Распространенное простое предложение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Распространенное простое предложение

2017-09-29 194
Распространенное простое предложение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания. Прежде чем научить составлять пред­ложения из 5—7 слов, в состав которых входят определения и раз­личные обстоятельства, необходимо предварительно отработать

 

ними отдельные словосочетания, например: «прилагательное 4-существительное» или «наречие (много) + родительный па­деж множественного числа существительного» и т. д. Затем новы­ми словосочетаниями расширить ранее усвоенные детьми типы пред­ложений (см. четвертый этап обучения).

Логопедическая работа, направленная на обучение детей со­гласованию прилагательных с существительными, долгое время, может ограничиваться грамматическими формами именительного падежа единственного числа мужского и женского рода, а также именительного падежа множественного числа. Обучение детей со­гласованию прилагательных с существительным в косвенных паде­жах может быть отнесено на следующий этап обучения, Напомним, что, прежде чем начать обучать детей правильно называть призна­ки предметов (цвет, величина, вкус и т. д.), необходимо научить их сравнивать предметы по этим признакам. Затем дети учатся называть признаки предметов, ориентируясь на вопросы логопеда: «Какой? какая? какие?», которые помогают выбрать правильную грамматическую форму прилагательного. Первоначально назва­ния предметов должны иметь яркие родовые окончания, например а у слов женского рода (ламп-а) и твердый согласный у слов мужско­го рода (мак).

Если ребенок не запоминает названий цвета, можно временно ограничить его обучение сравнением предметов по цвету.

Отдельные затруднения в запоминании некоторых признаков предметов не должны тормозить логопедическую работу по дальней­шему развитию речи ребенка.

Задание 1. Закрепить правильное употребление детьми следующих слово­сочетаний:

•ОвУ>,

1) «наречие много + род. пад. мн. числа существительных на

2) «предикативное слово нет + род. над. мн. числа сущест-ительных на -ов».

Примерный лексический материал

барабан — много барабанов паровоз — много паровозов самолет — много самолетов пароход — много пароходов

шар — много шаров кубик — много кубиков гриб — много грибов стол — много столов шарф — много шарфов

Игровой прием

«Чего здесь много?» Детям раздаются карточки. На одних изображен один предмет, на других — много таких предметов. Ведущий показывает и называет свою карточку: «У меня на картин­ке нарисован один дом. У кого нарисовано много домов?» Ребенок,

у которого картинка с несколькими домами, отвечает: «На моей картинке нарисовано много домов». Дети, которые правильно наз­вали и показали свои карточки, получают фишки. Выигрывает тот, у кого к конду игры будет больше фишек.

«Дополни и скажи», Логопед называет предложение, не за­канчивая его. Дети должны вставить по смыслу нужное слово, по­ставив его в соответствующем падеже и числе. Например, логопед говорит предложение:

В небе летит самолет, а на аэродроме стоит много... (самолетов), В комнате стоит один стол, а на фабрике делают много... (столов).

Если эта работа будет вызывать у детей затруднения, можно на первых занятиях использовать для опоры соответствующие кар­тинки.

Задание 2. Научить детей по аналогии с вопросами чей? или чья? лра- I вильно отвечать, согласуя местоимения мой, моя с существительными.

Примерный лексический

материал

Моя—машина, кукла, картинка, коляска, книга, лесенка, груша, слива, морковь, свекла, редиска, лента и т. п.

Мой — мяч, кубик, подъемный кран, танк, пароход, шар, са­молет, стол, стульчик, велосипед, обруч, лук, помидор, карандаш и т. п.

Фрагмент одного занятия Логопед располагает на столе ряд предметов:

— Посмотрите, какие у меня вещи. Послушайте, как я буду их называть:

мой шарф — моя сумка

мой карандаш — моя ручка

мой пакет — моя тетрадь

Послушайте, как я по-разному спрошу про эти предметы. Шарф— он чей? (Он мой.) Сумка — она чья? (Она моя.) А сейчас вы сами будете узнавать свои вещи, которые находятся в коробке (предметы предварительно собираются у детей). Поднимет руку и скажет тот, чью вещь я достану.

