Формирование предложений из нескольких слов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формирование предложений из нескольких слов

2017-09-29 377
Формирование предложений из нескольких слов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания. Непременным условием при обучении детей составлению предложений из 3—5 слов является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Логопед кор­ригирует вопросами (там, где это можно) порядок слов в предло­жении, следит за тем, чтобы ребенок при составлении предложений не опускал глагола и употреблял его в нужной форма, согласуя в числе и лице с существительным.

Сначала лучше ставить одни и те же вопросы, чтобы однород­ность значения падежа облегчила ребенку его усвоение. Например, для усвоения переходности действия, выраженного винительным падежом, логопед задает ребенку однотипные вопросы, требующие ответа с употреблением существительного в винительном падеже единственного числа: «Что кушает мальчик? А что пьет девочка?»

Аналогично ставятся вопросы к дополнению, выраженному дательным падежом, обозначающему лицо, для которого соверша­ется действие, и творительным падежом, обозначающему орудие действия, и т. д.

После того как ребенком усвоены предлагаемые конструкции, логопед ставит различные вопросы, например: «Кто это?» — «Маль­чик». — «А что он делает?» — «Пьет». — «А что он пьет?» — «Мо­локо», — «А из чего он пьет?» — «Из кружки». И т. д.

Если на первых этапах выполнения заданий однословные от­веты детей вполне допустимы, то в последующем от ребенка тре­буется обязательное проговаривание всего предложения (синтак­сического стереотипа) с правильным его грамматическим оформле­нием, при этом надо помнить, что детям с общим недоразвитием речи труднее грамматически правильно оформить второе зависимое от глагола слово, чем первое, например: «Девочка гонит козу прут(ом)».

Чем больше ребенок составит предложений по демонстрируе­мым, действиям, сюжетным картинкам, развернуто ответит на воп­росы, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и тем самым скорее продвинется в своем речевом развитии. А поэтому вне занятий советуем использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины, о которых можно спросить: «Кто (что) это? Ч т о о н (она) делает? Ч ем? Кому? Где? К у д а» и т. д.

 

Все неправильные ответы детей ненавязчиво исправляются логопедом.

На занятия выносится только тот лексический материал, кото­рый доступен детям в слоговом и грамматическом оформлении. Для этого весь предлагаемый материал подобран таким образом, чтобы ребенок преимущественно пользовался «наиболее легкими» для него типами словоизменения и словообразования, которые доступны детям с низким уровнем развития речи.

Задание 1. Научить детей отвечать на вопросы: «Кто это? Что он (она) делает? Что?», после чего составить предложения по моделям:

а) «им. пад. + согласованный глагол + прямое дополнение» (форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.).

Примерный лексический материал

Субъект действия: пьет: чай, молоко, кофе есть (кушает): суп, мясо, хлеб,

арбуз, яблоко лепит: шарик, гриб(ок),

дом(ик), цветок несет: мяч, гриб, кубики,

мешок, самолет моет: полы, окно, руки, лицо,

уши, нос ловит: мяч читает: письмо варит: суп, компот, мясо шьет: платье, фартук, пальто вешает: белье, пальто

б) «им. пад. существительного мое дополнение» (форма вин. пад.

Субъект действия: сажает: цветы, лук, маки убирает: книги, игрушки собирает: грибы, цветы, ягоды стирает: белье, носки, чулки,

платок, трусы подметает: двор, пол закрывает: шкаф, дверь, окно пишет: письмо

рисует: дом, гараж, цветок берет: мяч, кубики, самолет,

шары чистит: зубы, пальто, ботинки,

тапки поливает: цветы, двор

+ согласованный глагол -f- пря-имеет окончание -у).

Примерный лексический материал

Субъект действия: ест: кашу, котлету, лапшу пьет: воду

несет: лейку, банку, куклу лепит: утку, кошку, машину рисует: собаку, машину, козу ловит: бабочку варит: кашу, лапшу шьет: кофту, рубашку моет: раму подметает: комнату, улицу

Субъект действия: чистит: шубу, шапку читает: книгу, газету вешает: рубашку, кофту стирает: рубашку, майку поливает: малину, вишню, ули­цу, дорожку

сажает: вишню, капусту убирает: комнату ■ собирает: землянику закрывает: сумку

N

Задание 2. Научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: «им. пад. существительного + согласованный глагол -+- два зависимых от глагола падежа (вин. пад. ед. числа + Дат. пад. ед. числа)».

