………

____________________ _____________________

…………………………… ……………………………….

…………………………… ………………………………..

 

  ТКАНИ слоевище ризоиды корни листья стебли споры цветки плоды семена Примеры растений
Водоросли                      
Мхи                      
Папоротники, хвощи, плауны                      
Голосеменные                      
Цветковые                      

? Каково значение растений в природе и в жизни человека?

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

Знакомство с внешним строением растения

L Лабораторная работа

Части побега

1. …………………

2. …………………

3. …………………

 

 

Значение живых организмов

Главный вопрос урока: есть ли среди живых организмов вредные виды?

? Для каждой группы запишите по 3-5 названий организмов.

Живые организмы, которые доставляют человеку неприятности Являются сорняками: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Являются вредителями растений: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Портят запасы продуктов: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Разрушают древесину: ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. Вызывают ожоги и отравления: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Являются кровососами человека и животных: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Вызывают болезни: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Переносят возбудителей заболеваний: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Доставляют прочие неприятности (в скобках укажите, какие именно): …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………..  
Живые организмы, которые приносят человеку пользу Используются в пищу: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Производят или помогают производить продукты питания: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Обеспечивают одеждой: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Обеспечивают обувью: ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. Используются как транспортное средство: ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. Являются лекарственными: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Используются в качестве красителей: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Помогают бороться с вредителями лесного и сельского хозяйства: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Создают хорошее настроение, радуют своей красотой: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Доставляют другую пользу (в скобках укажите, какую именно): …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………..

Ответ на главный вопрос урока: ……………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………….


ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Среды жизни планеты Земля

Признаки для сравнения Водная Почвенная Наземно-воздушная Организменная
Преимущества данной среды обитания по сравнению с другими        
Недостатки данной среды по сравнению с другими        
Примеры организмов, обитающих в этой среде        
Примеры приспособлений к жизни в данной среде          

Экологические факторы среды

Экологическими факторами называют ………………………………………………………

Факторы среды

     
…………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. ………………………………….

Приспособления организмов к жизни в природе

Практическая работа

Цель: научиться выявлять приспособления растений и животных к различным экологическим факторам.

Ход работы:

§ Внимательно прочитайте информационные листы.

§ Рассмотрите гербарии, коллекции, иллюстрации.

§ На основе полученной информации заполните таблицы.

Ход работы

§ Изучите предложенные объекты и заполните таблицу:

Название животного Где обитает Как приспособлено к жизни в данных условиях
     
     
     
     
     

§ Одинаковыми или разными оказались приспособления у изученных организмов? Почему?

У этих организмов ……………………….. приспособления, потому что …….…………………….

……………………………………………………………………………......................................................

Человек на планете Земля

Как человек изменял природу

Влияние на природу первобытного человека

………………………………………………………………………………………………………………..

Задания для сезонных наблюдений в природе

Уважаемые натуралисты-пятиклассники! В течение года вам предстоит в ходе самостоятельных наблюдений проследить, как меняется жизнь растений и животных по сезонам года. Наблюдения можно проводить в городе (на территории гимназии, в парке Победы, в вашем дворе), в саду или в лесу (если вы там бываете с родителями).

Осенние наблюдения

1. Как изменяются осенью погода и длина светового дня? ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Какие изменения происходят у деревьев и кустарников осенью? Назовите не менее трех изменений. ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев. Где раньше изменяется окраска листьев: в центре кроны или по краям? Вверху или внизу? Когда быстрее желтеют листья: в ясную или в пасмурную погоду? Результаты этих наблюдений можно обвести или подчеркнуть прямо в задании.

По итогам наблюдений предположите, какой фактор неживой природы ускоряет изменение окраски листьев. __________________________________________________________________________

4. Какие лиственные деревья и кустарники не меняют окраску листьев осенью, остаются зелеными до заморозков? _______________________________________________________________________

5. Сравните устойчивость травянистых растений к действию холода. Какие растения страдают от заморозков первыми? Какие – долго остаются зелёными? Запишите по 3 растения каждой группы.

Страдают от первых заморозков: 1. 2. 3. Долго остаются зелеными: 1. 2. 3.

6. Каких животных вам удалось увидеть? Как изменилось их поведение с наступлением осени?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. *Сфотографируйте красивый осенний пейзаж и разместите фотографию в электронном фотоальбоме «Осень в живой природе глазами пятиклассников-натуралистов».


Зимние наблюдения

1. Как изменяются зимой погода и длина светового дня? ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. По каким отличительным признакам можно зимой узнать деревья и кустарники, у которых нет листьев? Этими признаками могут быть: необычная форма кроны, окраска коры, наличие плодов, особый запах, особая форма почек и их свойства (например, клейкость) и т.п.

Внесите информацию о трех растениях в таблицу.

Название дерева или кустарника Признаки, по которым их можно распознать зимой
0. Берёза Белая кора, гибкие ветви, есть серёжки (зачатки соцветий)
1.  
2.  
3.  

3. Какие деревья зимуют в нашей области с зелёными листьями? *Какие приспособления помогают им выжить зимой в условиях недостатка влаги (холодная вода из почвы не всасывается)?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. На каких растениях в зимнее время вам удалось обнаружить плоды? *Сделайте фотографии.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Каких птиц вам удалось обнаружить зимой в нашем городе? Подчеркните названия тех, которых не было летом. ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Какие птичьи звуки вам удалось услышать зимой? _______________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Какие следы можно обнаружить зимой в лесу или в парке? Зарисуйте или сфотографируйте их. *По справочникам попробуйте определить, каким животным принадлежат следы.