— Эта рубашка чья?

Ребенок поднимает руку и отвечает:

— Это моя рубашка.

— Правильно, это Бовина рубашка. А эта кофта чья? Косынка чья? Чей у меня пузырек? Чей стакан?

Дети отвечают на вопросы. Логопед фиксирует внимание на вопросах чей? или чья?

Задание 3. Предложить детям сгруппировать предметы в зависимости от родовой принадлежности (родовая принадлежность проверяется словами

моя).

их

моймоя).

 

Игровой прием к занятию: «Про какую игрушку /предмет) можно сказать мой, а про какую моя?»

Логопед предлагает детям отдать свои игрушки кому-нибудь одному, например Люде. Передавая игрушку (предмет), каждый ребенок говорит: «Люда, возьми куклу», или: «На тебе куклу» и т. д.

Затем логопед говорит:

— Теперь у Люды много разных красивых игрушек. Мы дадим ей задание все игрушки разложить в две коробки. В одну коробку (на ней нарисован мальчик) убрать игрушки, про которые можно сказать мой. В другую коробку (на ней нарисована девочка) убрать игрушки, про которые можно сказать моя.

Люда, разбирая игрушки, должна четко произносить предло­жения типа моя лошадка, мой мишка.

Все дети следят за правильными действиями девочки, а в слу­чае ошибки поправляют ее. Логопед помогает им правильно согла­совывать местоимение с существительным, задавая вопросы ч е й?,

чья?

Названия игрушек, предметов можно сочетать с закреплением звуков саз (зайка, самолет, зонт, бусы и т. д.).

Задание 4. Научить детей согласовывать определения с теми словами, к которым они относятся, составить с проработанными словосочетаниями предло­жения.

а) Назвать величину предметов:

Этот дом большой. А этот домик какой? Девочка большая. А кукла какая? Кот большой. А котенок какой? Эта лопата большая. А это какая?

б) Назвать вкус предметов:

Сахар сладкий, соль соленая, мороженое вкусное, а лекарство горькое (невкусное).

в) Назвать цвет предметов:

Красный, желтый, синий, черный, белый, зеленый (кубик красная, желтая, синяя, черная, белая, зеленая (лента).

Задание 5. Сравнить предметы по весу.

Пушинка легкая, а камень.... Эта сумка тяжелая, а эта....

Задание 6. Научить детей самостоятельно по аналогии подбирать опреде­ления к предметам.

Примерный лексический материал

Снег белый. А зайчик зимой какой?

Летом ствол сосны рыжий. А белочка какая?

Летом трава зеленая. А кузнечик какой?

Летом цветы пестрые. А бабочки какие?

Этот платок чистый. А скатерть (салфетка) какая? (Чистая.)

Чайник грязный. А посуда какая? (Грязная.)

Портфель новый. И книга какая? (Новая.)

Дом старый. И мебель в доме какая? (Старая.)

У Саши теплый свитер. А у Лены кофта какая?

На улице холодная погода. И дует ветер какой?

Сегодня жаркая погода. Сегодня день какой?

В чайнике горячая вода. Значит, чай какой?

Мальчик босой. И девочка какая?

Дом большой. И деревня какая?

Задание 7. Научить детей самостоятельно подбирать определения к хорошо знакомым им предметам, игрушкам.

Игровой прием

к

заданию

«Угадай, что вытащил, и скажи, какой (-ая) он (-а)». Логопед подбирает ряд предметов, знакомых детям. Названия этих предме­тов проговариваются отдельными детьми.

Все предметы складываются в корзину или мешок. Детям пред­лагают с закрытыми глазами выбрать предмет, ощупать его, уга­дать, что это такое, и назвать признак выбранного предмета.