а) Задать детям вопросы для выяснения лица, в интересах ко­торого совершается действие:

Кому папа читает книгу? — Вове, девочке, Оле.

Кому мама дает конфету? — Дочке, девочке.

Кому Вова даст сахар? — Собаке, Жучке.

Кому мальчик несет очки? — Бабушке, дедушке. Кому Оля шьет платье? — Кукле, Тане. Кому мама гладит платье? — Девочке, Оле, Тане. Кому мама стирает белье? — Дочке, Вове. Кому девочка бросает мяч? — Девочке, мальчику. Кому собака дает лапу? — Мальчику, девочке. Кому девочка сыплет зерно? — Птичке. Кому мама дарит велосипед? — Володе. Кому мальчик дает сено? — Коню.

б) Предложить составить предложения по демонстрируемым дей­ствиям или картинкам (с обязательным проговариванием всего пред­ложения).

Примерный лексический материал

Чем мама выбивает ковер? — Чем девочка накрыла голову? —

Девочка дает сено козе. Мальчик несет маме цветы. Собака дает лапу девочке. Девочка сыплет зерно петуху

Мальчик дает девочке цветы. Нина несет бабушке очки. Мама дарит девочке куклу. Мама дарит Вове велосипед.

Задание 3. Научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: «им. пад. ед. числа + согласованный глагол -{- два зависимых от глагола падежа (вин. пад. ед. числа + твор. пад. ед. числа)».

а) Предложить детям ответить на вопросы, поставленные к кос­венному дополнению, выраженному творительным падежом в зна­чении орудия действия (с окончаниями -ом и -ой)1.

Примерный лексический материал

Чем мама режет хлеб? — Ножом. Чем посыпают дорожки? —

Чем мальчик колет лед? — Ло- Песком.

мом.

Чем папа рубит дрова? — То- Чем мама гладит белье? —

пором. Утюгом.

Чем папа пилит дрова? — Пи- Чем мама стирает белье? —

лой. Мылом.

1 Вначале даются слова творительного падежа с окончанием -ом под уда­рением. Напомним, что -ом — окончание «главенствующее» и упорно может упот­ребляться детьми на месте -ой.

 

Палкой.

Чем ты кушаешь суп? — Лож­кой.

Чем ты кушаешь котлету? — Вилкой.

Платком. Чем мальчик рисует цветок? Карандашом.

б) Научить детей составлять предложения. Примерный лексический материал

Девочка гладит платье утюгом.

Девочка гонит козу прутиком (веткой).

Вова рисует самолет карандашом.

Девочка ест кашу ложкой.

Девочка ест котлету вилкой.

Дядя копает землю (грядку) лопатой.

Маша чистит зубы щеткой.

Мама моет посуду щеткой.

Папа пилит дрова пилой.

Тетя метет двор метлой.

Кошка чешет ухо лапой.

Ваня косит траву косой.

Задание 4. Научить детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: «Кто это? Что он (она) делает? Как он (она) это делает?»

Образец:

Таня танцует как? — Хорошо. Витя танцует как? — Плохо. Нина поет как? — Громко. Оля поет как? — Тихо. Машина едет к а к? — Быстро. Лодка плывет как? — Медленно.

Задание 5. Научить детей отвечать на вопрос «У кого?» (конструкции с предлогом у).

Игровые приемы к заданию

1. Предметное лото.

2. Загадки о животных (например, «У кого рога? У кого длин­ные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого боль­шие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т. д.).

Задание 6. Предложить детям выполнить поручение: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом в, который может опускаться).

а) При ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов логопеда.

 

Л о г о п е д:

Поставь игрушки в шкаф. Ска­жи, куда ты их поставил?

Положи кубики б ящик жи, куда ты

Положи ключи жи, куда ты

Убери карандаш

Куда ты его убрал?

Ска-

их положил?

сумку. Ска-их положил?

в коробку.

Ребенок: (В) шкаф. (В) ящик. (В) сумку. (В) коробку.

б) Дети изменяют формы слов с помощью окончания (в без­ударном положении фонетически близко к к).

Логопед:

Где лежат кубики? Где лежит платок? Где лежат ключи?

Ребенок:

(В) столе. (В) кармане. (В) сумке.

Игровой прием к заданию

Можно предложить детям спрятать предметы (в ящиках, в сум­ку, в карман и т. д.), а через некоторое время попросить вспомнить, где что лежит.