 

8. * Сфотографируйте красивый зимний пейзаж и разместите фотографию в электронном фотоальбоме «Зима в живой природе глазами пятиклассников-натуралистов».


Весенние наблюдения

1. Как изменяются весной погода и длина светового дня? __________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Выясните, какое явление считают первым признаком весны у растений.

_____________________________________________________________________________________

3. Пронаблюдайте за распусканием листьев и цветением растений на территории гимназии.

Укажите даты наступления следующих весенних явлений:


Начало распускания листьев у березы – ……..

Начало распускания листьев у тополя – ……..

Начало распускания листьев у сирени – ……..

Зацветание тополя – ……..

Зацветание клена ясенелистного – ……..

Зацветание мать-и-мачехи – ……..

Зацветание одуванчиков – ……..

Зацветание черемухи – ……..



4. Какие изменения происходят весной в жизни зверей? ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Какие птицы прилетают в нашу область первыми? *Почему разные птицы прилетают к нам в разные сроки (одни в марте, другие в мае)? От чего зависит время прилета разных птиц?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Найдите аудиозапись весенней песни зяблика, послушайте и запомните её. Постарайтесь услышать эту песню «живьём». Если вам это удалось, укажите дату и место, где вы слышали зяблика.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Каких насекомых вам удалось увидеть рано весной? Узнайте, чем они питаются? Где зимовали?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. *Сфотографируйте красивый весенний пейзаж и разместите фотографию в электронном фотоальбоме «Весна в живой природе глазами пятиклассников-натуралистов»

 

Тетрадь

Для работ по биологии

учени …….. 5 …… класса

МБОУ СОШ № 59 г. Кирова

………………………………………………………………………………………………………………

 

 
 

Уважаемые пятиклассники!

В этом учебном году вы приступаете к изучению биологии – удивительной науки о живых существах. На уроках окружающего мира в начальной школе вы уже познакомились с некоторыми обитателями нашей планеты. На уроках биологии мы будем расширять и углублять ваши знания о живой природе.

В пятом классе в центре нашего внимания будут различные организмы: растения, животные, бактерии и грибы. Мы узнаем особенности их строения и жизнедеятельности, изучим распространение живых организмов по планете, познакомимся с их удивительными приспособлениями к условиям обитания.

Тетрадь, которую вы держите в руках, разработана специально для пятиклассников нашей школы. Эта тетрадь обязательно должна быть у вас на каждом уроке биологии.

В тетради вы найдете вопросы и задания, схемы и таблицы, инструкции для наблюдений и опытов – всё то, что поможет сэкономить время и успешно усвоить курс биологии пятого класса.

Если вы хотите, чтобы тетрадь стала для вас хорошим помощником при подготовке к проверочным работам, старайтесь записывать всё необходимое четко и аккуратно.

Если вы пропустили один или несколько уроков, необходимо самостоятельно проработать материал по учебнику и обязательно сделать все записи в тетради. В случае затруднений обращайтесь за помощью к учителю или к одноклассникам.

После окончания учебного года тетрадь нужно будет обязательно сохранить, так как в ней есть материал, который пригодится вам при изучении биологии в следующих классах, при подготовке к биологическим олимпиадам и даже к экзаменам по биологии в 9 и 11 классах.

При выполнении лабораторных и практических работ необходимо очень внимательно изучить инструкцию, осмыслить вопросы и задания, продумать последовательность действий. Обязательно соблюдайте правила техники безопасности и правила поведения в кабинете биологии!

В течение года вам будут предлагаться различные информационно-поисковые и творческие задания. Некоторые из этих заданий будут обязательными для всех, некоторые будут выполняться только желающими.

В конце тетради есть задания для сезонных наблюдений в природе. Эти наблюдения входят в программу, поэтому являются обязательными для выполнения. Отвечая на вопросы, старайтесь быть краткими и точными, но при этом не теряйте суть ответа.

Пусть долгим и увлекательным будет ваше путешествие в мир биологии!

И пусть вам будет интересно!

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Что изучает биология?

Биология – наука о живой природе

Биология изучает строение организмов, многообразие организмов, питание организмов, размножение, значение для человека и природы

«Семья» биологических наук

Названия наук Что изучают?
Ботаника  
зоология  
анатомия  
микология  
Цитология  
микробиология  

 

? Приведите примеры связей человека и живой природы. ДЗ

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

·

 

Признаки живого (параграф 2)

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

……….……………………………………….

· …………………………………….………………………………………………………………………

……….……………………………………….

· …………………………………….………………………………………………………………………

……………………………………….……………………………………………………………………….

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

Организм – это …………………………………………………………………………………………

…………………………………….…………………………………………………………………………

Орган – это …………………………………….………………………………………………………...

…………………………………….…………………………………………………………………………

Примеры органов растений: ………………………………………………………………………………

Примеры органов животных: ……………………………………………………………………………..

Живая природа – это ………………………………………………………………………………...

…………………………………….…………………………………………………………………………

 

Методы изучения природы

Метод – это ……………………………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

· …………………………………….………………………………………………………………………

? Определите, какие методы используют уче


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.