Усложненный вариант. ■ Логопед объясняет, что могут быть предметы большие и маленькие, длинные и короткие, широкие и узкие, прямые и кривые. Надо с закрытыми глазами вы­брать какой-то предмет, ощупать его, угадать, что это, назвать, например: «Это лента». Далее логопед говорит:

— Эта лента широкая. Вот эта ленточка (показывает другую) не широкая. А как про нее можно сказать, какая она? Узкая. Аналогично называются другие пары предметов.

Веревка длинная

короткая Елка высокая-елка низкая.

веревка

Мяч большой — мяч маленький. Пояс широкий — пояс узкий.

Задание 8. Научить детей называть признаки людей, животных, предметов из прочитанных ими стихов или рассказов (некоторые стихотворения подобраны с изменением ряда существительных и прилагательных).

Примерный лексический материал и при­мерные упражнения

I. Наша Оля маленькая.

Т I

 

._...... -****. Вот наш Вова маленький.

На ней лента аленькая. На нем пояс аленький.

Задания для детей

а) Ответить на вопросы; Какая Оля и какой Вова?

Что было у Оли и что было у Вовы?

б) Подсказать подчеркнутые слова. (Логопед читает стихотво­рения, ребенок договаривает подчеркнутые слова.)

II. На улице курица С петухом дерется, А девочка маленькая

На улице курица С петухом дерется, А мальчик маленький

Смотрит и смеется. Смотрит и смеется

Задания для детей

а) Ответить на вопросы, какая девочка и какой мальчик увиде­ли дерущихся петуха и курицу.

б) Подсказать подчеркнутые слова.

в) Как надо говорить правильно:

Девочка (какая?)... (маленькая) и мальчик (какой?)... (маленький). Значит, девочка и мальчик (какие?)... (малень­кие).

III. Красная да сочная рябина. Мама свою дочку в праздник нарядила: Красная косынка, красные сапожки, Стала на рябину девочка похожа.

Задания для детей

а) Какая косынка была на девочке? Какие были сапожки? На что стала похожа девочка?

б) Назвать свои вещи и сказать, какие они (кофта, шапка, туфли).

в) Подсказать подчеркнутые слова. IV. На парад поедут дети,

И в руках у них флажки; Дина держит красный флаг, Оля — яркие цветы.

Задания для детей

а) Ответить на вопросы: Какой флаг держит Дина? Что держит Оля?

б) Подсказать подчеркнутые слова.

в) Как надо говорить правильно:

Красный флаг, но флаги (какие?)... (красные).

V. Вот пришла лисичка, Рыжая сестричка. Прибежал сердитый волк, Он зубами щелк да щелк.

Задания для детей

а) Какая была лисичка-сестричка? А какой был волк?

б) Как надо говорить правильно:

Лиса рыжая, а лисицы (к а к и е?)... (рыжие). Волк сердитый, а волки (какие?)... (сердитые).

в) Подсказать подчеркнутые слова. VI. Уж как я тебе, коту,

Шубу новую сошью И сапожки закажу.

Задания для детей

а) Ответить на вопросы: Какую шубу сошьют коту? Что кот наденет на ножки?

б) Как надо говорить правильно:

Шуба (к а к а я?)... (новая). А сапожки (какие?)... (новые).

в) Сказать о своей шубе, какая она (теплая, новая и т. д.). Сказать о своих сапожках, какие они (новые, красные, красивые).

г) Подсказать подчеркнутые слова.

Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная, Веселая, смешная.

VII. Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. Хорошая игрушка

Задания для детей

а) Какая была игрушка? Что такое заводная игрушка?

б) Вспомнить, какой бывает живая лягушка.

в) Подсказать подчеркнутые слова.

VIII. В банке чистая вода,

Задания для детей

Если грязная вод а. Рыб пускать туда нельзя.

а) В какую воду можно пускать рыбок, а в какую — нельзя?