Задание 7. Предложить детям выполнить поручение: поместить предмет на поверхности чего-то и ответить, куда помещен (положен, поставлен) предмет (конструкции с предлогом на).

а) При ответах дети используют формы слов из обращенных к ним вопросов.

Логопед: Поставь цветок на окно. Куда

ты поставил цветок? Положи тетрадь на стол. Куда

ты положил(а) тетрадь? Посади мишку на стул. Куда

ты посадил(а) мишку? Положи спать куклу на кровать.

Куда ты положила куклу? Брось мяч на пол. Куда ты

бросила мяч?

Ребенок:

(На) окно. (На) стол. (На) стул (На) кровать (На) пол.

б) Дети изменяют формы слов с помощью окончания или (в безударном положении фонетически одинаково). Логопед: Где стоит цветок? Ребенок; Где лежат тетради? Где сидит мишка? На чем стоит ваза*'

 

(На) окне. (На) столе. (На) стуле. (На) столике. И т. д.

Задание 8. Предложить детям выполнить поручение: положить (спрятать) предмет подо что-то (конструкции с предлогом под).

Замечания к проведению задания. Задание проводится так же, как предыдущие. Сначала форма слов-ответов совпадает с формой обращенных к ребенку вопросов: «Спрячь мяч под ковер. Куда ты спрятал мяч?» Ребенок отвечает: «Под ковер».

Затем логопед спрашивает, где находится сейчас спрятанный предмет? Ответы: «под ковром, под столом, под стулом, под стеклом, под шкафом, под платком, под книгой, под сумкой, под бумагой, под газетой, под тарелкой и т. д.»

Задание 9. Предложить детям сравнить пары сюжетных картинок и соста­вить по ним предложения.

Кошка сидит под стулом. — Кошка сидит на стуле.

Мяч лежит под столом. — Мяч лежит на столе.

Собака лежит под крыльцом.—Собака лежит на крыльце.

Птичка сидит под кустом. — Птичка сидит на кусте.

Белка сидит под елкой. — Белка сидит на елке.

Задание 10. Научить детей отвечать на вопрос, с кем совместно совершается действие (конструкции с предлогом с):

а) по демонстрируемым действиям;

б) по сюжетным картинкам.

Задание 11. Научить детей отвечать на вопросы о направленности совер­шаемого действия (конструкции с предлогом к):

а) по демонстрируемым действиям («К кому подошел Вова?»);

б) по сюжетным картинкам.

Задание 12. По сюжетным картинкам выучить с детьми следующие выра­жения:

а) едет, катается на + предл. пад. ед. ч. (машине, самоле­те, осле, коне, самокате, велосипеде и т. д.);

б) катается на + предл. пад. мн. ч. (лыжах, санках, коньках, качелях);

в) играет в + вин. пад. (мяч, куклы, прятки, кубики и т. д.).

Задание 13. Провести занятие на все пройденные предложные конструкции:

а) спросить о местонахождении различных предметов, окружа­ющих детей;

б) составить предложения по сюжетным картинкам.

Задание 14. Научить детей составлять предложения из трех—пяти слов по модели: «им. пад. существительного -+- согласованный глагол -J- инфинитив + один или два косвенных падежа».

Примерный лексический материал

Мальчик идет ловить рыбу. Девочка идет купаться на речку. Я хочу играть в мяч с Катей.

Игровые приемы к заданию

«Загадай желание и скажи, что ты хочешь». На столе разложены предметы: пальто, мяч, удочка, книга, карандаш с бумагой и т. д. Ребенку предлагается взять любой предмет, загадать желание и сказать, что он хочет делать. Можно предложить остальным детям угадать желание берущего предмет. Приблизительные ответы де­тей: «Я хочу играть в мяч с Аней», «Вова хочет читать», «Таня хочет гулять» и т. д.

«Скажи, что ты будешь делать». Выбирая предметы, дети гово­рят вместо слова хочу (хочет), буду (будет), например: Таня будет рисовать цветок карандашом.

Сопоставление грамматических форм

слов

Методические указания. К работе по составлению различных форм слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100—150 существительных) и названий дейст­вий (не менее 40—50 глаголов). Весь речевой материал логопед под­бирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге предлага­емой работы дети должны научиться изменять существительные, используя окончания единственного (-у, -а, -е (-и), -ам, -ой) и множественного числа (-ы (-и), -ов, -ах, -ами), атакже иметь сле­дующий запас глагольных форм:

1) повелительное наклонение 2-го лица единственного числа;

2) инфинитив;

3) изъявительное наклонение настоящего времени (3, 1, 2-е лицо ед. ч; 3, 1-е лицо мн. ч.);

4) прошедшее время 3-го лица единственного и множественного числа. (На данном этапе обучения совершающиеся действия не сопоставляются во времени.)

При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах, Если чередование стойко не усваивается, следует взять в работу только формы, доступные для усвоения.

Задание 15. Предложить подобрать к предметной картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картин и сказать, чем они отличаются;

шар — шары комар — комары

 

мяч — мячи кубик — кубики

муха — мухи оса — осы

гриб — грибы кот — коты зуб — зубы стол — столы шкаф — шкафы мак — маки ключ — ключи

петух — петухи утка — утки заяц — зайцы сапог — сапоги шкаф — шкафы конь — кони

машина — машины лопата — лопаты ягода — ягоды самолет — самолеты сумка — сумки собака — собаки кошка — кошки

Задание 16. Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отли-

чаются:

дом — домик мяч — мячик шар — шарик еж — ежик кот — котик

ягода — ягодка лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик слон — слоник

нос — носик ■— носище

глаз — глаза — глази­ще — глазки

рука — руки — ручи­щи — ручки

нога — ноги — ножки — ножищи

рот — ротик — ротище

Задание 17. Провести занятие на сопоставление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов:

а) 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения;

б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени изъяви­тельного наклонения;

в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени изъяви­тельного наклонения:

лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю

иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи —■ спит — сплю шей — шьет — шью читай — читает — читаю рисуй — рисует — рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою

Задание 18. По сюжетным картинкам с конкретным изображением какого-либо действия научить детей самих определять «команды» и отдавать их. Ребенок, выполняющий команду, констатирует действие.

Ответ того, Приказ: кто совершает

действие:

Спи. Я сплю.

Пей. Я пью.

Иди. Я иду.

Стой. Я стою.

Сядь. Я сижу.

Ешь. Я ем.

Лежи. Я лежу.

 

На сюжетной картинке:

Девочка спит. Мальчик пьет. Мама идет. Вова стоит. Нина сидит. Девочка ест. Бабушка лежит.

Задание 19. Научить детей одни и те же предложения употреблять в ут­вердительной и отрицательной форме.

Я пойду гулять. — Я не пойду гулять. Он поедет на машине. — Он не поедет на машине. Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в лес за гри­бами.

Замечания к проведению занятия. Это за­нятие лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно.

— Петя, ты хочешь пить?

— Да, хочу.

— А ты, Вова, хочешь пить?

— Нет, не хочу. И т. д.

Задание 20. Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.

Вова идет. — Я иду. Нина шьет. — Я шью. Таня пьет. — Я пью. Вова льет. — Я лью. Катя спит. — Я сплю.

Таня читает. — Я читаю. Катя бежит. — Я бегу. Толя рисует. — Я рисую. Оля ест. — Я ем.

И т. д.

Игровой прием к заданию

«Угадай и сделай так же». Один из детей совершает действие без предмета или с предметом. Другой ребенок должен угадать со-вершаемре действие, назвать его и сделать точно так же.

Задание 21. Научить детей одни и те же глаголы настоящего времени ед. ч. употреблять в 1-м лице множественного числа (можно без местоимений).

Я пью. — Мы пьем. Я иду. — Мы идем.

Я гуляю. — Мы гуляем. Я поливаю цветы. — Мы поли­ваем цветы. Я ем. — Мы едим. Я сплю. — Мы спим. Я рою яму. — Мы роем яму.

Я мою руки. — Мы мо- Я копаю песок. — Мы копэем песок. ем руки.

Я пою. — Мы поем.

Я шью. — Мы шьем.

Задание 22. Научить детей изменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени по вопросу что делать?

Предлагаемый лексический материал

Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?)... (собирать грибы).

Мальчик копает песок, и нам надо... (копать песок).

Мама убирает комнату, и нам надо... (убирать комнату). Девочка моет руки, и нам надо... (мыть руки). Мальчик пьет чай, и нам надо... (пить чай). Ната шьет платье, и нам надо... (шить платье). Вова идет в школу, и нам надо... (идти в школу).