б) Подсказать подчеркнутые слова.

в) Запомнить, что чистая вода — прозрачная, а грязная — мут­ная.

Стихи для заучивания

Методические указания. Если дети запоминают стихотворную форму из двух строчек, необходимо расширить объем запоминания наизусть до 4—6 строк. Логопед на свое усмотрение подбирает для заучивания стихи (см. методику на стр. 183.).

Легкий белый снежок Падает, кружится. Вышли дети погулять, Будут веселиться.

Дети по лесу гуляли, Дети зайчика видали, И медведя, и лису. Хорошо было в лесу!

Жили-были зайчики На лесных опушках, Жили наши зайчики В беленьких избушках.

Петушок кота любил, Петушок кота учил: «Ты всегда перед едой Лапки чисто с мылом мой».

У леса на опушке Высоко на суку С утра поет кукушка: Ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Зайка вымыл свои ушки, Вымыл он и лапочки. Стал зайчонок наряжаться, Надевал он тапочки.

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы.

«До свиданья, до свиданья, Я от деток ухожу, Своим деткам на прощанье Я рукою помашу».

Рисует Володя Зайку на стене, Зовет его, серого: «Пусть бежит ко мне».

Я зайчика видала: Прижался он к пеньку. Его бы я поймала, -Кукушка испугала: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

 

Предложения с однородными членами

Методические указания. Логопедическую работу над однород­ными членами предложения целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями. Если согласование прилагательных с существительными в именительном падеже усваивается детьми без особых трудностей, можно предложить им согласовывать прилага­тельные с существительными в косвенных падежах единственного числа.

Задание 9. Составить с детьми предложения с однородными подлежащими.

Фрагмент одного занятия

Предлагаются разные виды работ: составить предложения по картинкам, по опорным словам, по демонстрируемым действиям, Дополнить предложения недостающими словами. Например, лого-пед отбирает в конверт картинки: помидор, огурец, арбуз, яблоки, ромашки, васильки, грибы, ягоды... Предварительно эти названия проговариваются. Далее логопед предлагает детям внимательно послушать начало предложения, которое он назовет, например; В лесу живут.... Ребята достают из конверта и называют только те картинки, которые подходят к данному предложению.

В лесу живут медведи, волки, ежи.

На огороде растут картофель, редиска, огурцы.

В саду созрели яблоки, груши, сливы.

Задание 10. Составить с детьми предложения с однородными определениями

Если дети уже умеют сравнивать предметы по величине, форме, цвету, вкусу, назначению, можно провести игру «Узнай, что мы загадали». Один ребенок назначается водящим и выходит за дверь. Дети в это время вместе с логопедом загадывают какой-то знакомый предмет, каждый придумывает, какое определение к нему он назо­вет. Входит водящий, и дети начинают говорить про спрятанный предмет, например: «Она красная, длинная, сладкая, вкусная, большая, полезная». Водящий должен угадать, что это морковь. Или: «Он большой, круглый, резиновый, легкий, красивый, крас­ный, прыгучий» (мяч). Если водящий угадывает, то получает фиш­ку. Выигрывает тот, у кого больше наберется фишек.

Задание 11. Составить с детьми предложения с однородными сказуемыми. Игровой прием к заданию

«Вспомни и назови». Дети выбирают водящего. Логопед тихо, чтобы никто не слышал, дает ему задание. Тот начинает его выпол­нять, а остальные дети очень внимательно следят за тем, что дела­ет водящий, какие он взял предметы. После выполнения задания один ребенок должен назвать ряд действий, которые выполняет! водящий. Выигрывает тот, кто наиболее точно и правильно расска­жет, что делал водящий. Например:

Вова встал, подошел к столу, взял ножницы, взял цветную бу­магу и стал вырезать кружок.

Наташа открыла ящик, достала красный' карандаш, бумагу и нарисовала дом.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.