Задание 23. Сопоставить глаголы единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м1-

Я пью. — Ты пьешь. — Он пьет. Я иду гулять. — Ты идешь гу-Я ем. — Ты ешь. — Он ест. лять. — Он идет гулять.

Я иду. — Ты идешь. — Он идет. Я мою руки. — Ты моешь ру-Я несу. — Ты несешь. — Он не- ки. — Он моет руки.

сет. Я стою. — Ты стоишь. — Он сто- Я строю дом из кубиков.—

ит. Я сижу. — Ты сидишь. — Он Ты строишь дом из кубиков. —

сидит. Я сплю. — Ты спишь. — Он Он строит дом из кубиков.

спит.

Фрагмент одного занятия

Это занятие хорошо проводить в форме игры с мячом. Один ре­бенок перебрасывает мяч другому, называя действие в форме гла­гола в 1-м лице. Поймавший мяч называет этот же глагол в форме 3-го лица и бросает мяч следующему, который должен употребить форму глагола 2-го лица. И т. д.

Формирование слоговой структуры слов и з в у к о п р о и з н о ш е н и я

Методические указания. Усложняя работу над слоговой струк­турой слов (см. третий этап обучения, стр. 96), логопед в отрабаты­ваемые слова вводит стечения согласных звуков, с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми.

При делении слов на слоги мы рекомендуем иметь в виду, что, Деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, на­пример: мыш-ка (а не мы-шка), стир-ка (а не сти-рка).

Артикуляционные упражнения предлагается заменить упраж­нениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти Упражнения включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить. Отработанные стечения согласных звуков

1 Если задание недоступно, перенести на следующие этапы обучения.

затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.

Возможно, что у многих детей будут стойкие замены мягких согласных звуков на твердые, а а на ль. В этом случае предлага­ется провести серьезную работу по исправлению недостатков смяг­чения согласных звуков и йотации. Исправление этого дефекта мо­жет оказаться весьма трудоемким.

Задание 24. Провести упражнения на четкое проговаривание стечений со­гласных звуков и подобрать с этими звуками слова:

мна-мно-мну нка-нко-нку кни хва ква хма
два-дво-дву кна-кно-кну дви хво кво хмо
вта-вто-вту пка-пко-пку пки хву кву хму
мпа-мпо-мпу тва-тво-тву мни      

Слова: много, два, твоя, помни, кнопка, кнуты, книги, по­купка, лампа, хвалить, хмурый.

Фрагмент одного занятия

Если ребенку трудно по подражанию произнести слог со стече­нием согласных, логопед предлагает повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук а, например: ма-на, ма-но или да-ва, да-ву. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произно­сится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между а и ы, например: мъна, мъно, мънуклндъва,дъво, дъву. Наконец, редуцированный гласный совсем опускается, и стечения согласных произносятся без него: мна, мно, мну; два, дво, дву и т. д. После того как стечения соглас­ных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно прого­вариваются ребенком по слогам (простукиваются).

Задание 25. Если дети владеют произношением мягкого звука л, то дать его в стечениях:

пля для кля мл я вля тля
пле дле кле мле вле тле
плю длю клю млю влю тлю
пли дли кли мл и вли тли

Слова: плита, блины, пляши, клюв, длинный, клин, земля, плющ.

Задание 26. Если дети владеют приближенным звуком с, то провести упраж­нения с этим звуком со стечением согласных:

тания:

Задание 27. Если твердый звук С имеется, можно дать следующие сочё-

см а сна спа ска ста
смо сно спо ско сто
ему сну спу ску сту

В нижеследующих заданиях проводится работа по исправле­нию недостатков мягких согласных звуков, если они замещаются на соответствующие твердые звуки1. (В данном случае не имеется в виду боковое произношение мягких согласных звуков.)

Задание 28. Вызвать звук ы.

Фрагмент одного занятия

Звук ы лучше всего вызывать в слогах ты или пы. Ребенку предлагается сказать по подражанию сердито ты, пы, далее ты и пы сопоставляются с ти и пи, которые детьми уже произносятся.

В основу сопоставления кладется акустическая характеристи­ка звуков — высокого звука и и низкого звука ы.

Можно сказать, например, что сердито, твердо говорит большой медведь, а нежно, мягко ему отвечает маленький мишутка. Вначале дети на слух определяют, кто из медведей говорит.

Сердито, твердо, язык назад: Нежно, мягко, язык вперед:

пы пи

мы ми

ты ти

ды ди

вы в и

ны ни

Если звук ы хорошо получается в слогах, то здесь же закрепля­ется в словах, для чего лучше всего брать множественное число су­ществительных: боты, ноты, коты, супы, зубы, лампы, слоны, шкафы и т. д.

  гние аэ . вызва! ъ мягкие согласные т, н, п, м в оо ратных слогах:
ать оть уть ить апь опь упь ипь
ань онь унь инь амь омь умь имь
ске сме сне спе све еле сте  
ски СМИ сни спи сви ели сти  
                             

1 Приемы исправления мягких согласных звуков и йотации описаны под­робно в статье Н. С. Жуковой «Недостатки мягких согласных звуков и йотации У Детей дошкольного возраста». Сб. «Специальная школа», вып. 2. М., «Про­свещение», 1968.

 

Фрагменты одного занятия

Используется следующий прием: ребенку предлагается потя­нуть подольше звук и в слогах типа ании, атии, а затем этот же слог укоротить, т. е. сказать его коротко, с маленьким коротким и. На месте полногласного звука и в слогах апи, ани, ати сначала произносим редуцированный звук переднего ряда, нечто среднее между a n e: an", an11, am" или on", он", отп. Полногласное и, которое смягчает предшествующий согласный, произносится все короче и короче, а затем совсем опускается. Сопоставляя полно­звучное и с его редуцированным вариантом в слогах, которые ре­бенок произносит то длинно, то коротко: апи-апн, они-он11, агпи-ат", мы закрепляем мягкость согласного на конце слов: кони, но конь и т. д.

Можно предложить слово сначала сказать с длинным и, а по­том это же слово сказать покороче, например: питипить, мышимыть, ходити — ходить и т. д.

Необходимо закрепить сочетание ть в инфинитиве, используя словосочетания: надо мыть, надо ходить, надо есть, шить, пить, сушить, лепить у носить, строить, водить, бежать, стоять, спать, лежать, гудеть и т. д.

Задание 30. Провести сопоставление обратных мягких и твердых слогов:

an — апь оп — опь ам — амь ом — омь

ат — ать от — оть ан — ань

он — онь

Задание 31. Вызвать мягкие согласные звуки п (б), М, н, т, (д) перед гласными а, о, (у).

пя-бя-мя тя-дя-ня тё-дё-нё (тю-дю)

Замечания к проведению занятия. Мяг­кость согласных перед гласными непереднего ряда (а, о, у) не вы­зывает трудностей, если хорошо усвоена мягкость согласного в обратном слоге и на конце слов. В противном случае между мяг­кими согласными и следующим гласным дети могут упорно про­износить й (йот): «пьять» (пять), «мьяу» или «мняу» (мяу), «мня-ик» (мячик).

Чтобы добиться смягчения согласных перед гласными а, о, у, можно использовать следующие приемы: предлагать ребенку произносить сочетания: пиапиа, пьяпя, миа — миа, мьялья, все убыстряя темп, можно также дать мягкое сочетание мь, пь, ть между двумя одинаковыми гласными, например: амь-а, апъ-а, ать-а. Сначала логопед, а вслед за ним и ребенок делает небольшую паузу между мягким согласным и последующим глас­ным, говорит как бы с остановкой, затем предлагается произнести

 

с остановкой апь-а, без остановки апя\ с остановкой ать-а, без оста­новки атя. Предварительно можно то же самое проделать с тверды­ми звуками.

Задание 32. Провести сопоставление прямых твердых и прямых мягких слогов:

ма — мя па — пя ба — бя

та — тя

да — дя на — ня

то — те ту — тю

но — не ну — ню

до — де ду — дю во — вё ву — вю

Задание 33. Вызвать у детей или поставить звук U (йот) и провести диф­ференциацию звуков й и ль.

Замечания к заданию. Это задание предлагается для работы с детьми, которые упорно заменяют звук а (йот) зву­ком ль.

После постановки звука й, который легко ставится от глас­ного и в дифтонгах аи, ой, эй, мы включаем его в слоги и сопостав­ляем его с л.

При сопоставлении слогов яля, еле, юлю, ёлё и обратных им мы основное внимание направляем на положение кончика языка.

После сопоставления й с мягким л сначала в слогах, а потом в отдельных словах типа йодлед, ямкалямка, даль — дай мы предлагаем подобрать как можно больше глаголов с основой на­стоящего времени на й, например: дай, гуляй, мой, шей, пей, стой, пой, строй.

Я мою плиту водой.

Я даю Оле юбку.

Я иду по льду.

Я ем малину, калину.

Я бегаю.

Я гуляю на поляне.

Оля дает Коле йод. Галя моет плиту водой. Лена дает Оле юбку.

Я пою песню.

Я даю юбку Оле.

Я пью воду.

Я купаю Лялю.

Я бью мяч ногой.

На поляне много малины.

Или:

Оля дает опята Коле.

Коля стоит на льду.

Толя бегает по поляне. И т. д.

Задание 34. Закрепить правильное произношение звуков ы, ль, й и мяг­ких согласных.

После того как отдифференцированы в слогах и некоторых сло­вах мягкие согласные п, б, м, ф, в, т, д, н перед гласными неперед­него ряда а, о, у от соответствующих твердых звуков и поставлен

И Закреплен звук и (йот), мы переходим к широкому накоплению правильно произносимых слов и предложений, в которых будут ид­ти непрерывные чередования мягких и твердых звуков. Однако на первых порах рекомендуем из речевого материала исключить отсут­ствующие в речи ребенка звуки, а также группы согласных, кото­рые недоступны для произношения.

Примерный лексический материал

Глаголы: упали, купали, идем, даем, пьем, льем, поет, пе­ли, поливали, катали, катает.

Предложения.

Дина и Надя ели дыню. Дима, на дыню. Дима, уйди, Мы идем, мы поем. Мы гуляем, мы летаем. У Дины винт. У Нади ноты. Коля пилит липу. Мама и Надя пекли блины (ели блины, малину). Ко­ля и Петя пили воду. Надя и Петя мыли боты.

Коля и Толя упа-ли. Дети спа-ли. Оля и Валя мы-ли

ноги.

Коля и Оля гуля-ли. Дети сиде-ли. Оля и Валя наде-ли

боты.

Дети воду пи-ли. Дети пе-ли. Оля и Коля бега-

ли в поле.

Дети малину е-ли. Дети обеда-ли. Дима и Тима пили-

ли липу.

Дети пе-ли.

Оля и Валя купа-ли Лялю.

Тетя Поля поливает маки. Мы поливаем маки водой.

Летом дети много гуляют и поют.

Тема идет домой. Тема дома.

Мама у плиты. Мама, пеки мне блины. На плите блины.

Мне пять лет. У меня пять котят.

Коля и Лена пилят полено.

Рассказ. Коля и Оля бегали в поле. Надя и Петя гуляли на поляне. На поляне были опята, но дети их не видели. На поляне были и ягоды. Потом дети ели ягоды.

Двустншья для заучивания

■ Методические указания. Как правило, дети с общим недоразви­тием речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной зри­тельной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишиям. При заучивании стихов необходимо

 

убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной кар­тинке с двустишием «Укусила кису муха, И болит у кисы ухо» можно спросить: «Кого укусила муха? Кто укусил кису? Покажи, куда муха укусила кису?»1 И т. д.

Примерный лексический материал

Ам-ам, кто там? Ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите да­леко.

«Би-би-би, — гудит машина, — Не поеду без бензина».

Это миска. В миске Молоко для киски.

Это самолет.

Б нем летит пилот.

Укусила кису муха. И болит у кисы ухо.

«Мяу-мяу, — кот пищит, — У меня живот болит».

Сидит на окошке Маленькая кошка.

На суку сидит сова Видно, строгая она.

Мама в комнату вошла И пирог нам принесла.

На крыльце лежат котята, Под крыльцом пищат цыплята.

Это для Леночки Мороженое на тарелочке.

Захотела кошка спать — Вот и лезет на кровать.

Лена по лесу идет, Громко песенки поет.

Говорит собака: «Ам! Кошке мясо не отдам».

Му-му, молока кому?

У моей машины Все четыре шины.

Это ложка. Ложкой буду есть окрошку.

Зайка маме говорит: «Хвостик у меня болит».

Кукла-куколка, бай-бай, Спи спокойно, засыпай.

Я сломала зайке ножку — И поплакала немножко.

У маленькой Наташки В корзиночке — ромашки.

Коля и Лена Пилят полено.

Зайка под кустом сидит И ушами шевелит.

На кусте сидит галчонок, Под кустом сидит зайчонок.

Кошка с котенком, Курочка с цыпленком.

Мышка с мышонком Водят хоровод.

В лес идут ребята Собирать опята.

Сели дети на качели, На качели сели — высоко взлетели.

£м. методику разучивания стихотворений на стр. 183:

Посмотрите, дети, Какой кот у Пети.

Вова удочку закинул — Из водички рыбку вынул.

Бежит заинька косой, А лиса кричит: «Постой!»

Мой маленький мишка Читает мне книжку.

Маленькие рассказы (Автор текстов С. И. Казани н)

Методические указания. Если дети научились отвечать на во­просы, составлять предложения по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам, а также выучили несколько дву­стиший, предлагается начать их обучать элементам связной речи. В результате такого обучения дети должны научиться передавать содержание маленьких рассказов несколькими предложениями (2—4). Однако на этом этапе обучение связной речи не выделяется в обособленную задачу, так как скудный словарный запас и несфор-мированность грамматического строя речи препятствуют этому.

Предлагаемые маленькие рассказы, а также упражнения к ним помогут ребенку овладеть необходимым для него минимумом рече­вых средств.

Логопед читает (или рассказывает своими словами) маленький рассказ, иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, лаконичным рисунком или изображениями на фланелеграфе. Затем логопед задает вопросы и приводит не­сколько упражнений, данных к тексту. Задания выбираются в со­ответствии с речевыми возможностями каждого ребенка.

Некоторые рассказы даются в стихотворной форме, однако их можно заменить на прозаические. Все тексты могут переделывать­ся по усмотрению педагога1.

Рассказы с демонстрацией ЛИЗА И ВАНЯ

Ваня еще маленький. (Появляется фигура мальчика, одетого по-зимнему.) Санки возить не может. (Появляются большие санки.) Ване покататься на санках Лиза поможет. (Появляется фигура де* вочки.)

Задания для детей

1. Ответить на вопросы:

Как зовут мальчика? Как зовут девочку?

Кого будет катать Лиза? Кто будет сидеть в санках?

1 См. методические указания у, пересказыванию текстов на стр. 186.

й. Подсказать подчеркнутые слова. (Логопед читает, дети про* говаривают подчеркнутые слова.)

3. Как надо говорить правильно?

Мальчик везет (что?)... (сапки), но катается (на чем?)... (на санках).

ПЕТУХ, КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА

Петушок поет. (Появляется петушок.)

Курицу с цыплятами зовет. (Появляется курица и несколько цыплят.)

Петушок зернышки нашел (рисуют точки), сам не съел — цы­плятам отдал.

Задания для детей

\. Ответить на вопросы:

Кто нашел зернышки?

Кого позвал петушок?

С кем гуляла курочка?

Кому петушок отдал зернышки?

Кто же склевал зерна?

2. Из предметных картинок с изображением птиц (утка, гусь, курица, цыплята, петух, галка и др.) выбрать действующих лиц.

3. Подсказать слова (логопед еще раз читает, дети договари­вают подчеркнутые слова).

4. Рассказать текст своими словами.

НАША СЕМЬЯ

Вот наша семья. Все делом заняты. Мама готовит обед. (Появ­ляется картинка с изображением женщины, стоящей у плиты.) Оля ей помогает. (Появляется фигура девочки.) Папа читает газе­ту. (Появляется мужчина с газетой.) А Наташа рисует цветок. (Наклеивается фигура рисующей девочки.)

Задания для детей

1. Перечислить, кто что делает.

2. Ответь, как ты помогаешь маме дома.

3. Как мы говорим? Если все работают, то как об эт©м можно сказать? «Все делом заняты».

4. Назвать предметные картинки с изображением цветка, цве­тов, цветочка и сказать, чем они отличаются.

5. Подсказать подчеркнутые слова.

6. Рассказать текст своими словами.

«ЧАЙНИК-НАЧАЛЬНИК»

Вот наша кухня. (Появляется стол с посудой и плита те чайник (на плиту ставится чайник)

На пли-всей посуды начальник.

В нем вода кипит. Будем чай пить.

Задания для детей

1. Ответить на вопросы: В чем кипит вода?

Что мы будем пить?

2. Отобрать и назвать предметные картинки с изображением посуды.

3. Как надо говорить правильно?

Мама взяла чайник и подошла (к ч е м у?) ... (к плите). Она поставила чайник (на что?)... (на плату). Значит, чайник сто­ит (н а ч ем?)... (на плите). Когда вода закипит, мама снимает чайник (откуда?)... (с плиты).

4. Подск<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.305 с.